методическая разработка урока "Духовные основы семьи"Урок «Духовные основы семьи»

Ирина Михайловна Шумская

Урок «Духовные основы семьи» разработан нами, педагогами  Санкт-Петербургского колледжа информационных технологий, в связи с острой необходимостью общества в возрождении семейных ценностей. Ежегодно составляя социологические характеристики студентов, мы получаем удручающую картину: практически 80% студентов проживают в неполных семьях или семьях, где родители разведены. В нашем колледже обучаются, в основном, юноши и не каждая мать может справиться с проблемами воспитания и обучения подростка. В силу социальной обусловленности проблемы, когда общество ищет различные пути решения к возвращению давно утерянных семейных традиций, семейных династий, не подкрепляя это социальными гарантиями, мы и обратились к духовным русским традициям семьи. Конечно, мы понимаем, что у нас светское образование, что юноши имеют достаточно отдалённое представление о религии, но мы и не ставим перед собой цель склонить всех к вере в бога. Просто на наш взгляд, необходимо помочь подросткам разобраться  в значении таких слов как «любовь», «семья»; научить их анализировать ситуации и делать осознанный выбор. Применение в ходе урока метода мини психотренинга позволяет раскрепостить подростков, учит их проговаривать проблему, а значит формирует определённые коммуникативные навыки, которых им порой очень не хватает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon fotoreportazh_s_uroka_4_aprelya.doc341 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Учебная дисциплина:  обществознание

Преподаватели:            Крестьянинова Надежда Владимировна,

                                       Шумская Ирина Михайловна

Целевая аудитория: 1 курс (11 класс)

Тема: «Духовные основы семьи. Семья – школа любви».

Тип урока: нетрадиционный с элементами исследования, психотренинга.

Время проведения: 2 академических часа.

Межпредметные связи: история, литература.

Оформление урока: результаты исследования, презентации, флеш-ролики, текст песни, домашнее задание.

Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедиа проектор, интернет, гитара, мягкая игрушка.

Цели урока:

  1. Опираясь на ранее полученные знания исследовать понятия «идеальная семья» и «любовь» методом «контент-анализа».
  2. Познакомить с исторической личностью: Святая блаженная Ксения Петербургская.
  3. Формирование коммуникативных компетенций методом психотренинга.

План урока:

  1. Представление темы урока. Организационный момент.
  2. 1 этап: вызов. Видео ролик «Что такое любовь». Обсуждение.

2 этап: актуализация. Знакомство с личностью Св. блаженной Ксении Петербургской. Видео ролик.

           Историческая справка о явлении «юродства».

  1. Презентация итогов анкетирования понятия «любовь».
  2. Рефлексия. Мини психотренинг.
  3. Заключение. Оценки. Домашнее задание.

Ход урока

№ п/п

Время в минутах

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

2

Организационный момент. Постановка цели урока. Говорит о семье, функции и роли в жизни человека; о том, что основой семьи является любовь. Предлагает посмотреть ролик.

Рассаживаются в полукруг.

2

5

Просмотр  ролика «Что такое любовь?» (№ 2) Задаёт вопросы:

  1. Что показалось знакомым?
  2. Какие чувства вызвало?
  3. Какие мысли транслирует фильм?

Ответы на вопросы по фильму. Свои варианты понятия  «любовь»

3

5

Знакомит студентов с результатами контент-анализа   работ студентов группы «Идеальная семья» (мини сочинений) и анкеты «Любовь»: презентация студента Важнова П. «Контент-анализ»

Несколько комментариев по презентации

4

10

Анализ представленного материала вместе с группой студентов:

  1. Что говорят цифры?
  2. Какой вывод можно сделать?

 Любовь – чувство, привлекающее внимание всегда. Оно загадочное, волнующее и проявления его весьма разнообразны.

Как пример другого подхода – «Греческая классификация». Презентация студентки Потаповой С.

Классификация любого рода- неполна, потому что любовь едина, вбирает в себя все стороны человеческой личности. Начинается всё с любви к маме, потом в этот круг входят все остальные родственники. В течение жизни круг любимых людей расширяется, и всех мы любим по-разному.

Мы сейчас обратимся к словам о любви, которые, на наш взгляд, являются наиболее полными. (На экране цитата из Евангелия.)

Вывод студентов: более всего на свете мы хотим любви и того, что с ней связано: поддержки, мира, гармонии.

Просмотр презентации. Отвечают на вопрос: какой тип любви вы считаете самым достойным, привлекательным?

5

7

Озвучивает цитату, задаёт вопросы:

Как можно назвать такую любовь?

Может ли простой человек любить так?

(Подвести к понятию «идеальная любовь»)

Такая любовь была свойственна тем, кого называют святыми. И одна из них - Святая блаженная Ксения Петербургская.

Отвечают на вопросы.

Такая любовь идеальна и редкий человек может любить так.

6

3

Оказалось, что не всем здесь присутствующим эта святая знакома. Таблица с результатами опроса по личности Св. блаженной Ксении петербургской.

Христианская любовь - самый высокий в духовном смысле подвиг.

Просмотр презентации  студента Важнова П. по результатам опроса.

7

13

Просмотр видео ролика о Св. блаженной Ксении Петербургской.

Пояснения преподавателя о подвиге юродства.

Говорит о том, что желание любви есть у всех людей. Но есть разница между «любовью-чувством» и «любовью-отношением». Примеры: родительская любовь, любовь к брату/сестре и т.п.

Мы с вами очень плодотворно поработали, устали, продолжим после перерыва.

Вопросы по ролику:

  1. Чем отличается любовь Ксении от привычных нам образцов?
  2. Чем это объясняется?

5

ПЕРЕРЫВ

8

13

В нашей традиции скорее принято скрывать то хорошее, что мы чувствуем к другому человеку.

Часто ли вы говорите о своих чувствах близким людям?

Считаете ли вы возможным объяснение с помощью стихов?

 Сейчас мы попробуем сделать первый шаг – проявить свои добрые чувства и внимание к своим одногруппникам, и сказать об этом.

Отвечают на вопросы, читают стихи.

Нечипоренко Роман читает  стихотворение собственного сочинения.

8

15

Работа в кругу. Упражнение «Продолжить фразу»

  1. «Мне в тебе нравится…»
  2. «У тебя хорошо получается…»
  3. Я тебе благодарен за то, что ты…»
  4. Мысленно скажите тому, кому не решались «Я тебя люблю»  

Замыкают круг.

Говорят соседу первые две фразы поочерёдно,  друг за другом

Третью фразу – по желанию.( с помощью мягкой игрушки).

9

2

Исполняется песня Булата Окуджавы «Пожелание друзьям»

10

5

Подведение итогов

Высказывание студентов о тренинге: что было сложного, понравилось-не понравилось.

Благодарят друг друга за сотрудничество. Круг размыкается.

11

5

Оценка деятельности студентов. Домашнее задание. Просмотр отрывка из м/ф «Три богатыря и Шамаханская царица»

Смотрят м/ф.

Благодарят педагогов за урок, прощаются.



Предварительный просмотр:

Группа 101 во время урока 04.04.2011.

Каверин Александр – техническое сопровождение урока.

Обсуждение открытых уроков.

Ответы на вопросы.