Мастер-класс: Оригами - перспективное направление арт -терапии
В своей практике я успешно применяю такие арт-терапевтические методы, как музыкоперапия, сказкотерапия, танцетерапия. Мой мастер-класс посвящен такому направлению в арт – терапии, как оригами. Оригами обладает очень важными психотерапевтическими свойствами: повышают уровень интеллекта, активизируют творческое мышление, снижают тревожность, улучшает психоэмоциональное состояние, улучшают двигательную активность рук, память и глазомер, развивают моторику пальцев. Такой вид деятельности, как оригами, подходит для работы с тревожными, агрессивными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_gotovyy.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс:
Оригами - перспективное направление арт -терапии
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-психологов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения одного из направлений арт-терапевтических технологий.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с относительно новым перспективным направлением арт -терапии – оригами и применением его в своей психологической практике.
2. Создать положительный эмоциональный настрой у участников, используя оригами как вид арт-терапии.
3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого участника.
Ожидаемые результаты:
1. Практическое освоение участниками одного из направлений арт-терапии.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов в области арт-терапии.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.
Оборудование: проектор, модели оригами, цветная бумага, фломастеры, компьютер, экран, мультимедийная презентация; музыка.
План занятия
1. Вводная часть. /1мин/
2. Ход мастер-класса, с использованием мультимедийной презентации /2 мин/
3. Практическая часть /3мин/
Показ - действие
4. Подведение итогов. /1 мин/
Завершающее упражнение «Спасибо!»
1. Вводная часть.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Мармулова Людмила Леонидовна. Я работаю в средней общеобразовательной школе №4 г. Чистополь педагогом-психологом. Тема моего мастер-класса-«Оригами - перспективное направление арт –терапии». Основной целью его проведения является повышение профессионального мастерства участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения одного из направлений арт-терапевтических технологий.
II. Ход мастер-класса
Сегодня серьезную тревогу вызывает у нас эмоциональное состояние обучающихся. У школьников отмечается высокая тревожность, часто наблюдаются проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. В современной психологической практике существует немало приемов и методик для решения этих проблем. В этой связи в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки детей я заинтересовалась одним из методов, который в последнее время широко используется педагогами-психологами. Это - арт-терапия. Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми - это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций, позволяющий проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Этот прием повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей.
В своей практике я успешно применяю такие арт-терапевтические методы, как музыкоперапия, сказкотерапия, танцетерапия. А сегодня мой мастер-класс будет посвящен такому направлению в арт – терапии, как оригами. Оригами обладает очень важными психотерапевтическими свойствами: повышают уровень интеллекта, активизируют творческое мышление, снижают тревожность, улучшает психоэмоциональное состояние, улучшают двигательную активность рук, память и глазомер, развивают моторику пальцев. Такой вид деятельности, как оригами, подходит для работы с тревожными, агрессивными детьми.
Причин успеха занятий оригами в атр-терапии много, это и сама бумага с ее привычным неагрессивным статусом, с которой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли - из нее можно сложить множество интересных моделей; и простая техника, результат достигается быстро; имеет место прогнозируемый позитивный результат – если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой. Кроме того оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других арт-терапевтических направлений: сказкотерапию (сказки оригами), игротерапию (игры с подвижными фигурками), терапию средствами драмы и куклотерапии (разыгрывание сцен с куклами оригами, маскам, и тому подобное), терапию средствами музыки, терапию цветом; форма некоторых фигур несет положительный оздоровительный эффект.
Занимаясь оригами, каждый ребенок становится участником захватывающего действия - превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку вызывает у него радостное удивление, улучшает эмоциональное состояние. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Эффект усиливается, если сделать подвижные фигуры оригами, такие как прыгающая лягушка, каркающая ворона, журавлик и др. С фигурками можно устраивать игры-соревнования, создать пальчиковый кукольный театр, выполнить головоломки из бумаги, что значительно улучшают эмоциональное состояние, снимает депрессию, повышает уверенность в собственных силах, способствует установлению дружеских контактов.
4. Практическая часть
Я предлагаю вам попробовать самим сделать одну из самых простых моделей оригами. Но даже простая фигура требует творческого подхода. И вы в этом сейчас сможете убедиться!
Будем работать одновременно. Я показываю. Вы повторяете. Будьте внимательны. Не спешите, в оригами важно качество.
У вас на столах есть заготовка. Это треугольники разного цвета. Вы можете выбрать тот цвет, который соответствует вашему настроению.
Приступаем к работе.
(Релаксация.) Звучит релаксационная музыка.
1.Положите треугольник перед собой так, чтобы его вершина смотрела вверх.
- Теперь правый угол нашего треугольника загибаем к середине противоположной стороны .
- Затем поторяем эту операцию с другим углом (накладываем на предыдущую линию).
- Теперь верхние уголки треугольника нужно разъединить, заправьте первый уголок треугольника в получившийся кармашек, а второй отогните в обратную сторону.
Какие вы молодцы! Все справились с заданием! И что же у нас получилось? Я даю вам возможность проявить всю свою фантазию и творческие способности. Это может быть и стаканчик, который можно использовать по назначению. Отогните с одной стороны уголок вниз – и это уже кепка, колокольчик. А вот как наш стаканчик при помощи нескольких штрихов перевоплощается в милого котика. Вы можете сейчас таким же образом оформить свою фигуру, нарисовав несколько деталей: ушки, глазки, носик, усы. Персонаж для сказки готов! А далее уже придумываем сюжет сказки с участием данного героя.
5. Подведение итогов. Я думаю, что мне удалось вызвать у Вас положительные эмоции, заинтересовать новым для кого-то направлением в арт-терапии и надеюсь, что вы сможете с успехом применять этот прием в своей практике.
Завершающее упражнение «Спасибо!»
А сейчас я попрошу вас встать и мысленно положить на левую руку все то, с чем Вы пришли сюда - свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получили нового на этом занятии. Я хочу, чтобы все, кто присутствует сегодня здесь, улыбнулись мне и друг другу, поаплодировали себе за прекрасную работу. Спасибо вам за работу! Творческих вам успехов!