консультация для педагогов "Понятие стресс. Функции стресса"

Шитякова Алёна Юрьевна

Предварительный просмотр:

Понятие стресса.

Функции стресса

Консультация для педагогов

Подготовила: Шитякова А. Ю.

МБУ Центр «Солнечный»

Челябинск 2025

Содержание

Введение        4

1. Понятие «стресс» и его функции        5

2. Способы предупреждения и управления стрессом        6

3. Практическая часть        11

Заключение        15

Список использованной литературы……………………………………….......16

Введение

Реакция на стрессовые ситуации и образ жизни в условиях стресса – это сугубо личное дело. То, что является сильнейшим стрессом для одного человека, будет не воспринято другим. Для кого-то сильное потрясение может вызвать лишь подъем в горы или прыжок с парашютом, даже те, а для другого этого будет мало. Потому что каждый из нас чувствует беспокойство и напряженность по разному поводу, разные раздражители вызывают у нас стресс.

Некоторые из нас привыкли проводить время в спешке и напряжении, другие устали от всего, они уклоняются от рутины и ищут от жизни спокойствия. Стресс становится опасным для человека, когда он является чрезмерным, слишком частым и связан с сильными негативными эмоциями. Тогда уничтожение положительной мотивации может вызвать много физических и психических недугов. Но нужно не забывать, что положительный стресс тоже может быть опасным! Слишком сильные положительные эмоции могут навредить не меньше, чем отрицательные. Особенно, если у человека расшатаны нервы и слабое сердце. Это обязательно нужно учитывать, собираясь сделать человеку «сюрприз». Даже самый приятный из них может обернуться бедой для эмоционального и чувствительного человека.

1. Понятие «стресс» и его функции

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 г. Выдающимся канадским физиологом Гансом Селье, разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов. Необыкновенная популярность как самой концепции, так и ее ведущего понятия объясняется, видимо, тем, что с ее помощью легко находят объяснение многие явления нашей обычной, повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события и пр.

По классическому определению Г. Селье, стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Термин «неспецифический» в данном случае обозначает то общее, что свойственно всем приспособительным реакциям организма. На морозе, например, мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить количество выделяемого организмом тепла, а кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний день организм, наоборот, рефлекторно выделяет пот, увеличивая теплоотдачу и т.д. Это реакции - специфические, отвечающие на конкретные требования окружающей среды к организму. Но в любом случае требуется приспособиться к среде, восстановить нормальное состояние. Общая необходимость перестройки организма, адаптации к любому внешнему воздействию – это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Как ни странно, но холод, жара, печаль, радость, лекарства вызывают, по мнению Г. Селье, одинаковые биохимические сдвиги в организме. Нечто подобное существует в наших электробытовых приборах: холодильник, обогреватель, лампа, звонок по-разному меняют физическую среду (холод, тепло, свет, звук), но и работа обусловлена единым фактором – электроэнергией. Точно так же стрессорный эффект от внешних воздействий не зависит от типа специфических приспособительных ответов на них. Суть таких ответов едина.

В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы стресса:

  1. Реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;
  2. Фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;
  3. Фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.

Стресс – обязательный компонент жизни, - отмечал Селье. Стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций стресса Г. Селье предложил различать собственно стресс, как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и дистресс, как состояние, безусловно вредное для здоровья. (Слово «дистресс» можно перевести как «истощение», «несчастье»)

Таким образом, стресс – это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций, а дистресс – это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Однако было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с проявлением отрицательных эмоций человека, а все положительные эмоции объявлять защитой от него. Бывает и по-другому. Любая эмоциональная встряска человека является стрессором (источником стресса). При этом устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса и призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс же возникает, когда эти механизмы недостаточно эффективны или «истощают свой ресурс» при длительном интенсивном стрессирующем воздействии на человека.

Таким образом, состояние дистресса фактически соответствует третьей из выделенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться. Точнее – стараться не допустить переходы стресса в дистресс. Сам же по себе стресс – это вполне нормальная реакция.

Быть может, здесь подойдет аналогия с температурой нашего тела. Когда человек заболевает, температура тела повышается. Поскольку ощущения при этом далеки от приятных, большинство из нас тут же стремится ее сбить любыми медикаментами. Однако современная медицина рекомендует другое: до определенного порога (примерно до 38 градусов) температуру сбивать фармпрепаратами не стоит. Ведь ее повышение означает, что активизировалась иммунная система и организм пытается справиться с неполадками своими силами. Напичкав же организм жаропонижающими средствами, мы не столько поможем, сколько помешаем иммунной системе сделать свое дело, дав искусственный сигнал к свертыванию ее активности. Поэтому применение медикаментозных средств снижения температуры оправдано, только если она «зашкалила» за определенный предел. То есть когда очевидно, что организм сам не справляется с ситуацией и силы его на исходе. Примерно такая картина и со стрессами.

стресс психологический фрустрация депрессия

2. Способы предупреждения и управления стрессом

Понимание природы стресса говорит о том, что стремление избежать стрессов вообще – неверная стратегия поведения. И дело не только в том, что это практически невозможно. Гораздо важнее то, что в фазе сопротивления источнику стресса организм человека гораздо устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности. Поэтому можно сказать с полной уверенностью следующее:

  • Не убегайте от стресса! Прислушайтесь к мнению Г. Селье, считающего, что стресс – это «аромат и вкус жизни»
  • Главный барьер следует ставить на пути превращения стресса в дистресс
  • Признание неотвратимости и функциональной полезности стрессов не означает, что их надо искать или специально создавать. Об этом позаботится сама жизнь
  • Помогать своему организму справляться со стрессовыми ситуациями нужно «с умом», с опорой на понимание природы стресса как всплеска гормональной активности, который в принципе поддается нейтрализации
  • Стрессы, как и болезни, бывает легче предотвратить, чем впоследствии заниматься лечением их последствий

Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель – подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешаться. Поэтому, чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.

  • Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий – важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.
  • Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
  • Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.
  • Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывающие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.)
  • Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
  • При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
  • Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
  • Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
  • Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.
  • Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

Одновременно в тех же целях шаг навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают примерно такой перечень методов минимизации стрессов.

  • Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров (т.е. для начала выясните, есть ли за что бороться).
  • Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся – вы просо хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.
  • Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить.
  • Если вы чувствуете, что объем получаемой вами работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте двери»: объясните, что вы совсем не против новых заданий… если только вам позволят освободиться от части старых.
  • Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности определенности в сути поручаемых вам заданий.
  • Если возникает производственный «конфликт ролей», т.е. заведомая противоречивость предъявляемых требований (вам, к примеру, поручили составить важный отчет, но и не сняли обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звонки клиентов), не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или иного задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.
  • При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15-минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.
  • Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим права на ошибку, а с футбольным форвардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удачными оказываются от силы одна-две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опята на собственных ошибках – ваше естественное право (хоть и не записанное в конституции).
  • Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно-приемлемых формах. Социально-одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количестве. Дождитесь, наконец, вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку – лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец и выбивание ковров подойдет).
  • Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов и управлению ими в рабочих группах поневоле носят достаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, т.е. от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы – это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.

Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.

3. Практическая часть

         Для определения устойчивости к стрессу, мной была выбрана методика Сидоровой Н.С. «Тест на стрессоустойчивость».

         Содержание теста:

1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-бальной системе каждое событие, поставив любое число от «1» (совершенно не задевает), до «10» (очень сильно беспокоит и напрягает):

1.1 Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду) _4____

1.2 Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег ___6_____

1.3 Машина, которая обрызгала вас грязью _____8________

1.4 Строгий, несправедливый начальник (преподаватель, родитель) 9_

1.5 Правительство, депутаты, администрация __2_____

2. Отметьте по 10-бальной системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи (10 баллов — если данное свойство у вас очень выражено, 1 — если оно отсутствует).

2.1 Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе ___9______

2.2 Стеснительность, робость, застенчивость ___5_____

2.3 Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах ____2____

2.4 Плохой, беспокойный сон ___2_______

2.5 Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты ____5___

3. Как проявляются ваши стрессы, на вашем здоровье (оцените по 10 бальной шкале признаки):

3.1 Учащенное сердцебиение, боли в сердце __7_______

3.2 Затрудненное дыхание ___1_____

3.3 Проблемы с желудочно-кишечным трактом __1______

3.4 Напряжение или дрожание мышц ___8___

3.5 Головные боли, повышенная утомляемость __4______

4. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» - применяю почти всегда).

4.1 Алкоголь ___1___

4.2 Сигареты ___10___

4.3 Телевизор ____1__

4.4 Вкусная еда __1___

4.5 Агрессия (выплеснуть зло на другого человека) __1__

5. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» - применяю почти всегда)

5.1 Сон, отдых, смена деятельности ___10___

5.2 Общение с друзьями или любимым человеком __1___

5.3 Физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лыжи и т. д.) __5__

5.4 Анализ своих действий, поиск других вариантов _10___

5.5 Изменение своего поведения в данной ситуации__10____

6. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три года? (отметьте V ).

Подсчет результатов:

Фактически, данный стресс оценивает уровень стрессочувствительности — показатель, обратный стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительности человека.

Просуммируйте результаты по первым 4 шкалам. Вы получите сумму, которая будет варьировать от 20 до 200 баллов. Это базовый показатель стрессочувствительности. Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным.

Затем подсчитывается показатель динамической чувствительности к стрессам. Для этого из базового результата вычитается сумма результатов по 5 пункту (она показывает способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения).

Затем к полученному результату добавляется показатель 6-го пункта ( с + или -) в зависимости от выбора испытуемого. Если стрессы меньше беспокоят человека за последнее время, то результат будет с минусом и итоговый результат уменьшится, а если стрессы нарастают, то итоговый показатель стрессочувствительности возрастет.

Средние результаты по итогам теста:

Устойчивость к стрессу

Норма

Повышенная чувствительность к стрессу

Менее 35 баллов

От 35 до 85 баллов

Более 86 баллов

Результат тестирования:

51 балл. Как выяснилось, я стрессоустойчивая личность. Я использую конструктивные способы преодоления стрессов, что позволяет избегать депрессии, замкнутости, смятения. Данные способы позволяют успешно осуществлять мою трудовую деятельность.

Заключение

Стресс бывает разных форм и затягивает людей всех возрастов и всех слоев общества. Никакие внешние стандарты не могут применяться для прогнозирования уровня стресса у людей. Не обязательно иметь напряженную работу для того чтобы испытать стресс на рабочем месте, так же родители у которых только один ребенок в связи с его воспитанием, могут испытывать больше стресса, чем родители нескольких детей. Уровень стресса в нашей жизни зависит во многом от индивидуальных факторов, таких как состояние здоровья, качество межличностных взаимоотношений, ряд обязательств и ответственности, которые мы несем, зависимость от того, что другие ожидают от нас, поддержка людей, и ряд изменений или травмирующих событий, которые недавно произошли в нашей жизни.

Однако некоторые факторы могут усилить нашу восприимчивость к стрессу или же уменьшить степень его тяжести. Люди с сильной социальной поддержкой (поддержка в лице семьи, друзей, религиозных общин, и других социальных групп) редко подвергаются стрессу и обладают хорошим психическим здоровьем по сравнению с людьми, которые не имеют подобных социальных контактов. У людей, которые плохо питаются, недосыпают, физически нездоровы также снижена сопротивляемость напряжению, они гораздо чаще подвержены стрессу.

Некоторые факторы, вызывающие стресс особенно связаны с определенными возрастными группами. Дети, подростки, студенты, работающие родители и пожилые люди - это группа людей, которые чаще сталкиваются с факторами, вызывающими стресс, связанными с жизненными изменениями. Люди, которые ухаживают за престарелыми или немощными близкими могут также испытывать стресс на этой почве.

Список использованной литературы

  1. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  2. Ратникова В.В. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2009.
  3. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 2009.
  4. Тарасов А.Н. Социально-психологические особенности функционирования службы персонала в современных условиях. Учебное пособие.- М.: ГУУ, 2010.
  5. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. – М., 2010.
  6. Карлсон Д. Типичные ошибки малого бизнеса.- СПб.: Питер, 2008

Размещено на Allbest.ru