Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Метрология и стандартизация для спец. 19.02.04 Технология сахаристых продуктов

Трунова Анастасия Сергеевна

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Метрология и стандартизация для специальности 19.02.04 Технология сахаристых продуктов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.07_ms_19.02.04.docx58.24 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Краснодарского края

«Краснодарский технический колледж»

(ГБПОУ КК КТК)

 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

ОП.07 МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ

для специальности

19.02.04 Технология сахаристых продуктов

          (код и наименование специальности)

2017

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебно-методической работе

_______________  И.Р. Мутьева

«____» __________ 20____ г.

 

ОДОБРЕНО

на заседании педагогического совета колледжа

Протокол от «___»  _____  20____ г. № ____

Секретарь _____________ Н.В. Ищенко

РАССМОТРЕНО

на заседании цикловой комиссии

спец. 19.02.04

Протокол от «___» ___ 20__ г. №___

Председатель  _______ Т.В.Науменко

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский технический колледж» (ГБПОУ КК КТК)

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Метрология и стандартизация является частью основной профессиональной образовательной программы, разработана на основе федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 19.02.04 Технология сахаристых продуктов, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014 г. № 374, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации (рег.№32895 от 27 июня 2014 г.). Специальность входит в состав укрупненной группы специальностей (УГС) 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.

Разработчик:

Трунова А.С., преподаватель ГБПОУ КК КТК

(подпись)


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5

7

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

            12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07 МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ

1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Метрология и стандартизация является частью основной профессиональной образовательной программы, разработана на основе федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 19.02.04 Технология сахаристых продуктов, входит в состав укрупненной группы специальностей (УГС) 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.

1.2 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины

Цель дисциплины – способствовать формированию общих и профессиональных компетенций (ПК 1.1-ПК 1.7, 2.1-2.4, 3.1-3.3, 4.1-4.5, 5.1-5.5; ОК 1-9).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • применять требования нормативных правовых актов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
  • оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
  • использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
  • приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими
    стандартами и международной системой единиц СИ;
  • рассчитывать погрешность средств измерений;
  • выполнять работы с помощью эталонов;
  • отрабатывать полученные данный;
  • анализировать полученные результаты;
  • уметь работать на контрольно-измерительных приборах.

знать:

  • основные понятия метрологии;
  • задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
  • формы подтверждения соответствия;
  • основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-
    методических стандартов;
  • терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими
    стандартами и международной системой единиц СИ;
  • устройство и принцип действия контрольно-измерительных приборов;
  • государственные стандарты;
  • технические условия на сырьё.

1.3 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

      максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 часов.

2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности техника-эколога, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1  

Принимать и хранить свекловичное сырье.

ПК 1.2

Обеспечивать работоспособность оборудования для получения свекловичного сахара

ПК 1.3

Устанавливать и контролировать режимы ведения технологических процессов предварительной обработки свекловичного сырья.

ПК 1.4

Устанавливать и контролировать режимы ведения технологических процессов получения диффузного сока.

ПК 1.5

Устанавливать и контролировать режимы ведения технологических процессов дефекосатурации.

ПК 1.6

Устанавливать и контролировать режимы ведения технологических процессов варки утфелей и кристаллизации сахара.

ПК 1.7

Устанавливать и контролировать режимы ведения технологических процессов сушки и упаковки сахара.

ПК 2.1

Обеспечивать работоспособность оборудования для производства различных видов рафинированного сахара.

ПК 2.2

Устанавливать и контролировать режимы ведения технологических процессов производства рафинированного сахара-песка и сахарозы для шампанского.

ПК 2.3

Устанавливать и контролировать режимы ведения технологических процессов производства кускового сахара-рафинада.

ПК 2.4

Устанавливать и контролировать режимы ведения технологических процессов производства рафинадной пудры.

ПК 3.1

Обеспечивать работоспособность оборудования для производства крахмала.

ПК 3.2

Устанавливать и контролировать режимы ведения технологических процессов производства картофельного крахмала.

ПК 3.3

Устанавливать и контролировать режимы ведения технологических процессов производства кукурузного крахмала, кукурузных кормов и кукурузного масла.

ПК 4.1  

 Предоставлять информацию о результатах экологического мониторинга в виде таблиц, диаграмм и геокарт.

ПК 4.2

Проводить оценку экономического ущерба и рисков для природной среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий, платы за пользование природными ресурсами.

ПК 4.3

Проводить сбор и систематизацию данных для экологической экспертизы и экологического аудита.

ПК 4.4

Устанавливать и контролировать режимы ведения технологических процессов производства глюкозно-фруктозных сиропов.

ПК 4.5

Устанавливать и контролировать режимы ведения технологических процессов кристаллизации глюкозы.

ПК 5.1  

Участвовать в планировании основных показателей производства.

ПК 5.2

Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 5.3

Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 5.4

Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 5.5

Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

 Принимать решения в стандартных   и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии   в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

   3.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)  

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  

60

В том числе:

   Теоретические занятия  

34

    Практические занятия  

26

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

В том числе:

Подготовка рефератов, докладов

Работа с программным обеспечением

Оформление практических заданий

Выполнение индивидуальных расчетных заданий

30

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


Cодержание учебной дисциплины ОП.07 Метрология и стандартизация

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Этапы развития и основные понятия метрологии, стандартизации и сертификации.

Повышение качества пищевой продукции на основе стандартизации, метрологии и сертификации.

2

2

Раздел 1.

Основы стандартизации

Тема 1.1

Основные понятия в области стандартизации

Содержание

2

2

Определение, цель и задачи стандартизации.

Аспекты, области и уровни стандартизации.

Тема 1.2

Методологические основы стандартизации

Содержание

2

2

Виды и методы стандартов, международные стандарты ИСО.

Нормативные документы по стандартизации.

Основные положения систем общетехнических и организационно-методических стандартов.

Практические занятия

2

Практическое занятие № 1. Привести несистемные величины измерений в соответствие со стандартами. Проанализировать полученные данные.

Тема 1.3

Сущность стандартизации

Содержание

2

2

Объекты стандартизации и их классификация.

Государственная система стандартизации Российской Федерации. Структура государственных стандартов.

Тема 1.4

Средства стандартизации

Содержание

2

2

Стадии разработки государственных стандартов, отраслевых, стандартов предприятий.

Общероссийские классификаторы: ОКП; ОКПО; ОКУН; ОКДП и т.д.

Тема 1.5

Принципы стандартизации

Содержание

4

2

Классификация пищевых предприятий.

СанПиНы, СНиПы, ГОСТы, применяемые на пищевых предприятиях.

Стандарты на методы оценки качества пищевых продуктов.

Система разработки и постановки новой продукции на производство.

Практические занятия

8

Практическое занятие № 2. Анализ структур использования документации систем качества.

Практическое занятие № 3. Оценить качество пищевых продуктов в соответствии со стандартами на методы оценки. Отрабатывать полученные данные.

Практическое занятие № 4. Изучение правовой основы технического регулирования и решение ситуационных задач.

Практическое занятие № 5. Оформить техническую документацию на некоторые виды продукции (услуг) и процессов.

Раздел 2.

Основы метрологии

Тема 2.1

Основные положения в области метрологии

Содержание

2

2

Этапы развития и основные понятия метрологии.

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ).

Роль метрологии в формировании качества продукции.

Органы и службы контроля и надзора.

Практические занятия

2

Практическое занятие № 6. Выполнить замеры основных, дополнительных, производных величин объекта метрологии. Отработать полученные данные.

Тема 2.2

Объекты и субъекты метрологии

Содержание

4

2

Объекты метрологии: физические и нефизические величины.

Характеристики физических величин: размер, размерность.

Субъекты метрологии: государственная метрологическая служба, метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц, метрологические организации.

Тема 2.3

Основы теории измерений

Содержание

2

2

Основы теории измерений.    

Виды и методы измерений.

Погрешности измерений.

Практические занятия

2

Практическое занятие № 7. Рассчитать погрешность средств измерений.

Тема 2.4

Средства и методы измерений

Содержание

4

2

Весоизмерительная техника и приборы.

Приборы для определения концентрации сахарозы (сахариметры, ареометры).

Приборы для определения окраса сахара (фотоколориметры).

Приборы для определения влажности продукта (влагоанализаторы).

Приборы для определения количества СВ в соке (рефрактометр).

Практические занятия

2

Практическое занятие № 8. Проведение измерений с помощью мер и весов, применяемых на пищевых предприятиях. Уметь работать на контрольно-измерительных приборах.

Тема 2.5.

Государственный метрологический контроль и надзор

Содержание

2

2

Объекты Государственного метрологического контроля и надзора.

Метрологическая экспертиза. Сертификация средств измерений.

Практические занятия

4

Практическое занятие № 9. Выполнить работы с помощью эталонов.

Практическое занятие № 10. Перевод национальных не метрических единиц измерения.

Раздел 3.

Подтверждение качества

Тема 3.1

Системы качества

Содержание

2

2

Стандарты ИСО серии 9000. Знаки соответствия.

Практические занятия

2

Практическое занятие № 11. Анализ пригодности стандартов на пищевые продукты для целей добровольной сертификации. Проанализировать полученные данные.

Тема 3.2

Показатель качества продукции

Содержание

2

2

Показатель качества продукции.

Классификация и номенклатура показателей качества.

Методы оценки уровня качества однородной продукции. 

Практическое занятие

2

Практическое занятие № 12. Испытания и контроль продукции. Системы качества. Проанализировать полученные данные.

Тема 3.3

Системы сертификации

Содержание

2

2

Основные определения сертификации. Цели, объекты и системы сертификации.  

Порядок и правила сертификации.

Практическое занятие

2

Практическое занятие № 13. Изучение порядка проведения сертификации пищевых производств и правил заполнения бланков сертификата.

                                                                                                                                                                                     Итого:

60

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов учебных занятий, учебной и специальной литературы.

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.

Подготовка рефератов, докладов.

30

                                                                                                                                                                                     Всего:

90


4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение занятий

Оборудование учебного кабинета:  

  • посадочные места в количестве студентов группы;
  • рабочее место преподавателя;
  • стенды учебных плакатов и наглядных пособий;
  • комплект учебно-методической документации;
  • наглядные пособия: раздаточные дидактические материалы;
  • презентации в программе MS Power Point на USB- носителе по разделам рабочей программы дисциплины.

Оборудование и техническое оснащение рабочих мест:  

  • компьютеры;
  • мультимедийный проектор;
  • калькуляторы.

Информационное обеспечение обучения.

Основные источники (ОИ):

1.Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учебник – М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 393 с.

2.Медведева О.И. Метрология, стандартизация и сертификация: учеб.пособие – Комсомольск- на-Амуре: КнАГТУ, 2013. – 153 с.

Дополнительные источники (ДИ):

1.Борисов Ю.И., Сигов А.С. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 336 с.

2.Баталов А.П. Метрология, стандартизация, сертификация: учеб. пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет), 2003. - 65с.

3.Пономарев С.В., Шишкина Г.В., Мозгова Г.В. Метрология, стандартизация, сертификация: учебник – Тамбов: ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. – 96 с.

4.Клевлеев В.М. Кузнецова И.А. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 256 с.

5.Герасимова Е.Б, Герасимов Б.И. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 224 с.

6 Колчков В.И. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 398 с.

Интернет ресурсы:

1. Поисковая система Yandex.

2. Поисковая система Rambler.

3. Поисковая система Google.

5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

      Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий работ, тестирования, контрольных работ, устного опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения

  • применять требования нормативных правовых актов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

- практическое занятие № 1.

  • оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

- практические занятия № 2, 4, 5.

  • использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

- практические занятия № 3, 13.

  • приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими
    стандартами и международной системой единиц СИ;

- практические занятия № 1, 10.

  • рассчитывать погрешность средств измерений;

- практическое занятие № 7.

  • выполнять работы с помощью эталонов;

- практическое занятие № 9.

  • отрабатывать полученные данный;

- практические занятия № 3, 6.

  • анализировать полученные результаты;

- практические занятия № 1, 11, 12.

  • уметь работать на контрольно-измерительных приборах.

- практическое занятие № 8.

Знания

  • основные понятия метрологии;

- устный опрос, семинар;

- тестирование.

  • задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

- устный опрос, семинар;

- тестирование.

  • формы подтверждения соответствия;

- устный опрос, семинар;

- тестирование.

  • основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-
    методических стандартов;

- устный опрос, семинар;

- тестирование.

  • терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими

- устный опрос, семинар;

- тестирование.

  • стандартами и международной системой единиц СИ;

- устный опрос, семинар;

- тестирование.

  • устройство и принцип действия контрольно-измерительных приборов;

- устный опрос, семинар;

- тестирование.

  • государственные стандарты;

- устный опрос, семинар;

- тестирование.

  • технические условия на сырьё.

- устный опрос, семинар;

- тестирование.