Педагогическая (ознакомительная) практика

Фомичёва Татьяна Викторовна

Отчёт студента-магистра по педагогической (ознакомительной) практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_oznakomitelnaya_praktika.docx273.52 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 имени А.С. ПУШКИНА»

Факультет иностранных языков

Кафедра английской филологии

ОТЧЕТ

по учебной практике (ознакомительная практика)

Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль): Языковое образование (английский язык)

Обучающийся

____________

Т.В.Фомичёва

Руководитель практики

от университета

__________

(подпись)

           Е.В.Малышева

Руководитель практики от профильной организации

__________

(подпись)

М.П.

           Е.А.Богданова

                                                      Санкт-Петербург, 2020г.

Оглавление

Сведения об организации.......................................................................................3

Введение ................................................................................................................. 4

Основная часть ...................................................................................................... 5

Заключение ............................................................................................................ 6

Приложение: журнал посещенных уроков ......................................................... 7

Конспект внеклассного  мероприятия по профориентации ............................ 13

Анализ и характеристика внеклассного мероприятия ..................................... 18

Сведения об организации

Адрес организации: г.Санкт-Петербург, п. Шушары, Славянка, ул.Изборская  4, корпус 2

Телефон организации: 8(812) 320-48-60

Директор (ФИО полностью):  Дерипаска Елена Ивановна

Завуч по учебно-воспитательной работе

(ФИО полностью): Пономарёва Светлана Александровна

Руководитель методического объединения школы

(ФИО полностью): Сивцева Оксана Викторовна

Учитель иностранного языка

(ФИО полностью):   Богданова Екатерина Александровна

Классы и № кабинетов/аудиторий,

в которых обучающийся проходит практику:   4.12.04

М.П.

Введение

Я, Фомичёва Татьяна Викторовна, студентка 1 курса магистратуры, проходила учебную практику (ознакомительную практику) в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении школе  

№ 604 (ГБОУ № 604) Пушкинского района Санкт-Петербурга в период с 12 по 25января (2 недели).

Целью учебной практики (ознакомительной практики) является ознакомление и получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в области преподавания иностранного языка, полученных за время  обучения по программе магистратуры.

В процессе прохождения данной практики был выполнен следующий перечень работ:

1. Ознакомление с документацией по практике;

2. Ознакомление с материально-технической базой образовательного учреждения, методическим обеспечением учебного процесса, документацией и концепцией работы школы;

3. Посещение и анализ 20 уроков английского языка, проведённых учителем-наставником Богдановой Е.А.;

4. Выполнение обязанностей помощника классного руководителя;

5. Подготовка и проведение внеклассного  мероприятия по профориентации по теме «Есть такая профессия – защищать моря и океаны! Знакомство с

профессией эколога»;

6. Подготовка документов по практике и оформление отчёта.

Основная часть

Во время обучения в Ленинградском государственном университете им. А.С.Пушкина, как и все студенты 1 курса магистратуры, я проходила производственную педагогическую (ознакомительную) практику. Педагогическая практика носила пассивный характер, целью которой было знакомство с педагогическим коллективом школы, техническим оснащением образовательного учреждения, посещение уроков учителя-наставника, наблюдение за деятельностью учащихся и преподавателя.

Имея педагогическое образование в области иностранных языков, я уже работаю учителем английского языка и поэтому педагогическую (ознакомительную) практику я проходила в ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга, где я работаю.

ГБОУ № 604 – это сравнительно молодое образовательное учреждение в ЖК «Славянка» Пушкинского района, возраст которого около 6 лет. Директором школы  является  Дерипаска Е.И., почётный работник образования.   Школа представляет собой огромное, просторное здание, с достаточно хорошим техническим оснащением. В школе имеется бассейн, два спортивных зала, просторная столовая, стадион, оснащённая литературой просторная библиотека и практически почти все кабинеты технически оснащены.

 Руководителем моей педагогической практики была моя коллега Богданова Екатерина Александровна, которая сопровождала меня в период с 12-25 января 2020 года.

Педагогическая нагрузка Богдановой Е.А. состоит из  24 часов: это 18 часов английского языка в 5 классах (параллели А-Е) и 6 часов внеурочной деятельности по предмету в тех же классах, поэтому во время практики мне удалось посетить 20 уроков английского языка именно в 5 классах.

В первую неделю моей производственной практики мне представилась возможность провести внеклассное мероприятие по профориентации в 9 «В» классе. Тему профориентации я связала с темой экологии с целью привлечь внимание подрастающего поколения к существующей проблеме и профессии, люди которой могут помочь решить глобальную проблему – сохранение окружающей среды для будущих поколений.  Выбор профессии для ребят – ближайшая цель, а сохранение экологии – может стать профессиональной целью.

Заключение

Во время прохождения педагогической (ознакомительной) практики в ГБОУ № 604 мне представилась возможность испытать себя совершенно в иной роли: ни учителем английского языка, как в обычной трудовой деятельности, а в роли наблюдателя со стороны за деятельностью обучающихся и моего наставника и коллеги Богдановой Екатерины Александровны. Я в очередной раз осознала всю тяжесть педагогической деятельности, трудности в работе в переполненном школьниками  классе, но в тоже время радость и моральное удовлетворение, когда видишь успех своих учеников. Если успешен ученик, значит и учитель тоже успешен.

Попробовав себя в роли студента-практиканта, я в который раз убедилась, что теория и практика тесным образом взаимосвязаны и неразрывны. Без знания методики преподавания иностранного языка, содержания преподаваемого предмета и особенностей, присущих определённому возрасту обучающихся, невозможно будет грамотно построить и провести урок. Для того чтобы увлечь ребят на уроке, сделать урок интересным, познавательным и содержательным, учителю следует продумывать его до мелочей, использовать современные образовательные и игровые технологии, различные формы работы на уроке (коллективные, групповые и индивидуальные), а также способствовать созданию благоприятной и доброжелательной обстановки в классе.

Во время прохождения педагогической практики я испытала определённые трудности, а именно: мне необходимо было совместить мою учебную (рабочую) нагрузку в школе с посещением 20 уроков учителя-наставника. Мне помогли справиться и преодолеть мои коллеги и мой наставник, Богданова Екатерина Александровна.

Несмотря на все трудности и неудобства, в целом я довольна своей практикой.

         Студент-магистр _______________________ Фомичёва Т.В.

Журнал посещенных уроков

№ п/п

Дата

Класс, УМК

Тема урока, цель

Методы и приемы, использованные на уроке

Ф.И.О. учителя, подпись

1

13.01.

2020

5 «Б» УМК «Spotlight 5»

Тема: Формирование умений письма по теме «Мой питомец»

Цель: создать условия для формирования умений письменной речи.

Ознакомление:

1.Введение лексики с использованием визуальной наглядности по теме «My pets/Farm animals»;

2.Аудирование текста.

Тренировка лексических единиц (ЛЕ) в устной и письменной речи, форм глаголов в Present Simple.

 Применение: устная диалогическая речь по теме «Питомцы», написание сообщения ан форум.

Богданова Екатерина Александровна

2

13.01.

2020

5 «Д» УМК «Spotlight 5»

Тема: Формирование умений письма по теме «Мой питомец»

Цель: создать условия для формирования умений письменной речи.

Ознакомление:

1.Введение лексики с использованием визуальной наглядности по теме «My pets/Farm animals»;

2.Аудирование текста.

Тренировка лексических единиц (ЛЕ) в устной и письменной речи, форм глаголов в Present Simple.

 Применение: устная диалогическая речь по теме «Питомцы», написание сообщения ан форум.

Богданова Екатерина Александровна

3

14.01.

2020

5 «Д»

УМК «Spotlight 5»

Тема: 

Социокультурная компетенция по теме «Животные»

Цель: познакомить с социокультурной информацией по теме «Животные Австралии»

Ознакомление с социокультурной информацией – о коале и месте её обитания. Тренировка умений чтения и письма –заполнение формуляра.

Богданова Екатерина Александровна

4

14.01.

2020

5 «В» УМК «Spotlight 5»

Тема: 

Социокультурная компетенция по теме «Животные»

Цель: познакомить с социокультурной информацией по теме «Животные Австралии»

Ознакомление с социокультурной информацией – о коале и месте её обитания. Тренировка умений чтения и письма –заполнение формуляра.

Богданова Екатерина Александровна

5

14.01.

2020

5 «А» УМК «Spotlight 5»

Тема: 

Социокультурная компетенция по теме «Животные»

Цель:

познакомить с социокультурной информацией по теме «Животные Австралии»

Ознакомление с социокультурной информацией – о коале и месте её обитания. Тренировка умений чтения и письма  –заполнение формуляра.

Богданова Екатерина Александровна

6

15.01.

2020

5 «Е» УМК «Spotlight 5»

Тема: Социокультурная компетенция по теме «Животные»

Цель:

познакомить с социокультурной информацией по теме «Животные Австралии»

Ознакомление с социокультурной информацией – о коале и месте её обитания. Тренировка умений чтения и письма  –заполнение формуляра.

Богданова Екатерина Александровна

7

18.01.

2020

5 «Е» УМК «Spotlight 5»

Тема:

Развитие навыков говорения по теме «Визит к ветеринару»

Цель: способствовать развитию умений диалогической речи

Ознакомление: введение лексики по теме «У ветеринара. Болезни животных» с применением визуальной и аудио  наглядности.

Тренировка лексики в устной речи и упражнениях.

Применение: устные ответы на вопросы учителя самостоятельное чтение диалога в парах

Контроль диалогической речи.

Богданова Екатерина Александровна

8

18.01.

2020

5 «Г» УМК «Spotlight 5»

Тема:

Развитие навыков говорения по теме «Визит к ветеринару»

Цель: способствовать развитию умений диалогической речи

Ознакомление: введение лексики по теме «У ветеринара. Болезни животных» с применением визуальной и аудио  наглядности.

Тренировка лексики в устной речи и упражнениях.

Применение: устные ответы на вопросы учителя самостоятельное чтение диалога в парах

Контроль диалогической речи.

Богданова Екатерина Александровна

9

18.01.

2020

5 «В» УМК «Spotlight 5»

Тема:

Развитие навыков говорения по теме «Визит к ветеринару»

Цель: способствовать развитию умений диалогической речи

Ознакомление: введение лексики по теме «У ветеринара. Болезни животных» с применением визуальной и аудио  наглядности.

Тренировка лексики в устной речи и упражнениях.

Применение: устные ответы на вопросы учителя самостоятельное чтение диалога в парах

Контроль диалогической речи.

Богданова Екатерина Александровна

10

18.01.

2020

5 «Б» УМК «Spotlight 5»

Тема:

Развитие навыков говорения по теме «Визит к ветеринару»

Цель: способствовать развитию умений диалогической речи

Ознакомление: введение лексики по теме «У ветеринара. Болезни животных» с применением визуальной и аудио  наглядности.

Тренировка лексики в устной речи и упражнениях.

Применение: устные ответы на вопросы учителя самостоятельное чтение диалога в парах

Контроль диалогической речи.

Богданова Екатерина Александровна

11

20.01. 2020

5 «А» УМК «Spotlight 5»

Тема:

Развитие умений чтения «Из жизни насекомого»

Цель: способствовать развитию умений прогнозирования содержания текста и умений изучающего чтения

Ознакомление:

введение лексики по теме «Насекомые» (для снятия трудности перед прочтением) с применением наглядности.

Применение:

чтение текста с пониманием основного содержания.

Контроль понимания прочитанного через ответы на вопросы упражнения и краткое изложение прочитанного

Богданова Екатерина Александровна

12

20.01. 2020

5 «Б» УМК «Spotlight 5»

Тема:

Развитие умений чтения «Из жизни насекомого»

Цель: способствовать развитию умений прогнозирования содержания текста и умений изучающего чтения

Ознакомление:

введение лексики по теме «Насекомые» (для снятия трудности перед прочтением) с применением наглядности.

Применение:

чтение текста с пониманием основного содержания.

Контроль понимания прочитанного через ответы на вопросы упражнения и краткое изложение прочитанного

Богданова Екатерина Александровна

13

20.01. 2020

5 «В» УМК «Spotlight 5»

Тема:

Развитие умений чтения «Из жизни насекомого»

Цель: способствовать развитию умений прогнозирования содержания текста и умений изучающего чтения

Ознакомление:

введение лексики по теме «Насекомые» (для снятия трудности перед прочтением) с применением наглядности.

Применение:

чтение текста с пониманием основного содержания.

Контроль понимания прочитанного через ответы на вопросы упражнения и краткое изложение прочитанного

Богданова Екатерина Александровна

14

20.01. 2020

5 «Г» УМК «Spotlight 5»

Тема:

 Развитие умений чтения «Из жизни насекомого»

Цель: способствовать развитию умений прогнозирования содержания текста и умений изучающего чтения

Ознакомление:

введение лексики по теме «Насекомые» (для снятия трудности перед прочтением) с применением наглядности.

Применение:

чтение текста с пониманием основного содержания. 

Контроль понимания прочитанного через ответы на вопросы упражнения и краткое изложение прочитанного 

Богданова Екатерина Александровна

15

20.01. 2020

5 «Д» УМК «Spotlight 5»

Тема:

Развитие умений чтения «Из жизни насекомого»

Цель: способствовать развитию умений прогнозирования содержания текста и умений изучающего чтения

Ознакомление:

введение лексики по теме «Насекомые» (для снятия трудности перед прочтением) с применением наглядности.

Применение:

чтение текста с пониманием основного содержания.

Контроль понимания прочитанного через ответы на вопросы упражнения и краткое изложение прочитанного

Богданова Екатерина Александровна

16

20.01. 2020

5 «Е» УМК «Spotlight 5»

Тема:

 Развитие умений чтения «Из жизни насекомого»

Цель: способствовать развитию умений прогнозирования содержания текста и умений изучающего чтения

Ознакомление:

введение лексики по теме «Насекомые» (для снятия трудности перед прочтением) с применением наглядности.

Применение:

чтение текста с пониманием основного содержания.

Контроль понимания прочитанного через ответы на вопросы упражнения и краткое изложение прочитанного.

Богданова Екатерина Александровна

17

21.01. 2020

5 «В» УМК «Spotlight 5»

Тема:

Повторение лексико-грамматического материала

Цель: повторить лексику по теме «Эти удивительные животные» и грамматический материал по теме Present Simple

Тренировка:

повторение теории по теме  Present Simple, повторение ЛЕ по теме «Животные»

Применение:

использование имеющихся знаний для выполнения поставленной задачи.

Богданова Екатерина Александровна

18

21.01. 2020

5 «А» УМК «Spotlight 5»

Тема:

Повторение лексико-грамматического материала

Цель: повторить лексику по теме «Эти удивительные животные» и грамматический материал по теме Present Simple

Тренировка:

повторение теории по теме  Present Simple, повторение ЛЕ по теме «Животные»

Применение:

использование имеющихся знаний для выполнения поставленной задачи.

Богданова Екатерина Александровна

19

21.01. 2020

5 «Д» УМК «Spotlight 5»

Тема:

Повторение лексико-грамматического материала

Цель: повторить лексику по теме «Эти удивительные животные» и грамматический материал по теме Present Simple

Тренировка:

повторение теории по теме  Present Simple, повторение ЛЕ по теме «Животные»

Применение:

использование имеющихся знаний для выполнения поставленной задачи.

Богданова Екатерина Александровна

20

22.01.

2020

5 «Е» УМК «Spotlight 5»

Тема:

Повторение лексико-грамматического материала

Цель: повторить лексику по теме «Эти удивительные животные» и грамматический материал по теме Present Simple

Тренировка:

повторение теории по теме  Present Simple, повторение ЛЕ по теме «Животные»

Применение:

использование имеющихся знаний для выполнения поставленной задачи.

Богданова Екатерина Александровна

Классный час для 9 «В» класса ГБОУ №604 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Тема: «Есть такая профессия – защищать моря и океаны! Знакомство с профессией эколога»

Цель: дать обучающимся представление о профессии эколога. Способствовать осознанию учащимися важности и необходимости сохранения морей и океанов.

Задачи:

1.Расширить представления учащихся о профессии эколога и образовательных учреждениях, где можно получить профессию .
2. Привлечь внимание обучающихся к проблемам морей и океанов, к необходимости сохранения окружающей среды.

 3. Способствовать воспитанию любви и уважения к любой трудовой деятельности.
4. Развивать кругозор, мышление, внимание, наблюдательность.

Формируемые УУД:
Личностные:
 готовность и способность к осознанному выбору профессий.

Познавательные: умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, способность к самооценке и рефлексии

Оборудование:  интерактивная доска для демонстрации презентации в Power Point и видеоролика, принтер (цветной), листы А4 для печати материалов игровых заданий и заготовки для складывания карманной книжечки; листы бумаги или тетради для игрового задания (по 1 шт. на группу); 3–5 ножниц для изготовления карманных книжечек в конце урока;

Ход мероприятия:

I. Организационный момент. Введение в тему классного часа.

Учитель (слайд 1): Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами будем исследовать  « голубой  континент» — пространство морей и океанов нашей планеты, с которым, как ни странно, люди знакомы меньше, чем с поверхностью Луны, из-за его огромной площади и внушительных глубин. А также познакомимся с людьми, профессией которых является защищать моря, океаны, леса и просто окружающую среду от загрязнений.

II. Основная часть

Учитель (слайд 2): Вы знаете этого человека? Кто он и чем знаменит?

Ребята отвечают.

Учитель: Жак-Ив Кусто, или Капитан Кусто, как называли его друзья и знакомые, — французский исследователь Мирового океана. Однажды он увидел в магазине очки для подводного плавания и купил их. С тех пор как он впервые с ними нырнул, его жизнь стала безраздельно связана с водным миром. До конца своей жизни Кусто изобретал устройства, облегчавшие исследование тайн океана, снимал фильмы и писал книги о подводном царстве и его обитателях, 40 лет был бессменным директором Океанографического музея в Монако.

Сначала Жак-Ив Кусто погружался под воду с помощью маски и трубки, но ему хотелось иметь возможность погружаться глубже и оставаться под водой дольше. Вместе со своим приятелем, инженером, Кусто разработал устройство, позволяющее дышать глубоко под водой, которое в 1943 году стало первым в мире аквалангом.

Учитель (слайд 3): Также Кусто сконструировал аппараты погружения на различные морские глубины, так называемые «ныряющие блюдца» — первые батискафы. А еще он мечтал о том, чтобы люди могли жить под водой как на земле, и участвовал в создании подводных домов и экспериментах по созданию подводных поселений.

Сегодня съемки под водой не выглядят чем-то сверхъестественным. И это тоже благодаря Жаку-Иву Кусто. Именно он разработал водонепроницаемую фотокамеру и осветительный прибор, а позднее сконструировал первую телевизионную систему, способную снимать видео на большой глубине.

На легендарном судне «Калипсо» Кусто и его команда в течение почти 40 лет совершали кругосветные путешествия, исследовали морскую флору и фауну, делали уникальные записи, съемки, фотографии. Работа этих людей открыла человечеству морскую стихию и послужила серьезным толчком для ее дальнейшего изучения.

Может быть, есть что-то, что привлекает и вас в жизни моря и его обитателей? Что-то, что поразило вас в видео и книгах и что вы мечтаете увидеть или уже видели своими глазами?

Ребята отвечают.

Учитель: Я предлагаю вам на несколько минут погрузиться в этот мир и насладиться его красотой.

(Просмотр видеоролика. https://youtu.be/kAphgHhlteM )

Учитель: (Слайды 4,5 – нажать enter)Получив возможность путешествовать по подводному миру и открыв некоторые из его тайн, люди решили, что можно не только восторгаться его красотой, но и использовать его богатства.

Проникновение людей в водный мир серьезно повлияло на его облик. И Кусто не мог этого не заметить. Он писал: «Когда мы погружаемся в одном и том же месте с разницей в несколько лет, мы всегда замечаем изменения — и непременно к худшему».

На морском дне стали встречаться свалки, поверхность воды нередко была покрыта пленкой из нефтесодержащих веществ, а важнейшие экосистемы Мирового океана — коралловые рифы — стали быстро деградировать и гибнуть. Все это было тревожными признаками нездоровья голубого континента.

Обеспокоенный разрушением морских экосистем, в 1974 году Кусто основал некоммерческое общество по охране морской среды («Общество Кусто»). С тех пор его главной целью стало не только постижение тайн океана, но и демонстрация ценности и хрупкости морских экосистем и просвещение человечества о необходимости охраны природы для сохранения

жизни на Земле.

Как вы думаете, есть ли необходимость такой работы в наше время? Почему?

Ребята отвечают.

Учитель: Вы правы. Сегодня Мировой океан, к сожалению, как никогда нуждается в защите и бережном отношении.

Учитель (слайд 6): Взгляните на водные богатства России, берега которой омываются 13 морями. Эти моря принадлежат трем океанам — Тихому, Атлантическому и Северному Ледовитому. На берегах каких морей вы бывали? Ребята отвечают.

Учитель: Обратите внимание на цвет воды. Более темный цвет означает большую степень загрязнения, а светлый — чистоту. Как вы думаете, почему одни моря загрязнены больше, а другие — меньше?

Ребята отвечают.

Учитель: Ребята, что нужно делать нам, людям, чтобы сохранить наши моря и океаны для будущих поколений, чтобы они не погибли? Ребята отвечают.

Учитель: Может быть кто-нибудь из вас знает, есть ли в нашей стране и вообще в мире специальные люди, которые по долгу службы или по призванию занимаются проблемами экологии?

Обучающиеся: Да, есть. Это экологи, океанологи, есть, наверно, ещё кто-нибудь.

Учитель: Да, ребята, вы правы. Но чем же эколог занимается? (учитель старается вовлечь как можно больше учащихся в беседу.)

Вместе, учитель и учащиеся, приходят к выводу, что ЭКОЛОГ - специалист, занимающийся анализом ситуации и разработкой мер для уменьшения существующего и возможного вреда природе. Эколог выявляет причины катаклизмов природы и разрабатывает возможности снижения воздействия людского фактора на окружающую среду. 

Учитель: Ребята, если вы интересуетесь такими школьными предметами, как  физика, химия, биология и география, и вы не безразличны по отношению к окружающей среде (морям, океанам, лесам, озёрам, рекам), то вы можете получить профессию эколога по окончанию школы. Давайте определим, какими качествами должен обладать эколог.

Личные качества (слайд 7):

  • дипломатичность,
  • гражданская смелость (уметь оспаривать действия должностных лиц);
  • быть стрессоустойчивым,  ответственным, аккуратным;
  • обладать аналитическим складом ума;
  • быть увлеченным живой природой, способным к научному творчеству;
  • уметь работать в команде;
  • быть самостоятельным, ответственным, порядочным.

Где в Санкт-Петербурге можно получить профессию эколога?

Университеты и колледжи Санкт-Петербурга по направлению «Природопользование и экология» (Слайд 8)

Учитель: Если вы услышите в своем сердце зов океана, смело выбирайте одну из множества связанных с ним профессий:  океанолог, морской биолог, геолог, эколог, инженер. Путешествия, открытия и головоломки  — обязательные спутники этих профессий. Да и любая другая профессия, от юриста до программиста или художника, может послужить делу защиты морей и их обитателей — в случае их сотрудничества с природоохранной организацией.

Мы продолжим с вами беседу и поговорим о морях. Я попрошу сейчас каждую группу составить список того, как и для чего люди используют моря. Зачем они вообще нужны и чем полезны? Учащиеся выполняют задание «Зачем нужны моря?» (Учащиеся в группах составляют свои ответы на вопрос, затем озвучивают)

Учитель (слайд 9,11,12,13): Хорошо. Я хочу обобщить то, что вы назвали, и выделить 4 вида деятельности человека, которые мы рассмотрим подробнее. Первый будет называться «Освоение прибрежных территорий» и включать в себя любое преобразование людьми морских берегов. Например, строительство поселений, инфраструктуры для отдыха и развлечений, промышленных предприятий, портов. Второй мы назовем «Добыча минеральных ресурсов». Мировой океан хранит в себе огромные запасы природных богатств: нефть, газ, различные металлы (в том числе золото) и другие минеральные ресурсы. Люди стремятся добраться до новых источников, ведь запасы многих ресурсов на суше уже почти исчерпаны.

Третий вид деятельности — рыболовство. Это тоже добыча ресурсов, но уже не минеральных, а биологических. Здесь мы рассмотрим растения и животных, которых человечество забирает из океана для обеспечения себя едой и лекарствами. И четвертый пункт — «Судоходство». Сегодня до 90% грузов в мире перевозится морским транспортом, и, конечно, такой интенсивный трафик не проходит бесследно для водных просторов.

Долгое время люди считали, что Мировой океан настолько огромен и богат, что сможет удовлетворять все потребности человечества до бесконечности. Однако уже через несколько десятилетий его интенсивного освоения, с развитием технического прогресса и увеличением населения планеты, стали очевидны его хрупкость и уязвимость. Очень небольшое количество людей могут видеть изменения своими глазами, но от этого изменения не становятся менее реальными.

Еще 50 лет назад Жак-Ив Кусто говорил: «Надо пересмотреть наш взгляд на море. Людям оно представляется безбрежным, бездонным, неисчерпаемым и неуязвимым. Однако мы убедились, что океан отнюдь не безбрежен и далеко не всесилен против губительных влияний».

Учитель: (СЛАЙД 10) Осваивая Мировой океан, важно помнить, что он служит не только потребностям человека, но и всей жизни на Земле. Моря и океаны производят половину кислорода, которым дышат все живые существа на нашей планете, и поглощают треть производимого людьми углекислого газа. Голубой континент регулирует планетарный климат. Вода хранит и переносит тепло, благодаря чему жизнь на нашей планете есть во всех, даже самых холодных ее уголках. С поверхности океанов испаряется влага, которую ветер переносит в глубь материков, и она проливается дождем над лесами и полями, чтобы напоить их пресной водой. Океан содержит огромное разнообразие форм жизни: начиная от микроскопических организмов, таких, как вирусы и бактерии, и заканчивая самым большим животным на Земле — голубым китом.

Мировой океан — огромная экосистема, в которой существование каждого отдельного организма прямо или косвенно зависит от других членов сообщества. Исчезновение одного вида животных или растений наносит ущерб всем остальным компонентам экосистемы. Поэтому столь важно не нарушать природный баланс жизни в океане. Разнообразие организмов обеспечивает устойчивость и безопасность системы, дает ей возможность справляться со многими бедствиями или адаптироваться (приспосабливаться) к ним.

Здоровье океана гарантирует человеку полноценное функционирование планеты и ее способность обеспечивать нас теми благами, которые являются залогом нашего существования и процветания. Сейчас я предлагаю вам стать исследовательскими командами и отправиться проведать Мировой океан, чтобы выяснить, что ему угрожает и делает его экосистему хрупкой и неустойчивой. Каждой группе нужно будет узнать подробности влияния деятельности человека на морскую жизнь и подготовить доклад о своих открытиях для других групп.  Учащиеся выполняют задание «Исследование угроз». Учитель демонстрирует слайды 11,12 и 13 во время выступлений учащихся.

Учитель: Благодарю вас за ваши исследования. Вы открыли сегодня много нового. Мировой океан играет важную роль в жизни всех живых существ нашей планеты. Как бы далеко мы ни жили от морей и океанов, мы зависим от них и влияем на них тем, что мы в них отправляем и что из них забираем.

Как вы увидели, Мировой океан заслуживает нашего бережного отношения и нуждается в защите. Он изучен еще очень мало, а возникающих угроз для него становится все больше, поэтому нужны исследователи и изобретатели, готовые посвятить свою жизнь проникновению в тайны «голубого континента» и заботе о нем. Океан ждет новых исследователей, таких, как Жак-Ив Кусто, Огюст Пикар и другие, кого не пугают трудности, путешествия и приключения.

Как предотвратить попадание пластика и другого мусора в океан? Как спасти коралловые рифы? Какое топливо для морского транспорта будет самым безопасным? Как ловить рыбу, не истощая запасы? Эти и другие вопросы требуют поиска ответов от вас — будущих исследователей и романтиков. От вашей заинтересованности зависит благополучие Океана и жизнедеятельности человечества на нашей планете!

Учитель (СЛАЙД 14) Сейчас я покажу вам, как сложить книжечку-памятку. В ней вы найдете названия фильмов и книг, с помощью которых сможете продолжить знакомство с «голубым континентом» и его обитателями. Учащиеся складывают книжечку-памятку.

III. Подведение итога. Рефлексия.

Смотрю на глобус - шар земной, и вдруг -  вздохнул он, как живой!

 И шепчут мне материки: "Ты береги нас, береги!"

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: "Ты береги нас, береги!"

Грустит глубокая река, свои теряя берега,

И слышу голос я реки: "Ты береги нас, береги!"

Остановил олень свой бег: "Будь человеком, человек!"

В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги!"

Смотрю на глобус - шар земной. Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: "Не солгу, Я сберегу вас, сберегу!"

C:\Users\Татьяна\Downloads\коллаж.jpg

Анализ и характеристика внеклассного мероприятия

(заполняется учителем, присутствующим на мероприятии)

Дата _______________ Класс ________

ФИО обучающегося _____________________________________________

Тема ______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Достоинства и недостатки:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Выводы и предложения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка мероприятия: ________________________________

Мероприятие посетил __________________/________________________________________________

(ФИО, должность, подпись)

М.П.