Межрегионалный профессиональный конкурс творческих разработок "Инновационные технологии в современной образовательной организации" проект - "Организация и развитие воспитательного коллекива как среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка"

Макарова Светлана Владимировна

Профессию выбрала я по душе Педагог- нелегкая это работа Добрые чувства растить в малыше - Общая наша забота!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon makarova_s.v._pedagogicheskiy_prokt_ss.doc801.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание


  1. Пояснительная записка

3

  1. Актуальность выбранных направлений воспитательной деятельности

3

  1. Цель и задачи  воспитательной деятельности

4

  1. Принципы реализации проекта

5

  1. Планируемые результаты

7

  1. Сроки реализации

8

  1. Содержание деятельности

10

  1. Критерии оценивания

13

  1. План реализации проекта

14

  1. Мониторинг воспитательной деятельности

17


Методический проект «Построй свой дом»

Я, ты, он, она –

вместе дружная страна,

вместе – дружная семья,

в слове «мы» - сто тысяч «я»!

Проект разработан на основе Конвенции о правах ребенка, Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3, Федерального государственного образовательного стандарта. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан РФ, «Национальная доктрина РФ до 2025г» от 4.10. 2000 № 751

        Группа – это семья. Семья, которая должна жить в доме, где ей будет хорошо и уютно, где ребёнка любят и ценят, будут о нём заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.

      В любой семье основное значение отводится воспитанию.

      Ведущим замыслом воспитательной системы является создание в группе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес воспитанников к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства.

Актуальность выбранных направлений воспитательной деятельности

         Без настоящего коллектива, воспитателю  сложно решать какие бы то ни было педагогические задачи в своей группе.

Каждый ребёнок интересен. Я заметила: чем многограннее ученик, тем сложнее ему быть членом коллектива.

Это  обусловило актуальность разработки проекта:

- противоречие между желанием каждого ребёнка к личному успеху и неумением его добиться из-за отсутствия поддержки со стороны других ребят;

- снижение интереса у некоторых детей к общешкольным, общеинтернатовским  делам, так как принимают участие одни и те же.

Детский коллектив важен как необходимое средство воспитания, благодаря которому можно научить ребёнка взаимодействию с другими людьми. Коллективная жизнедеятельность открывает возможности для реализации учащимся личностных потенциалов, приобретения ими социального опыта.

Моя задача как воспитателя группы – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребёнка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности. А также необходимо в воспитании детей учитывать семейные традиции.  Тундровые дети будут более успешны и социализированы, так как у них уменьшатся переживания и трудности проживания в новых условиях, а именно в коллективе.

В основу проекта положена идея о необходимости закрепления у детей ценностей (норм) коллектива. Жизнь в коллективе и для коллектива способствует формированию и развитию навыков групповой работы, креативного стиля мышления, рефлексии.

На становление жизненных позиций воспитанника особо влияние оказывает  такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление.

Самоуправление помогает сформировать у учащихся такие качества, как инициативность, самостоятельность в решении личных и общественных проблем, умение брать ответственность и отвечать за свои поступки, ставить цели и достигать их.

Выбор одного направления как приоритетного не означает отказ тот остальных. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счёт комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребёнка в различных сферах.

Целью  воспитательного проекта является создание коллектива, в котором будут все условия для разностороннего развития личности на основе общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.

Задачи воспитательной деятельности:

- формирование у воспитанников межличностных отношений, гражданско-патриотического сознания, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;

- воспитание толерантности, чувства уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания;

- создание условий для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эстетического развития детей;

- создание психологически комфортной обстановки в группе;

- повышение социальной активности воспитанников, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива;

- воспитание общей культуры воспитанников через приобщение к культуре, обычаям и традициям своей семьи, малой родине и страны.

Принципы реализации проекта

Принцип общественной направленности: школа-интернат не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность воспитателя должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.

Принцип гуманистической направленности – уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод воспитанников; ненасильственного формирования требуемых качеств.

Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания воспитателя на отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.

Принцип субъектности - максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.

Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения воспитанников, формирования навыков общения в социуме.

Принцип систематичности, последовательности и непрерывности - соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.

Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников воспитательного процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности воспитанников в соучастии и содействии.

Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности воспитанников, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной «Я» - концепции личности воспитанника, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.

Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:

Личностно – ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности воспитанника; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности воспитанника.

Деятельностный подход — с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.

Компетентностный подход - формировании у воспитанников компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; воспитанники должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.

Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.

Воспитание – это чувство, голос души и сердца.

Планируемые результаты

   Какими будут мои дети через три года?

  1. Сплочённый  коллектив, со сформированным чувством товарищества и взаимопомощи.
  2. Воспитанники, овладевшие навыками организаторской работы (не менее 70%).
  3. Воспитанники с развитыми навыками публичных выступлений (не менее 70%).
  4. Коллектив, умеющий планировать свою деятельность, рационально использующий рабочее время и место, оценивающий свой труд.
  5. Воспитанники, осознающие свои права и обязанности.
  6. Коллектив, который принимает активное участие в организации жизнедеятельности школы-интерната.
  7. Воспитанники, осознающие свою гражданскую позицию.
  8. Воспитанники, которые чтут традиции своей семьи, своего народа, своей малой родины.

Это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность; которые достигнут (пусть за эти сроки пока не все) САМОопределения путём САМОразвития и САМОреализации.

Для достижения поставленной цели в области воспитания  подростков и решения выше перечисленных задач я выбираю следующие направления деятельности:  гражданско-патриотическое, нравственное и духовное, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, здоровье сберегающее воспитание, интеллектуальное, социокультурное и медиакультурное воспитание, воспитание семейных ценностей, правовое воспитание и культура безопасности, формирование коммуникативной культуры, экологическое воспитание.

Виды и формы воспитывающей деятельности: собрания группы, планёрки (с активом группы), воспитательные занятия; воспитательные часы (лекция, беседа, час общения, ролевые игры); мероприятия (КДТ, конкурсы, КВН, экскурсии, походы, викторины, проекты), национальные мероприятия совместно с родителями, родительские собрания и т.д.

 Воспитанники в интернате не готовятся к будущей жизни – они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, творческая, досуговая. По мнению Л.С. Выготского, наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия ребят в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Моя задача – направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы. Свою работу, по достижению цели я осуществляю совместно с родителями. Именно семья  передаёт  своим  воспитанникам  культурные   и моральные ценности. Поэтому   наставления, поучения родителей, мудрых старых людей являются для тундровых детей своеобразной книгой жизни. Народные традиции, в том числе эколого-трудовые, запреты передаются из поколения в поколение в процессе семейного воспитания. Поэтому в воспитании тундровых детей неприемлема  авторитарность в отношении к ребёнку, а должен  преобладать такой  тип воспитания как  сотрудничество.  Следовательно, в воспитательной системе нужно чаще обращаться к народным истокам, так как процесс обезличивания может привести к утрате самобытных, уникальных семейных традиций, формирующих «ненецкое лицо и душу». Поэтому я считаю неотъемлемым условием своей работы, тесное сотрудничество,  с родителями.

Мы должны создать коллектив (построить дом), в котором каждый воспитанник смог бы раскрыть свои потенциальные возможности.  Как воспитатель (архитектор и руководитель стройки) я установила сроки и этапы реализации деятельности:

  1. 2015 – 2016 г. – 6 класс (закладка фундамента)
  2. 2016– 2017 г. – 7 класс (закрепление фундамента)
  3. 2017 – 2018 г. – 8 класс (строительство дома)

   Воспитательная работа на каждом этапе идёт по трём уровням (коллективный, групповой, индивидуальный), каждый из которых имеет свои задачи:

2015 – 2016 г.

2016 – 2017 г.

2017 – 2018 г.

Коллективный уровень

  • Помочь воспитанникам адаптироваться к новым условиям обучения в шестом классе, построить доброжелательные, доверительные отношения с учителями-предметниками;
  • Через организацию КТД, через деятельность актива группы и секторов ученического самоуправления     создать в группе атмосферу дружбы, взаимопомощи, общей заботы;
  • Помочь создать «Портфолио группы», в течение учебного года пополнять его содержание;
  • Показать значение коллектива для формирования гражданина и обновления России.
  • Продолжать развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;
  • Через организацию КТД, через деятельность самоуправления показать значение норм, правил, традиций в жизни коллектива группы;
  • Сформировать представление воспитанников об основах самовоспитания и саморазвития;
  • Пополнение «Портфолио группы»;
  • Показать роль школьного коллектива в формировании гражданских качеств личности.
  • Развивать коммуникативные способности коллектива, культуру общения, отношения дружбы, заботы и взаимопомощи;
  • Работать над совершенствованием коллективной организаторской деятельности;
  • Показать, как рождается закон, разъяснить необходимость подчиняться закону.

       Групповой уровень

  • Организовать деятельность актива и секторов ученического самоуправления, помочь им в определении целей и плана действий;
  • Помочь ученическому самоуправлению в освоении КОД (коллективная организаторская деятельность) и КТД, в распределении творческих поручений, дать ребятам алгоритм выполнения поручений;
  • Учить умению работать в группе, команде, коллективно решать поставленные задачи, вести спор;
  • Ввести традицию сборов секторов ученического самоуправления;
  • Пополнять «Портфолио группы».
  • Организовать деятельность ученического самоуправления;
  • Учить ребят вести обсуждение вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества;
  • Развивать умение ученического самоуправления организовывать свою деятельность по участию в КТД, отрабатывать алгоритм выполнения поручений;
  • Развивать умение работать в команде, коллективно решать поставленные задачи;
  • Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, спора;
  • Продолжить традиции сборов секторов ученического самоуправления.
  • Организовать деятельность ученического самоуправления, учить ребят культуре общения в процессе коллективной творческой деятельности;
  • Развивать умение ученического самоуправления планировать свою деятельность, анализировать итоги деятельности, отрабатывать алгоритм выполнения поручений;
  • Продолжать развивать умение работать в команде, умение вести дискуссию, умение высказывать своё мнение, умение коллективно решать творческие задачи;

Индивидуальный уровень

  • Учить умению рационально организовывать учебный труд;
  • Через участие каждого ребенка в КТД,  учить воспитанников умению командовать и подчиняться, умению правильно вести себя в игре;
  • В индивидуальных беседах с ребятами помогать им правильно организовывать выполнение поручения, правильно строить свои отношения с товарищами, с педагогами, избегать конфликтов;
  • Обратить внимание на ребят, имеющих проблемы в воспитании и обучении;
  • Помочь воспитаннику создать свой «Портфолио», научить работать с ним.
  • Активизировать участие каждого в КТД, в выполнении поручений;
  • Разъяснить важность для каждого человека приучать себя к порядку, организованности, жить по правилам, а также согласно традициям;
  • Развивать у каждого культуру общения;
  • Помочь каждому  в  заполнении своего «Портфолио».
  • Продолжить работу в помощи по пополнению своего «Портфолио»;
  • Через индивидуальные

беседы убеждать ребят в необходимости коллективной творческой деятельности и участия в ней каждого;

  • Развивать умение каждого свободно и раскованно держать себя в коллективе сверстников.

Реализация проекта осуществляется:

  • в ходе организации воспитательного и образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время, также дети должны играть в ненецкие игры;
  • ​в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
  • ​через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, вопросники, социологические исследования);
  • ​через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
  • ​через систему КТД и традиционных дел ОУ, с родителями;
  • проводить в школе - интернате больше праздников с учетом регионального компонента;
  •  рассказывать детям о «хэвы», так как знаки «Стоп!» помогают детям не делать  ошибок в нормах морального кодекса, что немало важно в работе коллектива;
  • ​через сотрудничество с подростковой республикой «Доброград»;

​         через систему взаимодействия, сотрудничества с социальными партнерами школы-интерната села Новый Порт.

Содержание деятельности

Реализация целей и задач обеспечивается, в первую очередь, обучающей и воспитательной деятельностью воспитателя и педагогов, учебной и воспитательной деятельностью и личностным самоопределением воспитанников. Полноценная же реализация возможна только при условии, что на неё ориентированы все виды деятельности воспитательного сообщества.

Научить детей самостоятельности – долгий и кропотливый труд. Необходимо создать такую атмосферу в группе, при которой у ребят появилось бы желание взяться за организацию своей жизни.

Мне как воспитателю необходимо включить каждого воспитанника (члена семьи) в организацию по формированию и развитию коллектива (дома). Основой организации будет являться  самоуправление воспитанников.

Самоуправление в группе ставит перед собой цель: развивать у воспитанников качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициатива.

Самоуправление представляет собой:

​  Создание актива группы.

​  Подготовка дел при помощи специально созданных для этого секторов.

​  Работа творческих групп (организацией дела занимаются те, по чьей инициативе оно возникло).

​  Сменяемость актива группы, членов секторов.

Данная воспитательная деятельность следует по цепочке: коллективное целеполагание – коллективное планирование – коллективная подготовка – коллективное проведение – коллективный анализ и оценка (по методике И.П. Иванова).

На общем собрании  избирается актив группы  (мастера стройки), председатель актива (прораб), руководители секторов (в каждом выбирается мастера), на сборах которых распределяются общественные поручения.

Смысл самоуправления не в управлении одних детей другими, а в обучении всех учащихся основам демократических отношений, получении ими в интернате опыта организаторской, управленческой деятельности, в том, чтобы воспитанники учились брать ответственность на себя, отвечать за порученное дело, защищать свои права и интересы.

Актив группы

         

      Основные задачи  актива группы:

  • Определение целей и задач, стоящих перед воспитанниками группы;
  • Контроль за выполнением поставленных задач;
  • Разработка и принятие проекта коллективного творческого дела;
  • Создание творческих групп для претворения проекта в жизнь;
  • Оценивание проделанной воспитанниками работы.
  • Заполнение «Портфолио группы».

Секторы и их функции

Учебный сектор

Отвечает за:

- создание условий для учебной деятельности школьников;

- сбор информации об учебном процессе;

- проверку домашних заданий и уровня подготовки к урокам;

- проверку сохранности учебников;

- проведение интеллектуальных игр, турниров, конкурсов

Культурный сектор

Отвечает за:

-подготовку и проведение вечеров отдыха, праздников, «Дней именинников» в группе;

- проведение игр и конкурсов;

-сбор информации о достижениях воспитанников группы в творческой деятельности

Спортивный сектор

Отвечает за:

- подготовку и проведение спортивных соревнований между экипажами;

- участие группы в общешкольных спортивных соревнованиях;

- Создание атмосферы сотрудничества между средней и начальной школой.

-Проведение мероприятий для учеников начальных классов.

- Сбор информации о спортивных достижениях воспитанников группы

Трудовой сектор

Отвечает за:

- дежурство группы по интернату (распределение на объекты и контроль за дежурством воспитанников по объектам);

- охрану порядка во время проведения вечеров в группе;

- ознакомление воспитанников с правилами безопасного поведения;

- осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка школы - интерната

- организацию дежурства по группе;

- уборку рабочей комнаты в конце каждой четверти;

- Озеленение комнат.

- Проведение мероприятий на экологическую тему.

Информационный сектор, СМИ

Отвечает за:

Выпуск информационных листов, школьных стенгазет, плакатов.

-работу уголка группы;

- обмен информацией с органами самоуправления воспитанников школы - интерната;

- работа со школьным сайтом;

- создание портфолио группы (фото- и видеотеки группы)

Временный совет дела

-организует подготовку и проведение КТД в группе;

-анализирует эффективность проведения КТД;

- осуществляет связь с органами самоуправления группы

Результаты проделанной работы заносятся воспитанникам в «Портфолио».


Структура  самоуправления в группе

Председатель актива

Актив группы

                                   

Секторы

             

                                       

культурный

спортивный

трудовой

информационный

учебный

   

                       


                                                                                 

Временные творческие группы

                                                                     

Критерии оценивания

     В оценивании результатов реализации проекта воспитателю большую помощь оказывает контроль.

     Когда воспитатель организует работу в коллективе, дети оценивают его по ряду критериев: интересно/неинтересно; понятно/непонятно объясняет, что и зачем делать; добрый/злой и т.д. И только в ситуации контроля воспитатель  выведен из-под оценки детей: здесь подвергаются оценке только они.

Что же именно можно и нужно замерять (оценивать)?

Вид контроля

Критерии (что замерять)

Контроль результатов воспитания

Уверенность в себе (эмоциональная устойчивость; оценка своей личности в ситуации неудачи).

Независимость (способность иметь и отстаивать свою точку зрения, если она отлична от мнения большинства).

Самостоятельность (стремление решать свои проблемы, не прибегая к посторонней помощи).

Чувство собственного достоинства (уважение к себе, ощущение своей человеческой ценности, стремление соответствовать своему представлению о себе, о том, каким нужно быть).

Ответственность (склонность видеть причину своих неудач или неудач в себе либо в других и во внешних обстоятельствах).

Сила воли (способность преодолевать трудности).

Направленность интересов (на учебную/трудовую/художественно-эстетическую/спортивную/отношения между людьми деятельность)

Отношение к одногрупникам (эгоизм/альтруизм: видит ли в других средство для удовлетворения своих желаний или готов что-то бескорыстно делать для них).

Уровень дисциплины (знает ли «Правила для учащихся» и как выполняет их; привиты ли уч-ся навыки и привычки культурного поведения; организованность на уроке; вежливость в обращении со взрослыми, товарищами; опрятность).

Контроль результатов обучения

Преобладающая учебная мотивация.

Ребёнок учится, чтобы:

а) угодить старшим;

б) избежать наказания;

в) получить поощрение;

г) по инерции, из послушания;

д) из любознательности;

е) ради самоутверждения;

ж) ради радости самосовершенствования, движения вперёд, саморазвития.

Развитие воображения

Развитие памяти

Развитие речи (устной/письменной)

Умения, навыки по предмету

Успеваемость (как успевает по различным предметам; какие предметы любит; какие даются легко, а по каким встречает затруднения).

Контроль качества человеческих отношений

Тип отношений:

а) враждебно-отчуждённые;

б) отчуждённые, безразличные;

в) конкурентно-эгоистические;

г) доброжелательно- отчуждённые;

д) деловое сотрудничество;

     е) дружба, интерес друг к другу,    взаимопомощь.

Контроль отношения к школе

Преобладающее отношение:

а) враждебное; б) безразличное; г) прагматично-деловое; д) интерес; е) тёплое; ж) любовь и уважение.

Контроль результатов работы органов самоуправления

Актив группы (имеет ли авторитет; выполняются ли распоряжения актива; умеют ли организовать для выполнения коллективное дело; умеют ли распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять; отношение активистов к товарищам по классу; есть ли уч-ся, постоянно находящиеся в активе; живут ли активисты жизнью школы; пользуются ли уважением).

Секторы (умеют ли организовать для выполнения коллективное дело и творчески к нему подходить; умеют ли распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять; есть ли уч-ся, постоянно находящиеся в секторе; живут ли жизнью школы; пользуются ли уважением).

План реализации проекта

План работы на 2015 – 2016 г.

Iчетверть

Тематический период

Тематика периода

«Вот я какой». «Выборы».

Цель периода

Познать личность каждого ребёнка, его способностей и склонностей.

Основная работа с воспитанниками

Сбор-планирование, обсуждение анкет, плана проведения периода, создание актива и секторов группы (ученического самоуправления). Адаптационные игры. Создание «Портфолио».

Работа с родителями и учителями

Собрание «Возрастные особенности младших школьников». Создание «Портфолио группы»

II четверть

Тематический период

Тематика периода

«Моя семья»

Цель периода

Вся семья вместе – и душа на месте.

Основная работа с воспитанниками

Оформление уголка группы. КТД. Сборы:

- что сделано?

- что надо сделать?

- какие трудности?

Ролевые игры. Оформительская работа к празднику.

Работа с родителями и учителями

Индивидуальные беседы по итогам 1 полугодия.

III четверть

Тематический период

Тема периода

«Я – гражданин России»

Цель периода

Формирование гражданина.

Основная работа с воспитанниками

Воспитательные занятия: «Символика в истории России», «Мы – будущие воины».

 Сбор-огонёк, обсуждение:

- что получилось?

- что не получилось?

- какими мы были и что учесть на будущее? КТД. Весенние экскурсии.

Работа с родителями и учителями

Беседы с учителями-предметниками об успеваемости и поведении учащихся.

IV четверть

Тематический период

Тема периода

«ТЫ + Я = МЫ»

Цель периода

«Дружбой дорожить умейте»

Основная работа с воспитанниками

Воспитательные занятия:

«Рождается дружба в коллективной деятельности», «Как мы дружим». Отчётные сборы. Заполнение «Портфолио» воспитанника и группы.

Работа с родителями и учителями

Собрание с родителями

 План работы на 2016 – 2017 г.

Iчетверть

Тематический период

Тема периода

Приучи себя к порядку.

Цель периода

Показать значение норм, правил, традиций в жизни каждого человека.

Основная работа с воспитанниками

Лекторий «Право быть ребёнком». Воспитательное занятие «Твой режим дня. КТД. Определение направлений деятельности периода.

Работа с родителями и учителями

Индивидуальные беседы с родителями.

II четверть

Тематический период

Тема периода

Моя семья.

Цель периода

Формирование гуманистического поведения подростка.

Основная работа с воспитанниками

Сбор-планирование, обсуждение плана проведения периода. Воспитательное занятие «Что такое родословное дерево». Оформление уголка, оформление и проведение праздника. КТД. Сбор-огонёк, обсуждение:

- что получилось?

- что не получилось?

- какими мы были и что учесть на будущее? Оформление «Портфолио».

Работа с родителями и учителями

Собрание «Семейные традиции». Беседы с учителями по успеваемости уч-ся.

III четверть

Тематический период

Тема периода

Твоя малая родина.

Цель периода

Раскрыть красоту и богатство родного края, подчеркнуть необходимость каждого заботиться о сохранении родной природы.

Работа с воспитанниками

Участие в праздниках, посвящённых 23 февраля, 8 Марта.

Сбор: осмысление прошедшего опыта, задумки на будущий период.

Работа с родителями и учителями

Подготовка к мероприятию «День оленевода» совместно с родителями.

IV четверть

Тематический период

Тема периода

«Правила простые и важные».

Цель периода

Показать значение правил, норм, законов.

Работа с воспитанниками

Праздник-игра «Мы живём по правилам». Воспитательное занятие «По каким законам живёт наша группа?» Сбор-огонёк, обсуждение:

- что получилось?

- что не получилось?

- какими мы были и что учесть на будущее? Заполнение «Портфолио».

Работа с родителями и учителями

Подведение итогов года. Заполнение «Портфолио».

 План работы на 2017 – 2018 г.

Iчетверть

Тематический период

Тема периода

Человек и природа.

Цель периода

Раскрыть неразрывную связь жизни человека и природы.

Работа с воспитанниками

Стартовая беседа о периоде, определение деятельности по секторам, составление инициативных карточек.

Воспитательные занятия: «Человек и природа», «Любимый уголок природы». Сборы-летучки: что сделано, что ещё надо сделать? Участие в спортивных соревнованиях. КТД. Подведение итогов периода. Оформление «Портфолио группы».

Работа с родителями и учителями

Индивидуальные беседы, родительские собрания.

II четверть

Тематический период

Тема периода

Человек и его жилище.

Цель периода

Раскрыть тесную связь культуры жилища и здорового образа жизни.

Работа с воспитанниками

Стартовая беседа о периоде, определение деятельности по секторам, составление инициативных карточек. Воспитательные занятия: «Что такое уют? Его роль», конкурс дизайнеров «Моя квартира». КТД. Подготовка и проведение новогоднего праздника, оформительская работа. Сбор-огонёк. Подведение итогов периода. Оформление «Портфолио».

Работа с родителями и учителями

Присутствие на сборе-огоньке, высказывание своих замечаний, советов ребятам на будущее, сохранение традиций.

III четверть

Тематический период

Тема периода

Величие и слава России

Цель периода

Показать величие подвига в бою и труде во славу России.

Работа с воспитанниками

Стартовая беседа о периоде, определение деятельности по секторам, составление инициативных карточек. Воспитательные занятие: «Защитник Отечества. Каким он должен быть?» Участие в праздниках, посвящённых 23 февраля, 8 Марта. Оформительские работы. Путешествие на машине времени: представление своей временной эпохи. Экскурсии по местам боевой славы.

Работа с родителями и учителями

Присутствие на мероприятиях, помощь в проведении мероприятий, предложение своего опыта.

IV четверть

Тематический период

Тема периода

Обычаи и законы

Цель периода

Показать, как рождается закон, разъяснить необходимость подчиняться закону закона.

Работа с воспитанниками

Стартовая беседа о периоде, определение деятельности по секторам, составление инициативных карточек. Воспитательные занятия: «Как взаимосвязаны обычаи и законы?», «Обычаи моей семьи». Празднование Дня Победы, оформительские работы.

Работа с родителями и учителями

Собрание «Роль семьи в воспитании у подростков нетерпимости к хулиганству, тунеядству, стяжательству». Подведение итогов года. Заполнение «Портфолио».

Примечание: за собой оставляю право корректировать план работы, не отступая от поставленных целей.

Мониторинг воспитательной деятельности

    Результаты воспитания проявляются не только и не столько в знаниях, сколько в устойчивых чертах поведения, в поступках и действиях учащихся, в их жизненной позиции. Поэтому при учёте и оценке результатов воспитательной деятельности важно установить наличие у воспитанников определённых навыков, умений и привычек поведения. А это требует длительного времени и глубокого понимания детей.    Мониторинг предполагает выявление уровня воспитанности, организаторских способностей воспитанников, оценку поведения группового коллектива в целом и отдельных воспитанников.   Мониторинг осуществляется воспитателем, заполняется на каждого члена коллектива. При оценивании используется следующая шкала: высокий уровень – 5 баллов, средний уровень – 4 балла, ниже среднего уровень – 2 балла,  низкий уровень – 1/0балл.

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего уровень

Низкий уровень

Общественная активность

С большим желанием участвует во всех общественных делах, проявляет большую активность.

Принимает участие в общественных делах, но проявляет малую активность.

Не проявляет активности, но поручения выполняет.

Отказывается участвовать в общественных делах, является зрителем.

Ответственность

Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое поручение.

В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

Часто не выполняет в срок /или выполняет плохо/ порученное ему дело.

Очень редко выполняет порученное ему дело/ никогда не доводит его до конца/.

Трудолюбие

Любую работу выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.

Как правило, охотно берётся за работу, стараясь выполнить её хорошо.

Редко охотно берётся за работу.

Чаще всего старается уклониться от любой работы.

Инициативность

Выступает зачинателем многих дел.

Часто выступает зачинателем нового дела.

Редко сам начинает новое дело.

Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

Организованность

Правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её, согласно плану.

В большинстве случаев Правильно распределяет свою работу и в срок выполняет.

Чаще всего не умеет распределять свою работу по времени.

НЕ умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

Уверенность в себе

Все задания, поручения выполняет без помощи других.

Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя смог бы справиться сам.

Часто при выполнении поручений обращается за помощью, даже если сам может справиться.

Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.

Самокритичность

Всегда с вниманием выслушает критику, правильно на неё реагируя.

В большинстве случаев правильно реагирует на критику.

Порой прислушивается к справедливым замечаниям, не стараясь исправить недостатки.

Отвергает любую критику. Ничего не делает для их исправления.

Стремление к успеху, первенству

Всегда и во всём стремится быть первым, настойчиво этого добивается.

Стремится в чём-то одном, особенно его интересующем, добиться признания.

Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением середняка.

Никогда не стремится в чём-либо быть первым.

Самоконтроль

Умеет тщательно взвешивать свои слова и поступки.

Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

Постоянно поступает необдуманно.

Коллективизм

Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь.

Склонен проявлять заботу о людях, если это  не мешает его личным планам и делам.

Как правило равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

Живёт под девизом: «Не лезь не в своё дело».

В качестве инструментария проверки сложившегося коллектива я выбрала следующие диагностики: информационно-констатирующие (методика А.Н. Лутошкина «Тестирование сформированности коллектива»); оценочные (методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»); поведенческие (методика М.Г. Казакиной «Мы коллектив? Мы коллектив…Мы коллектив!», наблюдение, анализ взаимодействия); игровые методы (ирга «Лидер» и «Командные учения» определение состояния межличностных отношений).

Список используемой литературы

1.Воспитательная система класса: теория и практика /под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.

2.Воспитание школьников / научно-методический журнал №2. М.,2013

3.Воспитание школьников /научно-методический журнал №4. М.,2014.

5.Классный руководитель / научно-методический журнал №7. М.,2014.

6.Классный руководитель / научно-методический журнал №3. М.,2014.

7.Классный руководитель /научно-методический журнал №8. М.,2014.

8.Классный руководитель /научно-методический журнал №4. М.,2014.

10.Классный руководитель /научно-методический журнал №1. М.,2014.

11. Кудешов П.С. Долгосрочная воспитательная программа класса //«Справочник классного руководителя» №4, 2010.  

12. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности / М.Г. Казакина. – Л., ЛГПИ, 1983.

13. Лутошкина А.Н. Как вести за собой. - М., 1986.

14. Немова Р.С. Психология: в 3-х книгах. – М., 2002.