Главные вкладки

    Семинар для педагогов

    Семинар для педагогов "Психологическая подготовка к ЕГЭ учащихся группы риска"

    Цель:  создать предпосылки для эффективной психолого – педагогической  подготовки учащихся к ЕГЭ.

    Задачи:

    1. Сформулировать понятие готовности к ЕГЭ.
    2. Выделить трудности, возникающие у учащихся при подготовке к нему.
    3. Выработать стратегии поддержки  учащихся «группы риска» во время подготовки к ЕГЭ и во время проведения.
    4. Познакомиться с некоторыми приемами саморегуляции своего эмоционального состояния.

                           

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_dlya_pedagogov.docx554.2 КБ

    Предварительный просмотр:

     педагог – психолог МОУ «Средняя школа № 6»

    Рябцева Е.Н.

    Цель:  создать предпосылки для эффективной психолого – педагогической  подготовки учащихся к ЕГЭ.

    Задачи:

    1. Сформулировать понятие готовности к ЕГЭ.
    2. Выделить трудности, возникающие у учащихся при подготовке к нему.
    3. Выработать стратегии поддержки  учащихся «группы риска» во время подготовки к ЕГЭ и во время проведения.
    4. Познакомиться с некоторыми приемами саморегуляции своего эмоционального состояния.

                           

    Сравнительный анализ традиционного экзамена и ЕГЭ

    Характеристики

    Традиционный экзамен

    ЕГЭ

    Что оценивается?

    Важны не просто фактические знания, а умения их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить скрыть пробелы в знаниях

    Оцениваются фактические знания и умения рассуждать, решать

    Что влияет на оценку

    Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д.

    Оценка максимальна объективна

    Возможность исправить собственную ошибку

    На устном экзамене во время рассказа или при ответе экзаменатора, на письменном при проверке собственной работы

    Практически отсутствует

    Кто оценивает

    Знакомые ему люди

    Незнакомые эксперты

    Когда можно узнать результаты экзамена?

    На устном экзамене – практически сразу, на письменном – в течение нескольких дней.

    Через сравнительно более длительное время

    Критерии оценки экзамена

    Известны заранее

    Уточняются уже после завершения

    Содержание экзамена

    Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.)

    Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала

    Как происходит фиксация результатов?

    В письменном экзамене – на том же листе, на котором выполняются задания. На устном – на черновике.

    Результаты выполнения задания необходимо перенести на бланк регистрации ответов

    Стратегия деятельности во время экзамена

    Унифицированная

    Индивидуальная

     Готовность к ЕГЭ:

    Познавательный компонент

    • Высокая мобильность, переключаемость.

    • Высокий уровень организации деятельности.

    • Высокая и устойчивая работоспособность.

    • Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.

    • Четкость и структурированность мышления, комбинаторность.

    • Сформированность внутреннего плана действий.

    Личностный компонент

    Наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ.

    • Самооценка — умение адекватно оценить свои знания, умения, способности.

    • Самостоятельность мышления и действия, целеустремленность.

    Процессуальный компонент

    Знакомство с процедурой.

    • Навык работы с тестовыми материалами.

    • Умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми.

     Дети групп риска:

    • с личностными трудностями: с недостатком произвольности и саморегуляции (инфантильные); тревожные, неуверенные; перфекционисты и отличники; аудиалы и кинестетики.
    • с познавательными трудностями: «правополушарные», астеничные, гипертимные, «застревающие».

    Стратегии поддержки:

    Правополушарные дети

    На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался, важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками.
    Во время экзамена. Правополушарным детям лучше пробовать свои силы не в простейших тестовых заданиях (заданиях типа А), а там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, именно с таких заданий им стоит начинать, а уже потом переходить к тестам множественного выбора (к заданиям типа В и С)

    Аудиалы и кинестетики

     На этапе подготовки. Необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала. Во время экзамена.  Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. (Чтобы это никому не мешало, стоит продумать, в какое место класса лучше посадить такого ребенка.) В случае затруднения можно рассказать им о том, в чем заключается  суть задания. Им не требуется помощь в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть задания. Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также  разрешить какую-то двигательную активность (например, выйти из класса).

    Гипертимные

    На этапе подготовки. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Он все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у таких детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Кроме того, необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Во время экзамена. Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?»

    Тревожные

    На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Во время проведения экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: "Я здесь, я с тобой, ты не один". Если ребенок обращается за помощью: "Посмотрите, я правильно делаю?" – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: "Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится'.

    Дети с недостатком произвольности и саморегуляции

    На этапе подготовки. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.Бесполезно призывать таких детей "быть внимательнее", поскольку это им недоступно.
    Во время экзамена. Таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: "Ты как?", "Ты сейчас что делаешь?". Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ребенок научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

    Перфекционисты и отличники

    На этапе подготовки. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между "достаточным" и "превосходным". Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменацинном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд. Во время экзамена. Перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Его можно спросить: "Какие задания ты решил сделать?" и по необходимости тактично вмешаться в его планы. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: "Сколько тебе еще осталось?" – и помогать ему скорректировать собственные ожидания: "Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию".

    Астеничные

    На этапе подготовки. При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: "Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал". Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности.
    Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.
    Во время экзамена. Астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких "перемен" (отпустить в туалет и т.п.).

    Дети - синтетики

    На этапе подготовки. Очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности — от общего к частному. При изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?
    Во время экзамена. В начале работы синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Синтетикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе.

    «Застревающие дети»

    На этапе подготовки. Навык переключения тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене. Во время экзамена. Задача взрослого — по мере возможности, мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

                                       Рекомендации для учителей

    • Активно вводите тестовые технологии в систему обучения, используя рекомендованные сборники тестовых заданий, для оценивания уровня усвоения материала и отработки  навыка их выполнения.
    • Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
    • Ознакомьте учащихся с методикой подготовки к экзаменам. Помните: зазубривание всего фактического материала малоэффективно, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. На практике покажите им, как это делается. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и поместить на видных местах.
    • Ознакомьте учащихся с методикой проведения единого государственного экзамена.
    • Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте школьников ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у них будет формироваться навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст им спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

    Посоветуйте детям во время тренировки по тестовым заданиям обратить внимание на следующее:

    • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
    • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
    • если вопрос вызывает трудности, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

                                   Советы классному руководителю

    •  Оформить уголки для учащихся, учителей, родителей.
    •  Оформить психологический уголок.
    •  Проводить специальные занятия для снятия тревожности и напряжения, провести анкетирование, оказывать практическую помощь.
    •  Не нагнетать обстановку.
    •  Повысить степень «прозрачности» подготовки и проведения ЕГЭ.                         

    В целях определения уровня тревожности и определения предлагаем следующий опросник:
    •  Мне удается вовремя уложиться с домашними заданиями.
    •  Накануне контрольной работы я испытываю беспокойство.
    •  Иногда мне кажется, что на контрольных из всего класса только мне одному приходится трудно.
    •  Когда я не справляюсь с заданием, мне не хочется говорить об этом учителю.
    •  Мне становится неприятно, когда я представляю себе, что мне придется отвечать на вопросы перед всем классом.
    •  Я трачу много времени на подготовку к контрольным работам, но это не очень-то помогает.
    •  Если бы мне было трудно на экзамене, я бы побоялся обратиться за поддержкой к родителям и сверстникам.
    •  По-моему, оценки за контрольные,  у меня ниже, чем могли быть из-за того, что я забываю то, что знаю.

    Данный опросник поможет вам определить уровень тревожности у детей и пути конкретной психолого-педагогической помощи.

     

                        Кратковременные эффективные средства борьбы со стрессом

    • Противострессовое дыхание. Медленно выполнить глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Постараться представить, как с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом происходит частичное освобождение от стрессового напряжения.

    • Минутная релаксация. Расслабить уголки рта, увлажнить губы (язык пусть свободно лежит во рту). Расслабить плечи. Сосредоточиться на выражении своего лица и положении тела.

    • Если позволяют обстоятельства, покинуть помещение, в котором возник острый стресс. Перейти в другое место, где никого нет, или выйти на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями, умойтесь холодной водой, подержите под ней руки.

    • Заняться какой-нибудь деятельностью все равно какой. Секрет этого способа прост: любая деятельность, особенно физический труд, в стрессовой ситуации служит в роли громоотвода, помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

    • Примеры формул достижения цели самопрограммирования.

    • Я могу наслаждаться каждым днем своей жизни, даже если впереди меня ждет экзамен. Экзамен – лишь только часть моей жизни.

    • Сейчас я чувствую себя намного лучше, чем могло бы быть, если бы я не занимался саморегуляцией.

    • Я умею полностью расслабиться, а потом быстро собраться.

    • Я могу управлять своими внутренними ощущениями.

    • Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.

    • Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.