Формирование фразовой речи детей младшего дошкольного возраста

Баширова Рена Расимовна

Семинар для родителей по формированию связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.04.201639.17 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование фразовой речи детей младшего дошкольного возраста.

Говоря о малышах такого возраста, можно часто услышать фразу: "Он все понимает, только пока не говорит". Это означает, что ребенок знает значение многих слов и выражений, может осмыслить их в контексте конкретной ситуации. Но так ли это на самом деле, быть может, родители преувеличивают возможности своих детей или же не достаточно внимательно и точно отслеживают достижения ребенка в овладении пассивным словарем?

Часто при более внимательном обследовании ребенка или в процессе работы с ним логопед обнаруживает пробелы в знаниях малыша: ребенок не только не понимает значение многих слов и выражений, но и путает, те, что постоянно использует в обиходе, может назвать одним и тем же словом разные предметы или действия, т.е. обобщает. Например, смешивает значение слов "ванна" и "раковина", на просьбу показать, где шампунь, показывает на тюбик с кремом и т.д.

Родителям следует осознавать, если существует ЗРР или ОНР, отставание затронет все стороны речи - как процесс говорение (активная речь), так и процесс понимания (пассивная). Следовательно, можно утверждать о том, что работа над пониманием речи не говорящих детей не просто желательна, а необходима.

Итак, вести работу надо по нескольким направлениям: создать речевую среду и накапливать пассивный словарь.

Поговорим о первом. Развитие ребёнка происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных. Получается работают совместно и родители, и логопед. Как же вести эту работу родителям? Необходимо постоянно говорить с малышом, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание, раздевание, отход ко сну, прием пищи, уборка игрушек, рисование, умывание ит.д.). Так же необходимо это проделывать смотря мультики, читая книги, играя в игрушки и прочее. При этом взрослому нужно обращаться к ребенку с вопросами, не следует требовать от малыша немедленного ответа, следует, выждав паузу, ответить самому. После того как ребенок познакомился с предметом (посмотрел, ощупал, манипулировал им), можно попросить его принести знакомый предмет или совершить какое-либо действие. Ребенок постоянно слышит речь взрослого, узнает много новых слов и выражений, а значит, их смысловые значения лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.

учитывая все вышесказанное, следует стараться, чтобы речь взрослых, окружающих ребенка отвечала следующим требованиям:

  • правильность,
  • четкой, с выделением ударного слога,
  • простой, из фраз по 2-4 слова,
  • повторяемость,
  • богатство, использование различных интонаций, меняя темп, ритм речи, делая паузы.

Теперь о втором направлении. Пассивный словарь - это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии. В ходе этой работы, основной задачей родителей является - накопление словарного запаса, тех слов, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления, состояния, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни, могут наблюдать, чувствовать и т.д. Это довольно просто сделать имея под рукой семейные фото (где мама? покажи, где папа? а где кошка, которую ты гладил на даче и пр.), зеркало (изучаем лицо, тело, одежду), игрушки (их можно искать, прятать, при этом, озвучивая все манипуляции с ними, показывать им квартиру, кормить и пр.), картинки по разным темам (просить ребенка показать тот или иной предмет, либо действие изображенное на картинке - человек бежит, ползет, стоит, лежит и пр., для большего результата можно опять же использовать фотографии, на которых ваш ребенок совершает эти действия; много-мало, большой-маленький и пр.).

Критические периоды в развитии речевой функции в первые годы жизни ребенка
(в соответствии периодизацией в работах Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой)

  • 1-й период - 1-2 года жизни ребенка. В этот период формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, закладываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14-18 месяцев. Любые, даже незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этот период, могут негативно отразится на развитии речи.
  • 2-й период – 3 года. Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуативной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.п.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.п. проявления. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, наблюдается отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Специфические приемы развития речи детей раннего возраста

К специфическим приемам развития речи детей раннего возраста можно назвать  следующие:

  • 1. Показ и рассматривание предмета 

Этот прием помогает наладить и укрепить  контакт с ребенком.  Когда взрослый что-то показывает и называет, у ребенка возникает интерес и положительные эмоции, которые он переносит на взрослого.

  • 2. Выполнение действий с предметом 

После выполнения совместно со взрослым тех или иных действий с предметом, ребенок переносит этот опыт в самостоятельную деятельность, в том числе в предметно-игровую. Это способствует развитию предметной игры и взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, которые возникают в первую очередь именно в процессе общей деятельности.

  • 3. Просьбы, поручения 

Этот прием помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, учит правильно обращаться с просьбой ко взрослому или сверстнику, что приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу,  необходимого в общении детей со взрослыми и друг с другом в условиях совместной деятельности.

  • 4. Вопросы–ответы 

Данный прием используется для активизации речи ребенка: помогает в усвоении правил диалогической речи, позволяет развить умение вслушиваться в речь взрослого и сверстника, развивая социальную ориентировку.

  • 5. Опосредованное общение через игрушку

Прием помогает создать непринужденную и естественную обстановку, установить контакт с ребенком, что очень важно для развития вербального и невербального общения, а также способствует повышению познавательного интереса.

  • 6. Многократное проговаривание речевого материала или комментирование действий.

Использование этого приема направлено на формирование необходимых стереотипов поведения, так как ребенок привлекается к выполнению правил и образцов, а это способствует непроизвольному запоминанию речевых образцов и дальнейшему сознательному их использованию в аналогичных ситуациях, что  формируют у ребенка произвольную регуляцию и контроль за деятельностью и поведением. Комментирующая речь взрослого по поводу действий ребенка и выполнения им отдельных операций оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние малыша, если она конкретна и позитивна. Желание услышать от взрослого положительную оценку в свой адрес способствует развитию у ребенка потребности в социальном соответствии.

Прием вербализации действий целесообразно использовать в процессе одевания, раздевания, умывания, кормления и т. д. При этом речь взрослого не должна быть стереотипной. Так, фразу: Пойдем мыть руки можно заменить на Вымоем ручки, Сейчас мы пойдем мыть руки, Перед едой нужно помыть ручки и т. д.

В процессе организации всех форм детской жизнедеятельности необходимо обращать внимание на реализацию различных функций речи: назывной, комментирующей, обобщающей, планирующей, контролирующей. В этом случае речь становится средством стимуляции речевой активности детей и организации их собственного поведения.

Речь взрослого по своей форме и значению может, как ограничивать действия ребенка (Нет, нельзя!), так и побуждать к действиям, сопровождать действия и завершать их (Будем умываться Умываемся – Умылись). Адекватное выполнение действий ребенком говорит о правильном восприятии и понимании обращенной  к нему речи.

Речевое комментирование способствует тому, что ребенок  побуждается к сотрудничеству со взрослым с целью получения от него новых сведений о мире и новых способах действий. Нужно стараться поддерживать постоянно возрастающий интерес к явлениям и объектам окружающего мира (людям, предметам, игрушкам, картинкам и т.д.). На основе ознакомления с предметами и явлениями действительности происходит совершенствование восприятия более сложных образцов речи, различных вариантов предложений, обогащение словаря, уточнение и усвоение лексических и грамматических значений слов. Это ведет к развитию потребности в общении со взрослым на различные темы и к активным познавательным действиям. Общение приобретает инициативный характер, ребенок чувствует потребность в самостоятельных действиях.

  • Благодаря этим приемам мотивом общения детей сначала становится «делать, как взрослый», затем «быть как взрослый» в ситуации игрового и коммуникативного взаимодействия с родителями и другими детьми.

Развитие понимания обращенной к ребенку речи и знаний об окружающем.

Формирование понимания звучащей  речи необходимо проводить поэтапно, в определенной последовательности, по принципу возрастающей сложности, в зависимости от уровня развития импрессивной речи и познавательной деятельности. Процесс этот можно представить следующим образом:

  1. Различение интонаций голоса взрослого, узнавание своего имени.
  1. Запоминание названий знакомых ребенку игрушек и окружающих предметов, находящихся в определенном месте, их показ  по просьбе взрослого. (Где ляля? Вот ляля! На, возьми!)

Запоминание слов, обозначающих членов семьи, близких людей (Где мама?, Где папа?, Где баба?, Где деда?, Где сестричка? и т.д.). «Где мама? Посмотри на маму! Вот мама! Иди к маме на ручки!»

  1. Запоминание названий игрушек и окружающих предметов вне зависимости от места их расположения.
  1. Запоминание простых действий, сопровождаемых вербально (до свидания, ладушки, сорока-ворона, дай, на, возьми, дай ручку),  их выполнение по словесной инструкции.
  1. Запоминание и показ частей лица и тела (например, у куклы,  у себя или  взрослого).
  1. Соотнесение игрушек и предметов окружающей действительности с их изображением на картинках.
  1. Запоминание имен близких людей и членов семьи, узнавание их по фотографиям.
  1. Включение ребенка в игру со взрослым (прятки; ку-ку; забодаю; ой, боюсь).
  1. Выполнение просьбы взрослого, облеченной в форму инструкции (различных манипуляций и действий с предметами, игрушками).
  1.  Выполнение различных действий с предметами по инструкции взрослого.
  1. Рассматривание сюжетных картинок, отображающих различные действия.
  1.  Ознакомление детей с различными свойствами и качествами предметов в практической деятельности.

В процессе логопедической работы активно используются различные стишки, песенки, потешки, которые сопровождают действия ребенка и взрослого в бытовых ситуациях и во время проведения игр-занятий, что способствует созданию положительного эмоционального настроя, развитию чувств ритма и закреплению связи между предметом, действием и словом, их обозначающим.

Например:                            Котик лапкой умывается:

Вымыл носик, вымыл ротик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

Для параллельной стимуляции речевой и двигательной активности используются игры со стихами, сопровождающиеся выполнением движений (сначала пассивных, затем пассивно-активных и, наконец, активных). Все игры подбирают с учетом уровня двигательного развития ребенка.

  1. Ручки вверх мы поднимаем,                    (взрослый поднимает руки ребенка вверх)

Ручки вниз мы опускаем,                                              (опускает руки вниз)

Кулачки мы крепко сжали,                             (пассивно сжимает кулачки малыша)

Кулачками постучали,                                              (стучит кулачками)

Ножками потопали: топ-топ-топ-топ;                  (вместе топают ногами)

Ручками похлопали: хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.               (хлопают в ладоши)

  1. Ладушки, ладушки,           (Взрослый ритмично хлопает ладошками ребенка,

Где были? У бабушки!                       привлекая его внимание к движению рук).

Шу, полетели!                                                    (Взрослый машет руками малыша)

На голову сели!                                                    (Поднимает ручки к его голове).

  1. Зайка серенький сидит                   (Взрослый поднимает руки ребенка вверх,

И ушами шевелит,                               изображая заячьи уши).

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,                                    (Взрослый вместе с ребенком хлопает

Надо лапочки погреть,                                      в ладоши).

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

В дальнейшем нужно добиваться, чтобы ребенок часть действий, а потом и все действия выполнял сам, вначале подражая действиям взрослого, а потом – по просьбе взрослого, услышав слова потешки.

Основной целью дальнейшей работы является стимуляция развития фразовой речи. Она происходит в процессе предметной деятельности с большим количеством игрушек и различных предметов быта. Взрослый должен стараться взять на себя инициативу в игре с ребенком. Сначала дети часто только выполняют задания взрослого и пассивно отвечают на заданные вопросы. Постепенно они привыкают взаимодействовать.

Для успешного формирования полноценной фразовой речи необходимо обратить внимание детей на различные варианты построения фразы. Отрабатываются трехсловные конструкции типа «обращение + повеление + название предметов» (Ната, на би-би. Катя, дай мяч). Заучиваются отдельные обиходные словосочетания (хочу гулять, буду спать, налей воды, можно идти? идем домой, мой мяч, дай еще! и т.п.).

Важно активизировать в самостоятельной речи ребенка употребление разнообразных прилагательных. Ребенок должен освоить различные качественные прилагательные: большой−маленький, высокий−низкий, хороший−плохой, длинный−короткий.

/. Развитие артикуляционной мускулатуры.


Цель:
развитие органов артикуляционного аппарата.

  •  «Заборчик»

Описание: улыбнуться, показать зубы, удерживать под счет до 5.

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны -
От краев и до десны.

  •  «Дудочка»

Описание: губы и зубы сомкнуты, вытянуть губы трубочкой, удерживать в таком положении под счет до 5.
Я слегка прикрою рот,
Губы - «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.

  •  Чередование движений «заборчик - дудочка».

-И-у, и-у,-

Тихо песенку пою,

Тихо песенку пою,

-И-у,и-у.

  •  «Блинчик»

Описание: положить язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5. (повторить 2-3 раза).

Поперек улыбки лег-
Отдыхает язычок.

  •  «Качели»

Описание: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, делать движения языком вверх - вниз.

  •  «Часики»

Описание: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, делать движения языком влево - вправо.

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

  •  «Лошадка»

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, цокать языком медленно - быстрее - быстрее - медленно.

  •  «Грибок»

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу, удерживать под счет до 5.

  •  «Чашечка»

Описание: Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты (образуют ковшик), но не касаются зубов.

  •  «Иголочка»

Описание: Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед.

Язычок наш как иголка,

Отойди, уколет колко.

  •  «Горка»

Описание: Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднята вверх (похоже на выгнутую спину кошки, когда она сердится).

Улыбаюсь, рот открыт-
Там язык лежит свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.


П. Выработка целенаправленной воздушной струи.

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.        

  1. «Бабочка»

Инструкция: Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она полетела.
Наша бабочка устала,
Ты подуй, чтобы летала...

(Д/з вырезать бабочку из бумаги положить в конвертик, вложенный в тетрадь).

  1. «Футбол»
     Инструкция: Просим ребенка подуть на мяч, не надувая щек, забить гол ворота!

Щёк своих не надувая,

Мяч в ворота загоняю.
(Д/з сделать из ваты мяч).

  1. «Листик»

Воздух носиком вдыхаем,

Ртом, мы силой выдыхаем,

Так мы делаем затем,

Чтобы листик полетел.

(Д/з сделать листик (н: кленовый) вырезанный из бумаги и на ниточке).

III. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

  1.  Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5-10 минут как бы перемешивает содержимое.
  2.  Насыпаем в тарелку крупу или рис и просим ребенка рисовать пальцем.
  3.  Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,        
Чтобы стал круглее всех".

  1.  Пальцы вместе (погасим фонарики) - пальцы врозь (зажжем).

Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем.
Мы фонарики погасим, нарисуем и раскрасим.

  1.  «Ладони спрятали- ладони показали» (блинчики жарим).

Руки мы перевернем,
Словно блинчики печем,
Раз-два, раз-два,
Успеваем мы едва.

  1.  «Ладонь - кулак»

Инструкция: левая ладонь лежит на столе, правая в кулаке, будто поймала улитку (чередование).
Выползла улитка,
Посмотреть на нас.

Оп! И сразу в домик,
Вот и весь рассказ.

  1.  «Ладонь-ребро»

Инструкция: левая ладонь лежит на столе, а правая стоит ребром, как заборчик (чередование).


Ставим руки, как забор -
Вот так ограждение.

Хоп! И вдруг упал забор -
Вот так огорчение.

  1.  «Коза»

Инструкция: большим пальцем зажимаем безымянный и мизинец.
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Забодаю, забодаю, забодаю...

  1.  «Корова»

Инструкция: большим пальцем зажимаем безымянный и средний.
Коровушка, коровушка,
Рогатая головушка!
Ты детей не бодай,
Молока им лучше дай.

  1.  «Шла коза по мостику»

Инструкция: большим пальцем зажимаем безымянный, мизинец - хвостик.
Шла коза по мостику
Топ-топ-топ,

И махала хвостиком
Хлоп-хлоп-хлоп,

Зацепилась за перила,
Бултых и нет козы...