Правила ненецкого общежития

Вора Лидия Ивановна

При обучении детей коренной национальности в школах-интернатах обязательно надо учитывать их психологию, этнические особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_nenetskogo_obshchezhitiya.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

05 октября 2005

Лидия Вора

Правила ненецкого "общежития"

У ненцев нет семейных праздников. Лишь рождение ребенка отмечали торжественно, когда у новорожденного отпадала пуповина. В этот день забивали молодого оленя, дарили подарки пожилым женщинам, принимавшим роды.

Ненцы особенно заботились о мальчиках, потому что они продолжатели своего рода. Об этом свидетельствуют многочисленные ненецкие эпические песни. Так, в одной из них говорится о том, как в разгар боя с врагами женщина спрятала своего малолетнего сына в яму, образовавшуюся под жестью, на которой разводят огонь в чуме. При этом она приговаривала: "Тебе надо выжить. Видишь, злой враг всех твоих сородичей погубил? Тебе быть продолжателем нашего рода, и ради тебя женщины будут разжигать родовой костер". До тех пор пока не подрос ее сын, мать пряталась с ним то в пещере, то в звериной берлоге, то в соломенном чуме.

Любовь к детям особенно ярко проявляется у народов Севера в отношении сирот. Обездоленных детей тундра не знала и не знает: кто-то из родственников обязательно усыновлял и усыновляет детей. Воспитание проходило и проходит в процессе повседневного общения родителей и детей в тяжелейших материально-бытовых и климатических условиях Севера.

Как правило, ненецкие семьи большие. Между тем в них всегда царит тишина, не слышно детского плача. Физическое наказание в семьях исключено, не бывает даже окриков. На слезы детей взрослые не реагируют. Не добившись плачем исполнения своего желания, ребенок привыкает к требуемым нормам поведения.

Стараясь вырастить себе достойную смену, родители рано приучают своих детей к труду и взаимопомощи. С малых лет ребенок помогает своим родителям: девочка – матери, мальчик – отцу. А взрослые заранее заботились о том, чтобы у детей были свои орудия труда: топорик, аркан, нож, мешочек для рукоделия. Матери терпеливо прививали и ныне прививают дочерям навыки по выделке шкур, изготовлению жил, кройке и шитью одежды и обуви, учили готовить пищу и поддерживать огонь в очаге. Мужчины учили сыновей плести и ремонтировать снасти, изготавливать нарты, лодки-долбленки, шесты для чума, различную домашнюю утварь. Мальчики, как будущие главы семей, охотники, рыбаки, учились распознавать повадки зверей, промышлять дичь, ловить рыбу. Помогая отцам, мальчики в непринужденной обстановке перенимали у них секреты мастерства.

Большое значение в приобщении к труду имели игры. Они являлись свое города тренировкой, первой ступенькой к вступлению во взрослую жизнь. Наиболее распространенной игрой до сей поры является игра в чум. Играя, дети учились строить жилище, распределять обязанности между членами "семьи". Эта и другие игры воспитывали в детях такие качества, как доброта, гуманность, отзывчивость, коллективизм, взаимопомощь, справедливость и честность.

Эти качества характера особенно ярко раскрываются в отношении к старикам, младшим по возрасту, животным. В тундре нет ни одной семьи, у которой не было бы прирученных оленей. За маленькими оленятами обычно ухаживают дети: собирают для них корм, оберегают от гнуса, выгуливают их, как собачек.

О гостеприимстве коренных северян сказано уже много. Я хочу добавить, что каждый ненец может сколько угодно гостить у своих родственников. Случайный путник, забредший в чум ненца, может смело рассчитывать на то, что его накормят и обогреют. В честь приезда уважаемого гостя хозяин, как бы он ни был беден, забивает оленя. На прощание мужчина дарит гостю оленя.

Очень трогательны, на мой взгляд, взаимоотношения взрослых и детей. В них господствует дух уважения к личности, какой бы маленькой она ни была. Родители, дедушки и бабушки искренне радуются малейшим успехам ребенка, переживают с ним его неудачи, спрашивают его мнение по тому или иному поводу. Если ребенок поступил неправильно, взрослые, щадя его самолюбие и достоинство, тактично объясняют ему, почему нельзя было этого делать. Взрослые обычно не вмешиваются во взаимоотношения детей, они наблюдают за ними как бы со стороны, давая им шанс самим найти правильный выход из сложившейся ситуации.

Таким образом, как мне кажется, при обучении детей коренной национальности в школах-интернатах обязательно надо учитывать их психологию, этнические особенности.

4.10.2005

Источник:  Красный Север (Салехард)