Контрольная работа «Конструирование индивидуального информационно-образовательного пространства на основе работы с журналом «Педагогика» (год 2018, № 9)

Захарова Татьяна Евгеньевна

В статье рассматриваются пути решения актуальной проблемы обновления содержания обучения в образовательной области «Естественнонаучные предметы». Авторами предложены возможные направления взаимодействия курсов данных учебных предметов, такие как выделение общих идей, понятий, теоретических систем, комплексных проблем, использование методов научного познания.
Ключевые слова. Результаты обучения, естественнонаучная грамотность, общеучебные умения, межпредметные понятия, методы научного познания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ  ВО МО МОСКОВСИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

Кафедра непрерывного образования

                                                         

Контрольная работа

 «Конструирование индивидуального информационно-образовательного пространства на основе работы с журналом «Педагогика» (год 2018, № 9)

 

                                                                                      Выполнила:                                                                                             

                                                             Захарова Татьяна Евгеньевна

 Группа 12 ДПО

 Место работы:

МБОУ СОШ №1

г.о. Дзержинский

Проверила:

                                                   Перминова Л.М., д.п.н.. профессор

2020 г. 

Конспект-анализ

Интеграция содержания и методов преподавания естественнонаучных предметов в школьном образовании
Н.А. Заграничная, Л.А. Паршутина

Аннотация. В статье рассматриваются пути решения актуальной проблемы обновления содержания обучения в образовательной области «Естественнонаучные предметы». Авторами предложены возможные направления взаимодействия курсов данных учебных предметов, такие как выделение общих идей, понятий, теоретических систем, комплексных проблем, использование методов научного познания.
Ключевые слова. Результаты обучения, естественнонаучная грамотность, общеучебные умения, межпредметные понятия, методы научного познания.

Современные подходы к модернизации содержания и методик обучения естественнонаучным предметам обусловлены как принципами государственной политики, которые изложены в Законе об образовании, так и требованиями ФГОС ООО. Основными приоритетами, которые выделены в нормативных документах системы образования, являются:

  1. Единство образовательного пространства на территории РФ;
  2. Гуманистический характер образования, создание условий для самореализации каждого человека;
  3. Приоритеты жизни и здоровья человека, бережное отношение к природе и окружающей среде.

Исходя из этих приоритетов, естественнонаучное образование должно обеспечивать достижение функциональной грамотности выпускниками школы, должно развивать специфическое научное мышление, закладывать основы целостности взглядов на окружающий мир, а также единство человека и природы. Соответственно естественнонаучные знания должны формировать образ жизни человека, стать основой его естественнонаучной грамотности.

В области «естественнонаучные предметы» можно рассматривать естественнонаучную грамотность  как  частное проявление функциональной грамотности при изучении предметов химии, физики, биологии. В процессе формирования естественнонаучной грамотности огромную роль играют:

  • интеграция естественнонаучных предметов;
  • включение в содержание обучения общенаучных методологических знаний, общенаучных и межпредметных понятий;
  • ориентация обучения на освоение универсальных общенаучных методов познания;

Все вышеперечисленное способствует формированию у школьников единой современной  научной картины мира.

При изучении таких дисциплин как химия и биология, необходимо делать акцент на проблемные ситуации связанные с природой и человеком, для предложения решения этих проблем использовать химические и биологические знания. Примером таких проблемных ситуаций могут служить:        

  • процессы, происходящие  в гидро-, атмо- и биосферах;
  • роль органогенных элементов и важнейших органических веществ на организм человека;
  • вопросы охраны здоровья человека и профилактика заболеваний;
  • влияние деятельности человека на окружающую среду;
  • круговорот веществ и энергии в природе и т.д.

Межпредметное взаимодействие возможно на уровне выделения связей в содержании курсов химии и биологии, использование которых обращается к учебному материалу другого предмета.

Другое направление взаимодействия естественнонаучных предметов включает освоение общеучебных умений, что является необходимым условием эффективной познавательной деятельности. Управление этой деятельностью зависит от сформированности умений решать проблемы и логические задачи, от коммуникабельности ученика.

Фундаментальное содержание обучения должно отражать процесс познания мира, освоение умений взаимодействовать с окружающим миром и овладение научными основами миропонимания. Проблемность и практикоориентированность обучения обеспечивается включением в содержание учебной дисциплины экологических и здоровьесберегающих материалов, примеров применения достижений химической и биологической науки в жизни современного человека… Эти компоненты содержания учебного предмета раскрывают перспективы для осуществления самостоятельной познавательной деятельности, проектной и исследовательской работы. Следовательно, в обучение важно включать актуальный фактологический материал, рассматривая его в ситуациях, где необходимо применение общеучебных умений.

 

Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра путем создания «Личного букваря»

М.М. Либлинг, Н.Б. Лаврентьева

Аннотация. В статье представлен специальный метод обучения грамоте детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), который научно разработан и экспериментально проверен в Институте коррекционной педагогики РАО. Метод создания «Личного букваря» учитывает особые образовательные потребности детей с РАС и позволяет формировать у них навыки осмысленного чтения и письма.

Ключевые слова. Расстройства аутистического спектра, механическое чтение, развитие осмысленности, обучение грамоте, осмысленное чтение и письмо. 

В данной статье говорится о том, что на протяжении многих лет в Институте коррекционной педагогики РАО разрабатывается система коррекционно-развивающего обучения детей с расстройствами аутистического спектра. В эту систему входят специальные приемы и методы формирования познавательной мотивации, развитие произвольного внимания и поведения, освоение начальных значимых школьных навыков.  Освоение чтения и письма с помощью создания «Личного букваря»  - это метод, который является результатом обобщения 15-ти летнего опыта обучения аутичных детей.

У детей с аутистическим спекторм отсутствует учебная мотивация, они склонны к механическому, неосмысленному усвоению навыка чтения, вследствие чего происходит непонимание прочитанного простого текста и соответственно невозможностью пересказа этого текста. Нарушение контакта и эмоциональные трудности препятствуют проявлению интереса к окружающему миру. У таких детей защитные формы поведения. Если таких детей обучать традиционными методами, то возникают характерные трудности.  

«Личный букварь» «ставит перед собой задачу» развитие осмысления и осмысленного отношения ребенка к самому процессу обучения, к любой информации. «Личный букварь» позволяет обеспечить связь учебного процесса с личным опытом ребенка, с его жизненным опытом и жизнью его семьи, что позволяет прорабатывать на уроках важнейшие личностные смыслы, закладывать основы его социализации.

Создание «Личного букваря» включает в себя работу над разделами, которые следуют в определенной последовательности. Ребенок-аутист часто говорит о себе во втором и третьем лице, именно поэтому изучается первая буква не «А», а «Я», которой подписывается фотография ребенка. Букварь состоит из готовых листов-заготовок, выполненных типографским образом, которые постепенно заполняются информацией, связанной именно с самим ребенком. Осмысленность освоения в рамках «Личного букваря» обеспечивается постоянной наглядной демонстрацией ребенку сути чтения, письма. Букварь постепенно наполняется рисунками и фотографиями, отображающими личный опыт ребенка. Наглядность очень важна для обучения аутичных детей, т.к. доказано, что их зрительное восприятие и внимание значительно преобладает над слуховыми. Работая с «Букварем» ребенок эмоционально осмысливает то, на что он зачастую не обращает внимания. Расширяется представление ребенка об окружающем мире, о его устройстве, о поведении людей и животных.

Хочется отметить важные особенности «Личного букваря»:

  • учебный материал связан с личным опытом, с жизнью ребенка и его семьи;
  • особая последовательность изучения букв;
  • в создание букваря ребенок вкладывает много своего собственного труда;
  • предполагается активное вовлечение родителей и близких людей в создание Букваря.

Обучение грамоте путем создания «Личного букваря» - теоретически обоснованный и экспериментально проверенный метод, позволяющий формировать у детей с РАС учебную мотивацию, интерес к книге и, главное, учить их читать и писать осмысленно, не механически, что создаёт основу для развития умения самостоятельного пересказа, изложения прочитанного текста.

Предрасположенность абитуриентов к учебному обману и ответственность школы

Л.В.Канаева

Аннотация. В статье ставится проблема передачи из школы в вуз контингента учащихся с привычками списывания. Рассматриваются причины предрасположенности к учебному обману в вузе. Делаются выводы о массовой девиантности выпускников школ, обусловленной институциональными причинами.

Ключевые слова. Учебный обман, реформа образования, образовательная девиация, ЕГЭ, этика образования.

Препятствием на пути реформирования образовательной системы остается проблема учебного обмана обучающихся во время контроля знаний.

Школьники не осознают, что учатся для себя и будущей жизни. Проблема обострилась с введением ЕГЭ, показывающего изощренность методов фальсификации знаний выпускниками. Вместо того, чтобы честно выучить материал, учащиеся тратят время на псевдодеятельность. В результате вырабатывается нечестность как базовое качество личности. С распространением смартфонов, выполняющих функцию электронной шпаргалки, проблема нечестной демонстрации знаний приобрела особую остроту, поскольку соблазн легкого поучения ответов становится подражательно-заразительным и отчасти самоутверждающимся.

Далее в статье автор рассказывает о проведении экспериментального опроса среди старшеклассников и студентов-первокурсников. Вопросы были разделены на 4 группы:

  1. Вопросы касались наличия и масштаба учебного обмана и оценки его причин.
  2. Вопросы выявляли понимание первокурсниками ценности высшего образования.
  3. Вопросы направленные на выявление предрасположенности к учебному обману через самоанализ личностных качеств.
  4. Вопросы определяющие приоритетность  высшего образования в жизненных планах на ближайшие  4-5 лет.

Опрос показал следующее:

  • у студентов высокая предрасположенность к учебному обману;
  • неплохие самооценки указывают на институциональный фактор, провоцирующий нечестные практики;
  • этическая рефлексия первокурсников ослаблена – каждый четвертый считает списывание нормальным и естественным явлением;
  • ценность высшего образования воспринимается с минимумом инфантильности;
  • развитая мотивация к успеху и относительно высокие амбиции приводят к неразборчивости в средствах достижения хорошей успеваемости

Автор предлагает причины массового списывания классифицировать следующим образом:

  • внешние;
  • нормативные;
  • консервативные;
  • естественные.

Таким образом, списывание как один из тревожных показателей неудачи образовательной реформы обусловлено множеством системных причин, которые нужно целенаправленно исключать.

Недобросовестность  обучающихся следует воспринимать как ответ на неэффективное образование, где мало возможностей пережить ситуацию успеха, потому и приходится им концентрировать усилия на поиске все новых способах списывания вместо продуктивной самореализации