Здоровьесберегающий проект “Здоровье детей в наших руках”.

Паспорт проекта

Наименование проекта

“Здоровье детей в наших руках”.

Разработчики проекта

Воспитатели: Клочкова Е.В.

Цель проекта

Приобщение детей к здоровому образу жизни через организованную модель оздоровления  в ДОУ

Срок реализации проекта

Март – апрель 2016г.

Ожидаемые результаты

- повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
- повышение интереса  родителей к здоровому образу жизни

- повышение профессионального  мастерства педагогов дошкольного учреждения  в здоровьесбережении

- создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
- оформление выставки детских работ  “Мы здоровью скажем “Да”;

- создание картотеки “Подвижные игры для детей дошкольников”

Ресурсное обеспечение

Конспекты оздоровительных мероприятий, спортивных досугов

Физкультурный зал, спортивная площадка.

Разработка программы оздоровительных мероприятий и досугов .

Подбор методической литературы

Изготовление нестандартного оборудования

 

 

 

 

 

Введение

Одной из ведущих задач основной общеобразовательной программы “От рождения до школы” под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка. В  группе  «Гномики»  работа по оздоровлению ведется постоянно.  Наш проект, организованный в март 2016г. - апрель 2016 г. – практическое внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образование.

Используя рекомендации ученых: И.В. Никитиной, Т.Н.Дороновой, Ю.Ф.Змановского, работающих в области здоровьесбережения, а также технологию развивающего обучения, мы постарались создать в каждой возрастной группе такую  развивающую среду, которая будет содействовать реализации программы. В ДОУ имеются дополнительные площади, которые педагоги используют для обогащения двигательной сферы своих воспитанников. Это музыкальный, физкультурный залы, где дети могут расслабиться, снять психомоторное напряжение. 

В группах созданы условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям  детей.

Физкультурные уголки, оснащенные нетрадиционным физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным руками воспитателей и родителей (кольца с лентами, нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия, “набивные мешочки” и т.д.) пользуются большим спросом у наших воспитанников, т.к. они могут в самостоятельной деятельности использовать данные тренажеры, при  их помощи организовывать игры различной подвижности.

Большая работа была проделана со специалистами детского сада: совместно со старшим воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре  были подобраны и разработаны комплексы утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, релаксации.

Введенные в воспитательно - образовательный процесс “Минутки шалости”,  “Минутки тишины” и “Гимнастика маленьких волшебников” стали достоянием группы, подобраны картотеки пальчиковогоигротренинга,  динамических пауз, а также психогимнастики, релаксации.

Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий: своевременное проветривание помещений, ежедневные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе.

Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку позволило нам разработать модель оздоровления детей в ДОУ, представляющую фундамент для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровьесбережения.

Работу по оздоровлению детей мы проводим по нескольким направлениям:

Профилактическое:

1. Обеспечение благоприятного течения адаптации (под контролем медицинского работника, педагога-психолога и воспитателя);

2. Выполнение санитарно-гигиенического режима (создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания его в детском саду);

 3. Предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики (самомассаж, использование дорожек с различным покрытием для укрепления свода стопы, и т.д.).

4. Консультирование родителей по вопросам оздоровления детей

Организационное:

1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методами диагностики;

3. Организация двигательной активности в зависимости от уровня двигательной активности каждого воспитанника

4. Обеспечение психологического комфорта.

Кроме этого,  разработан алгоритм проведения бодрящей гимнастики после дневного сна, который включает в себя:

- Общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати;

- Элементы оздоровительного самомассажа;

- Закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем);

Проблема: Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, нездоровый досуг, растущие факторы риска).

 В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

 

Цель проекта: приобщение детей к здоровому образу через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ.

Задачи:

- Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.

- Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.

- Повысить профессиональное  мастерство педагогов дошкольного учреждения  по теме здоровый образ жизни.

- Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основедоверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

 

 

Пути реализации проекта:

- тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;

- мониторинговые процедуры (анкетирование родителей, тесты для воспитателей);

- экскурсии;

- спортивные соревнования;

- беседы;

- игры, эстафеты, викторины, конкурсы;

- консультации для родителей;

- выставка детского творчества;

 

Ожидаемый результат:

- повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
- повышение интереса  родителей к здоровому образу жизни

- повышение профессионального  мастерства педагогов дошкольного учреждения  в здоровьесбережении

- создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями
- оформление выставки детских работ  “Мы здоровью скажем “Да”

- создание картотеки “Подвижные игры для детей дошкольников”

Вид проекта:

По  продолжительности:   краткосрочный;

По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированный;

По содержанию:  социально-педагогический

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По количеству участников: фронтальный.

Интеграция образовательных областей

Физическая культура

Развитие физических качеств накопление двигательного опыта как важных условий сохранения и укрепления здоровья детей.

Здоровье

Формирование представлений о здоровом образе жизни, закрепление знаний и понятий о том, как нужно сохранять здоровье.

Безопасность

Формирование основ безопасной жизнедеятельности в различных видах двигательной активности.

Социализация

Развитие игровой деятельности детей, приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование положительного отношения к себе, гендерной принадлежности.

Познание

Развитие сенсорной культуры, расширение кругозора, в части представлений о человеческом организме, здоровье и здоровом образе жизни.

Коммуникация

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни.

Художественная литература

Использование художественных произведений и фольклора для обогащения содержания области. 

Художественное творчество

Удовлетворение потребности детей в самовыражении в продуктивной деятельности.

Музыка

Использование музыкальных произведений для развития двигательного творчества детей.

 

 

Перечень здоровьесберегающих технологий, применяемых в педагогическом процессе .

Виды

Место в режиме дня

Ответственный

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Минутки шалости

Не раньше, чем через 30 мин после приема пищи ежедневно.

Музыкальный руководитель,

воспитатели

Динамические паузы

В перерывах между непосредственно образовательной деятельностью

5 – 7 мин .

Воспитатели

Релаксация

В зависимости от состояния детей и целей для всех возрастных групп

Педагоги

Пальчиковая гимнастика

С младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно

Воспитатели,

учитель-логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно 3 – 5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Все педагоги

Дыхательная гимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Все педагоги

Бодрящая гимнастика

Ежедневно после дневного сна 5 – 7 мин

Воспитатели

Растирание сухой варежкой

Ежедневно после дневного сна 5 – 7 мин

 

Воспитатели

Корригирующая гимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Инструктор по физической культуре

“Гимнастика маленьких волшебников”

На физкультурных занятиях, после дневного сна.

Воспитатели

Технологии обучения здоровому образу жизни

Игротерапия

В свободное время во второй половине дня. Время проведения зависит от задач, поставленных педагогом

Воспитатели, педагог-психолог

Самомассаж

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Воспитатели, инструкторпо физической  культуре

Точечный массаж

Проводится в любое удобное для педагога время  

Воспитатели

Игровой массаж

На физкультурных занятиях и во время динамических пауз

Инструктор по физической культуре, воспитатели

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю 25 – 30 мин.

Воспитатели, педагог-психолог

 

 

Этапы реализации проекта

 

Задачи

Мероприятия

Ожидаемый результат

Сроки

I этап        Аналитический

Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по  приобщению детей к ЗОЖ.

Изучение литературы, диагностика, беседа, анкетирование.

Получение информации о состоянии здоровья, физическом развитии  детей, сформированности представлений о ЗОЖ.

март 2016г.

II этап     Организационный

Планирование и прогнозирование работы

Составление планов работы с детьми, родителями, педагогами по приобщению к ЗОЖ.

Наличие планов:

-  спортивных досугов и развлечений.

- консультаций для родителей и педагогов.

март 2016г.

Разработка содержания развлечений и досугов

Конспекты спортивных развлечений и досугов

март 2016г.

Подбор дидактического материала, литературы.

Наличие разнообразных средств, необходимых для приобщения детей к здоровому образу жизни.

март 2016г.

Обогащение предметной развивающей среды.

Подбор и изготовление нестандартного оборудования.

Наличие нестандартного оборудования физкультурном зале и группах.

апрель 2016г.

III этап       Практический

Просвещение родителей и педагогов о ЗОЖ и привлечение к совместным мероприятиям.

Проведение мероприятий с детьми, родителями и педагогами.

Картотека подвижных игр. Выставка детских работ: “Мы здоровью скажем “Да!”

Буклеты: “Дыхательная гимнастика”

Нетрадиционное

физкультурное оборудование.

 

 

   апрель

2016г.

Подведение итогов

Распространить опыт в сфере здоровьесбережения

Оформление выставки “Мы здоровью скажем “Да”

Презентация проекта “Здоровье детей – в наших руках”

День здоровья в детском саду “Здоровым будь!”

 апрель 2016г.

      

 

 

   План мероприятий  по реализации проекта

 

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Примечание

Воспитатели, специалисты ДОУ

1.Тест для воспитателей на педагогическую компетентность на тему “Физическое воспитание дошкольников”

2. Консультации для воспитателей

«Физкультминутки и их место

в режиме дня», «Использование нестандартного оборудования» 

   3.  Знакомство с программой «Гимнастика маленьких волшебников»

 

 

1.  Клочкова Е.В.

 

2.  Батова Л.Ю.

 

 

 3. Кравченко Е.Н.

 

 

 

 

Родители

1. Анкетирование: «Путь к здоровью ребенка лежит через семью»

2. Консультации: «Иммунитет», «Играем – пальчики развиваем»

3. Буклеты: «Дыхательная гимнастика»

3. Конкурс рисунков: «Мы здоровью скажем «Да»

 

1.Клочкова Е.В.

2.  Батова Л.Ю.

3. Воспитатели всех групп

 

 

 

 

 

 

  Дети

1. «Гимнастика маленьких волшебников», «Минутки шалости», «Минутки тишины»

2. Целевая прогулка по участку «В здоровом теле – здоровый дух»

3. Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо?»

4 НОД «Физическая культура» по мотивам сказок «В гостях у сказки»

5. «День здоровья»

6.  «Гимнастика маленьких волшебников»

  7. Чтение художественной литературы: сказки о пользе физкультуры и спорта.

  8. Сказка – беседа «Кто такие микробы?»

9. Беседа: «Полезные продукты»

 

 

 

1. Все воспитатели

2.  Кравченко Е.Н.

3. Все воспитатели

 

4.  Клочкова Е.В.

5. Батова Л.Ю.

6. Все воспитатели

7. Все воспитатели

8.Все воспитатели

9. Медсестра.

 

 

Заключение

Наш проект – результат творческой деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада.

Особенностью проекта является единое воспитательно–образовательное пространство, созданное  на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Это  залог успешной работы с детьми.

Актуальность проекта заключается в том, что здоровье – непреходящая ценность, его нужно сохранять и укреплять.

В проекте мы апробировали инновационные методики здоровьесбережения: 

-  “Минутки шалости”,

-  “Минутки тишины”,

- “Гимнастика маленьких волшебников”, разработанную педагогом из Семипалатинской области Т. В. Нестерюк. Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе без принуждения.

Основными целями проведения этих игровых упражнений являются:

- соблюдение профилактики простудных заболеваний;

- закаливание детей;

- подведение детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими;

- учить освобождаться от стрессов, перенапряжения;

- прививать  необходимые умения проведения точечного массажа.

Благодаря совместной проектной деятельности мы смогли:

- расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни;

- усовершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей;

 - создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений  воспитателя с родителями.

Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.

Список литературы

 

1.      Асташина М.П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб.-метод. пособие /М.П.Асташина. – Омск, 20022.

2.      Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000, №2 - С.21 – 28.

3.      Воротникина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – М.: Энас, 2006

4.      Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999

5.      Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья – М., ТЦ Сфера, 2007

6.      Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей детского сада. Москва 2003.  

7.      Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ. Методические материалы, разработки занятий и спортивные игры. –Волгоград.: Учитель, 2007

8.      Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2004

9.      Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.

10.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г №2106 “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников”.

 

11. Шорыгина Т.А. “Беседыо здоровье”. Москва, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация 105.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ «Ласточка» Здоровье сберегающий проект «Здоровье детей в наших руках».

Слайд 2

Паспорт проекта Разработчик проекта воспитатель: Клочкова Е.В. Цель проекта: Приобщение детей к здоровому образу жизни через организованную модель оздоровления в ДОУ Срок реализации проекта Март – апрель 2016г. Ожидаемые результаты - повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту; - повышение интереса родителей к здоровому образу жизни - повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении - создание единого воспитательно –образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. - оформление выставки детских работ “Мы здоровью скажем “Да”; - создание картотеки “Подвижные игры для детей дошкольников” Ресурсное обеспечение Конспекты оздоровительных мероприятий, спортивных досугов Физкультурный зал, спортивная площадка. Разработка программы оздоровительных мероприятий и досугов . Подбор методической литературы Изготовление нестандартного оборудования

Слайд 3

Введение Одной из ведущих задач основной общеобразовательной программы “От рождения до школы” под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка. В группе «Гномики» работа по оздоровлению ведется постоянно. Наш проект, организованный в март 2016г. - апрель 2016 г. – практическое внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образование. Используя рекомендации ученых: И.В. Никитиной, Т.Н.Дороновой , Ю.Ф.Змановского , работающих в области здоровьесбережения , а также технологию развивающего обучения, мы постарались создать в каждой возрастной группе такую развивающую среду, которая будет содействовать реализации программы. В ДОУ имеются дополнительные площади, которые педагоги используют для обогащения двигательной сферы своих воспитанников. Это музыкальный, физкультурный залы, где дети могут расслабиться, снять психомоторное напряжение. В группах созданы условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей. Физкультурные уголки, оснащенные нетрадиционным физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным руками воспитателей и родителей (кольца с лентами, нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия, “набивные мешочки” и т.д.) пользуются большим спросом у наших воспитанников, т.к. они могут в самостоятельной деятельности использовать данные тренажеры, при их помощи организовывать игры различной подвижности. Большая работа была проделана со специалистами детского сада: совместно со старшим воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре были подобраны и разработаны комплексы утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, релаксации.

Слайд 4

Работу по оздоровлению детей мы проводим по нескольким направлениям: Профилактическое: 1. Обеспечение благоприятного течения адаптации (под контролем медицинского работника, педагога-психолога и воспитателя); 2. Выполнение санитарно-гигиенического режима (создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания его в детском саду); 3. Предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики ( самомассаж , использование дорожек с различным покрытием для укрепления свода стопы, и т.д.). 4. Консультирование родителей по вопросам оздоровления детей Организационное: 1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ; 2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методами диагностики; 3. Организация двигательной активности в зависимости от уровня двигательной активности каждого воспитанника 4. Обеспечение психологического комфорта. Кроме этого, разработан алгоритм проведения бодрящей гимнастики после дневного сна, который включает в себя: - Общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати; - Элементы оздоровительного самомассажа ; - Закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем);

Слайд 5

Проблема: Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, нездоровый досуг, растущие факторы риска). В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Слайд 6

Цель и задачи проекта: Цель проекта: приобщение детей к здоровому образу через организованную модель здоровье сбережения в ДОУ. Задачи: - Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни. - Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей. - Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме здоровый образ жизни. - Создать единое воспитательно –образовательное пространство на основедоверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Слайд 7

Принципы реализации проекта Принцип природосообразности – формирование у дошкольников стремление к здоровому образу жизни Принцип личностной ориентации и преемственности – учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, неправленых на укрепление здоровья. Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске эффективных методовпо оздоровлению детей . Принцип дифференциации - педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности ребенка. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе воспитательного процесса.

Слайд 8

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Дети: Бережное отношение к своему здоровью Повышение интереса к физкультуре и спорту Представления о здоровом образе жизни Воспитатели: Повышение профессионального мастерства педагогов в здоровьесбережении Пополнение спортивного оборудования в группах Компетентность в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни Родители : Повышение интереса к здоровому образу жизни Взаимодействие с педагогами и инструктором по физической культуре по вопросам физического воспитания детей Активное участие в жизни ДОУ и реализации проекта

Слайд 9

Пути реализации проекта Приобщение детей к здоровому образу жизни Внедрение в оздоровительные мероприятия “Гимнастику маленьких волшебников” Организация и обеспечение физкультурно – оздоровительной работы Создание здоровой среды в детском саду, в которой не только дети и педагогический коллектив, но и родители станут приверженцами и активными субъектами ЗОЖ

Слайд 10

Ресурсное обеспечение проекта Конспекты оздоровительных мероприятий, спортивных досугов Нестандартное оборудование Физкультурный зал, спортивная площадка . Подбор методической литературы Программа оздоровительных мероприятий и досугов.

Слайд 11

Формирование представлений и навыков ЗОЖ Педагоги : Изучение программ, инноваций Планирование работы с детьми Оборудование предметно – развивающей среды Семья: Родительские собрания Анкетирование Консультативные пункты Совместная работа

Слайд 12

Участники проекта: Воспитатели Дети Родители Инструктор по физкультуре Медсестра Музыкальный руководитель

Слайд 13

Заключение Проект – результат творческой деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада. Особенностью проекта является единое воспитательно –образовательное пространство, созданное на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми. Актуальность проекта заключается в том, что здоровье – непреходящая ценность, его нужно сохранять и укреплять.

Слайд 14

Список литературы Асташина М.П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб.-метод . пособие / М.П.Асташина . – Омск, 20022. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000, №2 - С.21 – 28. Воротникина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – М.: Энас , 2006 Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк . учреждений. - М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 1999 Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья – М., ТЦ Сфера, 2007 Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей детского сада. Москва 2003. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ. Методические материалы, разработки занятий и спортивные игры. –Волгоград.: Учитель, 2007 Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2004 Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г №2106 “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников”. Шорыгина Т.А. “ Беседыо здоровье”. Москва, 2004.