Занятие по развитию познавательной и речевой активности детей старшей группы "Пиратский остров"

Титова Мария Николаевна

Занятие по развитию познавательной и речевой активности детей старшей группы "Пиратский остров"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_no2.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  развивающего занятия  по совместной

 деятельности психолога и логопеда

  «Пиратский остров»

Пояснительная записка.

Цель: развитие  речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать развивать психоречевые процессы у  детей,  используя разные методы и приемы

Развивающие:

- Способствовать развитию познавательных процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения;

- Развивать связную речь, фонематический слух, общую и мелкую моторику;

-Расширять и активизировать словарный запас;

-Упражнять в словообразовании;

- Совершенствовать музыкально - слуховые представления (ритмика, пение).

Воспитывающие:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, активность и  желание оказывать помощь окружающим, умение работать в команде

Материалы:

Пиратский корабль и штурвал (деревянный макет), банданы по количеству детей, сундук с сокровищами, карта разрезная, игровой набор «для чего это нужно?» ,3-литровая банка со свитками морских слов, книга музыкальная (чей голос?), наглядное пособие (картинки островов, картинка «Нелепицы»), карточки со слогами «ПО» и «НА»,  книга Серии говорящие мультяшки -«Дикие животные».

Технология: игровой заинтересовывающий момент, беседа, основные упражнения, диалог с детьми, слушание и исполнение  музыки, физкультурная пауза, музыкальная пауза.

Форма проведения: групповая.

Предварительная работа: разучивание  песни по теме занятия,  разучивание комплекса физкультминутки.

Ход занятия:

Звучит музыка морской тематики, дети заходят в зал.

Пират (ведущий)

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие за кладом. А скажите, мне, пожалуйста, кто занимается поисками клада?- Правильно ребята, это кладоискатели, путешественники, пираты.- А как вы думаете, пираты это только злые персоонажы или они могут делать добрые дела? – Могут. - А какие?- Правильно ребята, они могут открывать новые земли, они очень любят путешествовать и любят море, они могут ориентироваться по карте, знают все части корабля и т.д. Вот сегодня мы с вами тоже будем настоящими пиратами, только не теми кто грабит и разбойничает, а теми кто может делать и хорошие дела. Мы с вами отправимся на остров сокровищ. Как вы думаете, зачем мы с вами отправимся на этот остров? –Правильно ребята, чтобы найти клад. -Чтобы быть настоящими пиратами мы должны быть на них похожими. На ваших стульчиках висят банданы, давайте их наденем и начнем наше путешествие в поисках клада.

- В нашем путешествии будет участвовать две команды. Дети делятся на 2 команды по цвету бандан, пираты-ведущие помогают детям придумать название. Например:

1) «Команда зеленых» (попугаев)

2) «Команда розовых» (пантер)

 Песня «Про пиратов»

I.Море начинается с маленькой реки.

Разве все мы дети? Все пираты мы!

Здравствуй, здравствуй, море, мачты, паруса

Наша песня льется в небеса!

Припев:

О кладах мы мечтаем,

Клады снятся нам,

Нас зовут к дальним островам

II. Сильные и смелые дружные пираты

Не пугает буря, шторм и ураган

К сокровищам и кладам

Везем свои фрегаты

И отважный с нами капитан!

Припев:

-Ну вот, теперь мы с вами  похожи на пиратов. Но мы с вами забыли самое главное, у настоящих пиратов ведь есть клятва. Давайте все вместе ее дружно примем,  обозначая наше согласие словом КЛЯНЕМСЯ,

    Клятва  настоящих пиратов:

 «Быть отважными, смелыми и не бояться никаких трудностей…

Клянёмся! (все хором) КЛЯНЁМСЯ!

Быть сильными, мужественными и не пасовать перед препятствиями…

Клянёмся! (все хором) КЛЯНЁМСЯ!

Ценить дружбу и приходить на помощь товарищам по первому зову…

Клянёмся! (все хором) КЛЯНЁМСЯ!

Не  ссориться по мелочам, быть терпеливыми и мудрыми…

Клянёмся! (все хором) КЛЯНЁМСЯ!

Всегда идти навстречу новым приключениям и удивительным путешествиям…

Клянёмся! (все хором) КЛЯНЁМСЯ!»

Подвижная игра «Моряки-пираты»

Детям даются команды в разном порядке, которые они выполняют:

Лево руля! - шаг налево.
Право руля! - шаг направо.
Нос! - шаг вперед.
Корма! - шаг назад.
Пушечное ядро! - все приседают.
Адмирал на борту! - все замирают, встают по стойке "смирно" и отдают честь

Пират (ведущий)

-Ребята, чтобы найти клад, как вы думаете, что нам нужно? Правильно КАРТА. Давайте посмотрим в книгу приключений (В книге приключений находим обрывок старинной карты с названием острова «Джунглей»). Ребята, нам нужно найти все остальные кусочки карты, и тогда мы сможем собрать карту и найти наш клад.

1. Остров «Джунглей»

-Узнай животных по голосу (Ребятам предлагается прослушать крики животных и узнать кто это. Используется музыкальная книга «Чей голос? Дикие животные.»)

- «Нелепицы», участникам каждой команды предлагается рассмотреть картинку в течение минуты. И рассказать что на картинке перепутано и что здесь необычно.

2. Остров «Беззаботных слов»

-  «Договори слово».  Предлагаем каждой команде придумать как можно больше слов со слогом «ПО» и слогом «ЗА».  

-  «Сочинялки» - Предлагается каждой команде вспомнить или сочинить чистоговорку с заданным звуком «Ж» и «З», «Д» и «Т».

3. «Остров фантазеров или полезных вещей»

- В бочонке лежат предметы пиратского обихода. Каждая команды вытаскивает из бочонка по одной вещи. И посовещавшись, должна придумать как можно больше способов ее применения  на острове.

Музыкальная минутка (повтори ритм за капитаном)

По очереди капитаны каждой команды отбивают ритм на барабане, а дети (пираты) каждой команды пытаются это ритм повторить.

4. «Остров заблудившихся  слов»

Всем участникам дается задание послушать предложения, найти в них ошибки и исправить их.

-Зимой в саду расцвели яблони.

-Внизу над нами расстилалась ледяная пустыня.

-В ответ я киваю ему рукой.

- Самолет плывет, чтобы помочь людям.

- Скоро удалось мне на машине.

- Мальчик стеклом разбил мяч.

-После грибов будут дожди.

-Весной луга затопили реку.

- Снег засыпало пышным лесом.

Физкультминутка:

Что такое физкультура?
Тренировка и игра.
Что такое физкультура?
Физ, и куль, и ту, и ра.
Руки вверх, руки вниз –
Это
физ.
Крутим шею словно руль –
Это
куль.
Ловко прыгай в высоту –
Это
ту.
Бегай полчаса с утра –
Это
ра.
Занимаясь этим делом,
Будешь сильным, ловким, смелым
Плюс хорошая фигура –
Вот что значит физкультура!

Ребята, а вы знаете, что пираты должны быть очень умными, сообразительными и знать слова из морского словаря. Сейчас мы с нашими гостями поиграем в игру, которая называется «Морской словарь»

 «Морской словарь» (игра с гостями)

Правила: в 3-литровой банке - скрученные листочки с морскими словами. Дети по очереди тянут листочки, и несут любому гостю. А тот, в свою очередь, должен дать толкование слова.

1 Задняя часть корабля (корма)
2 Кухня на корабле (камбуз)
3 Помещение для капитана или пассажиров (каюта)
5 Бок корабля (борт)
6 Помещение для матросов (кубрик)
7 Доска для спуска с корабля, лестница на корабле (трап)
8 Рулевое колесо корабля (штурвал)
9 Пол на корабле (палуба)
10 Корабельный колокол (рында)
11 Самая нижняя часть внутреннего пространства корабля (трюм)

12 Часы (песочные) на корабле (склянки)
13 Окно на корабле (иллюминатор)
14 Туалет на корабле (гальюн)
15 Ящик или ларь для личных вещей (рундук)

5.Остров «Морской узел»
Одна команда встает в круг и держится за руки. Капитан «завязывает» морской узел, т.е. переплетает цепи круга. Капитан другой команды берет двоих пиратов из своей команды и предлагает им распутать этот узел. Затем команды меняются местами.

6. Собери карту (игра –пазл)

Дети собирают все кусочки карты, склеивают их и ищут клад (конфеты).