Психология конфликта. Способы разрешения конфликта

Цыбина Елена Ивановна

Урок разработан в рамках  курса  «Основы культуры профессионального общения», относящегося к общепрофессиональным дисциплинам. Урок призван соответствовать современным запросам подготовки по профессии  «официант-бармен», которым предстоит трудиться на конкурентном рынке труда.  Для специалистов этой профессии на первый план выступают коммуникативные компетенции, в ряде общепрофессиональных ОК-1, ОК-2, ОК3, ОК5, ОК-6. Умение бесконфликтно общаться с клиентами, выходить профессионально из сложных производственных ситуаций – является неприменным качеством высококлассного специалиста. Для этого нужны знания из области конфликтологии: природа конфликта, рациональные способы их  разрешения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПб ГБПОУ «Колледж кулинарного мастерства»

Дисциплина: «Основы культуры профессионального общения»,

Преподаватель  Цыбина Е.И.

МЕТОДИЧЕСКИАЯ РАЗРАБОТКА

Урока

 «Психология конфликта.

Способы разрешения конфликта»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2014

Пояснительная записка

Урок разработан в рамках  курса  «Основы культуры профессионального общения», относящегося к общепрофессиональным дисциплинам. Урок призван соответствовать современным запросам подготовки по профессии  «официант-бармен», которым предстоит трудиться на конкурентном рынке труда.  Для специалистов этой профессии на первый план выступают коммуникативные компетенции, в ряде общепрофессиональных ОК-1, ОК-2, ОК3, ОК5, ОК-6. Умение бесконфликтно общаться с клиентами, выходить профессионально из сложных производственных ситуаций – является неприменным качеством высококлассного специалиста. Для этого нужны знания из области конфликтологии: природа конфликта, рациональные способы их  разрешения.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Форма урока:

  •  ролевая игра
  • Решение кейсов
  • Работа в группах

Цели урока:

  • сформировать профессионально-значимые знания: о сущности и психологии конфликта, понятие «конфликтной ситуации», виды, причины , особенностях обслуживания клиентов из разных стран и национальности.
  • Развивать умение владеть этикетными нормами, интерес к предмету урока, через его значимость в повседневной профессиональной деятельности, развивать навыки работы с информационными источниками, с текстом, таблицей, схемой, поиска информации и её анализа, компетенции личностного взаимодействия, коммуникативных навыков, развивать интерес к расширению узкопрофессиональных знаний по изучению культуры народов разных стран, развивать умение работы с тестами, анализировать конфликтную ситуацию
  • Воспитывать способность выбирать, на основании анализа ситуации оптимальные, толерантные действия; способность устанавливать позитивные контакты с посетителями и партнерами по общению, воспитывать уважение к нормам и правилам профессиональной этики.

Задачи урока:

  • Личностная- воспитание у студентов толерантной модели поведения.
  • Метапредметная- развивать умение анализировать производственные ситуации и выбирать наиболее рациональные стили поведения в конфликте
  • Предметная- формирование критического анализа конфликтных ситуаций на основании полученных знаний по конфликтологии, знания принципов разрешения конфликтов, организация практической работы по определению на основании разработанных тестов способов реагирования в конфликте, умение определять стратегию поведения в конфликте.

Оборудование урока, средства обучения:

  • Раздаточный материал (сценарий игровой ситуации, справочный материал таблицы), видеофильм, смайлики.
  • Мультимедийное оборудование
  • Презентационное сопровождение

Ход урока:

1.Организационный момент.

  • Учитель приветствует обучающихся. Вступительное мотивационное слово учителя.

Начальная стадия урока. Целеполагание. Стадия вызова

  • Учитель обращает внимание на афоризм:

«Заблуждаться- это человеческое

Прощать- Божественное

А конфликтовать- дьявольское»

  • Предлагает вниманию студентов видеофильм (мультипликационный филь о конфликте, групп спичек с разным цветом головок, приведшему к пожару и уничтожению всех.
  • По окончании просмотра предлагается проанализировать просмотренную ситуацию, заполнив таблицу.

Причины конфликта

Действия для устранения конфликта

Перечислите типичные причины конфликтов

Основной этап урока:

  • Учитель вместе учениками подводит итог анализа с помощью таблицы и формулирует Основные предпосылки возникновения конфликтов
  • Предполагаемые ответы  студентов  
  • Проявление агрессии
  • Проявление эгоизма
  • Разница интересов, привычек, воспитания, мировоззрения
  • Качества личности- упрямство, раздражительность, невоспитанность, тревожность

Слайд презентации

  • Преподаватель обращает внимание студентов на экран (слайд презентации Сетка Томаса)

http://www.webarhimed.ru/assets/images/111/%D0%A1%D0%95%D0%A2%D0%9A%D0%90%20%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%B0-%D0%9A%D0%B8%D0%BB%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0.JPG

  • Учитель раздает карточки с кейсами описывающими различные способы реагирования в конфликте, делит на группы учеников. Группы готовят консолидированный ответ по предложенному алгоритму:
  • Анализ предложенной ситуации
  • Характеристика стиля реагирования
  • + стиля
  • - стиля
  • В каких ситуациях ситуациях рационально пользоваться данным стилем.
  • Составить карту конфликта

 

Группы докладывают результат своей работы.

Задание на деловую игру.

Преподаватель предлагает группам «роли  и партитуру» деловой игры

«Миротворец»

Студенты разыгрывают различные виды конфликтов

  • Социальный конфликт

Люди неславянской внешности громко разговаривают в транспорте на национальном языке. Им делают замечания. В конфликт втягиваются все пассажиры. Вы миротворец. Ваши действия.

  • Производственный конфликт

Произошло нарушение технологического процесса спорят повар и технолог, вы официант рассказали о том, что блюдо не понравилось клиенту.

Ваши действия.

  • Семейный конфликт

В дом появился «новый член семьи» - без согласования взят котенок, который гадит, портит вещи. Разгорелся скандал. Ваши действия по урегулированию конфликта.

Выступления групп оценивают товарищи карточками разного цвета

Красный –не понравился путь разрешения конфликта

Желтый – нет аргументации

Зеленый-  не глубоко раскрыты причины конфликта

Синий –все понравилось

Учитель подводит итоги игры- резюмирует.

Завершающий этап. Рефлексия

Составление синквейна на тему «конфликт»

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Учитель благодарит за работу, выставляет оценки

Методическая разработка урока.Страница


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теме «Психология конфликта. Способы разрешения»

Слайд 2

Конфликт – созидающее или разрушающее начало? Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее… Е. Евтушенко

Слайд 3

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов двух или нескольких людей, а также это вид противоречия, который может привести или к развитию деятельности организации, или к ее угасанию.

Слайд 4

Конфликты в личностно-эмоциональной сфере, стратегия поведения в конфликтной ситуации Других не зли и сам не злись, Мы гости в этом бренном мире, И если что не так, смирись, Умнее будь и улыбнись. Холодной думай головой. Ведь в мире все закономерно. Зло, излученное тобой, К тебе вернется непременно. Омар Хайям

Слайд 5

Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий сторон по какому-либо поводу. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта .

Слайд 6

Сетка Томаса-Килмена

Слайд 7

Основные виды конфликтов Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Конфликт между личностью и группой. Межгрупповой конфликт.

Слайд 8

Основные причины конфликтов в организациях Распределение ресурсов. Взаимозависимость задач. Различия в целях. Различия в способах достижения целей. Неудовлетворительная коммуникация. Различия в психологических особенностях.

Слайд 9

Типология конфликтов Внутри семьи (между супругами, между супругами и детьми). Между семьями. Между родами и им подобными общностями. Между территориальными общностями (села, города и т. д.). Между городами. Между руководителями и работниками. Между различными категориями работников внутри коллектива. Между политическими партиями. Между представителей разных конфессий (религиозные конфликты). Конкурентная борьба в рамках одной отрасли. Конкурентная борьба между разными отраслями. Расовые конфликты. Конфликты между отдельными народами. Конфликты между различными культурами.

Слайд 10

Основные стадии протекания конфликта Стадия потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм. Переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов. Конфликтные действия. Снятие или разрешение конфликта.

Слайд 11

Основные предпосылки возникновения конфликтов Стремление к превосходству. Проявление агрессивности. Проявление эгоизма. Разница интересов, привычек, воспитания, мировоззрения Качества личности- упрямство, раздражительность, невоспитанность, тревожность

Слайд 12

Модель конфликта Конфликтная ситуация. Инцидент. Конфликт. Развитие конфликта. Разрешение конфликта.

Слайд 13

Структура конфликта Конфликт вырастает из конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация включает объект конфликта. Участники конфликта (оппоненты). Внутренняя и внешняя позиция участников. Инцидент.

Слайд 14

Динамика конфликта Основные стадии Предконфликтная (нарастание) -накопление обострения противоречий). Конфликтная (нарастание) – острые разногласия, разрушение прежней структуры. Послеконфликтная (затухание) – тенденция к нормализации конфликта.

Слайд 15

Функции социальных конфликтов Позитивная (конструктивная). Негативная (деструктивная) Конфликт является деструктивным, если участники конфликта недовольны его исходом и чувствуют, что что-то потеряли. Если же участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта – конфликт считается продуктивным.

Слайд 16

Стили поведения людей в конфликтных ситуациях Приспособление, уступчивость. Уклонение. Противоборство. Сотрудничество. Компромисс Основу классификации составляют два независимых параметра: Степень реализации собственных интересов, достижение своих целей. Уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.

Слайд 17

Методы урегулирования конфликтов Структурные методы: Разъяснение требований к работе. Использование координационных и интеграционных механизмов. Установление общеорганизационных комплексных целей. Использование системы вознаграждения. Межличностные методы: Уклонение. Сглаживание. Принуждение. Компромисс. Решение проблемы.

Слайд 18

Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере Факторы, влияющие на конструктивное разрешение конфликта: Адекватность восприятия конфликта. Открытость и эффективность общения. Создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Слайд 19

Конфликтный потенциал личности Неадекватная самооценка своих возможностей и способностей. Стремление доминировать. Консерватизм мышления, взглядов, убеждений. Излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях. Определенный набор эмоциональных качеств: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

Слайд 20

Карта конфликта Определить проблему конфликта. Выяснить, кто вовлечен в конфликт. Определить подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта . Карта конфликта

Слайд 21

Составление такой карты, по мнению специалистов, позволит: 1) ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций; 2) создать возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания; 3) уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других; 4) создать атмосферу эмпатии, т.е. возможности увидеть проблему глазами других людей и признать мнения людей, считавших ранее, что они не были поняты; 5) выбрать новые пути разрешения конфликта.

Слайд 22

Голосование по результатам деловой игры: Красный –не понравился путь разрешения конфликта Желтый – нет аргументации Зеленый - не глубоко раскрыты причины конфликта Синий –все понравилось

Слайд 23

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии