Игры с водой и бумагой для развития мелкой моторики.

Мазур Лариса Павловна

Игры-эксперименты с водой и бумагой для развития мелкой моторики в домашних условиях 

Мелкая моторика у ребенка - это умение совершать разнообразные действия пальцами ног, рук, кистями, стопами. Развитие моторики неотделимо от развития зрения, внимания, памяти, восприятия, а также с развития речи. Последнее объясняется довольно просто: в головном мозге ребенка речевой и моторный центры находятся друг к другу очень близко. По этой причине стимуляция и развитие моторных навыков рук активизирует и речевой центр ребенка. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики.  

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то и для развития моторики пальцев следует использовать игры.  

 

Представляю вам ряд доступных совместных игр, направленных на развитие мелкой моторики детей в домашних условиях. Условно разделим эти игры на две части: игры с водой и игры с бумагой. Эти материалы не потребуют дополнительных финансовых затрат, а эффект от их использования высок. 

Игры-эксперименты с водой 

Один из самых первых и самых интересных материалов для исследования на планете — это вода! Знакомство с водой происходит еще во время внутриутробного развития.  Малыши просто обожают воду, игра с водой не только надолго занимает ребёнка, но и обладает терапевтическим, релаксационным эффектом, успокаивает малыша.  

Вода предлагает огромное множество вариантов игры для детей всех возрастов. Это невероятная субстанция, которую можно наливать, переливать, распылять, капать, впитывать, красить, ароматизировать, замораживать, оттаивать, испарять.  

Для самых маленьких будет вполне достаточно просто поплескаться в воде, похлопать по ней ручками, создавая брызги и волны. Это замечательный способ узнать о температурах, объёме, гравитации, наполнении и опустошении, о прозрачности и цветах. Просто наполните подходящую ёмкость тёплой водой и добавьте несколько капель жидкого пищевого красителя, так малышу будет веселее и к тому же подкрашенную воду лучше видно и можно лучше отследить все её проявления : круги, волны, брызги, капельки на стенках ёмкости. 

Игру с подкрашенной водой можно разнообразить с помощью дополнительных инструментов: воронок разного диаметра, пластиковых контейнеров, бутылочек и стаканчиков, шприца, большой пипетки, половника, дуршлага, и т.д. Все вышеперечисленные предметы можно использовать и во время купания. Полейте на малыша водичку через воронку или дуршлаг, стимулируя его визуальную координацию, так как ребёнок будет следить глазами за струйкой воды. Выжмите водичку из губки на лоб и голову малыша таким образом, чтобы водичка скатывалась по лицу (вода, конечно, должна быть не мыльная). Эта игра поможет малышу привыкнуть к ощущению воды на лице, и в будущем при обучении плаванию он не будет испытывать паники. 

Вариант игры «Маленький рыбак» 

Идем на рыбалку (в таз наливаем воду), берем сачок (ситечко, большую ложку) и ведерко, куда наш улов будем складывать. Вылавливать можно все что угодно: пластмассовые крышки, детали от конструктора, гидрогели, поролон и т.д.  

Использовать можно также и цветные кубики льда. Вода окрашивается гуашью, замораживается. Сочетание холодных льдинок и прохладной воды даёт очень необычные ощущения для ребенка. 

Иры-эксперименты с бумагой 

Бумага – идеальный материал для детского творчества и экспериментирования, причем использовать ее можно с самого раннего возраста. Интерес к бумаге у детей проявляется довольно рано. После некоторого ознакомления с ней покажите малышу, что бумагу интересно не только мять и рвать, но и клеить. Прежде, чем начинать что-либо творить, подготовьте рабочее место и материал. Все заготовки желательно делать заранее: слишком долго наблюдая, как мама вырезает все необходимое для игры, ребенок может потерять интерес к этому занятию. И не старайтесь сделать все за ребенка. Малыш пробует – он учится. Хвалите кроху за малейшие достижения. Ваша похвала развивает у ребенка уверенность в собственных силах, желание сделать что-то еще. Что же можно предложить начинающим творцам? 

Игры с бумагой после года 

 

Развитие тактильных ощущений 

Поверхность бумаги может быть разной: гладкая, шершавая, тонкая, толстая и т.д. Возьмите ручку годовалого ребенка в свою и проведите ею по газете, глянцевому журналу, салфетке, картону, бархатной бумаге. Ему наверняка понравится знакомиться с разными поверхностями. Эта простая игра будет обогащать представление малыша о мире, развивать сенсорные ощущения, что способствует скорейшему формированию речи и развитию зон мозга, отвечающих за интеллект. 

Колобок 

Предложите малышу поиграть в «Колобка». Для этого вам придется смять кусочек бумаги и скатать его в шарик. Годовалому ребенку придется помогать, а вот двухлетний вполне справится с этой задачей. Катайте ручкой по полу «колобков», сделайте их целое семейство – папа (самый большой), мама (поменьше) и малыш (самый маленький). Так мы и ручку развиваем, и понятия величины изучаем. 

Найди сюрприз 

Игра «Найди сюрприз» будет интересна и ребенку, которому только исполнился годик, и детям постарше. Заверните в бумагу небольшой предмет. Возьмите мишку, собачку или зайчика и скажите крохе от имени игрушки: «Привет, Тимошка! Я принес тебе сюрприз. Хочешь посмотреть, что здесь?» Дайте ребенку возможность развернуть сверток, обрадуйтесь вместе с ним находке. 

После двух лет эту игру можно усложнить. Теперь подарок нужно не просто открыть, но и угадать по описанию, что это. Например: «Этот сюрприз круглый, резиновый, он может катиться, прыгать. Что это? Молодец – это мячик». 

Обед для кукол 

Приготовим обед для игрушек. Рассадите кукол, зверушек, поставьте перед ними тарелочки и чашечки. Пусть малыш отрывает пальчиками маленькие кусочки от целого листа бумаги. Получившиеся конфетки или пирожки складывайте в тарелки и угощайте своих гостей. С детками постарше можно посчитать порванные части, сравнить – у кого больше всех конфет, у кого меньше всех. 

Игры с бумагой после 1.5 лет 

 

Тропинка 

Для данной игры подойдет любая бумага: страницы из журнала, тетради, туалетная бумага. Вместе с ребенком соорудите тропинку, выкладывая листы друг возле друга. Например, от дивана к столу, от кресла к телевизору. Дорога может быть не только прямой, но и извилистой, с резкими поворотами, причем разной ширины – то уже, то шире. Крошка должен пройтись по ней ножками. Его задача – не выйти за ее пределы. На другом конце тропки положите приз, который малыш получит, успешно до него добравшись. 

Веселая полянка 

Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Смажьте его клеем. Дайте малышу цветную бумагу, покажите, как ее можно разрывать на кусочки и наносить на лист. Пусть куски будут самые разнообразные - и маленькие, и неровные, и длинные полоски. Разрешите крохе украсить «полянку» по своему усмотрению. 

Игры с оберточной бумагой 

В большой контейнер на дно или стены можно спрятать самые разнообразные предметы: детали игрушек, камешки, ракушки, мелкие игрушки, наклеить скотчем картинки на стенки. Все это можно замаскировать слоями оберточной бумаги, и поручить малышам искать, что же спрятано в волшебном ящике.  

 

 

Игры с бумагой после 2 лет 

 

На кого похоже? 

Ваш малыш увлекся и нарвал целую горку бумаги? Замечательно! Не спешите сразу все убирать - рассмотрите эти части. Сравните их – какая самая большая, какая самая маленькая. А на что похож этот кусочек? На рыбку, лошадку, мишку? Можно дорисовать глазки, ушки и прочие детали, так будет еще увлекательней. 

Дождь и снег 

Сделайте из порванных кусочков дождь, снег. Подбрасывайте их вверх и наслаждайтесь полетом снежинок. «Когда же у нас лежит снег? Правильно, зимой. Наши пальчики решили пойти погулять. А на улице много снега. Давай походим нашими пальчиками так, чтобы не наступить на снежинки и не промочить наши «ножки». Ходим указательным и средним пальчиками, переступаем через «снег», поднимая высоко ножки-пальцы. Считаем по пути снежинки: «Одна, две, три…» 

Полет в космос 

«Когда же я теперь все это уберу?» - думает в ужасе мама, разглядывая то, что осталось от бумаги. А убирать будет сам малыш – вернее, играть, убирая. Возьмите пластиковую бутылку. Она будет у вас ракетой, которая полетит в космос. Предложите посадить в нее «пассажиров». Пусть кроха засовывает порванные кусочки в горлышко бутылки. Предварительно их можно скомкать в шарики. 

Снежные войны 

В домашних условиях можно отлично поиграть в зимние игры. Зима – одно из любимых времен года детворы. И не удивительно: можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах. Для «Снежных войн» дома приготовьте газетную бумагу, сомните ее в комочки. Сделайте каждому участнику игры по 10--20 снарядов. Теперь устройте себе укрепления из стульев на некотором расстоянии друг от друга. Высовываясь из-за стула, обстреливайте «противника» снежками. Кто попал, тот и побеждает.  

Самый меткий 

Устроить соревнование по меткости дома – очень легко. Для этой игры нужно скомкать из бумаги мячики и попытаться попасть ими в корзину, коробку. Самым маленьким метателям корзину-коробку нужно ставить недалеко от себя и постепенно увеличивать расстояние. Каждому участнику сделайте снаряды разного цвета (маме – красные, папе – желтые, малышу - синие). После окончания такого матча подсчитайте, кто же оказался победителем – забросил наибольшее количество мячей в корзину. 

Обрывная аппликация из бумаги 

На листе бумаги нарисуйте мячик, рыбку, машину или распечатайте черно-белые картинки. Подготовьте материал для украшения картины. Разложите перед ребенком салфетки или цветную бумагу. Намажьте рисунок клеем. Пусть малыш отрывает и приклеивает на рисунок кусочки бумаги. Их можно подбирать по цвету. Например, колеса делаем черными, а сам транспорт - красным. 

Игры с бумагой после 2,5 лет 

 

Угадай пальчиками 

Эта игра является продолжением игры на развитие тактильных ощущенийПосле знакомства ребенка с бумагой, различной по фактуре, игру можно усложнить. Дайте ребенку потрогать и поводить пальчиками по бархатной, глянцевой бумаге, картону, рассказывайте малышу, что это за бумага, называйте ее свойства. После того, как крошка запомнит ощущения, с ним можно поиграть в такую игру. Прикройте малышу глаза либо попросите его самого закрыть глазки. С закрытыми глазами ребенку проще сосредоточиться на ощущениях рук. Возьмите его пальчик и скажите, что это самолетик. Полетели и сели. Спросите малыша, на какую поляну он приземлился? Или сложите различную бумагу в «волшебный» мешочек. Предложите крохе доставать по одному листу бумаги, о которой говорит мама. 

Бахрома для шарфика 

Ближе к трем годам познакомьте ребенка с ножницами, покажите, как правильно нужно их держать. Рекомендуется покупать малышам безопасные ножницы с закругленными концами. После того, как малыш научится открывать-закрывать ножницы, предложите ему поиграть в игру «Бахрома для шарфика». Вырежьте несколько полос бумаги, напоминающие форму шарфа. Разукрасьте их. Вместе сделайте небольшие надрезы по краям. 

Дорожки 

Когда ребенок научится немного пользоваться ножницами, предложите ему игру «Дорожки». Режьте с крохой по ровной линии – от одного края листа бумаги к другому. Пусть это будут у вас дорожки, по которым рыбка плывет от одного берега к другому. Постепенно усложняем задачу – режем по волнистой линии, зигзагообразной (заранее нарисованной), вырезаем геометрические фигуры или контуры какого-либо предмета. Либо просто даем малышу лист бумаги, и он кромсает ее в свое удовольствие. 

Скатываем рулончики 

Интересной забавой для малышей является скатывание бумаги в рулончик. Хотя это не так просто, как кажется на первый взгляд. Скатали? Теперь пофантазируйте – это и подзорная труба, которой мы разглядываем звезды, и бинокль, и дудочка, и рулетики, которыми мы покормим куклу Катю, и улитки. 

Объемная аппликация из салфеток 

Заранее приобретите разноцветные салфетки. Приготовьте шаблоны картинок, которые малыш будет украшать. Отрывайте кусочки от салфеток и сминайте их в комочки. Наносите клей и заполняйте картину смятыми комочками. Также можно сделать барашку шерсть, рыбке чешую, снеговика или заснеженный город. Объемная аппликация готова! 

 

Аппликации из геометрических фигур 

Вырежьте геометрические фигуры, разложите их перед малышом. Дайте крохе чистый лист бумаги, пусть он украсит «скатерть». Вначале ребенок может наклеивать фигуры на лист бумаги так, как ему хочется. В следующий раз поиграйте с ним в игру «Повтори». Мама на своем листе составляет рисунок, а малыш должен повторить за ней. В процессе игры называйте крохе все фигуры, проговаривайте и цвета. Из геометрических фигур можно клеить мячики или яблочки, бусы для мамы или колобков на дороге (большие и маленькие кружки). Чуть позже можно делать аппликации из нескольких деталей. Домику доклеим окно и трубу, снеговику морковку и глаза, машине колеса, цветочку серединку и т.д. 

Я предложила вашему вниманию лишь некоторые варианты игр с водой и бумагой. На самом деле, вариантов использования этих материалов для развития детей великое множество, нужно только включить свою фантазию. Эти материалы можно использовать как по отдельности, так и вместе, изучить их свойства и возможности взаимодействия. Желаю вам успехов в нелегком, но таком нужном деле развития мелкой моторики рук детей! 

Спасибо за внимание!  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry-eksperimenty_s_vodoy_i_bumagoy.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Игры-эксперименты с водой и бумагой для развития мелкой моторики в домашних условиях 

Мелкая моторика у ребенка - это умение совершать разнообразные действия пальцами ног, рук, кистями, стопами. Развитие моторики неотделимо от развития зрения, внимания, памяти, восприятия, а также с развития речи. Последнее объясняется довольно просто: в головном мозге ребенка речевой и моторный центры находятся друг к другу очень близко. По этой причине стимуляция и развитие моторных навыков рук активизирует и речевой центр ребенка. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики.  

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то и для развития моторики пальцев следует использовать игры.  

 

Представляю вам ряд доступных совместных игр, направленных на развитие мелкой моторики детей в домашних условиях. Условно разделим эти игры на две части: игры с водой и игры с бумагой. Эти материалы не потребуют дополнительных финансовых затрат, а эффект от их использования высок. 

Игры-эксперименты с водой 

Один из самых первых и самых интересных материалов для исследования на планете — это вода! Знакомство с водой происходит еще во время внутриутробного развития.  Малыши просто обожают воду, игра с водой не только надолго занимает ребёнка, но и обладает терапевтическим, релаксационным эффектом, успокаивает малыша.  

Вода предлагает огромное множество вариантов игры для детей всех возрастов. Это невероятная субстанция, которую можно наливать, переливать, распылять, капать, впитывать, красить, ароматизировать, замораживать, оттаивать, испарять.  

Для самых маленьких будет вполне достаточно просто поплескаться в воде, похлопать по ней ручками, создавая брызги и волны. Это замечательный способ узнать о температурах, объёме, гравитации, наполнении и опустошении, о прозрачности и цветах. Просто наполните подходящую ёмкость тёплой водой и добавьте несколько капель жидкого пищевого красителя, так малышу будет веселее и к тому же подкрашенную воду лучше видно и можно лучше отследить все её проявления : круги, волны, брызги, капельки на стенках ёмкости. 

Игру с подкрашенной водой можно разнообразить с помощью дополнительных инструментов: воронок разного диаметра, пластиковых контейнеров, бутылочек и стаканчиков, шприца, большой пипетки, половника, дуршлага, и т.д. Все вышеперечисленные предметы можно использовать и во время купания. Полейте на малыша водичку через воронку или дуршлаг, стимулируя его визуальную координацию, так как ребёнок будет следить глазами за струйкой воды. Выжмите водичку из губки на лоб и голову малыша таким образом, чтобы водичка скатывалась по лицу (вода, конечно, должна быть не мыльная). Эта игра поможет малышу привыкнуть к ощущению воды на лице, и в будущем при обучении плаванию он не будет испытывать паники. 

Вариант игры «Маленький рыбак» 

Идем на рыбалку (в таз наливаем воду), берем сачок (ситечко, большую ложку) и ведерко, куда наш улов будем складывать. Вылавливать можно все что угодно: пластмассовые крышки, детали от конструктора, гидрогели, поролон и т.д.  

Использовать можно также и цветные кубики льда. Вода окрашивается гуашью, замораживается. Сочетание холодных льдинок и прохладной воды даёт очень необычные ощущения для ребенка. 

Иры-эксперименты с бумагой 

Бумага – идеальный материал для детского творчества и экспериментирования, причем использовать ее можно с самого раннего возраста. Интерес к бумаге у детей проявляется довольно рано. После некоторого ознакомления с ней покажите малышу, что бумагу интересно не только мять и рвать, но и клеить. Прежде, чем начинать что-либо творить, подготовьте рабочее место и материал. Все заготовки желательно делать заранее: слишком долго наблюдая, как мама вырезает все необходимое для игры, ребенок может потерять интерес к этому занятию. И не старайтесь сделать все за ребенка. Малыш пробует – он учится. Хвалите кроху за малейшие достижения. Ваша похвала развивает у ребенка уверенность в собственных силах, желание сделать что-то еще. Что же можно предложить начинающим творцам? 

Игры с бумагой после года 

 

Развитие тактильных ощущений 

Поверхность бумаги может быть разной: гладкая, шершавая, тонкая, толстая и т.д. Возьмите ручку годовалого ребенка в свою и проведите ею по газете, глянцевому журналу, салфетке, картону, бархатной бумаге. Ему наверняка понравится знакомиться с разными поверхностями. Эта простая игра будет обогащать представление малыша о мире, развивать сенсорные ощущения, что способствует скорейшему формированию речи и развитию зон мозга, отвечающих за интеллект

Колобок 

Предложите малышу поиграть в «Колобка». Для этого вам придется смять кусочек бумаги и скатать его в шарик. Годовалому ребенку придется помогать, а вот двухлетний вполне справится с этой задачей. Катайте ручкой по полу «колобков», сделайте их целое семейство – папа (самый большой), мама (поменьше) и малыш (самый маленький). Так мы и ручку развиваем, и понятия величины изучаем. 

Найди сюрприз 

Игра «Найди сюрприз» будет интересна и ребенку, которому только исполнился годик, и детям постарше. Заверните в бумагу небольшой предмет. Возьмите мишку, собачку или зайчика и скажите крохе от имени игрушки: «Привет, Тимошка! Я принес тебе сюрприз. Хочешь посмотреть, что здесь?» Дайте ребенку возможность развернуть сверток, обрадуйтесь вместе с ним находке. 

После двух лет эту игру можно усложнить. Теперь подарок нужно не просто открыть, но и угадать по описанию, что это. Например: «Этот сюрприз круглый, резиновый, он может катиться, прыгать. Что это? Молодец – это мячик». 

Обед для кукол 

Приготовим обед для игрушек. Рассадите кукол, зверушек, поставьте перед ними тарелочки и чашечки. Пусть малыш отрывает пальчиками маленькие кусочки от целого листа бумаги. Получившиеся конфетки или пирожки складывайте в тарелки и угощайте своих гостей. С детками постарше можно посчитать порванные части, сравнить – у кого больше всех конфет, у кого меньше всех. 

Игры с бумагой после 1.5 лет 

 

Тропинка 

Для данной игры подойдет любая бумага: страницы из журнала, тетради, туалетная бумага. Вместе с ребенком соорудите тропинку, выкладывая листы друг возле друга. Например, от дивана к столу, от кресла к телевизору. Дорога может быть не только прямой, но и извилистой, с резкими поворотами, причем разной ширины – то уже, то шире. Крошка должен пройтись по ней ножками. Его задача – не выйти за ее пределы. На другом конце тропки положите приз, который малыш получит, успешно до него добравшись. 

Веселая полянка 

Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Смажьте его клеем. Дайте малышу цветную бумагу, покажите, как ее можно разрывать на кусочки и наносить на лист. Пусть куски будут самые разнообразные - и маленькие, и неровные, и длинные полоски. Разрешите крохе украсить «полянку» по своему усмотрению. 

Игры с оберточной бумагой 

В большой контейнер на дно или стены можно спрятать самые разнообразные предметы: детали игрушек, камешки, ракушки, мелкие игрушки, наклеить скотчем картинки на стенки. Все это можно замаскировать слоями оберточной бумаги, и поручить малышам искать, что же спрятано в волшебном ящике.  

 

 

Игры с бумагой после 2 лет 

 

На кого похоже? 

Ваш малыш увлекся и нарвал целую горку бумаги? Замечательно! Не спешите сразу все убирать - рассмотрите эти части. Сравните их – какая самая большая, какая самая маленькая. А на что похож этот кусочек? На рыбку, лошадку, мишку? Можно дорисовать глазки, ушки и прочие детали, так будет еще увлекательней. 

Дождь и снег 

Сделайте из порванных кусочков дождь, снег. Подбрасывайте их вверх и наслаждайтесь полетом снежинок. «Когда же у нас лежит снег? Правильно, зимой. Наши пальчики решили пойти погулять. А на улице много снега. Давай походим нашими пальчиками так, чтобы не наступить на снежинки и не промочить наши «ножки». Ходим указательным и средним пальчиками, переступаем через «снег», поднимая высоко ножки-пальцы. Считаем по пути снежинки: «Одна, две, три…» 

Полет в космос 

«Когда же я теперь все это уберу?» - думает в ужасе мама, разглядывая то, что осталось от бумаги. А убирать будет сам малыш – вернее, играть, убирая. Возьмите пластиковую бутылку. Она будет у вас ракетой, которая полетит в космос. Предложите посадить в нее «пассажиров». Пусть кроха засовывает порванные кусочки в горлышко бутылки. Предварительно их можно скомкать в шарики. 

Снежные войны 

В домашних условиях можно отлично поиграть в зимние игры. Зима – одно из любимых времен года детворы. И не удивительно: можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах. Для «Снежных войн» дома приготовьте газетную бумагу, сомните ее в комочки. Сделайте каждому участнику игры по 10--20 снарядов. Теперь устройте себе укрепления из стульев на некотором расстоянии друг от друга. Высовываясь из-за стула, обстреливайте «противника» снежками. Кто попал, тот и побеждает.  

Самый меткий 

Устроить соревнование по меткости дома – очень легко. Для этой игры нужно скомкать из бумаги мячики и попытаться попасть ими в корзину, коробку. Самым маленьким метателям корзину-коробку нужно ставить недалеко от себя и постепенно увеличивать расстояние. Каждому участнику сделайте снаряды разного цвета (маме – красные, папе – желтые, малышу - синие). После окончания такого матча подсчитайте, кто же оказался победителем – забросил наибольшее количество мячей в корзину. 

Обрывная аппликация из бумаги 

На листе бумаги нарисуйте мячик, рыбку, машину или распечатайте черно-белые картинки. Подготовьте материал для украшения картины. Разложите перед ребенком салфетки или цветную бумагу. Намажьте рисунок клеем. Пусть малыш отрывает и приклеивает на рисунок кусочки бумаги. Их можно подбирать по цвету. Например, колеса делаем черными, а сам транспорт - красным. 

Игры с бумагой после 2,5 лет 

 

Угадай пальчиками 

Эта игра является продолжением игры на развитие тактильных ощущенийПосле знакомства ребенка с бумагой, различной по фактуре, игру можно усложнить. Дайте ребенку потрогать и поводить пальчиками по бархатной, глянцевой бумаге, картону, рассказывайте малышу, что это за бумага, называйте ее свойства. После того, как крошка запомнит ощущения, с ним можно поиграть в такую игру. Прикройте малышу глаза либо попросите его самого закрыть глазки. С закрытыми глазами ребенку проще сосредоточиться на ощущениях рук. Возьмите его пальчик и скажите, что это самолетик. Полетели и сели. Спросите малыша, на какую поляну он приземлился? Или сложите различную бумагу в «волшебный» мешочек. Предложите крохе доставать по одному листу бумаги, о которой говорит мама. 

Бахрома для шарфика 

Ближе к трем годам познакомьте ребенка с ножницами, покажите, как правильно нужно их держать. Рекомендуется покупать малышам безопасные ножницы с закругленными концами. После того, как малыш научится открывать-закрывать ножницы, предложите ему поиграть в игру «Бахрома для шарфика». Вырежьте несколько полос бумаги, напоминающие форму шарфа. Разукрасьте их. Вместе сделайте небольшие надрезы по краям. 

Дорожки 

Когда ребенок научится немного пользоваться ножницами, предложите ему игру «Дорожки». Режьте с крохой по ровной линии – от одного края листа бумаги к другому. Пусть это будут у вас дорожки, по которым рыбка плывет от одного берега к другому. Постепенно усложняем задачу – режем по волнистой линии, зигзагообразной (заранее нарисованной), вырезаем геометрические фигуры или контуры какого-либо предмета. Либо просто даем малышу лист бумаги, и он кромсает ее в свое удовольствие. 

Скатываем рулончики 

Интересной забавой для малышей является скатывание бумаги в рулончик. Хотя это не так просто, как кажется на первый взгляд. Скатали? Теперь пофантазируйте – это и подзорная труба, которой мы разглядываем звезды, и бинокль, и дудочка, и рулетики, которыми мы покормим куклу Катю, и улитки. 

Объемная аппликация из салфеток 

Заранее приобретите разноцветные салфетки. Приготовьте шаблоны картинок, которые малыш будет украшать. Отрывайте кусочки от салфеток и сминайте их в комочки. Наносите клей и заполняйте картину смятыми комочками. Также можно сделать барашку шерсть, рыбке чешую, снеговика или заснеженный город. Объемная аппликация готова! 

 

Аппликации из геометрических фигур 

Вырежьте геометрические фигуры, разложите их перед малышом. Дайте крохе чистый лист бумаги, пусть он украсит «скатерть». Вначале ребенок может наклеивать фигуры на лист бумаги так, как ему хочется. В следующий раз поиграйте с ним в игру «Повтори». Мама на своем листе составляет рисунок, а малыш должен повторить за ней. В процессе игры называйте крохе все фигуры, проговаривайте и цвета. Из геометрических фигур можно клеить мячики или яблочки, бусы для мамы или колобков на дороге (большие и маленькие кружки). Чуть позже можно делать аппликации из нескольких деталей. Домику доклеим окно и трубу, снеговику морковку и глаза, машине колеса, цветочку серединку и т.д. 

Я предложила вашему вниманию лишь некоторые варианты игр с водой и бумагой. На самом деле, вариантов использования этих материалов для развития детей великое множество, нужно только включить свою фантазию. Эти материалы можно использовать как по отдельности, так и вместе, изучить их свойства и возможности взаимодействия. Желаю вам успехов в нелегком, но таком нужном деле развития мелкой моторики рук детей! 

Спасибо за внимание!