Главные вкладки

    Нарушение привязанности как фактор риска насилия в семье

    Статья для сборника материалов городской научно-практической конференции «Профилактика и защита детей от жестокого обращения в образовательном пространстве и семье».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл privyazannost.statya.tezisy.docx20.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья для сборника материалов городской научно-практической конференции «Профилактика и защита детей от жестокого обращения в образовательном пространстве и семье».

    Чечина А. О.

    Нарушение привязанности в раннем возрасте как фактор риска насилия в семье.

    Основа психического развития ребенка закладывается в младенчестве. Младенчество и ранний возраст не просто время роста ребенка, когда необходимо обеспечивать его физическое развитие. Это время первого опыта восприятия мира, опыта первых отношений, которые будут иметь основополагающее, если не решающее значение для того, как ребенок будет воспринимать мир и выстраивать отношения уже во взрослом возрасте.

    Одним из важных для эмоционального и психического развития ребенка понятий является понятие привязанности, которая возникает в младенчестве, когда матери устанавливают теплые, любящие отношения со своими детьми. Эту связь между матерью и ребенком Джон Боулби назвал привязанностью.

    Тот, к кому привязывается ребенок, называется объект привязанности. Объекты бывают первичные и вторичные. Первичный – тот, кто ухаживает. Если первичный объект обеспечивает ребенку чувство защищённости, тогда он способен устанавливать отношения с вторичным объектом.

    Основная функция привязанности – обеспечение защиты и безопасности. В основе привязанности не кормление и физический уход, а эмоциональное жизнеобеспечение.

    Формирование привязанности происходит в несколько этапов:

    1. До 3-х месяцев – период неразборчивой реакции на людей (улыбается всем).
    2. С 3 до 6 месяцев – период фокусирования внимания на знакомых людях.
    3. С 6 до 9 месяцев – период формирования привязанности. Активно предпочитает объект привязанности всем остальным.
    4. До 3-х лет – активный поиск близости. Ребенок всюду следует за объектом привязанности. Постепенно начинает удаляться, но использует объект в качестве точки безопасности.
    5. С 4-х лет – период независимости.

    При благоприятном развитии между ребенком и родителем устанавливается надежная привязанность, которая помогает лучше понимать потребности и особенности поведения малыша, не способного еще выразить свое состояние словами. Родители, наладив связь с ребенком, становятся специалистами по своему ребенку. Такая связь облегчает воспитание, делает детей в свою очередь более чуткими и отзывчивыми. Они доверяют своим родителям, при этом более независимые и организованные. Насилие в таких семьях не возникает, поскольку есть другие способы воздействия на ребенка, а он сам стремится порадовать родителей, не нарушая гармонию их связи.

    Но надежной привязанность бывает не всегда. Последовательница Боулби Мэри Эйнсворт выделила следующие типы привязанности:

    1. Надёжная привязанность. Дети относительно спокойно реагируют на расставание с матерью, радуются её возвращению. Матери чувствительные, эмоционально тёплые.
    2. Ненадёжная привязанность. Ребёнок безразлично реагирует на расставание с матерью и её возвращение. Матери дистанцированные, отстранённые, эмоционально холодные.
    3. Тревожная привязанность. Ребенок крайне болезненно реагирует на расставание с матерью, очень радуется её возвращению. Матери непредсказуемые, либо очень тревожные.

    Ненадежная и тревожная привязанности между родителем и ребенком говорят о нарушении привязанности либо с самого появления ребенка, либо в процессе его взросления. Такие нарушения могут быть связаны как с особенностями поведения, эмоционального состояния, прежде всего,  матери как самого близкого человека для ребенка, так и объективными обстоятельствами, из-за которых физическое нахождение ребенка и матери друг с другом было невозможно.

    В первые месяцы жизни ребенок еще не имеет представления о постоянстве предметов, времени, он не умеет сам удовлетворять свои потребности, а его пока еще небольшой опыт не дает уверенности в том, что его нужны будут удовлетворены. Но постепенно такая уверенность появляется, когда чуткие родители быстро откликаются на плач ребенка. Если же родители не подходят к ребенку сразу, например, считая, что малыш должен сам успокоиться, его плач из сигнала о помощи становится все более раздражающим, а затем и безнадежным криком. Ребенок воспринимает такое поведение родителей как отвержение. Формируется представление о себе как о «плохом». Таким образом, нарастает отчуждение.

    Ребенок привыкает к безразличию со стороны воспитателей, постепенно приучается не подавать сигналы, чувствует ущербность своей жизни. А далее становится либо раздраженным и враждебно настроенным к окружающему миру, либо отстраняется от него. Если ребенок недружелюбен, общение с ним не доставляет удовольствия, и родители избегают такого ребенка, связь разрушается. Ребенок начинает считать, что надо полагаться только на себя.

    Согласно западным исследованиям, дети с нарушенной привязанностью беспокойные, отстраненные, несамостоятельны, замкнуты, не уверены в себе, не ищут помощи, неотчетливо различают добро и зло.
    Они становятся агрессивными, стараются подчинить себе других, недоверчивы, лишены чуткости, склонны к насилию и социально неприемлемому поведению, им трудно устанавливать близкие отношения. Они сами менее подготовлены к выполнению семейных обязанностей.

     Родители с нарушенной привязанность теряют чуткость, затем и веру в свои родительские возможности, и зарождаются новые проблемы в деле воспитания. Родитель реагирует не на самого ребенка и его потребности, а на усвоенные ранее нормы и правила, далеко не всегда подходящие именно к данной ситуации или к этому ребенку. Выбор у таких родителей небольшой: либо постоянно переживать свою родительскую несостоятельность, накапливая опыт воспитательных неудач, либо все же попытаться наладить отношения с ребенком, в первую очередь, через восстановление привязанности. Родительское бессилие нередко оборачивается нарастающим гневом и выливается в физическое и моральное негативное воздействие на ребенка.

    Восстановление нарушенной связи, конечно, нужно начинать, как можно раньше. Но даже если в первые годы жизни ребенка из-за слабого здоровья, перемен в семейной жизни, под влиянием советов со стороны или другим причинам привязанность была нарушена, ее восстановление возможно. На процесс восстановления может уйти от полугода до года. Этот период требует максимального внимания со стороны родителей, возможно,  изменения в образе жизни, родитель не сможет отвлекаться на что-то другое и потребуется немало времени, которое важно проводить вместе с ребенком. Если в раннем возрасте ребенок сам желал связи с родителем, то в более старшем возрасте придется ловить момент, когда стремящемуся к самостоятельности ребенку все же понадобится «эмоциональная подпитка». Возможно, родителю будет достаточно консультации и собственного стремления восстановить связь. Но во многих случаях бывает нужна помощь специалистов.

    В первую очередь, специалисту, работающему на восстановление привязанности, важно понимать, что именно произошло. Была ли связь сформирована и потом произошел какой-то сбой или связь не установлена изначально. В любом случае необходимо вернуться к тому моменту, на котором произошло нарушение, и помочь родителю прожить вместе с ребенком все этапы формирования и укрепления привязанности.

    В ГБОУ ЦППРиК «Радуга жизни» есть разные формы работы, которые позволяют в том числе решить задачу восстановления привязанности. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста есть группы раннего развития и детско-родительские группы. Совместное выполнение заданий, предлагаемых в игровой форме, позволяет родителю и ребенку получить опыт позитивных эмоций от взаимодействия друг с другом, настроиться на более чуткое восприятие друг друга.

    Для более старших детей эффективной может быть работа психолога с парой родитель-ребенок. Особенно важно в такой работе обеспечение безопасной среды для всех участников, так как нарушение привязанности напрямую связано с нарушением доверия, как в паре, так и в целом к миру. Родитель и ребенок с помощью психолога, который предлагает различные упражнения на узнавание друг друга, умение замечать, чувствовать, понимать себя и другого, постепенно восстанавливают утраченное доверие и примеряют на себя, вероятно, не принятые раньше роли родителя и ребенка.

    Но и этого может быть не достаточно. И тогда необходима будет индивидуальная работа отдельно с родителем, направленная на переживание собственного опыта в родительской семье, осознании своих сценариев и способов воспитания ребенка. Эти задачи решаются уже с помощью специалистов, специализирующихся на работе со взрослыми.

    Таким образом, надежная привязанность позволяет создавать между ребенком и родителем отношения, основанные на взаимной чуткости, где нет места и необходимости в любой форме насилия. Нарушение же привязанности может привести к самым разным формам искажения восприятия себя, отношений и поведения, как со стороны ребенка, так и со стороны родителя. Восстановление привязанности – непростая, но решаемая задача. И чем раньше родитель осознает необходимость ее решения, тем эффективнее может быть помощь специалистов.