Главные вкладки
Итоговая аттестация. Ответы на вопросы (часть 1) слушателя курса профессиональной переподготовки учителя-дефектолога
Ответы на вопросы итоговой аттестации курса профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология (работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития)», помогут лучше подготовиться к экзамену.
Документ состоит из ответов на вопросы:
- Образование и образовательная политика в современном обществе.
- Законодательство РФ в области образования.
- Состояние правового регулирования деятельности олигофренопедагога на современном этапе.
- Основные этические нормы и принципы профессиональной деятельности педагога.
- Предмет психологии, ее задачи и методы. Взаимосвязь в структуре других наук.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
- Образование и образовательная политика в современном обществе.
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Другими словами, образование играло, играет и будет играть важнейшую роль в развитии человечества.
Главной задачей образовательной политики на современном этапе является достижения современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, гумманизации общества, роста культуры - это важная составляющая политики государства, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития.
Три элемента государственной политики.
- Нормативно-правовая политика, как установка границ поведения субъектов образовательного процесса, компетенции.
- Культурно-идеологическая политика, т.е. ориентация общественного сознания, влияющая на выбор решения.
- Финансовая политика – распределение и использование средств.
Тенденции образовательной политики.
- Англо-американская ориентация, рассматривающая образование как личное дело каждого человека; система образования представляет собой индустрию образовательных услуг.
- Германско-русская ориентация, основанная на государственной ответственности за образование: доступность образования всем слоям населения.
Обеспечение управления системой образования должно выстраиваться с учетом общих принципов педагогического управления, прописанных в законодательных актах Российской Федерации.
Приоритетными направлениями в образовательной сфере были провозглашены приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг. На всех уровнях образования внедряются образовательные стандарты с целью обеспечения компетентностного подхода и взаимосвязи фундаментальных знаний и практических умений, что в свою очередь, должно отразиться на системе аттестации работников образовательной сферы.
В 2021 году приняты поправки в закон «Об образовании», которые ограничивают просветительскую деятельность без одобрения государства.
- Законодательство РФ в области образования.
Законодательство Российской Федерации (РФ) в области образования включает в себя:
- Конституция РФ;
- Федеральный закон «Об образовании»;
- Другие законы, принимаемые в соответствии с законом «Об образовании»;
- Нормативные правовые акты РФ (в том числе постановления Правительства)
- Законы и иные правовые акты субъектов РФ в области образования.
В Конституции РФ записано, что
- каждый имеет право на образование;
- гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
- каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении;
- основное общее образование обязательно;
- РФ устанавливает ФГОС, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Закон «Об образовании» принят Государственной Думой 21.12.2012 года и одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г. Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в РФ, основные принципы государственной политики РФ в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
С 01.09.2021 года вступают в силу новые Правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»
Подписан закон о пересмотре порядка разработки федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования. Федеральным законом от 26.05.2021 № 144-ФЗ
Вносятся изменения к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ
Изменение в аттестации педработников, экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля.
- Состояние правового регулирования деятельности олигофренопедагога на современном этапе.
Деятельность олигофренопедагога регламентируется профстандартом педагога-дефектолога (Приказ Минтруда России от 13.03.2023 г «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, обеспечивающей овладение содержанием адаптированной образовательной программы, развитие и формирование личности обучающихся в соответствии с их особыми образовательными потребностями и возможностями психофизического развития; осуществление коррекции, компенсации и профилактики нарушений развития у обучающихся, психолого-педагогической поддержке их родителей (законных представителей)
Профессиональная деятельность:
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений.
Требования к образованию и обучению:
Высшее образование по направления подготовки «Образование и педагогика», «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), высшее образование по специальности «Дефектология», либо высшее образование и дополнительного профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Требования к опыту практической работы:
Требования к опыту практической работы не предъявляются.
Особые условия допуска к работе:
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
Трудовые действия.
- Разработка, корректировка, реализация адаптированных образовательных программ, в том числе специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
- Организация и проведение первичного и углубленного психолого-педагогического обследования обучающегося с целью разработки содержания специальной индивидуальной программы развития или индивидуальной программы коррекционной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
- Организация специальной образовательной среды для обучающихся с интеллектуальными нарушениями с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
- Организация деятельности обучающихся с ОВЗ по освоению содержания адаптированных образовательных программ в формах и условиях, отвечающих их особым образовательным потребностям, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
- Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.
- Проведение логопедический занятий и уроков с обучающимися, предусмотренных адаптированной образовательной программой.
- Отбор и использование программно-методических и учебно-дидактических материалов в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
- Контроль и оценка достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями с офромлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы.
- Основные этические нормы и принципы профессиональной деятельности педагога.
Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог.
Коррекционно-педагогическая работа дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие речи.
К содержанию деятельности специалиста предъявляются обновленные требования, которые включают:
- Постановку целей и определение задач профессиональной деятельности с учетом требований стандарта. Определение задач занятия, обеспечивающих формирование ключевой компетенций (образовательных, личностных, коммуникативных, информационных) учащихся.
- Реализацию в работе с учащимися системно-деятельностного подхода. Авторы концепции стандарта рассматривают деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС, который предполагает:
- Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- Ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий);
- Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.
- Гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
- Использование новых образовательных технологий.
- Необходимость разработки Рабочей программы по коррекционному курсу.
Принципы профессиональной этики педагога-дефектолога.
- Принцип заботливого и уважительного отношения к детям.
- Принцип культуроориентированного воспитания.
- Принцип познания воспитанников.
- Принцип открытости.
- Принцип дружелюбности.
- Принцип доступности.
- Принцип толерантности.
- Принцип культуры доброжелательности.
- Принцип взаимопомощи.
- Предмет психологии, ее задачи и методы. Взаимосвязь в структуре других наук.
Психология – это наука о психике и психических явлениях.
Современная психология – это разветвлённая наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований.
Психология связана чрезвычайно многообразными узами с самыми разными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию, фактически являясь на протяжении нескольких столетий одним из разделов этой науки.
В то же время в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, логикой, языкознанием. Многое связывает психологию и с математикой, биологией, медициной и педагогикой. Еще Пифагор показал значение математики для психологии, а Платон доказывал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психологией.
В 14 веке, после открытий Ч. Дарвина, развития его эволюционной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь этих двух наук еще более упрочилась. Работы Г. Фехнера, Г. Гельмгольца, Ф. Дондерса и других ученых не только дали важнейший материал для психологических исследований, но и послужили основой для становления многих областей психологии – психометрии, дифференциальной психологии, психофизиологии, клинической психологии.
Из-за бурного развития психологической науки каждые 4-5 лет появляются новые направления.
Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
Задачей психологии является исследования психических явлений.
Психология, как и любая наука, имеет свои методы.
Методы научных исследований – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.
Методы разделены на две группы – субъективные и объективные.
Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнение исследователей о тои или ином наблюдаемом явлении или полученной информации.
Самыми первыми методами изучения психологических явлений были наблюдение, самонаблюдение, опрос.
Промежуточное положение между субъективными и объективными методиками – является тест.
Проективные тесты – это объективный метод, т.к. не использует самоотчеты испытуемых.
Другие методы – это беседы, изучение документов, анализ деятельности человека.
