Проект по экспериментальной деятельности «Радужный дождь» для детей 5-7 лет

Колесникова Наталья Викторовна

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raduzhnyy_dozhd.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 36 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА НОВОПОКРОВСКАЯ

Проект по экспериментальной деятельности

«Радужный дождь» для детей 5-7 лет

 

Выполнили:

педагог-психолог Колесникова Н.В. учитель-логопед Кошель Л.В.

2018 г.

Пояснительная записка

На сегодняшний день в системе образования ДОУ в соответствии с ФГОС появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

Актуальность разрабатываемого проекта:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Актуальность заявленной проблемы:

На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Цель проекта:

 Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

 Задачи экспериментальной деятельности:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

- развитие представлений о химических свойствах веществ;

- развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях.

2. Развитие  умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие  умственных способностей:

-  мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка:

- коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Сроки проекта:

Краткосрочный.

Формы работы:

1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

2.Фронтальная работа.

3.Индивидуальная работа.

 Предполагаемые результаты:

В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:

  1. Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
  2. Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;
  3. Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.

Исследовательская работа включает в себя несколько этапов:

1.Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у дошкольников.

2.Вовлечение детей в проектную деятельность с целью выявления особенностей включения детей в систему проектного обучения.

3.Организация развивающей предметно пространственной среды.

4. Оценка результатов проведённой работы.

       

 1 этап. Для выявления общих сведений было использовано наблюдение. Наблюдение, как метод сбора научной информации хорош в этом случае тем, что здесь можно систематически, направленно и непосредственно прослеживать важные моменты в данном исследовании. При минимальном внешнем вмешательстве полученные данные более точно будут отражены при выявлении результатов. Именно методом наблюдения можно получить наиболее полную и целостную картину происходящего, чтобы сопоставить положительные и отрицательные моменты при проведении исследования.

2 этап. Был разработан план работы с детьми по экспериментальной деятельности.

3 этап.  Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности используются различные виды материалов: пищевые красители, восковые карандаши, пластиковая посуда и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов.

Заключение.  В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя. 

План реализации проекта

  1. Дождь в технике «Выдувания».

Цель:
- Познакомить  с нетрадиционной техникой рисования «Выдувание».
- Получить огромное удовольствие от процесса рисования.

- Снять усталость, поднять настроение, самооценку.

Для работы нам потребуется:

Краска пищевая, стекло, лист  белой бумаги формата А4, пипетки, баночка с чистой водой.

Этапы работы

1. Нанесите   краску разных цветов пипеткой на стекло каплями по ближнему краю.

2. Выдуваем краску по стеклу от себя, формируя потёки.

3. На стекло наложить лист бумаги и отпечатать рисунок.

4. Снять лист со стекла, не смещая его в стороны.

  1. Картина из восковых мелков «Радужный дождь».

Цели:

Совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Развивать наблюдательность, воображение и фантазию.

Материалы и инструмент:

Холст, термоклеевой  пистолет, фен, разноцветные восковые мелки, макет города из картона.

Этапы работы

  1. Готовим холст, прикрепляем макет города.
  2. Подбираем необходимое количество восковых мелков и прикрепляем их сверху холста с помощью термоклеевого пистолета.
  3. Ставим холст к стене.
  4. Плавим восковые мелки с помощью фена.

Плавление мелков регулируем наклоном холста и нагреванием феном мелков. После того, как воск растекся картина готова.

  1. Дождевые тучи из крема для бритья.

Эксперимент для детей «дождевые тучи» из крема для бритья поможет узнать ребенку о том, как устроены облака и дождь.

Чем больше ребенок узнает об облаках, их форме и цвете, тем больше он интересуется тем, как облака связаны с появлением дождя. Эксперимент с пеной для бритья - отличный способ это объяснить. 

Все ингредиенты для эксперимента "дождевые тучи" можно найти дома. Рекомендуемый возраст ребенка для проведения эксперимента — старше 2 лет (под присмотром родителей).

Для эксперимента понадобится:

  1. Стакан
  2. Вода
  3. Пипетка
  4. Пена для бритья
  5. Пищевой краситель

Этапы работы:

  1. Наполнить стакан водой, не доливая до краев. 
  2. аккуратно добавьте слой пены для бритья на воду
  3. добавьте несколько капель пищевого красителя на пену.

 

Краситель постепенно начнет проседать через пену и падать в воду. Капли красителя, пробивающиеся через пену и спадающие вниз потоками, завораживают.