Вопросы комплектования, организация и использование библиотечного фонда школьной библиотеки

Статья к дипломной работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы комплектования, организация и использование библиотечного фонда школьной библиотеки

 В нашей стране уделяется большое внимание библиотечному обслуживанию. Главным источником удовлетворения информационных потребностей является библиотечный фонд. Он является источником информации по всем отраслям знаний и областям человеческой деятельности. В библиотечный фонд собираются документы, адаптированные для восприятия читателей. Поэтому фонд библиотеки комплектуется художественной литературой, научно-популярными изданиями, предназначенными для нравственного, эстетического воспитания, организации досуга пользователей.

Библиотечный фонд для детей – уникальное явление, так как помимо собственно детских библиотек, он собирается в публичных массовых библиотеках, научных и специальных. В России сегодня действует 4,4 тыс. детских библиотек. Самостоятельных библиотек, имеющих статус юридического  лица, совсем немного – чуть более 120 библиотек. Остальные же детские библиотеки входят в централизованные библиотечные системы городского и районного уровня. Они не имеют статуса самостоятельной библиотеки, являясь, по сути, филиалами центральных библиотек. Большая часть детских библиотек собственно библиотеками не являются. Они – структурные подразделения централизованных библиотечных систем, то есть, к сожалению, не имеют никакой свободы в политике комплектования, контроля за поступлением ресурсов и целиком зависят от уровня понимания директором системы проблем детства.

Школьники сейчас составляют самую многочисленную читательскую группу. Фонды наиболее крупных детских библиотек насчитывают сотни тысяч томов. Для детей в нашей стране ежегодно издается до двух с половиной тысяч книг, десятки журналов и газет, выпускаются сотни мультимедиадокументов.

Фонды школьных библиотек имеют много общего с фондами детских библиотек. Их объединяют контингент читателей и цели воспитательной работы. Однако детская библиотека является органической частью школы; своими фондами она выполняет по преимуществу учебно-вспомогательную функцию, помогая учащимся в освоении основ наук, предлагая им широкий выбор книг в помощь учебной программе и внепрограммному чтению, а преподавательскому коллективу - справочно-информационной, учебно-методической и научно-педагогической литературой.

Школьная библиотека на протяжении учебного года координирует информационную работу читателей, выполняет основные информационные функции образовательного процесса:

  • Образовательная  -  читатели обеспечиваются учебной и методической литературой из фонда библиотеки; имеют максимальный доступ к информации, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов библиотеки на различных носителях.
  • Развивающая - по мере поступления формируется информационный фонд (СБА), подбирается дополнительная литература по индивидуальным запросам читателей.
  • Воспитательная - формируется библиотечная среда, ориентированная на воспитание культурного и гражданского самосознания, оказывается помощь в развитии творческого потенциала учащихся при проведении внеклассных мероприятий.
  • Информационная - на абонементе и в читальном зале предоставляется справочная литература, проводятся обзоры новых поступлений на классных часах и внеклассных мероприятиях, составляются рекомендательные списки литературы по новым поступлениям; предоставляются услуги на основе внедрения информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.

Цель работы школьной библиотеки - способствование реализации основных направлений работы школы на протяжении учебного года и развитие одаренности личности для ее самоопределения с опорой на социально-педагогические возможности дополнительного образования. Фонды школьных библиотек предназначены для удовлетворения самых разнообразных интересов детей (начиная с дошкольников и кончая учащимися восьмых классов), а также учителей и родителей.

Колоссальный потенциал знаний, заключенных в библиотечных фондах, играет важную роль в обеспечении информационной жизни общества, в подготовке юного человека к взрослой жизни.

    Школьные библиотеки испытывают большие трудности с комплектованием. Новые книги поступают не систематически, в ограниченном ассортименте и в небольшом количестве. Образовательные учреждения не могут заказывать именно ту литературу, которая им необходима.  Остро недостает новых справочных, энциклопедических изданий, научно-популярной литературы для учащихся, педагогической литературы для учителей.

    Фонды современной библиотеки образовательных учреждений - это не только традиционная печатная продукция, но и нетрадиционные виды документов. Школьные библиотеки имеют электронные носители информации. Используются возможности локальных и глобальных компьютерных сетей.

   Библиотеки образовательных учреждений располагают, как правило, основными учебниками из Федерального перечня, что ограничивает выбор учителей и учащихся, затрудняет реализацию вариативных учебных программ, элективных курсов. Деятельность школьных библиотек по использованию учебных фондов наиболее эффективна: библиотечным обслуживанием охвачен весь контингент учащихся и педагогов. Библиотеки контролируют процесс работы с учебниками. Выдача учебников производится в конце августа, а сбор-в конце мая. Школьные библиотекари отчитываются об обеспеченности учебниками перед Управлением образования города.

  Дефицит детской литературы в школьных библиотеках на самом деле – значительная проблема, которую отмечают  многие. Например, нехватка программных художественных произведений для учащихся старших классов. Работать без опоры на текст на уроках сложно. Комплектование книжных фондов школьных библиотек выглядит плачевно. В большинстве регионов, согласно многим исследованиям, школьные библиотеки комплектуются крайне плохо, если комплектуются вообще.

    Большинство социологов, проводящих исследования по детскому чтению, отмечают, что для многих учащихся школьная библиотека является первой и зачастую единственной в жизни. Все их чтение за пределами домашних библиотек, особенно в 1–4-м классах, проходит в школьных библиотеках. Именно поэтому так важно решить проблему комплектования школьных библиотек внепрограммной литературой.

     Многие школьные библиотеки, понимая важность комплектования фондов современной детской литературой, изыскивают возможности покупки книг из внебюджетных источников. Подарок школьной библиотеке от учеников и их родителей, гостей школы, авторов и издателей. Если работа с родителями и детьми с целью получения книг в подарок не носит характера прямых поборов то она может не только приносить школе хорошие книги, но и иметь важный воспитательный эффект. Очень остроумно решена проблема подарков школьной библиотеке в МБОУ СОШ№ 16 г. Белгорода. В конце года в школьной библиотеке проводится акция «Подари книгу школьной библиотеке». В акции участвую учащиеся, родители и учителя. Книги приходуются по правилам оформления даров, ставятся на баланс библиотеки, заносятся в каталоги и, прежде чем найти свое место в фонде, обязательно оказываются на выставке книг-подарков. Директор и администрация школы ориентируют выпускников на то, что лучший подарок школе – книги в библиотеку.

   Еще одно решение пополнения фонда библиотеки-это сбор макулатуры. Этот путь не очень популярен по ряду причин, хотя представляется весьма перспективным при хорошей разработке. Как правило, из этих доходов складываются очень небольшие суммы и, соответственно, маленькое поступление новых книг. В большинстве подобных случаев библиотека едва лишь покрывает острый дефицит справочных изданий или выписывает несколько периодических изданий для детей, исходя из тех соображений, что детская периодика получается дешевле, чем новые детские книги, если иметь в виду соотношение «цена–количество». Конечно, таким способом пополнить фонд сложно, но всё-таки что-то новенькое купить можно. Почти весь фонд детских журналов в библиотеке МБОУ СОШ № 16 был получен как раз таким путём (минимум - 110 экз).

Плюсы такой практики очевидны. Во-первых, появляются новые книги в библиотеке при отсутствии денег на комплектование. И во-вторых, велико воспитательное значение: факт личного подарка школе повышает и самооценку и интерес к библиотеке. Но все-таки существует процент «подарков» в виде устаревших или неподходящих для школьной библиотеки книг. Это создает нравственные проблемы библиотекарям и учителям. Нельзя обязать что-то дарить, но и не этично выбросить детский подарок. Ребенок порой не понимает, что родители предложили подарить явно негодную книгу. Впрочем, это проблема, как уже сказано выше, легче всего решается, если делать из традиции подарков праздник, а не обязательные поборы.

   Что же касается фонда учебников, то между школами города, происходит обмен, выдача во временное пользование. Этот способ пополнения бесплатного фонда учебников весьма распространен. Обмен учебниками, как правило, лишь частично снимает проблему дефицита учебников. Бывает, что какой-либо учебник является дефицитным или наоборот – школе недостает экземпляров учебника, который и был  только в её фонде, и получить его в обмен или взаймы невозможно. Тем не менее, какую-то часть проблемы таким путем удается решить. Но, возникает проблема транспортировки книг, и если школе не удается найти машину, то эти поездки ложатся на плечи библиотекарей.

 Наше представление о фондах библиотеки, которые сегодня должны включать в себя (кроме привычных печатных ресурсов) электронные книги, аудиокниги, открытое программное обеспечение, потоковые мультимедиа, диски, цифровое видео и многое другое расширяется.

Мы находимся сейчас в переходном периоде, когда в библиотеках сохраняется большой фонд печатных изданий и постепенно формируется фонд на цифровых носителях.

    Формирование библиотечных фондов - непрерывный процесс. Однажды начавшись, оно не прекращается до тех пор, пока существует библиотека.

Зав. библиотекой МБОУ СОШ № 16        Шаталова И.Г.