Итоговая аттестация. Ответы на вопросы (часть 1) слушателя курса профессиональной переподготовки учителя-дефектолога

Штыкова Наталья Валерьевна

Ответы на вопросы итоговой аттестации курса профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология (работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития)», помогут лучше подготовиться к экзамену.

Документ состоит из ответов на вопросы:

  1. Образование и образовательная политика в современном обществе.
  2. Законодательство РФ в области образования.
  3. Состояние правового регулирования деятельности олигофренопедагога на современном этапе.
  4.  Основные этические нормы и принципы профессиональной деятельности педагога.
  5. Предмет психологии, ее задачи и методы. Взаимосвязь в структуре других наук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otvety_1-5_voprosy.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Образование и образовательная политика в современном обществе.

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Другими словами, образование играло, играет и будет играть важнейшую роль в развитии человечества.

Главной задачей образовательной политики на современном этапе является достижения современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, гумманизации общества, роста культуры - это важная составляющая политики государства, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития.

Три элемента государственной политики.

  1. Нормативно-правовая политика, как установка границ поведения субъектов образовательного процесса, компетенции.
  2. Культурно-идеологическая политика, т.е. ориентация общественного сознания, влияющая на выбор решения.
  3. Финансовая политика – распределение и использование средств.

Тенденции образовательной политики.

  1. Англо-американская ориентация, рассматривающая образование как личное дело каждого человека; система образования представляет собой индустрию образовательных услуг.
  2. Германско-русская ориентация, основанная на государственной ответственности за образование: доступность образования всем слоям населения.

Обеспечение управления системой образования должно выстраиваться с учетом общих принципов педагогического управления, прописанных в законодательных актах Российской Федерации.

Приоритетными направлениями в образовательной сфере были провозглашены приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг. На всех уровнях образования внедряются образовательные стандарты с целью обеспечения компетентностного подхода и взаимосвязи фундаментальных знаний и практических умений, что в свою очередь, должно отразиться на системе аттестации работников образовательной сферы.

В 2021 году приняты поправки в закон «Об образовании», которые ограничивают просветительскую деятельность без одобрения государства.

  1. Законодательство РФ в области образования.

Законодательство Российской Федерации (РФ) в области образования включает в себя:

  1. Конституция РФ;
  2. Федеральный закон «Об образовании»;
  3. Другие законы, принимаемые в соответствии с законом «Об образовании»;
  4. Нормативные правовые акты РФ (в том числе постановления Правительства)
  5. Законы и иные правовые акты субъектов РФ в области образования.

В Конституции РФ записано, что

- каждый имеет право на образование;

- гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

- каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

- основное общее образование обязательно;

- РФ устанавливает ФГОС, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Закон «Об образовании» принят Государственной Думой 21.12.2012 года и одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г. Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в РФ, основные принципы государственной политики РФ в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

С 01.09.2021 года вступают в силу новые Правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»

Подписан закон о пересмотре порядка разработки федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования. Федеральным законом от 26.05.2021 № 144-ФЗ

Вносятся изменения к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ

Изменение в аттестации педработников, экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля.

  1. Состояние правового регулирования деятельности олигофренопедагога на современном этапе.

Деятельность олигофренопедагога регламентируется профстандартом педагога-дефектолога (Приказ Минтруда России от 13.03.2023 г «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, обеспечивающей овладение содержанием адаптированной образовательной программы, развитие и формирование личности обучающихся в соответствии с их особыми образовательными потребностями и возможностями психофизического развития; осуществление коррекции, компенсации и профилактики нарушений развития у обучающихся, психолого-педагогической поддержке их родителей (законных представителей)

Профессиональная деятельность:

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений.

Требования к образованию и обучению:

Высшее образование по направления подготовки «Образование и педагогика», «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), высшее образование по специальности «Дефектология», либо высшее образование и дополнительного профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Требования к опыту практической работы:

Требования к опыту практической работы не предъявляются.

Особые условия допуска к работе:

К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Трудовые действия.

  1. Разработка, корректировка, реализация адаптированных образовательных программ, в том числе специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
  2. Организация и проведение первичного и углубленного психолого-педагогического обследования обучающегося с целью разработки содержания специальной индивидуальной программы развития или индивидуальной программы коррекционной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
  3. Организация специальной образовательной среды для обучающихся с интеллектуальными нарушениями с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
  4. Организация деятельности обучающихся с ОВЗ по освоению содержания адаптированных образовательных программ в формах и условиях, отвечающих их особым образовательным потребностям, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
  5. Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.
  6. Проведение логопедический занятий и уроков с обучающимися, предусмотренных адаптированной образовательной программой.
  7. Отбор и использование программно-методических и учебно-дидактических материалов в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
  8. Контроль и оценка достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями с офромлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы.

  1. Основные этические нормы и принципы профессиональной деятельности педагога.

Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог.

Коррекционно-педагогическая работа дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие речи.

К содержанию деятельности специалиста предъявляются обновленные требования, которые включают:

  1. Постановку целей и определение задач профессиональной деятельности с учетом требований стандарта. Определение задач занятия, обеспечивающих формирование ключевой компетенций (образовательных, личностных, коммуникативных, информационных) учащихся.
  2. Реализацию в работе с учащимися системно-деятельностного подхода. Авторы концепции стандарта рассматривают деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС, который предполагает:
  • Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • Ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий);
  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.
  • Гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
  1. Использование новых образовательных технологий.
  2. Необходимость разработки Рабочей программы по коррекционному курсу.

Принципы профессиональной этики педагога-дефектолога.

  1. Принцип заботливого и уважительного отношения к детям.
  2. Принцип культуроориентированного воспитания.
  3. Принцип познания воспитанников.
  4. Принцип открытости.
  5. Принцип дружелюбности.
  6. Принцип доступности.
  7. Принцип толерантности.
  8. Принцип культуры доброжелательности.
  9. Принцип взаимопомощи.

  1. Предмет психологии, ее задачи и методы. Взаимосвязь в структуре других наук.

Психология – это наука о психике и психических явлениях.

Современная психология – это разветвлённая наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований.

Психология связана чрезвычайно многообразными узами с самыми разными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию, фактически являясь на протяжении нескольких столетий одним из разделов этой науки.

В то же время в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, логикой, языкознанием. Многое связывает психологию и с математикой, биологией, медициной и педагогикой. Еще Пифагор показал значение математики для психологии, а Платон доказывал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психологией.

В 14 веке, после открытий Ч. Дарвина, развития его эволюционной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь этих двух наук еще более упрочилась. Работы Г. Фехнера, Г. Гельмгольца, Ф. Дондерса и других ученых не только дали важнейший материал для психологических исследований, но и послужили основой для становления многих областей психологии – психометрии, дифференциальной психологии, психофизиологии, клинической психологии.

Из-за бурного развития психологической науки каждые 4-5 лет появляются новые направления.

Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Задачей психологии является исследования психических явлений.

Психология, как и любая наука, имеет свои методы.

Методы научных исследований – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.

Методы разделены на две группы – субъективные и объективные.

Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнение исследователей о тои или ином наблюдаемом явлении или полученной информации.

Самыми первыми методами изучения психологических явлений были наблюдение, самонаблюдение, опрос.

Промежуточное положение между субъективными и объективными методиками – является тест.

Проективные тесты – это объективный метод, т.к. не использует самоотчеты испытуемых.

Другие методы – это беседы, изучение документов, анализ деятельности человека.