Методические указания по выполнению самостоятельных работ

Берестовская Ирина николаевна

указания по выполнению самостоятельных работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_so_sr.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

        

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Саратовской области

Среднего профессионального образования

«Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

Дисциплина   ОГСЭ.03 « Иностранный язык»

Специальность   270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»                              

Саратов, 2013г.

 « РАССМОТРЕНО»                                                          «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании цикловой  комиссии                              методическим советом

иностранного языка  и литературы                             колледжа      

Председатель __________И.В.Поплавская                Протокол №

Протокол №      от  «  »                        2013г               от «__»                             2013г

   

Разработали: преподаватели                         И.В.Поплавская                

                                            И.Н.Берестовская

В учебно-методическом пособии представлена методика организации и проведения самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины иностранный язык. По каждой теме, предусмотренной действующей рабочей программой, даются методические рекомендации по изучению учебного материала, приводятся задания самостоятельной работы студентов, практические ситуационные задания и контрольные вопросы. Пособие подготовлено для студентов на основании Государственного образовательного стандарта СПО и учебного плана по специальности « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Содержание

Введение

1. Роль самостоятельной познавательной деятельности в формировании современного специалиста

2. Сущность самостоятельной работы и ее значение в подготовке специалистов

3. Организация самостоятельной работы студентов

4. Методика изучения дисциплины « Иностранный язык» и задания для выполнения самостоятельной работы

Введение

В современных условиях задачами развития общества являются формирование у специалистов самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ГОС СПО) выпускник по специальности 270802 « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» должен обладать общими и профессиональными  компетенциями, что предполагает его готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни. Самостоятельная работа способствует развитию творческих способностей , формированию умений самостоятельно принимать решения в новых, нестандартных условиях, брать на себя ответственность, находить выход из кризисной ситуации.

Согласно ГОС СПО по специальности « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» 37% времени, предусмотренного для выполнения основной образовательной программы, отводится на самостоятельную работу. В связи с этим приобретение выпускниками компетенций, сформулированных в ГОС СПО невозможно без высокоэффективной самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа становится ведущей формой организации учебного процесса; формирует готовность к саморазвитию, стимулирует познавательную деятельность и профессиональные интересы, развивает творческую активность и инициативу, способствует росту мотивации учения.

Целью данного пособия является формирование у студентов умений самостоятельного изучения программного материала, навыков самостоятельной работы не только в учебной, но и профессиональной деятельности.

В данном пособии даются методические рекомендации по изучению студентами каждой темы учебной дисциплины « Иностранный язык» По каждой теме даны контрольные вопросы для самопроверки и задания для выполнения самостоятельной работы.

1. Роль самостоятельной познавательной деятельности в формировании современного специалиста

Основная задача самостоятельной познавательной деятельности в формировании современного специалиста в области « Строительство  и эксплуатация зданий и сооружений» - научить студента приобретать знания самостоятельно и воспитать потребность в постоянном обновлении, расширении и применении этих знаний.

В ходе самостоятельной работы должна осуществляться главная функция обучения- закрепление знаний, получение новых и превращение их в устойчивые компетенции.

Чтобы самостоятельная работа студентов была успешной необходимо выполнить следующие условия:

- мотивированность учебного задания;

- четкая постановка задач;

- алгоритм ( метод) выполнения работ;

- четкое определение форм отчетности и сроков ее сдачи;

- критерии оценки;

- виды и формы контроля ( контрольная работа, тесты, семинар).

Самостоятельная работа осуществляется во внеаудиторном виде Преподаватель планирует, организует и контролирует самостоятельную деятельность    студента.

        1. На этапе планирования преподаватель решает:

        - какой материал программы выносить на самостоятельную работу;

        - какова технология организации самостоятельной работы;

        - как контролируется самостоятельная работа.

        Все задания должны быть подобраны таким образом, чтобы в процессе их выполнения непрерывно происходило углубление ранее полученных знаний, развитие мышления, выработка умений и навыков.

        2.На этапе организации преподаватель определяет:

        - бюджет времени для проведения самостоятельной работы во время аудиторных занятий;

        - количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу по темам.

        3 Контроль за проведением самостоятельной работы.

Комплексный контроль самостоятельной работы студента включает :

- контроль за развитием способности к самообразованию;

- контроль за достижением планируемых результатов обучения, обеспечивающих совершенствование конкретных компетенций.

         

2. Сущность самостоятельной работы и ее значение в подготовке специалистов

         

        Самостоятельная работа – это форма организации учебной деятельности в процессе которой студенты преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного рода задания, с целью достижения профессиональной компетентности.

        Самостоятельная работа  многогранна, поэтому ее целесообразно группировать по ряду признаков:

        1 По дидактическому назначению:

        - с целью приобретения новых знаний;

- с целью применения новых знаний на практике и формирование новых умений и навыков;        

        - с целью закрепления .

        2. По способу руководства:

        - под руководством преподавателя;

        - в порядке самообразования.

        3. По источникам знаний:

        - учебники;

        - объяснения преподавателя:

          - интернет

        4. По характеру познавательной деятельности:

        - репродуктивная;

        -продуктивная.

        5. По внешней форме организации:

        -при выполнении задания во внеаудиторное время.

1. Организация самостоятельной работы студентов

        В связи с введением в образовательный процесс нового образовательного стандарта все более актуальной становится организация самостоятельной работы студентов.

        Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.

            Процесс организации самостоятельной работы включает следующие этапы:

        1 этап – подготовительный. На основе образовательного стандарта составляется рабочая программа учебной дисциплины, в которой указывается объем часов, отводимый на соответствующие разделы учебной дисциплины, осуществляется подготовка методического обеспечения, включающего разработку заданий, направленных на развитие интеллекта, социальных и профессиональных компетенций,  личностных качеств.

Предметно-цикловые комиссии разрабатывают системы заданий для самостоятельной работы студентов; темы рефератов и докладов; инструкции и методические указания по выполнению домашних зданий; списки основной и дополнительной литературы.

        2 этап – основной. На этом этапе осуществляется реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, применения знаний, самоорганизация процесса работы.

        Количество самостоятельных заданий  определяется временем , отводимом на самостоятельную работу студентов.

        3 этап – выбор методов контроля самостоятельной работы студента.

        Формы контроля проведения самостоятельной работы могут быть самыми разными:

        - сообщение, доклад;

        - реферат;

         - решение задач;

        - исследовательская работа;

        - составление конспектов;

        - составление глоссария;

        - заполнение таблицы;

        - составление схем, чертежей;

         - создание проекта;

        - изготовление рекламных продуктов (презентации)

- работа в справочно - поисковой системе «Google», «Yandex»

2.Методика изучения дисциплины и задания для выполнения самостоятельной работы

Учебная дисциплина «Иностранный язык» достаточна сложна для усвоения, поскольку требует высокого уровня развития мышления, системного подхода к изучению. При выполнении самостоятельной работы предусматривается изучение, различных источников по списку, предложенному в учебной программе по дисциплине и алгоритме выполнения.

План-график самостоятельной работы студентов, объем часов,  форма и алгоритм выполнения при изучении дисциплины « Иностранный язык» представлен в таблице 1

Таблица 1 План-график самостоятельной работы студентов

Тема дисциплины

по учебной программе

Кол-во часов

Форма самостоятельной работы

Алгоритм

выполнения

Тема 1.1

Колледж. Мой рабочий день в колледже

2

Составление диалогов

1. Содержание:

знакомство с колледжем, история колледжа, название дисциплин и профессий.

2. Использование лексического минимума: не менее 25 л.е. по теме.

3. Применение навыков устной речи: правильное построение фраз, логика изложения.

.

Тема 1.2

Страноведение

3

Презентация

1. Содержание:

географическое положение, экономика, политическая система, образование, столицы.

2 Поиск и сбор информации на сайтах Google, Yandex.

3. Использование лексического минимума: не менее 100 л.е. по теме.

4. Подготовка презентации в программе Microsoft Office Power Point

5. Оформление: DVD диск

Тема 1.3

Защита природы

2

Сообщение

1. Содержание:

знакомство с проблемами окружающей среды, загрязнения воздуха, воды, почвы, парниковый эффект, озоновые дыры.

2. . Использование лексического минимума: не менее 100 л.е. по теме.

 3. Применение навыков устной и письменной речи: правильное построение фраз, логика изложения.

Тема 1.4

Спорт. Путешествия

2

Составление диалогов

. Содержание:

знакомство с видами спорта и соревнований, с историей олимпийских игр, информативные беседы в аэропортах, вокзалах, справочных бюро, магазинах, музеях.

2. Использование лексического минимума: не менее 120 л.е. по теме.

3. Применение навыков устной речи: правильное построение фраз, логика изложения.

Тема 2.1

Элементы математики и геометрии

2

Решение математических задач

1. Содержание: названия математических действий, цифр, геометрических фигур.

2. Использование лексического минимума: не менее 50 л.е. по теме.

3. Применение навыков и знаний в области математики и геометрии.

4. Формирование умения самостоятельно составлять и решать математические задачи и определять размеры геометрических фигур

Тема 2.2

Строительство зданий и сооружений

2

Графические работы

1. Содержание: чертежи элементов зданий и строительных конструкций.

2.Использование в надписях технических терминов по теме: не менее 10 л.е.

3.Применеие навыков по предметам СК и  чертежная графика

4. Формирование умения самостоятельно определять и решать ситуативные задачи.

5.Оформление: формат А4 в соответствии с требованиями ЕСКД

Тема 2.3

Я – будущий строитель

4

Проект

1. Содержание: чертежи фасадов  зданий и планов строительных площадок

2.Использование в надписях технических терминов по теме: не менее 15л.е.

3.Применеие навыков по предметам СК, архитектура и  чертежная графика

4. Формирование умения самостоятельно определять и решать ситуативные задачи.

5.Оформление: формат А1 в соответствии с требованиями ЕСКД

Тема 2.4

Компьютеры в нашей жизни

1

Реферат

1. Содержание:

развитие компьютерной техники, ее значение в современной жизни

2 Поиск и сбор информации на сайтах Google, Yandex.

3.  Использование лексического минимума: не менее 50 л.е. по теме.

 4. Применение навыков устной и письменной речи: правильное построение фраз, логика изложения.

5. Оформление: формат А4, иллюстрации

Тема 2.5

Архитектура

2

Презентация

1. Содержание:

история архитектуры, выдающиеся памятники архитектуры стран изучаемого языка

2 Поиск и сбор информации на сайтах Google, Yandex.

3. Использование лексического минимума: не менее 100 л.е. по теме.

4. Подготовка презентации в программе Microsoft Office Power Point

5. Оформление: DVD диск

Итого

20