методическая разработка урока "Духовные основы семьи"Урок «Духовные основы семьи»
Урок «Духовные основы семьи» разработан нами, педагогами Санкт-Петербургского колледжа информационных технологий, в связи с острой необходимостью общества в возрождении семейных ценностей. Ежегодно составляя социологические характеристики студентов, мы получаем удручающую картину: практически 80% студентов проживают в неполных семьях или семьях, где родители разведены. В нашем колледже обучаются, в основном, юноши и не каждая мать может справиться с проблемами воспитания и обучения подростка. В силу социальной обусловленности проблемы, когда общество ищет различные пути решения к возвращению давно утерянных семейных традиций, семейных династий, не подкрепляя это социальными гарантиями, мы и обратились к духовным русским традициям семьи. Конечно, мы понимаем, что у нас светское образование, что юноши имеют достаточно отдалённое представление о религии, но мы и не ставим перед собой цель склонить всех к вере в бога. Просто на наш взгляд, необходимо помочь подросткам разобраться в значении таких слов как «любовь», «семья»; научить их анализировать ситуации и делать осознанный выбор. Применение в ходе урока метода мини психотренинга позволяет раскрепостить подростков, учит их проговаривать проблему, а значит формирует определённые коммуникативные навыки, которых им порой очень не хватает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.5 КБ |
![]() | 341 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Учебная дисциплина: обществознание
Преподаватели: Крестьянинова Надежда Владимировна,
Шумская Ирина Михайловна
Целевая аудитория: 1 курс (11 класс)
Тема: «Духовные основы семьи. Семья – школа любви».
Тип урока: нетрадиционный с элементами исследования, психотренинга.
Время проведения: 2 академических часа.
Межпредметные связи: история, литература.
Оформление урока: результаты исследования, презентации, флеш-ролики, текст песни, домашнее задание.
Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедиа проектор, интернет, гитара, мягкая игрушка.
Цели урока:
- Опираясь на ранее полученные знания исследовать понятия «идеальная семья» и «любовь» методом «контент-анализа».
- Познакомить с исторической личностью: Святая блаженная Ксения Петербургская.
- Формирование коммуникативных компетенций методом психотренинга.
План урока:
- Представление темы урока. Организационный момент.
- 1 этап: вызов. Видео ролик «Что такое любовь». Обсуждение.
2 этап: актуализация. Знакомство с личностью Св. блаженной Ксении Петербургской. Видео ролик.
Историческая справка о явлении «юродства».
- Презентация итогов анкетирования понятия «любовь».
- Рефлексия. Мини психотренинг.
- Заключение. Оценки. Домашнее задание.
Ход урока
№ п/п | Время в минутах | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1 | 2 | Организационный момент. Постановка цели урока. Говорит о семье, функции и роли в жизни человека; о том, что основой семьи является любовь. Предлагает посмотреть ролик. | Рассаживаются в полукруг. |
2 | 5 | Просмотр ролика «Что такое любовь?» (№ 2) Задаёт вопросы:
| Ответы на вопросы по фильму. Свои варианты понятия «любовь» |
3 | 5 | Знакомит студентов с результатами контент-анализа работ студентов группы «Идеальная семья» (мини сочинений) и анкеты «Любовь»: презентация студента Важнова П. «Контент-анализ» | Несколько комментариев по презентации |
4 | 10 | Анализ представленного материала вместе с группой студентов:
Любовь – чувство, привлекающее внимание всегда. Оно загадочное, волнующее и проявления его весьма разнообразны. Как пример другого подхода – «Греческая классификация». Презентация студентки Потаповой С. Классификация любого рода- неполна, потому что любовь едина, вбирает в себя все стороны человеческой личности. Начинается всё с любви к маме, потом в этот круг входят все остальные родственники. В течение жизни круг любимых людей расширяется, и всех мы любим по-разному. Мы сейчас обратимся к словам о любви, которые, на наш взгляд, являются наиболее полными. (На экране цитата из Евангелия.) | Вывод студентов: более всего на свете мы хотим любви и того, что с ней связано: поддержки, мира, гармонии. Просмотр презентации. Отвечают на вопрос: какой тип любви вы считаете самым достойным, привлекательным? |
5 | 7 | Озвучивает цитату, задаёт вопросы: Как можно назвать такую любовь? Может ли простой человек любить так? (Подвести к понятию «идеальная любовь») Такая любовь была свойственна тем, кого называют святыми. И одна из них - Святая блаженная Ксения Петербургская. | Отвечают на вопросы. Такая любовь идеальна и редкий человек может любить так. |
6 | 3 | Оказалось, что не всем здесь присутствующим эта святая знакома. Таблица с результатами опроса по личности Св. блаженной Ксении петербургской. Христианская любовь - самый высокий в духовном смысле подвиг. | Просмотр презентации студента Важнова П. по результатам опроса. |
7 | 13 | Просмотр видео ролика о Св. блаженной Ксении Петербургской. Пояснения преподавателя о подвиге юродства. Говорит о том, что желание любви есть у всех людей. Но есть разница между «любовью-чувством» и «любовью-отношением». Примеры: родительская любовь, любовь к брату/сестре и т.п. Мы с вами очень плодотворно поработали, устали, продолжим после перерыва. | Вопросы по ролику:
|
5 | ПЕРЕРЫВ | ||
8 | 13 | В нашей традиции скорее принято скрывать то хорошее, что мы чувствуем к другому человеку. Часто ли вы говорите о своих чувствах близким людям? Считаете ли вы возможным объяснение с помощью стихов? Сейчас мы попробуем сделать первый шаг – проявить свои добрые чувства и внимание к своим одногруппникам, и сказать об этом. | Отвечают на вопросы, читают стихи. Нечипоренко Роман читает стихотворение собственного сочинения. |
8 | 15 | Работа в кругу. Упражнение «Продолжить фразу»
| Замыкают круг. Говорят соседу первые две фразы поочерёдно, друг за другом Третью фразу – по желанию.( с помощью мягкой игрушки). |
9 | 2 | Исполняется песня Булата Окуджавы «Пожелание друзьям» | |
10 | 5 | Подведение итогов | Высказывание студентов о тренинге: что было сложного, понравилось-не понравилось. Благодарят друг друга за сотрудничество. Круг размыкается. |
11 | 5 | Оценка деятельности студентов. Домашнее задание. Просмотр отрывка из м/ф «Три богатыря и Шамаханская царица» | Смотрят м/ф. Благодарят педагогов за урок, прощаются. |
Предварительный просмотр:
Группа 101 во время урока 04.04.2011.
Каверин Александр – техническое сопровождение урока.
Обсуждение открытых уроков.
Ответы на вопросы.