Методические рекомендации "Азы классической хореографии в обучении актёра"
Методические рекомендации для начинающих обучение классическому танцу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.В.Левадная
Методические рекомендации
«Азы хореографии в обучении актёра»
Санкт-Петербург
2022
Оглавление
1. Методическое обоснование к изучению классического танца 8
2.1. Подготовительные упражнения 9
2.2. Основные хореографические понятия 9
2.3. Условные обозначения в хореографии 10
2.6. Позиции ног классического танца 12
Первая позиция ног классического танца 13
Вторая позиция ног классического танца 14
Третья позиция ног классического танца 14
Четвертая позиция ног классического танца 14
Пятая позиция ног классического танца 15
3. Основные движения классического экзерсиса у палки 16
3.1. Методика исполнения плие 17
3.2. Demi plie et grand plie по первой позиции 19
Исполнение demi et grand plie по I позиции лицом к палке 19
3.3. Demi plie et grand plie по второй позиции 19
2. Исполнение demi plie et grand plie по II позиции лицом к палке 19
3.4. Demi plie et grand plie по четвёртой позиции 20
Исполнение demi plie et grand plie по IV позиции лицом к палке 20
3.5. Demi plie et grand plie по пятой позиции 20
Исполнение demi plie et grand plie по V позиции лицом к палке 20
3.6. Методика исполнения releve 21
Исполнение releve лицом к палке 21
3.7. Методика исполнения battement tendu simple 22
Исполнение battement tendu по I позиции в сторону лицом к палке 22
Исполнение battement tendu по I позиции назад лицом к палке 23
Исполнение battement tendu по I позиции вперёд лицом к палке 23
5. Использованная литература: 25
6. Рекомендованная литература: 25
Введение
Развитие театрального искусства XXI века, выраженное в разнообразии стилей и направлений, появлении новой драмы и режиссерского искусства, отразилось и на требованиях к профессиональному театральному образованию, а развитие театральной педагогики и актерских технологий открыло новые возможности в воспитании будущих актеров.
Профессиональная подготовка будущих актеров по профилирующим предметам (актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, танец, вокал) предполагает формирование таких личностных качеств и навыков, как творческая активность, осознанность и самостоятельность в решении поставленных режиссером задач. Очень часто, в спектаклях различных жанров, используются танцевальные номера, с которыми многие актёры, без знания и владения основами хореографии, не в силах справиться. Это не даёт хореографу–постановщику свободу в проявлении танцевальных средств выразительности для решения, постановленных ему режиссёром, задач. Хореографу-постановщику приходится подстраиваться к возможностям артиста и упрощать танцевальную лексику.
Понятие хореография (от греч. choreo - танцую) охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений. Само слово "хореография" греческого происхождения, буквально оно значит "писать танец". Но позднее этим словом стали называть все, что относится к искусству танца. В этом смысле употребляют это слово большинство современных деятелей танца. Хореография - самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества.
Танец –это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образнохудожественной форме. Разнообразие танцевальных стилей, как современных, так и классических, можно встретить в работе с хореографами. Актёр должен быть к этому готов! Так же важно знание специальных хореографических терминов, это облегчает понимание в работе с хореографом – постановщиком. Большое значение в освоение навыков хореографии имеет формирование у студента способности к танцевальной импровизации, способности самостоятельно решать творческие задачи и применять их как в процессе обучения, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Приходя в театральный ВУЗ, будущие актеры, как правило, имеют поверхностные представления о танце, его технике, языке и образной системе. Учебная дисциплина «Хореографические тренинги» направлена на углублённое обучение и овладение танцевальной техникой. В процессе занятий, студент получает профессиональные навыки владения своим телом, воспитывается самоконтроль через физическое ощущение, что является залогом дальнейшей самостоятельной работы. Знакомится с историей и теорией современного, классического, народно–характерного танцев. Получает возможность для самовыражения в актерской пластике, свободу и возможность тоньше прочувствовать и выразить психо-физическое состояние персонажа в работе над ролью; учится преодолевать физические и технико-исполнительские трудности, чем совершенствует своё мастерство и свой характер; учится видеть ошибки и умеет их исправлять, познает способы сосуществования в коллективе. По ходу освоения программы студенты знакомятся с историей танца, с ведущими современными исполнителями, слушают музыку, учатся различать новомодное, сиюминутное и вечное. Знакомятся с методикой разучивания движений, от начальной до законченной его формы. Осваивая технику движения, студенты приобретают способность удовлетворять творческие потребности в самовыражении и приобретают навык к решению сложных технических танцевальных задач.
К базовым профессиональным компетенциям, необходимым для освоения предмета «Хореографические тренинги» относятся:
-освоение техники классического, народно–характерного, современного направлений в хореографии на хорошем уровне
-освоение хореографической терминологии
-воспитание танцевальной культуры поведения на сцене
-знание истории танца и различных танцевальных культур
-умение ориентироваться в сценическом пространстве
В результате изучения дисциплины «Хореографические тренинги» студенты должны овладеть следующими профессиональными компетенциями:
-уметь пользоваться теоретическими знаниями и применять их на практике в процессе обучения и последующей трудовой деятельности
-уметь грамотно использовать приобретенные знания и практические навыки в конкретной работе на сцене
-создавать художественный образ в спектакле на основе танцевального материала
В ходе самостоятельной работы в рамках предмета «Хореографические тренинги» студент должен:
-раскрыть и развить физические и творческие способности
-развить чувство технической и эмоциональной уверенности в танце
-развить эмоциональную отзывчивость на музыку, способность к импровизации
Данная учебно-методическая рекомендация предназначена для студентов первого курса по предмету «Хореографические тренинги», которая включает в себя подробное описание и методический расклад для освоения азов классического направления в хореографии. Подробно знакомит с основными положениями, движениями, методикой их исполнения и способам самоконтроля при самостоятельной проработке во время исполнения этих движений.
1. Методическое обоснование к изучению классического танца
На первом курсе по предмету «Хореографические тренинги» студенты осваивают азы классического танца. Классический танец – основа хореографии. Это великая гармония сочетания движений с классической музыкой, вершина хореографического искусства, образец грации и физического совершенства.
Основоположником метода танцевальной грамоты русского классического танца является народная артистка РСФСР первый профессор хореографии Агриппина Яковлевна Ваганова (1879 - 1951 годы жизни). В прошлом была балериной императорского Мариинского театра, позднее педагогом в хореографическом училище. А.Я. Ваганова является автором первой книги о науке хореографии и методе воспитания артиста балета «Основы классического танца» (1934 год). На протяжении последующих лет было издано множество методических разработок по обучению классическому танцу, но и в их основе используются разработки именно А. Я. Вагановой.
Начинать изучение классического танца на профессиональном уровне в том возрасте, в котором студенты приходят в ВУЗ, очень сложно. У всех студентов разные физические данные, способности к танцевальному исполнению в целом (координация, чувства ритма, природная «танцевальность»). Но не нужно этого пугаться! Во-первых, у нас нет задачи выйти на профессиональную балетную сцену в качестве артиста балета, а во-вторых, внимательность на занятии, точное выполнение и следование всем рекомендациям, замечаниям педагога, а также самостоятельная проработка движений, в результате принесёт свои плоды. Классический танец имеет чудодейственную природу, благодаря изучению которого происходит невероятное превращение студента из гадкого утёнка в красивого, грациозного, пластичного, «лёгкого лебедя». Владение классической хореографией для артиста очень важно, так как выразительность тела в процессе создания роли приобретает более глубокие, тонкие и чувственные возможности.
2. Классический экзерсис
Экзерсис (фр. exercice — «упражнение», от лат. exercitium) - это целый комплекс упражнений, движений исполняемый ежедневно в определённой последовательности. Выполнением классического экзерсиса постигаются все тонкости танцевального искусства: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила. Экзерсис выполняют у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене) и на середине учебного зала, оба состоят из одних и тех же элементов.
Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга. В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций.
2.1. Подготовительные упражнения
Перед тем как преступить к обучению хореографии необходимо ознакомиться с основными понятиями.
Слово — это один из инструментов воздействия педагога на студента. Воздействие точным словом в педагогическом процессе является облегчение понимания и ускорением процесса обучения. Каждый педагог, каждая школа ищет, находит, собирает и отбирает те слова, условные названия, термины, которые помогают быстрее достичь желаемого результата. Условные названия в хореографии имеют образное обозначение, что помогает в процессе объяснения методики исполнения движений. Многие условные названия, которые применяются в хореографии не услышите в обычной в жизни, а некоторые из них имеют узко профессиональное значение. С практикой у каждого педагога формируются свои слова – ускорители, так как образное мышление и понимание у каждого человека индивидуально. Каждый педагог находит свои слова - рычаги воздействия для восприятия и применения методики исполнения движений.
2.2. Основные хореографические понятия.
Рассмотрим основные понятия, которые имеют первостепенное значение в освоении азов хореографии.
«Устойчивость — основа танца, умение сохранять необходимое положение тела в равновесном состоянии. Устойчивость — это та стратегия в хореографии, та цель, к которой идут долго и упорно по пути постижения мастерства. Обладающий мастерством устойчивости, достигает, как говорят в хореографии, апломба. Апломб начинает вырабатываться с первых уроков танца, с показа экзерсисных движений у станка, с постановки корпуса, ног, рук, головы. Педагоги обучают умению двигаться так, чтобы в любой момент можно было зафиксировать ту или иную позу — «остановить прекрасное мгновенье». Основная задача — научиться владеть устойчивостью. Научиться сохранять равновесие как в статических положениях, так и в переходных движениях из позы в позу, с ноги на ногу, в прыжках, во вращениях. Управлять процессом равновесия должен каждый танцовщик.
Школа хореографии учит правилам и приемам постижения устойчивости, их координации друг с другом.»[1]
Координация — это соответствие, согласованность. Координация определяется через движение. «Координация в хореографии — это умение сочетать, варьировать, применять на практике правила и приемы устойчивости (скоординировать их). Координация в хореографии —это сознательная профессиональная организация движения в заданной форме, по времени, пространстве и образе.»[2]. Развитие координации приводит к его завершённой форме – танцевальности.
Выворотность — раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах. Колено не подвижно, его выворотность зависит от выворотности тазобедренного сустава.
План танцевального класса, а в дальнейшем сценического пространства, выглядит так. Первая точка – это зритель (зеркало в классе). Дальше по ходу часовой стрелки нумеруем углы и стены класса. Таким образом получится, что все углы – чётные: 2, 4, 6, 8; а стены- не четные:1,3,5,7. Педагог может просто назвать номер точки, и студент должен встать лицом в заданном направлении.
An fas – положение лицом (всем телом) в первую точку.
Epaulement – четверть поворота от положения an fas, лицом в точку 2 или 4.
Epaulement croise'e – положение тела в точку 2 в 5 позиции ног левая нога спереди или в 8 точку в 5 позиции ног правая нога спереди.
Epaulement еfасе'е – положение тела в точку 2 в 5 позиции ног правая нога спереди и в 8 точку в 5 позиции ног левая нога спереди.
2.3. Условные обозначения в хореографии.
Ознакомимся с некоторыми, наиболее распространенными условными обозначениями в хореографии:
«площадь опоры — условное название, обозначающее поверхность, которую занимают стопы и пространство между ними. С изменением позиций меняется и площадь опоры. Чем большую площадь опоры занимают стопы, тем устойчивее положение тела; центр тяжести тела — условно называемая точка тела, которая располагается в брюшной полости (впереди позвоночника), на уровне крестца. От высоты расположения центра тяжести тела над площадью опоры зависит и степень устойчивости: чем выше центр тяжести тела над опорой, тем ниже степень устойчивости, тем труднее сохранить равновесие;
ось тела — так условно называют подразумеваемую линию, которая проходит внутри тела, через его середину и делит тело продольно пополам; опорная нога — так принято в хореографии называть ногу, на которой в данный момент находится вес всего тела и через которую проходит центральная осевая линия; работающая(рабочая) нога — так называют условно освобожденную от тяжести корпуса ногу, выполняющую какое-либо движение на полу или в воздухе, в том или ином направлении; легкая пятка — условное название связано с положением стопы (или стоп) на полу, когда центр тяжести проходит через середину подушечки стопы, через полупальцы ее, а пятка, внешне прилегающая плотно к полу, давление веса тела не принимает; тяжелая пятка — условное название связано со смещением центра тяжести тела в пяточную область. При этом, как правило, корпус оседает, ноги принимают на себя тяжесть своего тела; внешние мышцы ног — условно принятое название мышц, расположенных по линии, идущей от пальцев стопы, проходящей через подъем, голень, колено, до тазобедренного сустава;
внутренние мышцы ног — условно так принято называть мышцы, расположенные по линии, проходящей от пятки через икру, под коленом и выше до паха;
посаженный корпус — условное название связано с мышечным закрепощением спины, происходящим от прогиба в позвоночнике (лордоз). При «посаженном корпусе» верхняя часть тела как бы сидит на крестце, бедрах, ногах. В этом положении теряется подвижность, нарушается координация; держать крест — в основе хореографического условного понятия крест лежит принцип перекрестной координации мышц всех частей тела (ног, рук, спины, шеи) при движении. Обычный шаг вперед правой ногой сопровождается отставанием одноименного плеча и выдвижением левого плеча вместе с рукой вперед, а отстающие части тела (левая нога и правое плечо) внутренними натяжениями мышц, направленными друг к другу, создают взаимное перекрещенное положение крест, что и обеспечивает устойчивость при ходьбе. Такая координация вырабатывается у человека с детского возраста и становится естественной (рефлекторной).Школа классического танца взяла естественный принцип перекрестной координации всех четырех конечностей за основу, развила его и довела до совершенства. Держать крест — значит, удерживать, координировать перекрестное положение в тех или иных позах, управляя движением»[3].
2.4. Постановка корпуса.
Постановка корпуса является основным фундаментом для дальнейшего изучения элементов хореографии. В классическом танце это понятие «четырёхугольника» - два плеча и два бедра в одной плоскости, в одном направлении по отношению к первой точке. И такое положение сохраняется при исполнении большей части движений классического танца.
Встать лицом в первую точку в свободной позиции ног, руки опущены вниз и закруглены в локтях и кистях. Положение пальцев: большой лежит на третьей фаланге среднего пальца, все пальцы вместе. При постановке ощущать плечи, тазобедренные суставы, втянутые ягодицы, опора в пятках. Лопатки опущены, позвоночник тянется вверх, живот подтянут (ощущение «легкого» живота будет только в случае вытянутого позвоночника от копчика до последнего позвонка), голова прямо.
2.5. Позиции рук.
Первая позиция. Изучение позиций рук предлагаю начинать с первой позиции. Встать ровно в свободную первую позицию (пятки вместе, пальцы врозь, не соблюдая идеальную выворотность), опустить плечи, голову держать прямо. Предварительно разберём положение кисти. Сначала собрать все пальцы вместе. Большой палец тянем к третьему пальцу, к средней фаланге. Третий палец тянем к большому пальцу. При изучении положения кисти пальцы прикасаются, в дальнейшем кисть принимает более свободное положение и пальцы стремятся друг к другу не прикасаясь. Поднять руки вверх вперёд, руки от плеча устремлены немного вниз. Согнуть руки в локтях поднимая и разворачивая их в сторону. Кисти развернуть в продолжение рук, ладонями внутрь образовывая овал. Должно быть ощущение, что руками держим овальный предмет. Кисти рук пальцами направлены друг к другу, не провисают, мизинец поддерживает кисть. Расстояние между пальцами около 3 см (ширина двух пальцев). Высота позиции – если провести невидимую прямую от кистей рук к телу, должна быть на уровне диафрагмы.
Третья позиция. Удерживая это же овальное положение рук (первую позицию), поднять руки вверх, не доводя до вертикального положения. Если кисти рук видны подняв глаза, но не поднимая головы, значит положение рук правильное. Следить за плечами. Они не должны подниматься.
Вторая позиция. Поднять руки в сторону, от плеча рука идёт вниз. Поднять и круглить локти, кисть округлить в продолжение руки, кисть сохраняет положение, как и в 1 позиции рук.
Подготовительная позиция. Из первой позиции руки, сохраняя овальное положение, опустить вниз. Между мизинцами и телом расстояние должно быть около 5 сантиметров. Тыльная сторона кисти повёрнута вниз, локти держать.
2.6. Позиции ног классического танца.
«Основы устойчивости и координации в хореографии закладываются с первых дней изучения позиций классического танца. Сами по себе позиции классического танца являются искусственно созданными, неестественными и неудобными для обычного человека, т. к. ноги в позициях должны стоять в выворотном положении. Но, как и в других видах искусства много неестественного (постановка голоса у певцов, постановка рук у музыкантов и т.
п.), к чему надо привыкнуть сначала, а затем сделать естественным, так и в хореографии одним из неестественных моментов является изучение позиции ног, связанных с выворотностью, т. е. направленностью стон и колен строго в стороны».[1, с. 24]. Нужно отметить важный момент в освоении классического танца студентами актёрской специализации. «Выворотность — это врожденная способность к свободному развертыванию ног наружу от бедра до стопы, зависящая от строения тазобедренных суставов». [1, с.11] Данный критерий не стоит в перечне для поступающих на обучение актёров. В связи с этим, во время разучивания позиции ног и дальнейшего исполнения движений классического танца есть стремление к выворотности ног, но не имеет первостепенное значение. Главное, понимать методику исполнения движений. «От этих требовании зависит устойчивость исполнителя. При этом надо строго следить за соблюдением основных правил:
— стопы ног всегда плотно примыкают к опоре без завала на большой палец или мизинец;
— пальцы ног, как цепкие щупальца, с силой удерживают равновесие, не допуская малейшего нарушения;
— пятки не отрываются от пола, но не принимают на себя вес тела;
— колени втянуты;
— внутренние мышцы собраны;
— ягодичные мышцы напряжены;
— спина и корпус — прямые, без прогибов и отклонении;
— руки в позициях;
— голова повернута в заданном направлении.
Ежедневный постоянный контроль за соблюдением правил исполнения поз классического танца развивает координацию студентов.
Система классического танца выработала пять позиции ног. Коротко и емко сказала об этом А Я. Ваганова: «Их пять(позиций), потому что при всем желании вы не найдете шестого положения для выворотных ног, из которого было бы удобно и легко двигаться дальше»[4].
Первая позиция ног классического танца.
Ступни ног прикасаются пятками, пальцы развёрнуты наружу, обе ступни образуют единую, прямую линию на полу. Основную нагрузку несут пальцы и передняя часть стоп. «Пятки, прилегая к полу, испытывают меньшее давление, сохраняя легкость за счет подтянутости мышц ног и всего тела. Кроме того, стопы ног должны стоять ровно, без завалов на большие пальцы или мизинцы. При неправильном положении стоп на площади опоры смещается центр тяжести тела в постоянно неустойчивое положение, уменьшается площадь опоры, закрепощаются не участвующие в данный момент мышцы ног и спины, и, как результат, поза в данной позиции принимает неустойчивое положение».
[1, с.25]
Вторая позиция ног классического танца.
Ступни ног в выворотном положении стоят на одной линии, пятка одной стопы от пятки другой стопы находится на расстоянии своей стопы. Ступни ног плотно прилегают к поверхности опоры. «Ось центра тяжести тела проходит через середину площади опоры между двух пяток. Как и в первой позиции, вес тела неодинаково распределяется по всей площади опоры. Основную нагрузку принимают на себя пальцы и подушечки стоп. Ими регулируется положение центра тяжести тела и устойчивость. Пятки, прилегая к полу, испытывают чуть большую нагрузку, чем в первой позиции, сохраняя легкость за счет подтянутости внутренних мышц ног и мышц спины. Стопы ног должны стоять ровно без завалов на большие пальцы или мизинцы. При неправильном положении стоп на площади опоры смещается центр тяжести тела в постоянно неустойчивое положение, уменьшается площадь опоры, закрепощаются не участвующие в данный момент в работе мышцы ног и спины, и, как результат, поза в данной позиции принимает неустойчивое положение» [5] . Есаулов И.Г.
«Устойчивость и координация в хореографии»: Методическое пособие / И.Г.Есаулов - Издательство Удмуртского университета, 1992г - С.23 - URL: http://krispen.ru/knigi/esaulov_i_01.pdf (дата обращения 16.10.2019).Переход из первой позиции во вторую осуществляется через battement tendu в сторону.
Третья позиция ног классического танца.
В классическом танце выворотная третья позиция практически не встречается. Но для изучения классического танца студентами - актёрами применение третьей позиции неизбежно, так как задача освоения классического танца студентом актёрской специализации несёт в себе определённые задачи, в связи с этим выворотные позиции используются в меру способностей студента. Ступни ног стоят в выворотном положении, плотно прижимая, закрывают друг друга на половину стопы. Так же, перевод из позиции в позицию исполняется через battement tendu.
Четвертая позиция ног классического танца.
«Четвертая позиция классического танца в основании опоры имеет форму прямоугольника в виде квадрата. Стопы стоят параллельно друг другу на расстоянии, равном длине стопы. Как и в предыдущих трех позициях, стопы ног плотно прилегают к поверхности опоры. Носки стоп развернуты строго в стороны. Ось центра тяжести тела проходит через середину площади опоры между двух стоп. Вес тела неодинаково распределяется по всей площади опоры. Основной вес принимают на себя пальцы и подушечки стоп. Ими контролируется и регулируется положение центра тяжести тела и устойчивость. Пятки, прилегая к полу, испытывают меньшую нагрузку, сохраняя «легкость» за счет подтянутости внутренних мыши нот, удерживая выворотность и крест. Стопы ног должны стоять ровно, без завалов на большие пальцы или мизинцы. При неправильном положении стоп на площади опоры смещается центр тяжести тела. постоянно неустойчивое положение, уменьшается площадь опоры, закрепощаются не участвующие в данный момент в работе мышцы ног и спины, и, как результат, поза в данной позиции принимает неустойчивое положение.»[ 1, с.26]
Пятая позиция ног классического танца.
Третья позиция — это подготовка к пятой позиции. Пятая позиция сложная для исполнения и в изучении классического танца студентами актёрской специализации выполняется по мере способности и возможностей студента.
«Стопы соединены, полностью закрывают друг друга, стоят параллельно, плотно прилегая к поверхности опоры. Носки стоп пальцами развернуты строго в стороны. Ось центра тяжести тела проходит через середину площади опоры между двух стоп. Как и в предыдущих четырех позициях, вес тела неодинаково распределяется по всей площади опоры. Основной вес принимают на себя пальцы и подушечки стоп. Ими корректируется положение центра тяжести тела и устойчивость. Пятки, прилегая к полу, испытывают меньшую нагрузку, сохраняя легкость за счет подтянутости внутренних мышц ног и удержания креста. Стопы должны стоять ровно, без завалов на большие пальцы или мизинцы. При неправильном положении стоп на площади опоры смещается центр тяжести тела в постоянно неустойчивое положение, уменьшается площадь опоры, закрепощаются не участвующие в данный момент в работе мышцы ног и спины, и, как результат, поза в данной позиции принимает неустойчивое положение»[6].
Общие замечания. «Стоя в классических позициях, по ощущению надо тянуться вверх, усиливая выворотность ног, но не отрывая пяток от пола. Стоять надо так, чтобы можно было легко регулировать устойчивость и легко начинать любое движение без заметных дополнительных рефлексивных усилий типа переступаний, покачиваний, подергиваний руками, плечами, головой, смещением шеи и т.п. Координация, сочетание правил, приемов и ощущений вырабатывает устойчивость и совершенствует профессионализм» [7] . Все переходы из позиции в позицию осуществляются через battement tendu.
2.7. Поклон
Язык танца – это движение. Движением можно передавать эмоции, свои мысли, выражать своё отношение к явлениям, событиям в жизни, говорить со зрителем. Студент приветствует педагога выполнением поклона (небольшой наклон головы и верхней части туловища в знак приветствия). И после занятия в знак уважения и благодарности педагогу за занятие. В концертном варианте – это благодарность зрителю за внимание и аплодисменты.
Вариант женского поклона
Исходное положение 1позиция ног (пятки вместе, носки врозь), руки в подготовительной позиции. Музыкальный размер 2/4.
«И» - подтянуться вверх, «1и» - правая нога отводится в сторону, перенести центр тяжести (сделать шаг) на правую вытянутую ногу, а левую вытянуть в сторону, руки открываются в положение allongée-(аллянже) вниз, «2и»привести левую ногу в 1 позицию, «3и» - наклонить голову и немного плечи, «4и» - поднять голову, выпрямить спину, привести руки в подготовительную позицию. Повторить эту же схему в лево с левой ноги. Сначала исполняем поклон без работы рук, а после разучивания позиций рук, поклон исполняется с руками.
Вариант мужской поклона
Исходное положение 1позиция ног (пятки вместе, носки врозь), руки вдоль корпуса. «И» - присесть, «1и» - правая нога отводится в сторону, перенести центр тяжести (сделать шаг) на правую вытянутую ногу, а левую вытянуть в сторону, рука через первую позицию приводится во вторую, «2и»-привести левую ногу в 1 позицию, «3и» - сделать наклон головой вперёд, опустить руку в исходное положение «4и» - вернуть голову прямо. Повторить эту же схему в лево с левой ноги. Сначала исполняем поклон без работы рук, а после разучивания позиций рук, поклон исполняется с руками.
3. Основные движения классического экзерсиса у палки.
Экзерсис у палки или на середине – это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняются у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене) и на середине учебного зала. Экзерсис состоят из одних и тех же элементов.
Последовательность движений экзерсиса.
- Demi et grand plie
- Battements tendus et battements tendus jete
- Rond de jambe par terre (en dehors, en dedan)
- Battements fondus
- Battements frappes dubles frappes
- Rond de jamds an lair
- Petits battements sur le-cou-de-pied
- Battements developpes 9. Grand battements jetes
Изучение движений классического экзерсиса начинается лицом к палке. Положение корпуса у палки такое же, как и на середине зала. Положение рук на палке: руки на ширине плеч, 4 пальца лежат на палке, большой под палкой, кисть согнута (свободно лежит на палке, а не с силой обхватывает её).
Preparation – подготовительное движение рук, ног перед основным движением. У каждого движения свой preparation.
Движения экзерсиса проучиваются сначала лицом к палке, в дальнейшем держась одной рукой за палку исполняя упражнение с двух ног.
Перед выполнением движений экзерсиса вначале занятия исполняются движения для разогрева – por de brass (наклоны корпуса в сторону, назад). Вот пример самого простого разогрева.
Исходное положение: руки вдоль тела опущены.
Музыкальный размер 4/4, 3/4.
На 2/4 исполняется preparation:
1и – согнутые в локтях поднять руки вверх 2и – положить кисти рук на палку.
Основное движение:
1и,2и – поворот головы на право
3и,4и – прогнуться назад под лопатками (второй вариант - наклониться в бок)
1и, 2и – вернуть корпус в исходное положение 3и,4и– повернуть голову en fase (прямо, лицом к палке) Повторить всё в левую сторону.
В дальнейшем к движению корпуса подключается работа рук, plie. battement tendu. releve.
3.1. Методика исполнения плие
«Плие (plie) — это сложный координационный комплекс работы всего организма, требующий разумной согласованной работы мышц всего костномышечного аппарата, его биомеханической слаженности и психофизической настройки. В момент подготовки и исполнения движения взаимодействие стоп, голени, колен, бедер, таза, спины, шеи, головы, рук позволяет сохранить равновесие и правильно, четко исполнить плие. Вагановская методика классического танца учит, что все движения необходимо начинать «из корпуса» и «танцевать всем телом». Это позволяет не только добиться гармоничности движений, надежного апломба, выразительности, но и проанализировать мышечные ощущения при исполнении того или иного движения». [1, с. 30]
«Первое, с чего начинается движение, — это вдох. Дыхание в хореографии имеет большое значение. Помимо основной задачи – умения правильно дышать в танце, не задыхаясь, экономя силы, необходимо знать, что правильное дыхание способствует нормальному физиологическому и химическому обмену веществ, что правильное владение дыханием помогает постановке корпуса и устойчивости, распределению веса тела и легкости исполнения движений. При вдохе увеличивается объем грудной клетки за счет межреберных мышц, растягиваются мышцы живота и диафрагмы, а значит, происходит смещение центра тяжести тела, нарушение равновесия. При вдохе происходят различные изменения в организме: отклонения, смещения, увеличивается тонус вспомогательных мышц — больших и малых грудных, подтягиваются внутренние органы, с которыми другие группы мышц-компенсаторов входят во взаимодействие. Вдох помогает подтянуть позвоночник и выпрямить спину. А подтянутость спины, в свою очередь, снимает тяжесть давления корпуса на поясницу, таз и бедра. Ноги становятся «легкими», т. к. на них перестает давить вес тела. Расправляются плечи, грудь. Появляется красивая осанка, которая воспитывает правильную манеру держать спину. Диафрагма приподнимается и как бы фиксирует общую подтянутость корпуса. Вдох, словно камертон, дает настройку всему организму к выполнению движения, «одухотворяет» исполнение, тонизирует его, делает художественным, образным, живым, а не формальным. Тело приобретает ощущение «натянутой от поясницы пружины». Таким образом, вдох как один из основных приемов движения помогает в устойчивости тела, формирует правильную осанку у будущих артистов, исполнителей»[8]. [1, с. 31]
Во время исполнения plie корпус, сильно подтянут, стремится вертикально вверх, чтобы снять тяжесть с тазобедренной части тела и ног. Положение корпуса сохраняет своё положения, как при вдохе, ощущение воздушной подушки в области ниже диафрагмы. Во время выхода из приседания корпус поднимается, вытягивая ноги, а не ноги выталкивают корпус.
Тазобедренная часть тела перед началом с помощью ягодичных мышц, мышц поясницы, живота, бедер подтягивается, приводится в строго вертикальное положение. Это состояние подтянутости от начала движения удерживается до конца исполнения plie. При подтянутом положении корпуса и таза уменьшается нагрузка на коленные суставы и стопы. Мышцы коленных и голеностопных суставов укрепляются и становятся эластичными при правильном их положении во время исполнения приседания.
Стопы должны быть выворотныe, носки стоп параллельны тазу и плечам. Пятки подаются вперёд, чем удерживается выворотное положение позиций. Основной вес тела приходится на подушечки стоп. Все пальцы прижаты к полу. Во время выхода из grand plie пятки прижимаются к полу как можно быстрее, приводя положение ног в demi plie.
Общие правила исполнения плие по всем позициям одинаковое. Demi plie по всем позициям – пятки удерживаются на полу, grand plie – пятки от пола отрываются, кроме grand plie по II позиции.
3.2. Demi plie et grand plie по первой позиции
Основные правила.
Demi plie — (полуприседание) и grand plie— (полное приседание) по I позиции исполняется по одним и тем же правилам. Одно отличие, во время всего исполнения demi plie пятки от пола не отрываются, а при grand plie пятки от пола отрываются.
Исполнение demi et grand plie по I позиции лицом к палке.
Музыкальный размер 4/4. Встать лицом к палке, ноги в первой позиции, руки в подготовительном положении, голова прямо. Preparation исполняется на один такт 4/4: 1и – развести руки в сторону, кисти в положение allongée, 2и – привести руки в подготовительное положение, 3и – положить руки на палку, 4и- подтянуться вверх, сделать вдох.
1 такт (1и,2и,3и,4и) – на всю музыку плавно, раскрывая ноги в паху, колени в сторону, выполнить demi plie вниз; 2 такт – распределяя движение на всю музыку выйти из demi plie, вытянуть колени, вернуться в исходное положение. На третий и четвёртый такты музыки сделать ещё одно demi plie. На 5 и 6 такты выполнить grand plie, где 5 такт – это demi plie, на шестом такте углубляется приседание и выполняется grand plie. На 7 такте выйти из полного приседания до положения полуприседания, на 8 такте прийти в исходное положение.
3.3. Demi plie et grand plie по второй позиции
1. Общие правила.
Правила исполнения demi et grand plie по второй классической позиции одинаковые. Grand plie по II позиции отличается от grand plie по другим позициям тем, что пятки не отрываются от пола во время всего исполнения движения, а бедра в нижнем положении образуют параллельную линию с полом.
2. Исполнение demi plie et grand plie по II позиции лицом к палке.
Музыкальный размер 4/4. Встать лицом к палке, ноги во второй позиции, руки в подготовительном положении, голова прямо. Preparation исполняется на один такт 4/4: 1и – развести руки в сторону, кисти в положение allongée, 2и – привести руки в подготовительное положение, 3и – положить руки на палку, 4и- подтянуться вверх, сделать вдох.
1 такт (1и,2и,3и,4и) – на всю музыку плавно, раскрывая ноги в паху, колени в сторону, выполнить demi plie вниз; 2 такт – распределяя движение на всю музыку выйти из demi plie, вытянуть колени, вернуться в исходное положение. На третий и четвёртый такты музыки сделать ещё одно demi plie. На 5 и 6 такты выполнить grand plie, где 5 такт – это demi plie, на шестом такте углубляется приседание и выполняется grand plie. На 7 такте выйти из полного приседания до положения полуприседания, на 8 такте прийти в исходное положение.
3.4. Demi plie et grand plie по четвёртой позиции
Общие правила.
Правила исполнения demi plie и grand plie по IV позиции такие же, что и при исполнении этих движений по первой позиции. «В отличие от I и II позиций в IV позиции увеличивается площадь опоры на длину стопы. Следить, чтобы вес тела равномерно распределялся на обе ноги, стопы без завалов стояли ровно на полу, колени оттягивались назад, а бедра были подтянуты и удерживали выворотное положение, чтобы пятки не уходили назад и как можно дольше не отрывались от пола, а корпус сохранял ощущение легкости, приподнятости и креста. Правила подъема из плие остаются теми же, что были в других позициях. По ощущению корпус начинает движение вверх и как бы помогает вытянуться ногам»[9].
Исполнение demi plie et grand plie по IV позиции лицом к палке.
Музыкальный размер 4/4. Встать лицом к палке, ноги в IV позиции, руки в подготовительном положении, голова прямо. Preparation исполняется на один такт 4/4: 1и – развести руки в сторону, кисти в положение allongée, 2и – привести руки в подготовительное положение, 3и – положить руки на палку, 4и- подтянуться вверх, сделать вдох.
1 такт (1и,2и,3и,4и) – на всю музыку плавно, раскрывая ноги в паху, колени в сторону, выполнить demi plie вниз; 2 такт – распределяя движение на всю музыку выйти из demi plie, вытянуть колени, вернуться в исходное положение. На третий и четвёртый такты музыки сделать ещё одно demi plie. На 5 и 6 такты выполнить grand plie, где 5 такт – это demi plie, на шестом такте углубляется приседание и выполняется grand plie. На 7 такте выйти из полного приседания до положения полуприседания, на 8 такте прийти в исходное положение.
3.5. Demi plie et grand plie по пятой позиции
Общие правила.
Правила исполнения те же, что и обычно. Площадь опоры меньше, чем в четвёртой позиции, и меньше, чем в любой другой позиции. По пятой позиции исполнение плие требует более глубокого внимания, сосредоточенности на своих ощущениях и соблюдения правил исполнения.
Исполнение demi plie et grand plie по V позиции лицом к палке.
Музыкальный размер 4/4. Встать лицом к палке, ноги в V позиции, руки в подготовительном положении, голова прямо. Preparation исполняется на один такт 4/4: 1и – развести руки в сторону, кисти в положение allongée, 2и – привести руки в подготовительное положение, 3и – положить руки на палку, 4и- подтянуться вверх, сделать вдох.
1 такт (1и,2и,3и,4и) – на всю музыку плавно, раскрывая ноги в паху, колени в сторону, выполнить demi plie вниз; 2 такт – распределяя движение на всю музыку выйти из demi plie, вытянуть колени, вернуться в исходное положение. На третий и четвёртый такты музыки сделать ещё одно demi plie. На 5 и 6 такты выполнить grand plie, где 5 такт – это demi plie, на шестом такте углубляется приседание и выполняется grand plie. На 7 такте выйти из полного приседания до положения полуприседания, на 8 такте прийти в исходное положение.
Общие замечания при исполнении grand plie в позициях классического танца:
- надо следить за тем, чтобы вес тела равномерно распределялся на обе ноги; стопы без завалов стояли ровно на полу;
- колени оттягивались назад, а бедра были подтянуты и удерживали выворотное положение;
- пятки не уходили назад и как можно дольше не отрывались от пола и как можно быстрее ставились на пол;
- корпус держал крест в спине, сохраняя по ощущению легкость, приподнятость.
3.6. Методика исполнения releve.
Основные правила.
Releve - [релеве] - подъем на полупальцы (п/п - положение стопы, где опора всего тела приходится на переднюю часть стопы: «подушечка» и пальцы, а пятки оторваны от пола). Releve, как и plie, являются одними из базовых движений экзерсиса. Они тренируют мышцы и связки ног без чего выполнение в дальнейшем более сложных движений не возможно. В классическом танце много движений исполняются на п/п. Тренировать устойчивость на целой стопе сложно, а на п/п ещё сложнее. Во время выполнения releve тело должно быть устремлено строго вертикально вверх. Центр опоры, как и в исполнении plie, распределяется равномерно на обе стопы. Не заваливаться на большой палец или мизинец, все пальцы крепко прижимаются к полу, ощущая крепкую опору, так сказать, сцепку с полом. Пятки, колени, бёдра подаются вперёд, чем добивается выворотность исполнения данного движения. Для укрепления мышц стопы применяются шаги на полупальцах, пятках, внешней, внутренней части стопы.
Исполнение releve лицом к палке.
Проучивать releve нужно лицом к палке. Встать в первую позицию ног.
Выполнить preparation - положить руки на палку. Проконтролировать ровное положение тела: шея, плечи, лопатки, подтянутость корпуса, включая тазобедренную часть, колени втянуты. На 2/4 перейти в положение п/п на 2/4 опуститься вниз (сойти с п/п), поставить пятки на пол. Следить за тем, чтобы не терять ось, центр тяжести, не ложиться на палку и не оттягиваться на руках от палки. Releve выполняется так же по II, III, IV и V позициям. Releve также выполняется на одной ноге поочерёдно на правой, затем на левой ноге. Центр тяжести переносится на одну ногу.
3.7. Методика исполнения battement tendu simple.
Основные правила.
Battement tendu simple - (батман тандю семпл) - «вытянутый», «натянутый», simple – простой. Открывание из позиции, скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в исходное положение (позицию). Battements - (буквально переводится как «отбивание», в танце - равномерное движение ноги) применяются ко многим движениям классического танца. Слову battements всегда сопутствует другое слово, которое определяет характер движения. Battement tendu изучают из первой позиции в первую и из пятой в пятую. Развивает натянутость всей ноги, в пальцах, подьёме (верхняя часть стопы, изгиб от пальцев к ноге), колене. Оно вырабатывает силу ног, является основой всех основ в танце. Из него развивается множество других движений у палки, на середине, в прыжках.
Начинают изучать battement tendu лицом к палке в сторону и назад. Если позволяет расстояние перед палкой, то и вперёд, а если нет, то в дальнейшем держась одной рукой за палку.
Исполнение battement tendu по I позиции в сторону лицом к палке.
Музыкальный размер 2/4. Встать лицом к палке, ноги в первой позиции, руки в подготовительном положении, голова прямо. Preparation исполняется на два такт 2/4: 1и – развести руки в сторону, кисти в положение allongée, 2и – привести руки в подготовительное положение, 1и – положить руки на палку, 2и- подтянуться вверх, сделать вдох. На 1 и 2 такты: правая нога начинает движение в сторону, скользит всей стопой с ощущением пятки, затем пятка отрывается от пола и скольжение продолжает носок, дотягивается подьём, пальцы, большой палец чуть соприкасается с полом, пятка отрывается высоко от пола; на 3 и 4 такты: нога начинает скольжение в обратном направлении, через фаланги пальцев, подушечку стопа опускается к полу и опустив пятку всей стопой возвращается в первую позицию. Пятка рабочей ноги находится на одной линии с пяткой опорной ноги, пятка подаётся вперёд, находясь таким образом в выворотном положении. Опорная нога всей стопой стоит на полу. Центр тяжести на опорной ноге, она держит весь корпус, поэтому корпус, как и во время исполнения плие, должен быть максимально на вдохе подтянут вверх. Важно бёдра держать на одном уровне, как по вертикали, так и по горизонтали.
Корпус в движении ноги участие не принимает, только тянется вверх.
Повторить 4 - 8 раз в таком темпе. В дальнейшем battement tendu выполнять на 1 такт 2/4, затем на четверть и законченная форма на восьмую, где открытие ноги будет исполняться на слабую долю.
Исполнение battement tendu по I позиции назад лицом к палке.
Музыкальный размер и preparation тот же. На два такта 2/4 нога начинает движение по направлению назад. Вытянуться вверх, освободить ноги от тяжести корпуса и бёдер. Скользить всей стопой как можно дольше, удерживая пятку на полу, разворачивая пальцами стопу, затем стопа переходит на пальцы, большим пальцем в пол, натянуть подъём, пятка против пятки. Нельзя уводить бедро за ногой, противоположное плечо по ощущению тянется к пятке. Возвращается нога в позицию через пальцы, пяткой и всей стопой в позицию.
Исполнение battement tendu по I позиции вперёд лицом к палке.
Так же как и при исполнении battement tendu в сторону и назад нога через скольжение всей стопы и переход на пальцы вытягивается вперёд. Только выполняя движение вперёд пятка начинает движение первой, а во время возвращения в позицию первые начинают движение назад пальцы. Нужно избегать «скошенности» подьёма. Пола касаются первых два пальца. Положение корпуса и бёдер подтянуто. Бедро за ногой не уходит, а бедро опорной ноги не опускается вниз.
4. Заключение
Дисциплина “Хореографические тренинги” – одна из самых важных дисциплин в подготовке специалиста высокого уровня в области театрального искусства. «Зависимость телесной жизни артиста на сцене от духовной его жизни особенно важна именно в нашем направлении искусства, - утверждает Станиславский. Вот почему артист нашего толка должен гораздо больше, чем в других направлениях искусства, позаботиться не только о внутреннем аппарате, создающем процесс переживания, но и о внешнем, телесном аппарате, верно передающем результаты творческой работы чувства – его внешнюю форму воплощения» [10] . Станиславский считал балетную тренировку полезной для актёра и потому, что она «отлично вправляет руки, ноги, хребет и ставит их на место…Часто руки бывают вывернуты локтями внутрь, к телу. Надо их вывернуть в обратную сторону, локтями наружу... Не менее важен постав ног. Если он не правилен, то от этого страдает вся фигура, которая становится неуклюжей, тяжёлой и аляповатой…Балетная станковая гимнастика отлично выправляет эти недостатки…Не менее важное значение имеет как для пластики, так и для выразительности тела выработка…кистей и пальцев. И в этой области нам могут оказать услугу балетные и танцевальные упражнения…» [11] . Балетный тренинг вырабатывает естественную выразительность жеста, телодвижения, танца, как средства воплощения переживания.
Данные методические рекомендации предназначены для студентов первого курса, где подробно описаны базовые движения, начальный этап к освоению классического экзерсиса. Точное освоение данных движений экзерсиса, в соответствии с методическими рекомендациями облегчит дальнейшее погружение в мир хореографии.
5. Использованная литература:
- Есаулов И.Г. «Устойчивость и координация в хореографии»: Методическое пособие / И.Г.Есаулов - Издательство Удмуртского университета, 1992г - URL: http://krispen.ru/knigi/esaulov_i_01.pdf (дата обращения 16.10.2019).
- Ваганова А.Я. Основы классического танца : учебник / А.Я.Ваганова; Мво культуры РФ. - Изд. 8-е, стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2003. - 192 с. –ISBN 5-8114-0223-6
- Красовская В. Профили танца / В.Красовская. — СПб.: АРБ им. А.Я. Вагановой, 1999. — 400 с. — (Труды Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой). — ISBN 5-93010-001-2.
- Меднис Н.В., С.Г. Ткаченко. Введение в классический танец: Учебное пособие / Н.В.Меднис — СПб.: «Планета музыки»; «Лань», 2016. — 60 с. — ISBN 978-5-8114-1083-5 (Лань); ISBN 978-5-91938-015-3(Планета музыки)
6. Рекомендованная литература:
- Лопухов Ф.В. В глубь хореографии./ Ф.В.Лопухов — М.: Фолиум, 2003. — 204 с. — ISBN 5-93881-022-1.
- Мессерер А. М. Уроки классического танца / А.М.Мессерер — "ВТО". — Искусство, 1967. — 554 с.
- Баланчин Джорж, Мэйсон Френсис. Сто один рассказ о большом балете / Пер. с англ. / Дж.Баланчин, Ф.Мэйсон — М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. — 494 с. — ISBN 5-23201119-7.
- Бежар Морис Мгновение в жизни другого : Мемуары / Морис Бежар;
[Пер. с фр. Л. Зониной; Послесл. В. Гаевского]. - М. : В/О Союзтеатр, 1989. – 237 - ISBN (В пер.) (В пер.)
- Бежар Морис В чьей жизни? Мемуары / Морис Бежар; [Пер. с фр. Л. Зониной; Послесл. В. Гаевского]. - М. : В/О Союзтеатр, 1989. – ISBN (В пер.) (В пер.)
- Вагабов Р.Ю. «Вечный идол» (биографическая повесть) / Р.Ю.Вагабов - Санкт-Петербург: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2019.-.
ISBN 978-5-93010-128-7
- Роговец О. В. Поклон в хореографическом искусстве: исторические преобразования и культурная значимость // Молодой ученый. — 2018. — №37.
— С. 180-185. — URL https://moluch.ru/archive/223/52610/
- Собрание сочинений: В 8 т. / Ред. коллегия: М. Н. Кедров (гл. ред.) [и др.] ; [Подготовка текста и примеч. Н. Д. Волкова и В. Р. Канатчиковой] ; [Вступ. статья Н. Волкова, с. V-XXVIII] ; Гос. науч.-исслед. ин-т театра и музыки. Моск. Худож. акад. театр СССР им. М. Горького. - Москва : Искусство, 1954-
1961. - 8 т.
Учебное издание
Левадная Анна Владимировна
Хореографические тренинги
Методические рекомендации по направлению подготовки
52.05.01 «Актёрское искусство. Артист драматического театра и кино»
Текст печатается в авторской редакции
Формат печати: электронный
© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный институт культуры»
[1] Есаулов И.Г. «Устойчивость и координация в хореографии»: Методическое пособие / И.Г.Есаулов - Издательство Удмуртского университета, 1992г - URL: http://krispen.ru/knigi/esaulov_i_01.pdf (дата обращения 16.10.2019).
[2] Есаулов И.Г. «Устойчивость и координация в хореографии»: Методическое пособие / И.Г.Есаулов - Издательство Удмуртского университета, 1992г - С.19 - URL: http://krispen.ru/knigi/esaulov_i_01.pdf (дата обращения 16.10.2019).
[3] Есаулов И.Г. «Устойчивость и координация в хореографии»: Методическое пособие / И.Г.Есаулов - Издательство Удмуртского университета, 1992г - С.23 - URL: http://krispen.ru/knigi/esaulov_i_01.pdf (дата обращения 16.10.2019).
[4] Есаулов И.Г. «Устойчивость и координация в хореографии»: Методическое пособие / И.Г.Есаулов - Издательство Удмуртского университета, 1992г - С.24 - URL: http://krispen.ru/knigi/esaulov_i_01.pdf (дата обращения 16.10.2019).
[5] Есаулов И.Г. «Устойчивость и координация в хореографии»: Методическое пособие / И.Г.Есаулов - Издательство Удмуртского университета, 1992г - С.25 - URL: http://krispen.ru/knigi/esaulov_i_01.pdf (дата обращения 16.10.2019).
[6] Есаулов И.Г. «Устойчивость и координация в хореографии»: Методическое пособие / И.Г.Есаулов - Издательство Удмуртского университета, 1992г - С.26- URL: http://krispen.ru/knigi/esaulov_i_01.pdf (дата обращения 16.10.2019).
[7] Там же – С.27
[8] Есаулов И.Г. «Устойчивость и координация в хореографии»: Методическое пособие / И.Г.Есаулов - Издательство Удмуртского университета, 1992г - С.31- URL: http://krispen.ru/knigi/esaulov_i_01.pdf (дата обращения 16.10.2019).
[9] Есаулов И.Г. «Устойчивость и координация в хореографии»: Методическое пособие / И.Г.Есаулов - Издательство Удмуртского университета, 1992г - С.36 - URL: http://krispen.ru/knigi/esaulov_i_01.pdf (дата обращения 16.10.2019).
[10] Собрание сочинений : В 8 т. / Ред. коллегия: М. Н. Кедров (гл. ред.) [и др.] ; [Подготовка текста и примеч. Н.
Д. Волкова и В. Р. Канатчиковой] ; [Вступ. статья Н. Волкова, с. V-XXVIII] ; Гос. науч.-исслед. ин-т театра и музыки. Моск. Худож. акад. театр СССР им. М. Горького. - Москва : Искусство, 1954-1961. - 8 т. (т 2. С. 374)
[11] Там же. (т.3 С. 35-37)
