Технологии социально-педагогической поддержки одаренного ребенка

Стрелкова Яна Николаевна

Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.

Проблематика: затруднение развития человеческого капитала связано с невозможностью реализации одаренности ввиду ряда неблагоприятных факторов, таких как - трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды.

Целевая аудитория: молодежь и подростки 16-20 лет

Цели и задачи проекта:

  • выявить одаренности подростка, которые благоприятно содействуют развитию человеческого капитала;
  • предоставить возможности для реализации потенциальных одаренностей в актуальные, скрытых - в явные;
  • выпустить по окончанию обучения уверенного, профориентированного, заинтересованного, инициативного и эрудированного в профессиональном плане выпускника.

 

В связи с необходимостью практического применения данной проблематики рассмотрим ее на примере одного из обучающихся среднего специального учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon proekt_ya.n._strelkova.pdf2.11 МБ
Файл proekt_ya.n._strelkova.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Разработка проекта для развития человеческого капитала

«Технологии социально-педагогической поддержки

одаренного ребенка»

Автор: Стрелкова Яна Николаевна, 27 лет

СПб ГБП ОУ «Ижорский политехнический лицей»

Санкт-Петербург

2018

Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.

Проблематика: затруднение развития человеческого капитала связано с невозможностью реализации одаренности ввиду ряда неблагоприятных факторов, таких как - трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды.

Целевая аудитория: молодежь и подростки 16-20 лет

Цели и задачи проекта:

  • выявить одаренности подростка, которые благоприятно содействуют развитию человеческого капитала;
  • предоставить возможности для реализации потенциальных одаренностей в актуальные, скрытых - в явные;
  • выпустить по окончанию обучения уверенного, профориентированного, заинтересованного, инициативного и эрудированного в профессиональном плане выпускника.

В связи с необходимостью практического применения данной проблематики рассмотрим ее на примере одного из обучающихся среднего специального учреждения.

  1. Сведения о подростке, социальной ситуации развития, проявлениях одаренности

Обучающийся N, 17 лет, семья полноценная.

Одаренность: имеет потенциальную познавательную одаренность. И явную художественно-эстетическую в сценическом искусстве.

Образовательная организация: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Ижорский политехнический лицей", 2 курс.

  1. Трудности социализации

В семье: родители обучающегося не принимают участия особого в его образовательном процессе, разрешают многие решения принимать самостоятельно.

В образовательном учреждении: объект испытывает потерю интереса, непонимание цели современного образования, смысла развития своей одаренности, что приводит к отсутствию мотивации, интереса к образовательной деятельности, лени.

3. Социальная ситуация

Наш объект исследования, находится в непростом возрастном периоде – юношестве. А ведь это начало установления подлинной социально-психологической независимости во всех сферах, включая материальное и финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках, осознание противоречий в жизни. Период юности — это период самоопределения (социального, личностного, профессионального, духовно-практического), а это главная задача данного периода. И обучающийся в полной мере проживает все «прелести» юношеского периода, и кризиса 17 лет. В связи с чем, испытывает потерю мотивации, чувство неопределенности, частую смену ориентиров, перемену настроения и частую апатию, уход из реального мира в фантазийный – телевизионные сериалы, компьютерные игры. Юноша полностью социализирован, у него сложились отличные отношения в классном коллективе. Он быстро, буквально на лету, схватывает любые темы, разной сложности, и по всем предметам. Но при условии его заинтересованности к ним.  Молодой человек считает, что учебный процесс 2 курса направлен только на сдачу итоговых экзаменов, и весь состоит из одних повторений материала. Что, по мнению обучающего, не дает возможности ученикам по-настоящему углубиться в изучение интересующих их предметов. От чего теряет интерес и познавательную активность к предмету образовательной программы. Юноша принимал участие в различных конкурсах, и занимал призовые места. Но у объекта наблюдается полное отсутствие мотивации и заинтересованности в том, чтобы проявить усилия и раскрыть свой потенциал. Его познавательный интерес и явные артистические данные не получают должной поддержки и развития, как в лицее, ввиду отсутствия мотивации, так и дома, со стороны родителей. Так как семья обучающегося относится к его способностям, как к чему-то посредственному, само собой разумеющемуся.  На основе собранных данных, мы предлагаем следующие мероприятия социально-педагогической поддержки одаренности нашего объекта исследования.

Прилагаемый план взаимодействия по решению проблемы распространяется на 1 учебный год. В дальнейшем необходимо продолжение работы с подростком, всяческое стимулирование его активности, и в общем с молодежным социумом для развития человеческого капитала в рамках обучения востребованным рабочим специальностям.

«Для педагогической поддержки важно, чтобы в решении собственной проблемы ребенок мог проявить себя максимально самостоятельно. Педагог не действует за ребенка, не подменяет его действия в поиске и выборе приемлемого варианта решения, направляя свои усилия на создание условий, при которых ребенку хотелось бы пробовать свои силы в решении проблемы. В педагогической поддержке проблема принципиально рассматривается как ситуация открытых возможностей: для ребенка — стать успешным настолько, насколько он сможет сам, для педагога — оказать поддержку возможностям ребенка и создать условия для их развития с учетом реальных перспектив».


Щербинина О. С., Макарова Л. Ф. Социально-педагогическая поддержка одаренных детей 


План «Социально-педагогической поддержки одаренного ребенка»

Название мероприятия

Форма реализации

Цель

Предполагаемый результат

Сроки

1.

Совместная практическая деятельность ребенка с родителями

Проектная деятельность дома

Вовлечение родителей в учебный процесс ребенка

Родители лучше узнают об успехах своего ребенка, о его одаренности

В течение учебного года

2.

Проф. ориентация учащихся

Семинары с представителями различных ВУЗов

Пробудить интерес и желание к образовательной деятельности и к учреждениям высшего образования, показать альтернативные варианты дальнейшего развития

У молодого человека появится осознание того, что может ждать его в будущем. Придет понимание важности профессионального образования.

Появится интерес к определенному образовательному учреждению

Март-май

3.

Экскурсии на предприятия

Экскурсия

Ознакомление с многообразием профессий

У юноши будет более расширенное представление о специфики различных профессий, что поможет ему быстрее самоопределиться. Проснется интерес к определенной профессии

Раз в месяц

4.

Битва за путевку на Всероссийские и международные форумы

Конкурс работ, проектов по различным областям знаний

Вызвать познавательный интерес, желание учиться, развиваться в системе школьных предметов, показать, что все старания и усилия не напрасны и к чему-то ведут

Ребенок заинтересован получить приз, активно принимает участие в конкурсе, благодаря чему активизируется во время занятий и проявляет инициативу, познавательную активность

По представлению информации и положений о конкурсах

5.

Алло, мы ищем таланты

Участие в городских и междугородных олимпиадах, конкурсах, фестивалях

Показать безграничные возможности современной жизни, вызвать интерес к обучению, дать возможности проявить себя

Одаренный ребенок проявит себя, сможет показать себе и всем на что, он способен. Станет увереннее в своих силах и желаниях. Могут появиться новые увлечения, знакомства

В течение учебного года

и план реализации данной проблемы в рамках проекта

~  ~