Главные вкладки

    Развитие коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку.

    Карпова Ольга Михайловна

    Статья представляет собой обзор используемых методик развития коммуникативной компетеции при обучении иностранному языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kommunikativnaya_kompetentsiya.docx24.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

    О.М. Карпова

      Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации  требуют развития коммуникативной компетенции студентов. Все это повышает статус дисциплины «Иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

    Требования Государственного образовательного стандарта к профессиональной подготовке специалистов среднего звена нацеливают нас на переход к новому – более высокому – уровню владения иностранным языком, уровню коммуникативной компетенции, необходимому для изучения и творческого осмысления явлений профилирующей области науки.

    Современными методистами предлагается большое количество методик развития коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку. Рассмотрим некоторые из них. Начнём с метода проектов, который доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения  Е.С. Полат  считает приоритетным  для развития коммуникативной компетенции, характеризуя данный метод как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата» [4,78]. Проект – специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

    Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

    -  использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

    -  акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

    -  выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

    -  отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

    -  наглядное представление результата.

    Таким образом, метод проектов есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством преподавателя, направленная на решение исследовательской или социально-значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

    Иными словами, итогом работы  над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей «малой родины», участие в благоустройстве двора, улицы, что может сопровождаться ведением дневника на иностранном языке, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты и т.д.). Хорошо, когда  оба вида продукта выступают в их диалектическом единстве.

                Барменкова О.Е. в своей работе описывает использование видео-урока для развития коммуникативной компетенции. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. «Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы» [1, 20]. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти.

    Следующим методом развития коммуникативной компетенции является использование урока-экскурсии. В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса изучения иностранного языка. Студент должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д.

    Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Данный метод описан в исследовании Мильруд Р.П. и Максимовой И.Р. "Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка» Этот тип занятия «совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации» [2,19]. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения учащихся и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

    Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность студентов, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики.

    Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у них способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

    Необходимо говорить о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения английскому языку. Целью обучения является не система английского языка, а иноязычная речевая деятельность.

    «Английский язык - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования английского языка в этой культуре, то есть речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции.

    Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли.

    Чтобы сформировать у студентов коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей»[5, 12].

    «Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами»  [3,70].

    Деятельностная сущность коммуникативной компетенции обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде, эти условия сводятся к следующему:

    учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

    каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;

    участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.

    При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности.

    Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.

    Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения занятий.

    «Таким образом, мы должны акцентировать внимание на том, что развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных методов и  технологий, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Все активные методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетентности»[5, 18].

    Как отмечалось выше, одной из первостепенных задач обучения иностранному языку в среднем специальном учебном заведении является формирование коммуникативной компетенции, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности студентов являются также и нетрадиционные формы уроков иностранного языка, в ходе которых студенты приобщаются к культуре стран изучаемого языка,  расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет им принимать активное участие в диалоге культур.

    Литература

    1. Барменкова О. И. Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка / Эксперимент и инновации в школе, №6/2011, - 22с.
    2. Мильруд, Р.П. Теория обучения языку : монография. Т. 3. Лингвистическая педагогика / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова. - Тамбов, 2008. - 133 с.
    3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов/  Под редакцией Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия»,1999. -211с.
    4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.  - 272 с.
    5. Попова Ю.С. Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка. – Пермь, 2010, - 45с.