Занятие в группе продлённого дня. Тема: "Дымковская игрушка"

Воронович Дина Васильевна

Тема: "Дымковская игрушка " расскрывается на 3-х занятиях .

Первое подготовительное: знакомство с игрушкой и изготовление игрушки.

Второе: изучение узоров и тренировка их выполнения.

Третье : роспись игрушки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Знакомство с промыслом «Дымковская игрушка». Воспитатель ГПД ГБОУ лицея №419 Воронович Дина Васильевна

Слайд 2

Глиняные игрушки

Слайд 3

Абашевская

Слайд 4

Каргапольская

Слайд 5

Петровская

Слайд 6

Романовская

Слайд 7

Филимоновская

Слайд 8

Дымковская

Слайд 9

Где делают дымковские игрушки? С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки. Такой Дымковская слобода была в начале 20 века.

Слайд 10

Так Дымковская слобода выглядит сегодня .

Слайд 11

История дымки Дымковской игрушке около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику "Свистопляска», который потом переименовали в праздник "Свистуньи». Праздник этот длился несколько дней и был наполнен свистом.

Слайд 12

Раньше дымковскую игрушку изготавливали семьями.

Слайд 13

А так дымковскую делают игрушку современные мастерицы

Слайд 14

Рассмотрим этапы создания дымковской игрушки . Из небольшого глиняного шарика лепили свистульку , которая превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.

Слайд 15

Далее игрушку сушили, сначала на столе, потом в печи. Из печи выходили фигурки закалённые, крепкие, звонкие.

Слайд 16

Следующий этап работы – отбеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи .

Слайд 17

Завершающий этап работы – роспись игрушки. Из-под кисточки мастера выходят яркие , красочные узоры.

Слайд 18

Каждая дымковская игрушка – это неповторимая авторская работа. Она создана в единственном экземпляре своим автором.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Дымковские узоры. Воспитатель ГПД ГБОУ лицея №419 Воронович Дина Васильевна

Слайд 2

Лучше Дымки в мире нет. Дымка – это чудо света. С Дымкой можно поиграть. С Дымкой можно поболтать. Мы о Дымке много знаем, Но не знаем мы того, Что у дымкова народа, Не игрушки –волшебство. И олени, и лошадки, Петухи и индюки, Барышни и няньки, Кавалеры – молодцы. Все они пришли к нам в гости Посмотреть, какие мы!

Слайд 3

Завершающий этап работы – роспись игрушки. Из-под кисточки выходят узоры : точки , кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие – пёстро и весело, как в хороводе.

Слайд 4

Геометрический орнамент символизировал природу. Например , круги - это солнце.

Слайд 5

Полоски и волнистые линии – это волны на воде

Слайд 6

Засеянное поле

Слайд 7

И завершающий штрих – мастерица украшает игрушку сусальным золотом.

Слайд 8

А игрушки дымковские такие разные: это и простые фигурки животных … Индюк Олень Петух

Слайд 9

…И людей… Водоноска Нянька Кавалер с дамой

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                                   

Уровень образования: начальное общее образование.
Класс:
3 класс.
Предмет:
занятие в ГПД
Тип занятия: урок изучения новых знаний.

Тема: Знакомство с промыслом «Дымковская игрушка». Лепка изделия.

Цель:  Ознакомление учащихся с декоративно-прикладным искусством  «Дымковская игрушка», лепка изделия.

Задачи:
Образовательные:

  • дать знания о характерных особенностях росписи дымковской игрушки;
  • закрепить  знания детей о свойствах глины и ее обработке;
  • обучать навыкам работы с пластическим материалом (глина).

Развивающие:

  • развивать память, внимание;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать осязание;
  • учить планировать работу на занятии.

Воспитательные:

  • прививать интерес и любовь к народному декоративно-прикладному искусству «Дымковская игрушка»;
  • прививать уважительное отношение к истории и культуре России;
  • совершенствовать умения коллективно трудиться, радоваться результатам труда товарищей.

Используемые технологии:

  1. ИКТ (презентация).
  2. Здоровьесберегающие (физминутка)
  3. Игровые.
  4. Оценочные.

Планируемые результаты:
            1.   учащиеся должны уметь планировать работу на занятии;

  1. освоить лепку мелких деталей изделия приемом вытягивания и соединения деталей из глины;
  2. развивать навыки контроля  и оценки учебной действительности в соответствии с поставленной задачей.

Оборудование: 
Для воспитателя:  образцы дымковской игрушки, мультимедийная  презентация.
 Для детей: глина, вода, стеки.

                                                            ХОД  ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Вступительная часть.

На доске дано  два слова, но буквы перепутались. Отгадайте,  что записано.  

Глиняные игрушки  

Давайте рассмотрим, картинки с изображениями глиняных игрушек.

3.Сообщение темы занятия: Сегодня мы будем с декоративно-прикладным искусством  «Дымковская игрушка» и начнём лепить изделие.

4. Знакомство с  промыслом  «Дымковская игрушка» (рассказ учителя).

5. Планирование работы над дымковской игрушкой.

  1. Лепка, просушка
  2. Обжиг
  3. Отбеливание
  4. Роспись

6. Физкультминутка.
Под веселые напевы -
Топни правою ногой!
Повернемся вправо, влево.
Вправо шаг. На месте стой!
Руки вверх! Руки вниз!
Топни левою ногой!
Повернемся вправо, влево!
Влево шаг. И снова стой!
Вправо, влево головой!
Повернись направо к другу.
Руку дай и наклонись!

7. Самостоятельная работа учащихся ( лепка изделия).

8. Итог занятия.
Рассмотрите свои работы. Работы своих товарищей. Довольны ли вы результатом. Какую помощь вы бы могли оказать друг другу?


Уровень образования: начальное общее образование.
Класс: 3 класс.
Предмет:
 занятие в ГПД.
Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема: Дымковские узоры (упражнение в рисовании).

Цель: Закрепление знаний геометрического орнамента в дымковской игрушке.

Задачи:
Образовательные:

  • закрепить знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки;
  • учиться выделять элементы геометрического узора дымковской росписи;
  • учить использовать разнообразные приемы работы кистью.

Развивающие:

  • развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета;  
  • развивать память, внимание;
  • развивать творческие способности;
  • учить прогнозировать содержание работы.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества.
  • совершенствовать умения коллективно трудиться, радоваться результатам труда товарищей.

Используемые технологии:

  1. ИКТ (презентация).
  2. личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми;
  3. Здоровьесберегающие (физминутка)
  4. Оценочные.

Планируемые результаты: дети должны научиться изображать дымковскую роспись, узнавать ее.

Оборудование:

Для воспитателя: образцы дымковской игрушки, рисунки узоров, кисть, гуашь;  мультимедийная  презентация.
Для детей: гуашь, листы для рисования, кисти, шаблон.

                                                           Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

Учитель зачитывает стихотворение «Дымка».

Лучше Дымки в мире нет.
Дымка – это чудо света.
С Дымкой можно поиграть.
С Дымкой можно поболтать.
Мы о Дымке много знаем,

Но не знаем мы того,
Что у дымкова народа,

Не игрушки –волшебство.
И олени, и лошадки,
Петухи и индюки,

Барышни и няньки,
Кавалеры – молодцы.

Все они пришли к нам в гости,
 Посмотреть, какие мы!

3.Сообщение темы занятия. Постановка задачи.

Мы с вами продолжаем работу в нашей мастерской. Сегодня будем учиться  выполнять дымковский узор. Рассмотрите внимательно игрушки. Что такое узор?  
Какие фигуры используются в дымковском узоре? ( Геометрические: круги, квадраты, полосы, кривые линии, прямые линии, точки).
Какие краски нам понадобятся?  ( Яркие). Охра, сурик какие это цвета?

4. Физкультминутка.

Под веселые напевы -
Топни правою ногой!
Повернемся вправо, влево.
Вправо шаг. На месте стой!
Руки вверх! Руки вниз!
Топни левою ногой!
Повернемся  влево, вправо.
Влево шаг. И снова стой!
Вправо, влево головой!
Повернись  направо к другу.
Руку дай и наклонись!

5. Рисование узоров на листе под руководством преподавателя.

6. Рисование узора на шаблоне.

Выбери шаблон, обведи его,  нарисуй узор самостоятельно.

7. Итог занятия

Рассмотрите рисунки. Получились ли дымковские узоры?
Какие советы можете дать товарищам?

Уровень образования:  начальное общее образование.
Класс:  3 класс.
Предмет:  
занятие в ГПД
Тип занятия:  урок закрепления знаний.

Тема: «Роспись дымковской игрушки».

Цель: Выполнение дымковского узора на глиняной заготовке.

Задачи: 
Образовательные:  

  1. закрепить знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки;
  2. формировать умение создавать свой узор, используя разнообразные приемы работы кистью;
  3. учить прогнозировать содержание работы.

Развивающие:  

  1. прививать интерес  к народному  декоративно-прикладному  искусству;
  2. углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном промысле «Дымковская игрушка», живучести этих образов в современной народной глиняной игрушке, развивать творческие способности.

Воспитательные:  

  1. воспитывать  чувства  гражданственности и любви к Родине  посредсвом  изучения народного творчества;  
  2. воспитывать уважительное отношение к истории и культуре России.

Используемые технологии:

  1. ИКТ (презентация).
  2. личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми;
  3. Здоровьесберегающие (физминутка)
  4. Оценочные.
  5. Игровые.

Планируемые результаты:
1. учащиеся должны уметь планировать работу на занятии,
2.  различать дымковскую роспись,

3.разовьют навыки контроля и оценки учебных действий в соответствии с поставленной   задачей.

Оборудование.

Для  воспитателя: образцы дымковской игрушки, мультимедийная презентация .

Для  детей:  образцы рисунков-упражнений с  характерными  узорами дымковской росписи,

                         глиняная  заготовка  подготовленная к  росписи,                                                            

                         палитра,   кисти,   краски гуашь,   непроливайки,   салфетки.

Ход занятия.

  1. Организационный  момент.
  2. Вступительная  часть.

Дымковскую игрушку знают взрослые и дети. Яркие, веселые, жизнерадостные дымковские фигурки вводят нас в « такой мир, в который без них мы никогда не попали бы».

Послушайте, какие стихи родились у поэта В. Фофанова под влиянием дымки.

- Чтение детьми стихотворения В. Фофанова о Дымке.

Чем знаменито Дымково?-

Игрушкою своей,

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги!

От капелек росы…

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы.

Она глядит не прянично-

Ликующе и празднично!

В ней молодость-изюминка!

В ней удаль и размах…

Сияет охра с суриком

На всей земле в домах.

Сияет охра с суриком,

Чтоб всем светло не сумрачно

И злость и хмурость  льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымково

Растают навсегда!

- Интерактивная  игра «Найди дымковская игрушка»

Чтобы стать настоящим мастером и узнать секрет мастерства дымковской игрушки, надо знать историю этого ремесла

- Викторина «Истории Дымковского промысла»

3. Сообщение темы занятия. Постановка задач.

Сегодня продолжим работу в нашей мастерской. Будем учиться  с помощью кисти  и красок оживлять  глиняную фигурку, расписывать ее красочными узорами.

4.  Физкультурная  минутка.

                  Под веселые напевы

                  Топни правою ногой!

                  Повернемся вправо, влево.

                  Вправо шаг. На месте стой!

                  Руки вверх! Руки вниз!

                  Топни левою ногой!

                  Вправо, влево головой!

                  Влево шаг. И снова стой.

                  Повернись направо к другу.

                  Руку дай и наклонись.

5. Роспись дымковской игрушки.

Мы с вами  уже  разбирали, какой рисунок характерен для  дымковской игрушки, какие краски использовать. Перечислите главные элементы узора ( кружки, овалы, горошины, кольца, полоски, клетка, волнистые линии).

Приступайте к работе. Надеюсь, что русская народная музыка создаст нужное настроение, позволит вам вдохновиться.

6. Рефлексия.

Дети  выносят свои игрушки и читают стихи.

7.  Итог занятия.

Нравиться ли вам игрушки, которые вы расписали? Попробуйте оценить свой труд.

У вас получились замечательные игрушки. Большое спасибо за красоту.



Литература:

  1. Э.Котлар «Дарума и Ванька-встанька», статья  из журнала  «Начальная  школа»  № 8 за 1990  год.  
  2.  «Городецкая роспись»  статья  из журнала  «Начальная  школа»  № 9  за 1989 год.
  3. Кузнецов Э. Д. «Декоративно-прикладное искусство».Л. 1970.
  4. Супрун Л.Я «Городеукая роспись»  М. 1974.
  5. Раскраски. Комплект карточек по ИЗО. Игра-лото. Городецкая роспись в векторе.
  6. «Учимся рисовать». Городецкая  роспись.
  7. «Мир в картинках». Городецкая роспись для детей 3-7 лет.
  8. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь. Искусство детям. Издательство «Мозаика синтез» Москва. 2010.
  9. http://ppt4web.ru/mkhk/dymkovskaja-igrushka.html
  10. http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/presentation/9792.html
  11. http://festival.1september.ru/articles/583887/
  12. http://www.1-kvazar.ru/u_dymka.htm