О наказании и поощрении в раннем и младшем дошкольном возрасте

Макарова Людмила Анатольевна

О наказании и поощрении в раннем и младшем дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

О наказании и поощрении в раннем и младшем дошкольном возрасте

Подготовила педагог-психолог Макарова Л.А.

Воспитание детей складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребенка? Если наказывать то, как правильно? Как поощрять? Эти вопросы давно волнуют педагогов.

Психологический смысл поощрения заключается в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение и в дальнейшем поступал так же правильно хорошо.

Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал свою вину, исправился и больше так не поступал.

Можно ли наказывать ребенка?  В некоторых ситуация, как не жаль, приходится. Но чем реже вы это будите делать, тем эффективнее результат. Чтобы ребенок не оказывался в положении провинившегося, следует предъявлять ему посильные требования. Не требуйте от ребенка, чтобы он долго занимался одним и тем же делом, а тем более спокойно сидел или стоял. Чем меньше «нельзя», окриков, одергиваний без нужды, тем спокойнее и послушнее дети.

Педагогические требования к применению наказаний следующие:

Уважение к детям. Не ровный голос требуется от взрослого, когда он наказывает ребенка за серьёзный проступок, а уважение и такт.

Последовательность. Сила и эффективность наказаний значительно снижается, если они применяются часто.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности.

Справедливость. Нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, следует выяснить причины и мотивы поступка. Несправедливые наказания озлобляют детей, резко ухудшают отношения к взрослому.

Соответствие между отрицательным поступком и наказанием.

Значимость. Наказание должно быть значимым для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения.

Твёрдость. Если наказание объявлено, то не следует его отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость.

Коллективный характер наказания. В воспитании каждого из детей принимают участие все окружающее его взрослые.

Как наказывать нельзя!

1. Бить

Физические наказания не только не эффективны как метод воспитания, но и способствуют поддержанию «субкультуры насилия». Агрессия может породить только агрессию или страх как способ подавления агрессии.

Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не является безобидными сотрясанием воздуха. По сути, это то же, что физическое наказание. Дети воспринимают его как своеобразное словесное битье.

2. Унижать 

Насмехаться, критиковать публично. Это пагубно влияет на самооценку и травмирует психику.

3. Ущемлять в базовых потребностях

Нельзя наказывать едой, прогулками, необходимыми вещами для полноценного развития. При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физических потребностей.

4. Обвинять в «плохой генетике»

Это то, что он не выбирал, ребенок не может нести ответственность за своего родителя. Такая тактика ведет к формированию чувства стыда у ребенка, который может проявляться разными способами в самочувствии и поведении.

5. Запугивать от имени сверхъестественных существ или от своего имени, докторами, полицией.

Ребенок будет бояться, расти тревожным.

6. Оскорблять, использовать слова-ярлыки (например, неряха, и в кого ты такой…)

Ребенок поверит в это и возьмет эту установку с собой на всю дальнейшую жизнь.

7. Наказывать за то, что ребенок не может регулировать (например, за энурез, тики, моторную неловкость).

При таких наказаниях дети, пытаясь прекратить нежелательные проявления, опираясь на волю, истощают и доходят до отчаяния, и симптоматика только усиливается. Кроме того, к обиде примешивается стыд, страдает самооценка ребенка.

8. Отвергать (не разговаривать, игнорировать, лишать любви), устраивать бойкот.

Для ребенка это самое страшное наказание. Отвержение, воспринимается как угроза жизни. С возрастом это никуда не уходит, отверженные дети, изгои, испытывают такие отголоски воспитания всю жизнь. Все это влияет на взаимоотношения с другими людьми и с самим собой.

Наказания: а как можно?

1. Метод естественных последствий

Этот метод наиболее безболезненный и наиболее адекватный в любом возрасте. Например, ребенок хочет надеть на улицу лыжные штаны в летний день. Вы можете объяснить, почему вы думаете, что шорты подойдут для прогулки больше, но не пытаетесь повлиять на решение, а предоставляете ему возможность убедиться ему на собственном опыте.

То, что понимается на собственном опыте, запоминается надолго. Применяя этот способ, важно не попадать в злорадство типа «А я тебе говорила!».

2. Замечания

Часто вместо замечания происходят упреки и критика. Важно, чтобы это был не упрёк, а повод поискать решение проблемы. Например: «Я огорчаюсь и сержусь, когда наступаю на детали конструктора, разбросанного по всей комнате. Давай вместе подумаем, что можно с этим сделать».

3. Тайм-аут

Метод, когда ребенка удаляют из общего пространства в отдельную комнату и оставляют его там одного на какое-то время. Это позволяет на время увеличить дистанцию между взрослым и ребенком и «остыть». Ребенка в одиночестве не травмирует интервал времени в минутах, кратным его возрасту. Для 3-летнего-это 3 мин., 4-летнего-4 мин. Комната, куда вы выводите ребенка «остыть», должна быть светлой, с окном. Ни в коем случае не кладовка, туалет или другое темное помещение.

4. Лишение

Это когда за нарушение правил ребенок лишается чего-то важного и желаемого для себя. Например, запрет на просмотр мультфильма.

Важно, чтобы ребенку были известны изначальные договоренности, за что именно и чего он лишается в случае несоблюдения правил. Нельзя просто лишить ребенка просмотра мультфильма, если он сегодня «плохо себя вёл». Вы должны изначально это обговорить. Важный момент - соразмерность наказания. Маленький проступок - маленькое лишние. Нелогично за небольшую провинность лишать мультфильма на месяц. При наказании исключено также припоминание прежних шалостей. Надо говорить только о том, за что ребенок наказывается именно сейчас.

 5. Ограничение

Это метод, когда в ответ на нарушение важных правил вводится ограничение прав. Например, за каждое нарушение правила, вечерний отбой начинается раньше на 15 мин.

Надо понимать, что нет одного единственного самого лучшего способа регулировать поведение детей и прививать им полезные привычки: кто-то более чувствителен, кто-то «толстокожий». Нет ни одного одинакового ребенка, поэтому важнее определиться для себя с принципами, которых вы будите придерживаться в общении с детьми, подобрать оптимальные методы, которые не будут разрушать никого из окружающих, но стратегически полезны для развития ребенка.

Наказывая ребенка, необходимо сохранять самообладание. Нельзя наказывать в припадке раздражения, злобы, в отместку. Поэтому сначала следует успокоиться, отдышаться, взять себя в руки и только потом применять санкции.

Существуют ли способы влиять на детское поведение, не наказывая?

Безусловно. Это поощрения и внимание к хорошему поведению и изменениям поведения в желаемую сторону. Хорошо, если словесная повала будет для него так же много значить, как и суровый взгляд. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не  обещать заранее: «Сделай то-то, а за это получишь то-то…» Ребенок должен учиться получать удовлетворение от самого труда, действия, достижения цели, а не стараться ради награды. Следует исключить из обихода самый распространенный метод поощрения – конфетой или шоколадкой. Не создавайте из еды культ, воспитывая чрезмерный интерес к ней.

Чрезвычайно важным является вопрос о соотношении наказаний и поощрений. Как наказания, так и поощрения не должны быть чрезмерными. Я. Корчак отмечал, что чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Поощрения для детей раннего и младшего дошкольного возраста должны быть небольшими. Надо обязательно валить утром и на ночь. Похвала с утра создает для него «ситуацию успеха» на весь долгий день. Не допускайте, чтобы ребенок засыпал обиженным и в слезах – похвала на ночь позволит ему хорошо выспаться и восстановить силы.

Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения, свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, то обязательно захочет повторить его.

Награда, одобрение и похвала возвышают ребенка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное  - значит самому испытывать радость.

Способы похвалить ребенка

У тебя все получилось

Очень хорошо

Замечательно

Правильно

Я очень рада за тебя

Я верю в тебя

Большое тебе спасибо

Просто здорово!

Ты хорошо справляешься с этим заданием

С каждым днем у тебя получается все лучше и лучше

Твоя работа доставила мне много радости

Я очень горжусь тобой

Чудно!

Это уже успех!

Вот таким ты мне нравишься!

Ты сделал это очень хорошо

Еще немного, и у тебя это получится

Когда и как следует хвалить?

По мнению психологов, следует хвалить:

после, какой либо потери, неудачи, непредвиденной неприятности;

при повышенной нервозности, тревожности, раздражительности;

при болезни;

при наличии физического недостатка;

при признаках душевных недостатков – склонности к лживости, воровству, жестокости (хвалить, когда ребенку удается от этого воздержаться).

Главный принцип-похвала не должна быть ожидаемой. Пусть комплимент прозвучит внезапно, как бы невзначай, и, естественно, будет искренним. Желательно, хваля ребенка, назвать его по имени. Всегда хвалите серьезно, убедительно и по существу. Передозировка похвалы вредна. Поэтому выделяют ограничители: не хвалить ребенка за то, что достигнуто не своим трудом (красота, здоровье и т.д.); не хвалить из жалости; не хвалить больше двух раз за одно и то же; не хвалить из желания понравиться. Но обаятельно хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.