ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ткачёва Татьяна Александровна

Аннотация: в статье представлены результаты этимологического анализа понятий «культура», «педагогическая культура педагога». Выявлена значимость высокого уровня педагогической культуры педагога.

Ключевые слова: образование, культура, педагогическая культура педагога, компоненты и уровни педагогической культуры педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_-_233_tkachyova_t.a.statya.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378. 2

ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ткачёва Татьяна Александровна 

Воспитатель МАДОУ №1.

Аннотация: в статье представлены результаты этимологического анализа понятий «культура», «педагогическая культура педагога». Выявлена значимость высокого уровня педагогической культуры педагога.

Ключевые слова: образование, культура, педагогическая культура педагога, компоненты и уровни педагогической культуры педагога.

THE VALUE OF THE PEDAGOGICAL CULTURE OF THE TEACHER IN MODERN EDUCATION

Tatiana Tkacheva

Abstract: the article presents the results of the etymological analysis of concepts "culture", "pedagogical culture of the teacher". Identified the importance of a high level of pedagogical culture of the teacher.

Key words: education, culture, pedagogical culture of the teacher, components and levels of pedagogical culture of the teacher.

Согласно законодательству Российской Федерации, образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Нововведения государственной политики в системе образования (внедрение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года; Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №115; «Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» 18.10.213г. №544N) повлияли на пересмотр содержания образовательной и воспитательной деятельности образовательных организаций; разработку и внедрение новых подходов и педагогических технологий; создание условий для профессионального роста педагогов, соответственно совершенствование педагогической культуры педагогов.

Современное общество требует от педагога воспитание интеллектуально и творчески одаренных молодых людей, способных решать новые сложные задачи образования и науки XXI века. Именно поэтому современный педагог должен обладать высоким уровнем педагогической компетентностности, эрудицией в других областях знаний. Педагог должен быть прекрасным организатором, оратором, аналитиком, психологом, владеть строгой логикой педагогического процесса и воспитания, культурой устной и письменной речи.

В последние годы проблему педагогической культуры педагогов рассматривали следующие вторы: А.В. Барабанщиков, Г.Ф. Белоусова, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, Г.А. Виленский, Н.Е. Воробьев, Е.Ю. Захарченко, Т.В. Иванова, Г.Ф. Карпова, И.А. Колесникова, Е.А. Соболева, З.И. Равкин, Н.Л. Шеховская, Е.Н. Шиянов и др. [1,2,3,4].

Этимологический анализ понятия «культура» показал, что впервые термин «культура» стал использоваться в педагогической значении, в конце XVII в. Самуэль Пуфендорф впервые употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе в противоположность человеку «естественному», необразованному [6,112].

В философии понятие «культура» рассматривали как универсальный механизм, реализующий и направляющий поведение и деятельность личности (А.Г. Здравомыслов, О.Г. Дробницкий А.В. Ядов,); как совокупность материальных и духовных ценностей (А.И. Арнольдов, И.А. Громов, Ю.И. Ефимов, В.П. Тугаринов, Н.В. Чавчавадзе и др.); как способ осуществления деятельности (В.Е. Давыдович, Ю.А. Жданов, М.С. Коган, О.В. Ханова и др.); как метод творческой самореализации личности в различных сферах социальной и духовной жизни общества (B.C. Библер, Н.С. Злобин, И.А. Ильяева, А.Н. Леонтьев; как степень возвышения человека над своей естественной биологической природой, развития в нём духовного начала (Д.С. Лихачев, В.М. Розов) [3,176]. Историография термина «культура» представлена в таблице 1.

Таблица 1. «Культура»

Культура

Античность

Возрождение

Просвещение

Новейшее время

Возделывание, обрабатывание, уход, разведение, земледелие, сельское хозяйство

«Культура души»,

культура духа и ума

Развитие «человечности» «человеческой природы», «человеческого начала в человеке»

Культура – это уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

В настоящее время педагогическая культура рассматривается как часть общечеловеческой культуры, имеющая своим содержанием мировой педагогический опыт, как смена культурных эпох и соответствующих им педагогических цивилизаций, как история педагогической науки и образования, как смена образовательных парадигм (М.В. Богуславский, А.П. Валицкая, Г.А. Виленский, Г.Ф. Карпова, И.А. Колесникова, З.И. Равкин, Н.Л. Шеховская, Е.Н. Шиянов).

Современные исследователи (А.И. Арнольдов, Е.В. Бондаревская, Н.Е. Воробьев, Е.Ю. Захарченко, Т.В. Иванова, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, Л.Д. Столяренко и др.) рассматривают педагогическую культуру как интеграцию, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности педагога.

М. Кучеренко наполнят понятие «педагогическая культура» духовными ценностями образования и воспитания (педагогические знания, теории, концепции, накопленный педагогический опыт, профессиональные этические нормы) и материальными средствами обучения и воспитания, а также способами творческой педагогической деятельности, которые служат социализации личности в конкретных исторических условиях [3, 176].

По мнению Н.Е. Воробьева, В.К. Суханцева и Т.В. Ивановой, педагогическая культура – «это интегральное качество личности педагога, проектирующее его общую культуру в сферу профессии. Педагогическая культура – это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей. Это мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта» [4, 22-26].

Различные подходы к определению понятия «педагогическая культура педагога» выявляет множество разных компонентов и уровней их проявления. Мы выделили следующие: 1) Для когнитивного компонента высокого уровня педагогической культуры педагога необходимо иметь систему общих, историко - теоретических педагогических и специальных знаний, развитые учебно-познавательные интересы, а так же уметь педагогический опыт и применять его на практике. Средний уровень когнитивного компонента определяется в частичных психолого – педагогических знаниях, плохой ориентации в педагогических направлениях воспитания и обучения, слабовыраженной любознательности. Низкий уровень это чаще всего незнание и непонимание специфики профессии педагог в целом; 2) Мотивационный компонент педагогической культуры педагога на высоком уровне проявляется в стремлении к постоянному профессиональному росту, творческом развитии, применении полученных знаний на практике. Для среднего уровня достаточно проявление целенаправленного усилия воли перед близкой осознанной целью. Личная заинтересованности педагога в коммуникативной деятельности, в проявлении содействия и оказания помощи другим проявляется редко. Способность работать целеустремленно, с перспективой и полной отдачей слабо выражена. Низкий уровень выражается в частичном или полном отсутствии стремления к творческому развитию. Пассивное отношение к профессиональному самосовершенствованию; 3) Творческий компонент высокого уровня педагогической культуры педагога заключается в ярко выраженной открытости новому опыту, восприимчивость к новым идеям в сочетании с критичностью мышления, в самореализации потребностей, способностей, интересов, дарований воспитателя в педагогической деятельности, в пополнении банка эмоций, наличии хобби. Средний уровень характеризуется в развитии творческих способностей, иногда, участие в мастер классах, открытых занятиях и профессиональных конкурсах. Низкий уровень полное отсутствие стремления к творческому развитию. Пассивное отношение к профессиональному самосовершенствованию; 4) Поведенческий компонент высокого уровня заключается умение строить и анализировать модели общения и взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса, в умение показать красоту своей профессиональной деятельности. Средний уровень данного компонента проявляется в более или менее позитивном отношении к своей профессиональной деятельности, к педагогическому труду, к детям, и проявляющаяся в соответствующем поведении. Публичное отрицание, не понимание профессии воспитатель в целом.

Данная структура является условной, тем не менее, она дает возможность теоретически осмыслить сущность педагогической культуры педагога на современном этапе развития системы образования. Педагогическая культура педагога – это мера и способ творческой самореализации личности педагога в разнообразных видах педагогической деятельности и общении, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий. Высокий уровень психолого-педагогической подготовки, умение грамотно и ответственно решать педагогические задачи должны стать отличительной чертой каждого педагога в современном образовании.

Список использованной литературы:

  1. Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. Проблемы педагогической культуры: о педагогической культуре преподавателя учебного заведения. Вып. 1. М. 1980. 240с.;
  2. Бенин В. Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. Уфа: изд-во БГПИ, 1994. 190 с.;
  3. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 176 с.;
  4. Козилова Л. В. Развитие профессиональных компетенций педагога посредствам проектной деятельности // Современное дошкольное образование теория и практика. № 3. 2015, с. 22-26;
  5. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высш.шк., 2004. 512 с.;
  6. Рапацевич Е. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Минск. : «Современное слово», 2005. - 720 с.;
  7. Министерство образования и науки российской федерации. Приказ. От 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

© Т. А. Ткачёва, 2017