Формирование фразовой речи детей младшего дошкольного возраста
Семинар для родителей по формированию связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15.04.2016 | 39.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование фразовой речи детей младшего дошкольного возраста.
Говоря о малышах такого возраста, можно часто услышать фразу: "Он все понимает, только пока не говорит". Это означает, что ребенок знает значение многих слов и выражений, может осмыслить их в контексте конкретной ситуации. Но так ли это на самом деле, быть может, родители преувеличивают возможности своих детей или же не достаточно внимательно и точно отслеживают достижения ребенка в овладении пассивным словарем?
Часто при более внимательном обследовании ребенка или в процессе работы с ним логопед обнаруживает пробелы в знаниях малыша: ребенок не только не понимает значение многих слов и выражений, но и путает, те, что постоянно использует в обиходе, может назвать одним и тем же словом разные предметы или действия, т.е. обобщает. Например, смешивает значение слов "ванна" и "раковина", на просьбу показать, где шампунь, показывает на тюбик с кремом и т.д.
Родителям следует осознавать, если существует ЗРР или ОНР, отставание затронет все стороны речи - как процесс говорение (активная речь), так и процесс понимания (пассивная). Следовательно, можно утверждать о том, что работа над пониманием речи не говорящих детей не просто желательна, а необходима.
Итак, вести работу надо по нескольким направлениям: создать речевую среду и накапливать пассивный словарь.
Поговорим о первом. Развитие ребёнка происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных. Получается работают совместно и родители, и логопед. Как же вести эту работу родителям? Необходимо постоянно говорить с малышом, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание, раздевание, отход ко сну, прием пищи, уборка игрушек, рисование, умывание ит.д.). Так же необходимо это проделывать смотря мультики, читая книги, играя в игрушки и прочее. При этом взрослому нужно обращаться к ребенку с вопросами, не следует требовать от малыша немедленного ответа, следует, выждав паузу, ответить самому. После того как ребенок познакомился с предметом (посмотрел, ощупал, манипулировал им), можно попросить его принести знакомый предмет или совершить какое-либо действие. Ребенок постоянно слышит речь взрослого, узнает много новых слов и выражений, а значит, их смысловые значения лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.
учитывая все вышесказанное, следует стараться, чтобы речь взрослых, окружающих ребенка отвечала следующим требованиям:
- правильность,
- четкой, с выделением ударного слога,
- простой, из фраз по 2-4 слова,
- повторяемость,
- богатство, использование различных интонаций, меняя темп, ритм речи, делая паузы.
Теперь о втором направлении. Пассивный словарь - это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии. В ходе этой работы, основной задачей родителей является - накопление словарного запаса, тех слов, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления, состояния, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни, могут наблюдать, чувствовать и т.д. Это довольно просто сделать имея под рукой семейные фото (где мама? покажи, где папа? а где кошка, которую ты гладил на даче и пр.), зеркало (изучаем лицо, тело, одежду), игрушки (их можно искать, прятать, при этом, озвучивая все манипуляции с ними, показывать им квартиру, кормить и пр.), картинки по разным темам (просить ребенка показать тот или иной предмет, либо действие изображенное на картинке - человек бежит, ползет, стоит, лежит и пр., для большего результата можно опять же использовать фотографии, на которых ваш ребенок совершает эти действия; много-мало, большой-маленький и пр.).
Критические периоды в развитии речевой функции в первые годы жизни ребенка
(в соответствии периодизацией в работах Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой)
- 1-й период - 1-2 года жизни ребенка. В этот период формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, закладываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14-18 месяцев. Любые, даже незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этот период, могут негативно отразится на развитии речи.
- 2-й период – 3 года. Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуативной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.п.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.п. проявления. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, наблюдается отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.
Специфические приемы развития речи детей раннего возраста
К специфическим приемам развития речи детей раннего возраста можно назвать следующие:
- 1. Показ и рассматривание предмета
Этот прием помогает наладить и укрепить контакт с ребенком. Когда взрослый что-то показывает и называет, у ребенка возникает интерес и положительные эмоции, которые он переносит на взрослого.
- 2. Выполнение действий с предметом
После выполнения совместно со взрослым тех или иных действий с предметом, ребенок переносит этот опыт в самостоятельную деятельность, в том числе в предметно-игровую. Это способствует развитию предметной игры и взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, которые возникают в первую очередь именно в процессе общей деятельности.
- 3. Просьбы, поручения
Этот прием помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, учит правильно обращаться с просьбой ко взрослому или сверстнику, что приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, необходимого в общении детей со взрослыми и друг с другом в условиях совместной деятельности.
- 4. Вопросы–ответы
Данный прием используется для активизации речи ребенка: помогает в усвоении правил диалогической речи, позволяет развить умение вслушиваться в речь взрослого и сверстника, развивая социальную ориентировку.
- 5. Опосредованное общение через игрушку
Прием помогает создать непринужденную и естественную обстановку, установить контакт с ребенком, что очень важно для развития вербального и невербального общения, а также способствует повышению познавательного интереса.
- 6. Многократное проговаривание речевого материала или комментирование действий.
Использование этого приема направлено на формирование необходимых стереотипов поведения, так как ребенок привлекается к выполнению правил и образцов, а это способствует непроизвольному запоминанию речевых образцов и дальнейшему сознательному их использованию в аналогичных ситуациях, что формируют у ребенка произвольную регуляцию и контроль за деятельностью и поведением. Комментирующая речь взрослого по поводу действий ребенка и выполнения им отдельных операций оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние малыша, если она конкретна и позитивна. Желание услышать от взрослого положительную оценку в свой адрес способствует развитию у ребенка потребности в социальном соответствии.
Прием вербализации действий целесообразно использовать в процессе одевания, раздевания, умывания, кормления и т. д. При этом речь взрослого не должна быть стереотипной. Так, фразу: Пойдем мыть руки можно заменить на Вымоем ручки, Сейчас мы пойдем мыть руки, Перед едой нужно помыть ручки и т. д.
В процессе организации всех форм детской жизнедеятельности необходимо обращать внимание на реализацию различных функций речи: назывной, комментирующей, обобщающей, планирующей, контролирующей. В этом случае речь становится средством стимуляции речевой активности детей и организации их собственного поведения.
Речь взрослого по своей форме и значению может, как ограничивать действия ребенка (Нет, нельзя!), так и побуждать к действиям, сопровождать действия и завершать их (Будем умываться – Умываемся – Умылись). Адекватное выполнение действий ребенком говорит о правильном восприятии и понимании обращенной к нему речи.
Речевое комментирование способствует тому, что ребенок побуждается к сотрудничеству со взрослым с целью получения от него новых сведений о мире и новых способах действий. Нужно стараться поддерживать постоянно возрастающий интерес к явлениям и объектам окружающего мира (людям, предметам, игрушкам, картинкам и т.д.). На основе ознакомления с предметами и явлениями действительности происходит совершенствование восприятия более сложных образцов речи, различных вариантов предложений, обогащение словаря, уточнение и усвоение лексических и грамматических значений слов. Это ведет к развитию потребности в общении со взрослым на различные темы и к активным познавательным действиям. Общение приобретает инициативный характер, ребенок чувствует потребность в самостоятельных действиях.
- Благодаря этим приемам мотивом общения детей сначала становится «делать, как взрослый», затем «быть как взрослый» в ситуации игрового и коммуникативного взаимодействия с родителями и другими детьми.
Развитие понимания обращенной к ребенку речи и знаний об окружающем.
Формирование понимания звучащей речи необходимо проводить поэтапно, в определенной последовательности, по принципу возрастающей сложности, в зависимости от уровня развития импрессивной речи и познавательной деятельности. Процесс этот можно представить следующим образом:
- Различение интонаций голоса взрослого, узнавание своего имени.
- Запоминание названий знакомых ребенку игрушек и окружающих предметов, находящихся в определенном месте, их показ по просьбе взрослого. (Где ляля? Вот ляля! На, возьми!)
Запоминание слов, обозначающих членов семьи, близких людей (Где мама?, Где папа?, Где баба?, Где деда?, Где сестричка? и т.д.). «Где мама? Посмотри на маму! Вот мама! Иди к маме на ручки!»
- Запоминание названий игрушек и окружающих предметов вне зависимости от места их расположения.
- Запоминание простых действий, сопровождаемых вербально (до свидания, ладушки, сорока-ворона, дай, на, возьми, дай ручку), их выполнение по словесной инструкции.
- Запоминание и показ частей лица и тела (например, у куклы, у себя или взрослого).
- Соотнесение игрушек и предметов окружающей действительности с их изображением на картинках.
- Запоминание имен близких людей и членов семьи, узнавание их по фотографиям.
- Включение ребенка в игру со взрослым (прятки; ку-ку; забодаю; ой, боюсь).
- Выполнение просьбы взрослого, облеченной в форму инструкции (различных манипуляций и действий с предметами, игрушками).
- Выполнение различных действий с предметами по инструкции взрослого.
- Рассматривание сюжетных картинок, отображающих различные действия.
- Ознакомление детей с различными свойствами и качествами предметов в практической деятельности.
В процессе логопедической работы активно используются различные стишки, песенки, потешки, которые сопровождают действия ребенка и взрослого в бытовых ситуациях и во время проведения игр-занятий, что способствует созданию положительного эмоционального настроя, развитию чувств ритма и закреплению связи между предметом, действием и словом, их обозначающим.
Например: Котик лапкой умывается:
Вымыл носик, вымыл ротик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
Для параллельной стимуляции речевой и двигательной активности используются игры со стихами, сопровождающиеся выполнением движений (сначала пассивных, затем пассивно-активных и, наконец, активных). Все игры подбирают с учетом уровня двигательного развития ребенка.
- Ручки вверх мы поднимаем, (взрослый поднимает руки ребенка вверх)
Ручки вниз мы опускаем, (опускает руки вниз)
Кулачки мы крепко сжали, (пассивно сжимает кулачки малыша)
Кулачками постучали, (стучит кулачками)
Ножками потопали: топ-топ-топ-топ; (вместе топают ногами)
Ручками похлопали: хлоп-хлоп-хлоп-хлоп. (хлопают в ладоши)
- Ладушки, ладушки, (Взрослый ритмично хлопает ладошками ребенка,
Где были? У бабушки! привлекая его внимание к движению рук).
Шу, полетели! (Взрослый машет руками малыша)
На голову сели! (Поднимает ручки к его голове).
- Зайка серенький сидит (Взрослый поднимает руки ребенка вверх,
И ушами шевелит, изображая заячьи уши).
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, (Взрослый вместе с ребенком хлопает
Надо лапочки погреть, в ладоши).
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
В дальнейшем нужно добиваться, чтобы ребенок часть действий, а потом и все действия выполнял сам, вначале подражая действиям взрослого, а потом – по просьбе взрослого, услышав слова потешки.
Основной целью дальнейшей работы является стимуляция развития фразовой речи. Она происходит в процессе предметной деятельности с большим количеством игрушек и различных предметов быта. Взрослый должен стараться взять на себя инициативу в игре с ребенком. Сначала дети часто только выполняют задания взрослого и пассивно отвечают на заданные вопросы. Постепенно они привыкают взаимодействовать.
Для успешного формирования полноценной фразовой речи необходимо обратить внимание детей на различные варианты построения фразы. Отрабатываются трехсловные конструкции типа «обращение + повеление + название предметов» (Ната, на би-би. Катя, дай мяч). Заучиваются отдельные обиходные словосочетания (хочу гулять, буду спать, налей воды, можно идти? идем домой, мой мяч, дай еще! и т.п.).
Важно активизировать в самостоятельной речи ребенка употребление разнообразных прилагательных. Ребенок должен освоить различные качественные прилагательные: большой−маленький, высокий−низкий, хороший−плохой, длинный−короткий.
/. Развитие артикуляционной мускулатуры.
Цель: развитие органов артикуляционного аппарата.
- «Заборчик»
Описание: улыбнуться, показать зубы, удерживать под счет до 5.
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны -
От краев и до десны.
- «Дудочка»
Описание: губы и зубы сомкнуты, вытянуть губы трубочкой, удерживать в таком положении под счет до 5.
Я слегка прикрою рот,
Губы - «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
- Чередование движений «заборчик - дудочка».
-И-у, и-у,-
Тихо песенку пою,
Тихо песенку пою,
-И-у,и-у.
- «Блинчик»
Описание: положить язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5. (повторить 2-3 раза).
Поперек улыбки лег-
Отдыхает язычок.
- «Качели»
Описание: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, делать движения языком вверх - вниз.
- «Часики»
Описание: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, делать движения языком влево - вправо.
Влево-вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
- «Лошадка»
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, цокать языком медленно - быстрее - быстрее - медленно.
- «Грибок»
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу, удерживать под счет до 5.
- «Чашечка»
Описание: Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты (образуют ковшик), но не касаются зубов.
- «Иголочка»
Описание: Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед.
Язычок наш как иголка,
Отойди, уколет колко.
- «Горка»
Описание: Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднята вверх (похоже на выгнутую спину кошки, когда она сердится).
Улыбаюсь, рот открыт-
Там язык лежит свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
П. Выработка целенаправленной воздушной струи.
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
- «Бабочка»
Инструкция: Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она полетела.
Наша бабочка устала,
Ты подуй, чтобы летала...
(Д/з вырезать бабочку из бумаги положить в конвертик, вложенный в тетрадь).
- «Футбол»
Инструкция: Просим ребенка подуть на мяч, не надувая щек, забить гол ворота!
Щёк своих не надувая,
Мяч в ворота загоняю.
(Д/з сделать из ваты мяч).
- «Листик»
Воздух носиком вдыхаем,
Ртом, мы силой выдыхаем,
Так мы делаем затем,
Чтобы листик полетел.
(Д/з сделать листик (н: кленовый) вырезанный из бумаги и на ниточке).
III. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
- Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5-10 минут как бы перемешивает содержимое.
- Насыпаем в тарелку крупу или рис и просим ребенка рисовать пальцем.
- Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
- Пальцы вместе (погасим фонарики) - пальцы врозь (зажжем).
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем.
Мы фонарики погасим, нарисуем и раскрасим.
- «Ладони спрятали- ладони показали» (блинчики жарим).
Руки мы перевернем,
Словно блинчики печем,
Раз-два, раз-два,
Успеваем мы едва.
- «Ладонь - кулак»
Инструкция: левая ладонь лежит на столе, правая в кулаке, будто поймала улитку (чередование).
Выползла улитка,
Посмотреть на нас.
Оп! И сразу в домик,
Вот и весь рассказ.
- «Ладонь-ребро»
Инструкция: левая ладонь лежит на столе, а правая стоит ребром, как заборчик (чередование).
Ставим руки, как забор -
Вот так ограждение.
Хоп! И вдруг упал забор -
Вот так огорчение.
- «Коза»
Инструкция: большим пальцем зажимаем безымянный и мизинец.
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Забодаю, забодаю, забодаю...
- «Корова»
Инструкция: большим пальцем зажимаем безымянный и средний.
Коровушка, коровушка,
Рогатая головушка!
Ты детей не бодай,
Молока им лучше дай.
- «Шла коза по мостику»
Инструкция: большим пальцем зажимаем безымянный, мизинец - хвостик.
Шла коза по мостику
Топ-топ-топ,
И махала хвостиком
Хлоп-хлоп-хлоп,
Зацепилась за перила,
Бултых и нет козы...