Главные вкладки

    Метод "Послушай себя со стороны" с использованием видеосъемки в логопедической практике при нарушениях звукопроизношения

    Баширова Рена Расимовна

    В данной статье рассматриваются психофизические особенности детей с ФФНР, методы работы с ними и предлагается к рассмотрению метод "Послушай себя со стороны" и его внедрение в логопедическую практику.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pechatnoe_izdanie.docx49 КБ

    Предварительный просмотр:

    http://research-journal.org//?s=%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4+%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D0%B9+%D1%81%D0%B5%D0%B1%D1%8F+%D1%81%D0%BE+%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B&x=0&y=0

    Баширова Р.Р.

     Учитель-логопед, ГБПОУ «1-й МОК» СП ДС № 594

    МЕТОД «ПОСЛУШАЙ СЕБЯ СО СТОРОНЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕОСЪЕМКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

    Аннотация

    В данной статье рассматриваются психофизические особенности детей с ФФНР, методы работы с ними и предлагается к рассмотрению метод «Послушай себя со стороны» и его внедрение в логопедическую практику.

    Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, ФФНР, дислалия, коррекция звуков, дифференциация звуков.

    Bashirova R.R.

    Teacher speech therapist, First Moscow Educational Complex, Subdivision Indergarten № 594

    THE METHOD «LISTEN TO YOURSELF FROM THE OUTSIDE» WITH USE OF VIDEO IN SPEECH THERAPY PRACTICE IN THE ARTICULATION DISTURBANCE

    Abstract

    This article discusses the features of children with psychophysical phonetic and phonemic speech underdevelopment, methods of working with them and offers to consider the method of «Listen to yourself from the outside » and its implementation in speech therapy practice.

    Keywords: phonetic and phonemic speech underdevelopment, dyslalia, correction of sounds, differentiation of sounds.

    Психофизические особенности детей с ФФНР. Эти дети обладают нормальным слухом и интеллектом. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. У них наблюдается также не резко выраженное отставание развития лексико-грамматического строя речи. Отмечаются неустойчивость внимания, отвлекаемость; они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют любые задания, связанные с активной речевой деятельностью. Поэтому коррекционно-воспитательная работа строится с учётом особенностей психической деятельности детей – обучение органически связано с развитием ВПФ, произвольности, самоконтроля и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

    Хотелось бы остановиться более подробно на этапах работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

    Этапы работы при коррекции звуков

    Разные авторы выделяют разное количество этапов (от 3 до 5):

    — подготовительный этап;

    — этап постановки звука;

    — этап автоматизации звука;

    — этап дифференциации звука;

    — этап введения звука в речь.

    При дислалии, в зависимости от ее формы, работа проводится по 3-4 этапам. Если нарушение звукопроизношения входит в структуру другого дефекта речи, то чаще бывает необходимость проводить 5 этапов работы.

    В процессе работы на этапе автоматизации и дифференциации звуков мною была разработана методика «Послушай себя со стороны» с использованием видеокамеры. Вначале логопед повторял речь ребенка так же искаженно, как и он, затем записывал на камеру его речь и устраивал совместный просмотр.

    При работе с детьми важно опираться комплексно на все анализаторы:

    1. Зрительный анализатор. Когда мы перед зеркалом уточняем правильную артикуляцию звука и ребенок запоминает нужное положение органов артикуляционного аппарата.
    2. Кинестетический анализатор. Просим ребенка при произнесении звука «с» приложить ладошку к подбородку и ощутить разницу в выходящей воздушной струе (она должна быть холодная, узкая).
    3. Слуховой анализатор. Когда просим ребенка определить наличие звука в ряде других, определить место звука в слове и т.д.

    Учитывая все эти анализаторы, и был испробован метод использования видеокамеры, когда ребенок мог со стороны наблюдать и слышать свою речь, то есть делался упор одновременно на два анализатора — слуховой и зрительный.

     Диалоги:
    Логопед: Данил, повтори за мной: «Пушистая кошка сидит на окошке».
    Данил: Пусыстая коска сидит на окоске.
    Логопед (повторяет речь ребенка): Пусыстая коска сидит на окоске. Я правильно сказала?

    Данил: Логопед, вы такая смесная…

    Затем речь ребенка записывалась на камеру и давалась ему для просмотра и оценки своей речи. Именно увидев и услышав себя со стороны, ребенок осознавал свои ошибки и стремительными темпами начинал исправлять их.

    Логопед: Тимофей, повтори за мной: «Кошка ест кашу из миски».
    Тимофей: Коска ест касу из миски.
    Логопед  (повторяет речь ребенка): Коска ест касу из миски. Правильно?
    Тимофей: Конесно зе, нет. Я зе сказал, сто коска ест касу из миски.
    Тимофей (послушав свою речь): У меня чуть-чуть не получается.

    Логопед: Яна, повтори: Пастушок спешит домой.
    Яна: Пастусок спесыт домой.
    Логопед  (повторяет речь ребенка): Пастусок спесыт домой. Правильно?
    Яна: Не мозэт быть, сто я так сказала.
    Яна (послушав свою речь): Я поняла свою осыбку.

    Логопед: Матвей, повтори за мной: «Лукошко вишен стоит на столе».
    Матвей: Лукоско вишен штоит на штоле.
    Логопед  (повторяет речь ребенка): Лукоско вишен штоит на штоле.
    Матвей: У меня не получается.
    Матвей (послушав свою речь): Давайте еще раз, я понял, что говорю неправильно.
    После просмотра видео начинает повторять и исправлять свои ошибки.

    Также можно показывать видео других детей, чтобы они слушали и исправляли ошибки. Даже с гиперактивными  детьми этот метод способствует усидчивости ребенка, ведь он понимает, что потом это видео будет просматриваться. Этот метод становится хорошим стимулом  для ребенка в дальнейшем и, кроме того, пробуждает интерес и способность анализировать и исправлять как себя, так и своих сверстников.

    Если все-таки ребенку не удается исправить свои ошибки, то в период дифференциации звуков  можно использовать картинки-символы, в которых заранее заключается подсказка. Например, при дифференциации «С-Ш» используем символ «окошко-улыбка» и называем слова именно с таким сочетанием звуков в слове (шалость, шелест, шоссе, шерсть, пушистый);

    «улыбка-окошко»: соловушка, пастушок, стишок, слышу, спешу.

    Как только ребенок усвоил и правильно произнес, «картинку-символ» прячем и просим ребенка с помощью руки показывать улыбку – ладошка, кулак –окошко…

    12-01-2016 12-50-22

    Этот довольно простой, но действенный способ дает хороший результат, и ребенок увлеченно следит за своими успехами, получая удовольствие от самого процесса.

    Литература

    1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989, -239 с.: ил.

    References

    1. Fomicheva M.F. Vospitanie u detej pravil’nogo zvukoproiznoshenija: Praktikum po logopedii: Ucheb. posobie dlja uchashhihsja ped. uch-shh po spec. № 03.08 «Doshk. vospitanie». – M.: Prosveshhenie, 1989, -239 p.