Магистерская, кандидатская и докторская диссертация по педагогическим наукам: основные требования к содержанию и оформлению

Забирова Алла Михайловна

Магистерская, кандидатская и докторская диссертация по педагогическим наукам: основные требования к содержанию и оформлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Магистерская, кандидатская и докторская диссертация по педагогическим наукам: основные требования к содержанию и оформлению.

2 слайд Магистерская диссертация – вид итогового аттестационного испытания по психолого-педагогическому направлению (степень – магистр педагогики), носит научно-исследовательский характер, является самостоятельным исследованием актуальных проблем в области психологии и педагогики начального образования.

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития педагогической науки, а ее тема актуальной для теории и практики обучения и воспитания в начальной школе.Квалификационная работа содержит совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, свидетельствующих о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и практические навыки.

Тема магистерской диссертации выбирается студентом совместно с научным руководителем и руководителем магистерской программы в течение двух недель со времени начала обучения в магистратуре, в те же сроки разрабатывается индивидуальный план обучения, который утверждается на заседании кафедры.

Магистерская диссертация может быть продолжением и развитием темы квалификационной работы бакалавра. Тематика магистерских диссертаций окончательно утверждается (с учетом возможных корректировок) на заседании кафедры.

3 слайд Требования к магистерской диссертации

1. Диссертация представляет собой результаты исследования, выполненного самостоятельно студентом под руководством преподавателя выпускающей кафедры.

2. Диссертация может иметь как экспериментальный, так и теоретический характер.

3. Объем рукописи не должен превышать 60 - 100 стр. текста формата А4 (не считая таблиц и рисунков).

4. Все важнейшие положения, факты, закономерности и т.п., упоминаемые в работе, должны содержать ссылки на авторов.

4 слайд 5. Диссертация может быть иллюстрирована рисунками (фото, диаграммы, графики и т.п.) и таблицами. Заимствованные рисунки и таблицы, помещаемые в работе, обязательно должны содержать ссылки на авторов.

6. Магистерская диссертация должна быть аккуратно оформлена. Титульный лист работы выполняется по прилагаемому образцу(Приложение 1).

7. Диссертация должна быть выполнена на компьютере (распечатана на пронумерованных листах формата А4, с полями: верхнее, нижнее – по 2 см., левое – 3 см., правое – 1 см.. Текст печатается шрифтом TimesNewRoman, кегль – 14, через 1,5 интервала, форматирование – по ширине, отступ первой строки – 1,27 (1,25) см.

8. В конце работы приводится алфавитный список использованной литературы.

5 слайд Структура магистерской диссертации может быть представлена следующим образом:

1. Титульный лист.

2. Аннотацию (характеристика темы и актуальности).

3. Содержание (оглавление).

4. Введение.

Во введении необходимо рассмотреть:

- актуальность темы магистерской диссертации, проблему исследования;

- объект и предмет исследования;

- цель работы и исследовательские задачи, которые должны быть решены для достижения поставленной цели;

- рабочую гипотезу;

- обоснование выбранного решения поставленной задачи;

- способы реализации результатов магистерской дисеертации (методы

исследования);

- апробацию магистерской работы;

- объём и структуру магистерской работы.

Введение излагается на 5-7 страницах.

5. Основная часть работы, состоящая из глав и параграфов, подразделов и пунктов;

6. Заключение с выводами по поставленным задачам.

В заключении подводятся итоги решения поставленных задач, формулируются выводы и рекомендации, которые должны кратко констатировать полученные результаты; отмечается практическая значимость работы, область ее реального или перспективного использования; приводятся данные об эффективности исследования или указывается вытекающая из конечных результатов научная новизна, а также теоретическая значимость и практическая ценность исследования; указываются пути дальнейших исследований в рамках данной проблемы. Примерный объем 3 страницы.

7. Список использованной литературы (Библиография).

Количество источников в списке литературы зависит от степени разработанности темы и отражении ее в теоретических и научно-методических источниках. Для написания обзора по теме магистерской работы необходимо использовать не менее 100 источников.

В список литературы включаются все использованные автором работы в соответствии с общей нумерацией. Исходные данные оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003 о библиографическом описании.

6 слайд Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет авторов не более трех.

Груздова, И.В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей: пособие для воспитателей, музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки / И.В. Груздова, Е.К. Лютова, Е.В. Никитина.- Ростов - на – Дону : Феникс, 2010.- 10 п.л.

Отсутствие запятой после фамилии автора не считается ошибкой. Подобным образом оформляются и авторефераты диссертаций.

Ахметжанова, Г.В. Технология формирования позитивной мотивации школьников к педагогической профессии: (Автореф. дис…. канд. пед. наук) / Г.В. Ахметжанова. - Тольятти: ТолПИ, 1997. - 22 с.

Необходимо обратить внимание на то, что автор указывается дважды, причем во втором случае меняется следование фамилии и инициалов.

7 слайд Если книга имеет 2 или 3 автора, то вначале указывается один, а затем все авторы.

Руденко, И.В. Педагогическая гармония : уч. пособие для доп. проф. образования воспитателей детского сада / И.В. Руденко, О.Е. Тумакова. – ТГУ. – Тольятти: ТГУ, 2010. – 127 с.

Если книга написана четырьмя или более авторами, то ее описание дается на название. На заглавие также описываются коллективные монографии, сборники статей. Если авторов более четырех, то указываются первые три и добавляется и [ и др.]

Груздова, И.В. Проблема становления и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей дошкольного возраста / И.В. Груздова // Педагогика: семья – школа – общество: монография / И.А. Абатина [и др.]; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 21. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – С. 55-71.

Ахметжанова, Г.В. Инновационный подход к организации учебной деятельности студентов ВУЗа: монография / Г.В. Ахметжанова, Е.С. Павлова. - Тольятти: 2010. -160 с.

8. Приложение.

В приложения следует включать иллюстративные и вспомогательные материалы.

8 слайд К магистерской диссертации прилагается автореферат магистерской диссертации– составленный студентом реферат проведенного им исследования. Объем автореферата – 10-15 страниц стандартного печатного текста.

9 слайд Автореферат магистерской диссертации включает:

а) общую характеристику работы: актуальность, цель, объект, предмет, задачи исследования; новизна исследования; методы или методология проведения исследования; теоретическая, научная, практическая значимость исследования; научная обоснованность и достоверность; научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту; апробация результатов исследования; личный вклад автора в исследование; структура и объем магистерской диссертации;

б) основное содержание работы;

в) основные выводы и результаты;

г) список публикаций, включающий все работы по теме диссертации.

Конкретные требования к автореферату магистерской диссертации определяются выпускающими кафедрами и отражаются в учебно-методических пособиях по выполнению магистерских диссертаций.

10 слайд  Кандидатская диссертация

Квалификационной работой на соискание научной степени "кандидат педагогических наук" является диссертация, которая представляет собой научнообоснованную разработку концепций, парадигм, теорий и практических методик по разрешению актуальной для общества проблемы. Защита работ происходит в соответствии с предъявляемыми к диссертациям требованиями ГОСТ в Высшей аттестационной комиссии.

Кандидатская диссертация представляет результат обучения в аспирантуре. Ее успешная защита дает автору степень кандидата наук. Она является более сложным и глубоким научным исследованием по сравнению с магистерской и требует серьезного научного подхода. Автор кандидатской работы предлагает новый подход к решению определенной задачи в избранной им области. И не чисто теоретически, а доказав экспериментально, что этот подход и способ решения научной проблемы действительно дает положительные результаты. По материалам кандидатской диссертации автор публикует статьи в научных изданиях, аккредитованных ВАК.

11 слайд    Структура кандидатской диссертации 

Классическая кандидатская диссертация (в виде рукописи) обычно имеет следующую структуру: титульный лист (страница № 1), оглавление (содержание), список условных сокращений (если таковые имеются, также могут располагаться в конце диссертации), введение, четыре главы (могут быть две или три главы), заключение, выводы, практические рекомендации (в диссертациях по педагогическим специальностям), список литературы и приложения.

Во введении (3-6 страниц) автор может обосновать выбор темы исследования, отразить ее актуальность, показать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы.

Глава 1 (20-40 страниц) должна называться в соответствии с ее содержанием, т.е.  обзор и анализ литературных источников по теме исследования.
Целесообразно рассмотреть, в каком состоянии на современный момент находится избранное научное направление, что уже сделано другими авторами, что в этом вопросе еще неясно и поэтому требует дальнейшего исследования. Если ваша диссертация затрагивает несколько крупных проблем, то глава может иметь параграфы (они нумеруются 1.1.; 1.2 и т.д.).
Логичным заключением главы 1 будет формулировка
цели, задач исследования, рабочей гипотезы (что предполагалось получить в результате исследования) и основных положений, выносимых на защиту. В диссертациях, защищаемых по педагогическим специальностям, обычно приводят также объект и предмет исследования. Объектом исследования является контингент испытуемых (группы людей) Заключение главы 1 — это та часть  диссертации, которая может претерпевать значительные изменения по мере работы над темой. Окончательно цель, задачи и т.д. будут сформулированы на завершающем этапе написания диссертации и автореферата.

Глава 2 (8-12 страниц, может называться «Методы исследования») обычно содержит описание методик исследования и контингента испытуемых. Достаточно подробно следует изложить организацию эксперимента, описать методики, используемую аппаратуру, дать подробные сведения об испытуемых. Прочитав эту главу, не должно возникать вопросов о том, как вы получили те или иные данные. Любой прочитавший ее должен понять, как провести аналогичное исследование (например, с целью проверки ваших результатов). Главу 2 можно разбить на параграфы, отдельно описав испытуемых и каждую методику (если она объемна), либо сгруппировать получаемые показатели по определенным признакам.

Глава 3 (60-90 страниц, может называться «Результаты исследования») обычно являет собой изложение собственных результатов исследования. В ней часто размещают таблицы с полученными данными (не первоначальными, а уже обработанными), рисунки, обобщающие или иллюстрирующие результаты, пояснения автора по поводу тех или иных полученных данных. Обычно эта глава разбивается на параграфы в соответствии с логикой изложения материала. Иногда (чаще в докторских диссертациях), если исследование слишком объемное и выполнено по нескольким направлениям, изложение собственных результатов занимает две главы (главу 3 и главу 4). В этом случае диссертация имеет на одну главу больше, а результаты обсуждаются в главе 5.

В главе 4 (20-30 страниц, может называться «Обсуждение результатов») обычно приводится обсуждение полученных результатов. Оно преследует две задачи. Во-первых, необходимо сопоставить полученные вами данные с результатами исследований других авторов, а во-вторых, предварительно изучив современные научные концепции, определить — с позиции какой из них можно объяснить ваши данные (либо в какую из них «вписываются» ваши результаты). Если вы провели объемное исследование с использованием серьезных современных методик, а ваши результаты не вписываются ни в одну из известных теорий или противоречат им, и если при этом вы убеждены, что полученным данным можно верить, то ваша диссертация «тянет» на докторскую. Отличие докторской диссертации от кандидатской в том, что первая должна представлять собой крупное научное открытие или открывать новое научное направление.

Количество выводов в диссертации должно соответствовать количеству поставленных задач (и в идеале — представлять собой решение этих задач). Однако, на практике такое встречается редко. Одной задаче может соответствовать два вывода, реже — выводы мало соответствуют поставленным задачам. Несоответствия выводов поставленным задачам следует избегать.

В диссертациях на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, а также защищаемых по двум специальностям, одна из которых педагогическая, приводятся практические рекомендации, формулирующиеся исходя из данных эксперимента.

Список литературы (обычно не менее 100, не более 600 источников) оформляется по текущему ГОСТу. Вначале по алфавиту приводятся отечественные источники, затем по алфавиту — иностранные. Соответствие списка литературы ГОСТу можно проверить в библиотеке (в информационно-библиографическом отделе).

В приложения диссертации включают не вошедшие в основной текст таблицы, схемы организации эксперимента, иногда приводятся образцы анкет, тестов (если они разработаны вами) и т.д. Кроме того, в приложения входят акты внедрения, авторские свидетельства и т.д. Каждому разделу приложений присваивается номер (1, 2, 3 и т.д.).

Объем кандидатской диссертации (без учета списка литературы, приложений, рисунков и таблиц) обычно составляет 120-150 машинописных страниц (1800 знаков на странице: 29-30 строк, 62-64 знака в строке. При наборе на компьютере применяется шрифт Times, размер 14 пт, межстрочное расстояние 24 пт). Однако, в настоящее время ограничения по объему отсутствуют (учтите, что к моменту вашей защиты они снова могут быть введены).

Довольно сложным моментом является правильное оформление диссертации. Нужно очень строго выдержать все требования (такой-то отступ от начала главы до текста, такой-то — от начала параграфа до текста и т.д.). Запомнить все требования трудно, к тому же они имеют тенденцию постоянно меняться.

12 слайд    Докторская диссертация Докторская диссертация – подъем на следующую после кандидатской работы научную ступень академического образования, самый малораспространенный вид диссертационного исследования. Она готовится и защищается соискателями высшей ученой степени – доктора наук – и в случае успешной защиты дает право преподавания в вузах. Обычно пишется в процессе обучения в докторантуре, представляет собой объемный и глубокий комплекс научных исследований.

Качественная докторская диссертация – значительное научное достижение, в какой бы области знаний она ни была написана. Этот вид диссертации требует очень много времени и труда. Его результаты охватывают более широкую сферу человеческой деятельности, чем в кандидатской диссертации. Авторы в поисках нужной им информации изучают просто колоссальные объемы литературы. Докторская диссертация – это своего рода испытание на зрелость в научной сфере, требующее умения проводить научные исследования на очень высоком уровне.

13 слайд    Структура докторской диссертации

Докторская диссертация, как и любая научная работа, имеет классическую структуру, подразумевает наличие оглавления, введения, основной содержательной части, заключения и списка литературы и приложений. Однако некоторые элементы структуры работы на соискание степени доктора наук пишется несколькими месяцами, а то и годами, поэтому важно учесть все тонкости, которые могут возникнуть на этапе планирования и подготовки.

Важно помнить, что вашу диссертацию будет читать не только научный руководитель, но и оппоненты, поэтому сразу следует уделить внимание некоторым типичным «тонким» местам, которые, как правило, описываются в введении и заключении. К таким важным и основополагающим вопросам относятся: актуальность выбранной темы, научная новизна работы, её цели и задачи, практическое применение и значимость.

Обосновывая актуальность работы и её новизну, обратитесь к работам авторитетных учёных в изучаемой сфере науки, обратите внимание читателя на недостаточное количество информации по выбранному направлению. Новизна предполагает сформированные в ходе исследования новые научные концепции и теории. Цели работы должны формулироваться в повелительном наклонении («изучить», «внедрить»), а рекомендуемое количество задач для докторской диссертации – 7-9. Сформулировав ответы на перечисленные вопросы, несложно будет вывести и положения работы, выносимые на защиту. Для соискателя на степень доктора наук таких положений должно быть 5-8.

Структура докторской диссертации включает в себя основную часть – как правило, это четыре главы. В первой автор проводит анализ существующих источников информации по выбранному вопросу и, самое главное, обоснованно выделяет моменты, которые до сих пор были мало изучены. На основании полученных данных формулируются гипотезы, требующие доказательства. Во второй главе основной акцент необходимо сделать на объекте и методах исследования, последовательно описывая процесс принимаемых решений. Третья глава представляет собой описание проведённого автором эксперимента, внедрения принятых в предыдущем блоке работы положений. Последняя, четвёртая, глава основной части – это обсуждение результатов, обоснования подтверждения выдвинутых гипотез.

Завершают работу заключение, выводы, практические рекомендации и список литературы. Эти разделы являются своеобразной квинтэссенцией диссертации, включая в себя основные результаты и итоговые положения. Зачастую структура докторской диссертации подразумевает оформление приложений отдельным списком, потому что так гораздо удобнее демонстрировать таблицы и схемы, сопроводить их соответствующими подписями и графами.

14 слайд    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!