Упражнения на развитие слуховой памяти с детьми ОНР

Филиппова Елена Алексеевна

Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта.

При работе с детьми (ОНР) важно обратить внимание на развитие слуховой памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий; запоминание вербальных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treniruem_pamyat.odt20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие слуховой памяти с детьми ОНР

                                                                                           Педагог-психолог

                                                                                          Филиппова Е. А.

                                                                                          ГБОУ СОШ № 6 СП    

                                                                                          Детский сад № 8

                                                                                    Самарская обл., г. Отрадный

     Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта.

     Под памятью понимается определенное количество процессов, используя которые, человек может без труда воспринимать, запоминать, сохранять длительное время, а также воспроизводить нужную информацию.

     Образной памятью называется то, что запоминается нами посредством органов чувств. Но поскольку органов чувств у нас целых пять, то видов образной память будет столько же: это зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная и осязательная образная память. Кто-то прекрасно запоминает звуки, кто-то – изображения, кто-то – запахи. Чем старше становится ребенок, тем разнообразнее виды его памяти. Например, когда он овладеет речью, у него формируется особый вид памяти – словесная память, позволяющая воспринимать информацию, поданную посредством слов.

     Логическая память доступна детям более старшего возраста (старшим дошкольникам). Логическая память основывается уже не на механическом запоминании, а на осмыслении последовательности изложения. Именно в этот период ребенок может удивить пересказом сказки, в которую он вставляет свои подробности или упускает те, о которых ему рассказывали, но стройность изложения при этом не нарушается.

     Эмоциональная память позволяет запоминать впечатления от контактов с вещами и людьми.

     При работе с детьми (ОНР) важно обратить внимание на развитие слуховой памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий; запоминание вербальных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.

                        Упражнения на развитие слуховой памяти

     Слуховая память имеет большое значение в развитии детей. В школьном возрасте детям приходится сталкиваться со слуховой информацией, перерабатывать её и усваивать. Часто родители жалуются на то, что ребенок не выполняет то, о чем его просят. Многие родители думают, что это связано с непослушанием ребенка. Однако причина может быть в недостаточном развитии слуховой памяти. Ребенок не успевает запомнить, что ему говорят взрослые. Это никак не связано с пониженной остротой слуха.

    Всю информацию, которую мы получаем с помощью зрения и слуха обрабатывает головной мозг. Он определяет источник звука, различает непосредственно звуки и заполняет недостающие. В таком случае информация на слух воспринимается правильно. Если на каком-либо этапе произошел сбой, то информация мозгом обрабатывается неверно.

     Недостаточное развитие слуховой памяти проявляется обычно невнимательностью. Ребенок часто отвлекается и не может сосредоточиться на том, что ему говорят. У таких детей страдает словарный запас, нарушена конструкция предложений, они с трудом запоминают важную информацию — домашний адрес, номер телефона. Затрудняются такие дети и в заучивании стихов. При хорошей слуховой памяти дети без труда справляются с услышанными заданиями и запоминают информацию на слух.

Упражнение 1

Упражнение способствует формированию быстрой реакции на стимул, развитию ловкости у детей. В упражнении могут принимать участие 10 детей.

     Цель: развитие слухового внимания у детей.

      Взрослый называет слово и одновременно кидает мяч любому ребенку. Если слово обозначает что-то съедобное (яблоко, мороженое, хлеб),то ребенок должен поймать мяч, а если несъедобное (машина, карандаш, стол), то не поймать, а отбить его. Если ребенок все делает правильно, то взрослый говорит новое слово и бросает мяч другому участнику. Если же ребенок делает что-то неправильно (отбивает мяч, хотя вы назвали что-то съедобное, или, наоборот, ловит мяч, хоть речь шла о несъедобном предмете), то он становится ведущими и выполняет его обязанности до тех пор, пока кто-то из участников в свою очередь не ошибется.

                                          Упражнение 2

     Упражнение подходит для индивидуальных занятий с ребенком. Оно развивает слуховую память и может использоваться в качестве теста по оценке памяти.

      Цель: развитие слуховой памяти, речи, мышления

      Взрослый предлагает ребенку запомнить и повторить простые, не связанные по смыслу слова — ковер, весна, цветок, гриб, пальто, мыло, луна, забор, санки, земля. Взрослый зачитывает слова громко, четко, делая небольшие паузы. После того как ребенок назовет слова, которые он запомнил, вы снова зачитываете весь список слов, в который входят слова, уже названные ранее и новые.

     Через 15 минут нужно попросить повторить ребенка те слова, которые он запомнил.

     Если ребенок после первого прослушивания из 10 слов называет 5-7, а после второго прослушивания из 15 слов им названо 10, то память ребенка развита нормально. Если же результаты отстают от этих показаний, то память следует развивать более активно.

Упражнение 3

     Упражнение можно использовать для индивидуальных и групповых (выполняют его поочередно) занятий с детьми.

     Цель: развитие слуховой памяти, мышления, речи.

     Взрослый включает фрагменты музыки из знакомых им мультфильмов. Их задача — угадать, из какого мультфильма взята музыка, и пересказать его сюжет.

  Упражнение 4

     Цель: расширение объема кратковременной слуховой памяти.

      Взрослый предлагает ребенку повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два, три и т.  д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза:

     огонь;

     дом, молоко;

     конь, гриб, игла;

     петух, солнце, асфальт, тетрадь;

     крыша, пень, вода, свеча, школа;

     карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

     орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;

     гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

     мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

     грузовик, камень, яблоки, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

Упражнение 5

     Цель: расширение объема кратковременной слуховой памяти.

     Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает. Например, «4, 1, 8...», «3, 2, 8, 5» и т. д.

     Вариант 2. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке. Например, «6, 1, 8» - ребенок воспроизводит: «8, 1, 6». «8,3,4,6,9» - «9,6,4,3,8». Подобная работа моет проводится и со словами.              

Упражнение 6

     Цель: развитие слуховой памяти и внимания.

     Все игроки усаживаются и выбирают ведущего. Он садится в середину круга и всем игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа, ель и т. п.) Каждый должен запомнить своё название.

     Ведущий говорит: «Прилетела птичка, села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу я не была, улетела на елку!» Елка называет другое дерево и т. д. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются. (Фанты — любая мелкая игрушка, вещь и т. п.)

Упражнение 7

Упражнение можно использовать для индивидуальных и групповых занятий с детьми.

     Цель: развитие слуховой памяти, речи.

     Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».

     Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».

     Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.

Упражнение 8

     Цель: развитие слуховой памяти и речи.

     Необходимый инвентарь: различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка.

     Расскажите ребенку историю: «Кукла Вика села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности». Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая, ребенок комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д.

Упражнение 9

     Цель: развитие слуховой памяти, внимания, мышления.

     Взрослый дает детям по листку бумаги и карандашу и объясняет задание:

при названии определенного предмета они должны вспомнить, на какую фигуру он похож, и нарисовать её, например: яблоко — круг, киви — овал, книга — прямоугольник, телевизор — квадрат и др.  При этом взрослый сразу поправляет ребенка, если он ошибся. Если дети одновременно нарисовали разные фигуры, которые являются правильными вариантами ответа, то взрослый объясняет, что один и тот же предмет может быть разной формы. Например, книга может быть квадратной, прямоугольной.

Упражнение 10

     Цель: развитие слуховой памяти.

     Инвентарь: баночки с сыпучими продуктами (солью, горохом фасолью, крупой и др.)

     Педагог заранее готовит баночки с сыпучими продуктами, наполняет их не полностью, чтобы содержимое в них лучше гремело при встряхивании. Надо показать детям несколько баночек и предложить запомнить их звучание при встряхивании. Затем попросить ребенка отвернуться и поочередно встряхивать баночки. Ребенку нужно угадать, что сейчас в руках по звукам. Можно начать отгадывание содержимого трех баночек. Постепенно число баночек можно увеличивать.

Упражнение 11

     Упражнение предназначено для групповых занятий с детьми. Чем больше будет участников, тем более оно будет похоже на веселую игру.

     Цель: развитие слуховой памяти.

     Взрослый предлагает детям поочередно повторять и продолжать друг за другом предложения. Например, говорите: «Я положил в коробку книжку». Ребенок должен повторить это предложение и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в коробку книжку и карандаш». Второй ребенок повторяет уже более длинную фразу и опять добавляет часть от себя.

Упражнение 12

     Цель : развитие слуховой памяти

     Взрослый рассказывает детям историю. В определенных местах рассказа необходимо делать паузу и хлопать в ладоши. По этому сигналу дети должны вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае дети молчат.

Пример рассказа:

 - Однажды девочка Лена пошла на речку.

 - Я тоже.

 - По дороге она встретила собаку и позвала её с собой.

 - Я тоже.

 - Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом.

(Молчат).

 - Подошли они к реке.

 - Я тоже.

 - Вдруг темная туча заслонила солнце.

(Молчат).

 - Загремел гром.

(Молчат).

 - Застучали капли дождя.

(Молчат).

 - Девочка спряталась под тентом.

 - Я тоже.

 - А собака залезла в кусты.

 - Я тоже.

 - Вскоре дождь кончился.

(Молчат).

 - Девочка искупалась в реке.

 - Я тоже.

 - И они побежали домой.

 - Я тоже.

Упражнение 13

     Упражнение предназначено для индивидуального занятия с ребенком.

Кроме слуховой памяти оно развивает чувство ритма.

     Цель: развитие слуховой памяти

Взрослый постукивает карандашом или палочкой по столу с определенным ритмом и просит ребенка повторить его. Начинать надо с простого ритма. По мере того, как ребенок справляется с заданием, можно усложнить ритм постукивания.

Упражнение 14

     Упражнение выполняется с ребенком индивидуально. Оно помогает развить кратковременную и долговременную память.

     Цель: развитие слуховой памяти

     Взрослый предлагает ребенку представить, что он в лесу. Затем говорит ребенку: «Я буду перечислять лесных птиц, а ты назови тех, кого я не вспомню». Начинаете: «Кукушка, филин, дятел…» Ребенок дополняет вас. Если он затрудняется выполнить задание, то ему дают карточки с изображениями птиц. Во второй части упражнения убрать карточки. Ребенок должен вспомнить птиц, которых вы называли в начале занятия.

Упражнение 15

     Это упражнение выполняют с ребенком индивидуально. Оно помогает развить слуховую память и ассоциативное мышление у дошкольников.

     Цель: развитие кратковременной памяти

     Для этой игры необходимо предварительно подобрать пары слов, которые связаны между собой по смыслу. Например: тарелка – еда, пол – потолок, глаза – лицо, груша – яблоко, волк – лиса. Взрослый зачитывает все слова ребенку 3 раза. Каждую пару слов подчеркивает интонациями. Через несколько минут повторяет ребенку только первые слова из пар, а он должен вспомнить и произнести недостающие. Таким образом тренируется оперативная память.

Упражнение 16

     Упражнение развивает детскую фантазию. Оптимальное число участников 5 человек.

     Цель: развитие слуховой памяти, запоминание цепочки из слов

     Взрослый рассказывает детям о том, что такое чердак. Затем взрослый говорит: «Заглянув однажды на чердак, мы можем найти там самые разные и порой неожиданные вещи». Дети по очереди рассказывают о том, какие удивительные и неожиданные вещи они нашли на чердаке.

     При этом каждый участник начинает свою реплику словами: «Я забрался на чердак и нашел там…» (далее следует название какой-либо вещи, якобы обнаруженной на чердаке).

     Второй её участник, рассказывая о своей находке, должен сначала назвать вещь, о которой рассказал первый, а потом уже назвать свою. Третьему, таким образом, придется назвать то, что нашли два предыдущих, и только потом свою находку.

Упражнение 17

     Упражнение требует элементарных навыков счета (значения чисел от 1 до 10).

     Цель: развитие слуховой памяти

     Суть упражнения в том, что взрослый говорит цепочку из чисел, располагая их в произвольном порядке, например: пять, два, десять, один, три, восемь, семь, четыре, шесть, девять. Задача – повторить цепочку чисел без ошибок. Если ребенок не справляется с заданием сразу, то взрослый ещё раз повторяет цепочку из чисел, проговаривая её немного медленнее, чтобы он имел возможность все запомнить. Можно попросить запомнить новую цепочку. Примечание: во избежание излишней перегрузки памяти, не стоит проводить упражнение больше двух-трех раз.

Упражнение 18

     Упражнение подходит как для индивидуальных, так и групповых занятий с детьми.

     Цель: развитие слуховой памяти

     Взрослый произносит по паре слов, обращаясь к каждому ребенку отдельно. Ребенок, к которому направлены слова, должен повторить второе из них. Например, если вы сказали: «река – карандаш», ребенок должен назвать карандаш. После того как все дети справятся с поставленной задачей, вы усложняете её и теперь называете по три слова, предлагая детям повторить второе из них. В следующий раз количество слов увеличивается до четырех, а дети, соответственно, должны назвать третье слово.

Упражнение 19

     Упражнение подходит как для индивидуальных, так и групповых занятий с детьми. Оно развивает слуховую память и речь.

     Цель: развитие слуховой памяти и речи.

      Взрослый произносит скороговорки и просит ребенка повторить их. Желательно, чтобы предлагаемые скороговорки содержали такое количество слов, которое увеличивалось бы в прогрессии от пяти до восьми и более.

  1. Наш Полкан попал в капкан. (5 слов)
  2. Три свиристели еле-еле свистели на ели. (6 слов)
  3. Везут Сенька с Санькой Соньку на санках. (7 слов)
  4. Грабли – грести, полозья – ползти. Метла – мести, весла – везти. (8 слов)
  5. Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть. (9 слов)
  6. В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит. (11 слов)
  7. У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку. (12 слов)

Используемая литература:

Абрамян, Л. А. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1089.

Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер. – М.: Просвещение, 1989

Круглова, А.М. Тренируем память. Простые упражнения для простого запоминания / А. М. Круглова. – М.: РИПОЛ классик, 2013.