Главные вкладки

    Деловая игра в среде методов обучения

    Карпенко Оксана Анатольевна

    В статье рассматривается деловая игра как  действенный метод обучения в целенаправленном процессе деятельности преподавателя и студента по передаче и усвоению экономических знаний, роль преподавателя и студентов, основные требования к данному методу обучения.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metod_obucheniya.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕЛОВАЯ ИГРА В СРЕДЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

    Преподаватель специальных дисциплин О.А.Карпенко

    Основным принципом работы преподавателя в настоящее время является целенаправленное воздействие на каждого обучаемого и его личностные установки, а также оптимизация совместной деятельности студентов. Одной из главных характеристик процесса обучения выступают методы обучения как способы совместной работы обучающихся и преподавателя в организации познавательной деятельности. Методы обучения достаточно многочисленны, к основным из них относятся такие, как: устное изложение учебного материала, обсуждение учебного материала, самостоятельная работа обучаемого, метод упражнения, метод демонстрации и другие. Методы обучения в рамках экономических дисциплин реализуются в единстве целенаправленной познавательной деятельности преподавателя и обучающегося, их активном движении к моменту уяснения знаний в области экономики. Современные методы обучения должны обеспечивать возможность проникновения в сущность экономических явлений и процессов экономической действительности.

    Одним из действенных методов обучения в целенаправленном процессе двусторонней деятельности преподавателя и студента по передаче и усвоению экономических знаний выступает деловая моделирующая игра. Это связано с тем, что в процессе такого обучения происходит формирование личности, активизация мыслительного процесса, развитие творческого мышления. Известно, что специалист, которого готовит учебное заведение, должен быть образованным и профессиональным, культурным и коммуникабельным. В начале обучения первокурсник адаптируется к условиям обучения и преподавателю необходимо научить его управлять своей учебной деятельностью, учитывать индивидуальные способности, формальные и неформальные отношения в группе. Помощь в этом оказывают игровые методы обучения. Далее усилия преподавателя должны быть направлены на осмысление студентами учебного материала, а не только на запоминание его. К тому же студент должен быть готов к работе в коллективе во время прохождения практики. К концу обучения новоявленный специалист должен быть готов к тому, чтобы правильно оценить полученную информацию, найти верное решение и быть уверенным в том, как будет воспринято его решение. Ему необходимо учитывать закономерности управляющих систем, ориентироваться на новые экономические тенденции и иметь в виду организаторские способности исполнителей. Поэтому ему следует знать алгоритмы  прогнозирования, моделирования ситуации, обработки информации. Процесс адаптации к коллективу облегчится, если еще, будучи студентом, он получил возможность моделирования должностных ролей. Выполнение функций «действующего лица» помогает развитию творческих способностей личности.

    Лучшим способом решения проблемных ситуаций в учебном процессе служит игра как групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. Деловая игра – одна из основных активных форм учебной деятельности студентов. В ней сочетаются два разных принципа обучения: принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности. Процесс решения задачи является поисковой, иногда даже исследовательской.

    Деловая игра – специально организованное управление деятельностью, направленной на формирование и отработку профессиональных навыков и умений. Она активизирует учебный процесс и имеет некоторые преимущества по сравнению с традиционной формой проведения практических занятий. Она способствует заинтересованности участников в более глубоком знании вопросов и предоставляет преподавателю возможность повышать педагогическое мастерство.

    Деятельность преподавателя в деловой учебной игре сводится к ее планированию, организации, руководству. Преподаватель в ходе проведения деловой игры диагностирует ход и результаты учебного процесса, вносит изменения. Моделирующие игры выполняют все функции методов обучения, так как посредством них достигается цель обучения, обусловливаются темпы и уровни развития обучающихся. Цель игровой деятельности студентов – получение навыков для будущей профессиональной работы, оценка себя в роли, победа в соревновании. Основные требования к деловым учебным играм:

    1.        задача должна быть актуальной;

    2.        задача должна быть достаточно сложной, но доступной для решения;

    3.        для решения задачи нужны не только базовые знания, а также воображение, творческие способности студентов;

    4.        игра должна побуждать к поиску новых принципов и методов решения.

    При проведении занятий по дисциплинам с экономическим и управленческим уклоном возможно и необходимо активно применять моделирующие и ролевые деловые игры. Их проведение возможно, в том числе с помощью современных компьютерных технологий. Деловые игры позволяют студенту взять на себя роль предпринимателя, менеджера, брокера, финансиста, маркетолога, экономиста, банкира, страховщика, аналитика и попробовать себя в принятии экономических решений. В зависимости от принятой на себя роли участникам деловой игры приходится нанимать и увольнять сотрудников, принимать решения по разрешению конфликтов, планировать, контролировать и мотивировать, анализировать, продавать и покупать. Зачастую приходится решать: сколько производить, расширять ли производство, сколько тратить на маркетинг, рекламу и совершенствование качества продукта, как снизить себестоимость, а также устанавливать цены и подсчитывать прибыль. Все участники стартуют при равных условиях, в ходе игры соблюдается коммерческая тайна. Побеждает тот, кто выработал лучшую стратегию, быстрее достиг цели или заработал больше денег, чем конкуренты.

    Так, будущие специалисты в области земельно–имущественных отношений в ходе проведения деловых моделирующих игр успешно усвоили эффективность разделения труда и функционирование рынка факторов производства в рамках основ экономической теории, уяснили функции менеджера по продажам объектов недвижимости и разработали систему мотивации персонала в роли руководителя подразделения в рамках основ менеджмента и маркетинга. Не секрет, что запоминание готовых формул зачастую является трудным и скучным занятием, однако, соревнуясь с другими фирмами по изготовлению продукции, расчет производительности труда и фондоотдачи производится достаточно легко, являясь ориентиром положения в экономической модели, воспроизведенной во время игры по экономике организации. Каждый участник понимает, на каком месте в игре находится его организация и быстро уясняет резервы повышения эффективности производства и продажи товаров.

    Преподаватель инструктирует студентов перед началом игры, обращая внимание на те разделы учебного материала, которые важно повторить для оптимального принятия экономического решения. В процессе игры преподаватель выступает консультантом команд, делает обзоры текущей ситуации на моделируемом рынке, изменяет параметры, ориентируя на них участников. По окончании игры обязательно подводятся итоги, и каждый участник высказывается о результатах произведенного анализа стратегии и тактики, результатов, комментирует свои действия и излагает дальнейшие планы.

    Таким образом, деловая игра способствует выявлению важнейших для студента и преподавателя качеств личности, например: дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение взаимодействовать с коллективом. К тому же она обеспечивает эмоциональную включенность обучаемых в образовательный процесс. Деловая игра является важным стимулятором познавательной активности обучающихся, надежным средством поддержания интереса к профессиональной деятельности, условием для продолжения обучающимися познания самостоятельно, вне аудитории.