Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Каляева Кристина Владимировна

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

Педагогический институт им. В.Г. Белинского

Факультет педагогики, психологии и социальных наук

Кафедра

«Теория и методика дошкольного и начального образования»

Контрольная работа

по курсу «Здоровьесберегающие

технологии в специальных

образовательных организациях»,

вариант 6,

студента 1-го курса заочной формы

обучения,

профиль «Логопедия»

гр.19ЗНЛ52

                                                               Каляева Кристина Владимировна

                    Проверил:

                                                           Пятин М.А., к.б.н., доцент

Пенза, 2020

Контрольная работа

Вариант №6

1. Формирование и сохранение здоровья детей, обучающихся в специальных образовательных организациях.

План контрольной работы

Введение        3

1 Типы (виды) специальных образовательных организаций        4

2 Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья        6

3. Охрана здоровья обучающихся        8

4. Здоровьесберегающие технологии        11

5. Мероприятия по формированию и сохранению здоровья детей        13

Заключение        20

Список использованной литературы        21

2. Презентация на тему «Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

Введение

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из риоритетных задач педагогики. Здоровье детей зависит не столько от медицинских работников, сколько от всего комплекса биологических факторов и социально-экономических условий, образа жизни и особенно поведенческих привычек. Ребенку в современных условиях сохранить здоровье непросто. Следует отметить что, год от года все большее количество детей нуждаются в специальной коррекционной и реабилитационной помощи. Проблема воспитания и образования детей с ОВЗ  является одной из самых острых в сфере образования и социальной защиты детей.

Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

1. Типы (виды) специальных образовательных организаций

Закон об образовании дает следующее определение специальной общеобразовательной организации: «Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [1].

В настоящее время существует восемь основных видов специальных образовательных организаций для детей с различными нарушениями развития [8, с.86]. Эти школы называются по их видовому порядковом номеру:

  • специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида

(школа-интернат для глухих детей);

  • специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида

(школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);

  • специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида

(школа-интернат для незрячих детей);

  • специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида
  • (школа-интернат для слабовидящих детей);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида

  • (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида

  • (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного

аппарата);

  • специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида
  • (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении –

задержкой психического развития);

  • специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида

(школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

Помимо образования специальное образовательная организация обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты.

2. Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [1].

К детям с  ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двига-тельного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами [2].

Дети с ОВЗ имеют свои особенности.

У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.

Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.

Снижена познавательная активность.

Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

Речь – все компоненты языковой системы нарушены.

Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

3. Охрана здоровья обучающихся

Охрана здоровья детей с ОВЗ, обучающихся в специальных образовательных организациях регламентируется различными правовыми актами. Сюда относятся ратифицированные Российской Федерацией международные нормативно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законодательные акты субъектов федерации, ведомственные нормативно-правовые документы, постановления глав администрации и местного самоуправления, а также внутренняя документация учреждений.

Федеральный закон «Об образовании» является основополагающим документом, определяющим политику государства в области образования. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в данной сфере. В соответствии с нормативно-правовым актом приоритет жизни и здоровья человека является одним из основополагающих принципов государственной политики и правового регулирования в сфере образования. Статья 41 Федерального закона посвящена охране здоровья обучающихся, которая включает в себя [1]:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, сами осуществляют организацию охраны здоровья обучающихся, кроме оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность[1]

Для обучающихся нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано на дому или в медицинских организациях.

4. Здоровьесберегающие технологии

Организация сберегающей здоровье деятельности в образовательном процессе является одним из приоритетных направлений в современной образовательной политике.

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья детей [5, с.18].

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения в специальных общеобразовательных организациях позволяет не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

В зависимости от форм и методов работы здоровьесберегающие технологии в специальном образовательной организации могут быть:

1. Медико-гигиенические технологии (например медицинский кабинет ДОУ, физиотерапевтический кабинет).

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (закаливание, развитие быстроты, ловкости, выносливости, они реализуются на занятиях физической культуры).

3. Экологические технологии (основная цель которых – создание оптимальных условий жизни и деятельности детей и педагогов).

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (их реализуют на занятиях по безопасности жизнедеятельности).

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (их реализация возможна лишь при осознании всеми педагогами ответственности за сохранение здоровья детей и при высоком уровне компетентности в данной области).

По характеру действия здоровьесберегающие технологии в специальном образовательном учреждении разделяются на:

1. Защитно-профилактические технологии (к этой группе относятся приемы, методы, направленные на защиту человека от неблагоприятных воздействий, напр., соблюдение требований СанПиНов).

2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии ( физкультминутки, которые позволяют нейтрализовать перегрузки; йодирование, витаминизация).

3. Стимулирующие технологии (они позволяют активизировать собственные силы организма, например, закаливание, самомассаж от простуды).

4. Информационно-обучающие технологии (уроки здоровья обеспечивают детям необходимый уровень грамотности для заботы о своем здоровье и здоровье окружающих).

Основную группу технологий здоровьесберегающей педагогики составляют:

1. Организационно-педагогические технологии (они определяют структуру учебного процесса, к ним относятся требования СанПиНов).

2. Психолого-педагогические технологии (к ним относятся все виды психолого-педагогического сопровождения всех элементов учебного процесса).

3. Учебно-воспитательные технологии (включают программы по формированию культуры здоровья).

4. Социально-адаптирующие технологии (социально-педагогические тренинги, программы семейной педагогики).

5. Лечебно-оздоровительные технологии (лечебная физкультура).

5. Мероприятия по формированию и сохранению здоровья детей с ОВЗ

Основным содержанием работы общеобразовательной организации по сохранению и укреплению здоровья обучающихся является:

– соблюдение гигиенических требований к организации учебно-воспи-тательного процесса;

–  организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с принципами здоровьесберегающих технологий;

–  оптимизация двигательного режима детей в течение дня;

–  организация рационального и качественного питания;

–  создание благоприятного психологического климата в общеобразовательной организации;

–  пропаганда здорового образа жизни;

–  физкультурно-оздоровительная работа;

–  глубокое и всестороннее изучение личности ребенка с проблемами в развитии;

–  взаимодействие медицинской и психолого-педагогической службы с целью обеспечения условий для сохранения, укрепления физического, психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями;

–  оказание необходимой медицинской помощи.

Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [3] и СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [4] на одного обучающегося в учебном кабинете должно приходиться  не менее 2,5м 2  площади кабинета без учета  площади, занятой дополнительной мебелью. Во вновь строящихся зданиях высота потолков должна быть не менее 3,6 м. Мебель должна соответствовать росто-возрастным особенностям детей. Дети с нарушением зрения должны сидеть на ближних к доске партах, а часто болеющие простудными заболеваниями – дальше от наружной стены. Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту. Должны соблюдаться все рекомендуемые расстояния между мебелью, до доски, до стен. В учебных помещениях для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также при использовании обучающимися средств, обеспечивающих их передвижение, расстояние между рядами парт (столов, конторок) может быть увеличено.  Для обучающихся с нарушениями слуха допускается расстановка парт и столов полукругом вокруг стола педагога, увеличение расстояния между столами и партами в каждом ряду. Для слепых и слабовидящих обучающихся парты (столы), независимо от их размера, устанавливаются ближе к преподавателю и классной доске. Парты и столы обучающихся, страдающих светобоязнью, размещаются таким образом, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза обучающихся.

Набор помещений для коррекционной работы определяется категорией обучающихся с ОВЗ, перечнем и объемом оказываемой психолого-педаго-гической, медицинской и социальной помощи.

Все помещения для занятий должны соответствовать санитарно-эпи-демиологическим требованиям.  В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать росту обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо  обеспечить ее покрытием, допускающим его уборку влажным способом или наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 - 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

Спальные комнаты должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Кровати должны соответствовать росто-возрастным особенностям обучающихся с ОВЗ. Количество мест в спальных комнатах предусматривается не более четырех. Жилые комнаты (спальни) оборудуются стационарными кроватями с твердым ложем, прикроватными тумбочками, шкафами для хранения личных вещей (одежды и обуви), прикроватными ковриками. Допускается устанавливать столы и стулья.

Отопление и вентиляция должны обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды. Температура в классах должна быть 18-240С, в спальнях – 20-220С.  Все помещения должны ежедненво проветриваться. Окна должны обеспечивать режим проветривания помещения. Освещение должно соответствовать санитарным требованиям с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ.  

При организации образовательной деятельности учитываются особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся с ОВЗ.

Количество обучающихся в классах комплектуется с учетом вида ОВЗ.  Продолжительность уроков не должна превышать 40 минут.

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений.

Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.

Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности так и во время урочной деятельности и  включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающегося каждого возраста. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса), более 6 уроков - в 5 - 6-х классах и 7 уроков в 7-11 классах. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день – среда или четверг.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. Во время урока необходимо чередовать различные виды учебной деятельности. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Для того, чтобы урок отвечал здоровьесберегающим требованиям, необходимо выполнение ряда организационно-педагогических мероприятий::

- гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

- число видов учебной деятельности, используемых учителем. К ним относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач, практические занятия и др. Нормой считается 4 – 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников.

- средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.. Плотность урока не должна превышать 80%; чередование видов учебной деятельности от 4-7, продолжительность вида деятельности не более 10 минут; проведение физминуток через 20 минут; режим смены динамических поз; использование зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнастики, элементов самомассажа;  личностно – ориентированный подход в обучении, мобилизация внутренних сил (похвала, поддержка, формирование установки «Ты можешь и я тебе помогу»);  соответствие используемых методических  приемов возрастным и функциональным возможностям школьников; использование игровых технологий.

Для увеличения двигательной активности детей в течение дня предусматриваются прогулки и игры на свежем воздухе, физкультминутки; организация подвижных игр на переменах; различных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья; самостоятельных занятий физической культурой, ритмикой, танцами.  Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью, при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке организации.

Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся с ОВЗ в организации (дневное или круглосуточное пребывание).  При формировании рациона питания, составления меню и приготовлении пищи, предназначенной для детей, должны соблюдаться принципы здорового питания. При этом у воспитанников формируется стереотип правильного питания.

С целью профилактики нарушений и соматического, и нервно-психического здоровья применяются психодиагностика; психокоррекция – предупреждение негативных явлений в развитии личности, развитие познавательных процессов, повышение психологического комфорта обучения.

Для профилактики и запрещение курения, употребления алкогольных, напитков и наркотических средств проводят различные беседы, рассказывающие о вреде употребления данных веществ, проводят мониторинг учащихся с целью выявления признаков употребления табака, алкоголя и наркотических веществ.

Проводится медицинское наблюдение за учащимися, ежегодная диспансеризация, профилактика  респираторных заболеваний. Мониторинг за состоянием здоровья учащихся, включает в себя следующие параметры: динамические показатели острой и хронической заболеваемости, травматизма, количество пропущенных учебных дней по болезни, индекса физического здоровья. На основании мониторинга составляются программы оздоровления учащихся, которые содержат рекомендации по:

  • рациональному режиму дня, объему двигательной активности, занятиям в разных группах по физической культуре;
  • оздоровительным процедурам (массаж, ЛФК, солярий);
  • медикаментозной терапии (профилактика обострений хронических заболеваний);
  • физиотерапии (с учетом противопоказаний);
  • психологической разгрузке с использованием различных методов;
  • назначению корректоров поведения (по показаниям, с согласия законных представителей учащихся);
  • витаминотерапии;
  • иммуностимуляции с целью профилактики гриппа;
  • профилактическим прививкам.

Для формирование у детей правильного отношения к своему здоровью можно применять различные методы, например вставки о здоровье во время урока, беседы индивидуальные и групповые,  различные игры и тому подобное.

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в образовательных  организациях должны соответствовать типу организации и состоянию здоровья ребенка.

Заключение

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Необходимо найти  оптимальное комплексное использование оздоровительных мероприятий, которые позволят снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность детей, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). 
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  4. СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 года «Санитарно-эпидемио-логические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  5. Белькович Ю.В. Современные образовательные технологии дошкольного образования. Методическое пособие. – Тюмень: ТОГИРРО, 2013 - 64 с.
  6. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с.
  7. Шамова, Т. И., Давыденко, Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с.
  8. Яруллин И.Ф. Основы специальной педагогики и психологии: Краткий конспект лекций / Яруллин И.Ф.; Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Казань, 2013. – 136