Программа дополнительного образования научно-технической направленности (объединение «Компьютрон») I СТУПЕНЬ

Манина Татьяна Сергеевна

Современный ребенок погружен в новую предметную и информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информационным технологиям в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плееры, декодеры и т. д. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kompyutron_1_stupen_7-10_let.doc809.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»   п.   Пурпе Пуровского района

Принята на педагогическом совете МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе,

Протокол №____ от «___» ____ 2014г.

Рекомендована в качестве рабочей программы объединения «Компьютрон»

Утверждена

приказом № _______

от «_____»  ________________ 2014 г. Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

________________ М.М. Костенко

Программа дополнительного образования

научно-технической направленности

(объединение «Компьютрон»)

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 7 – 10  лет.

Срок реализации 3 года.

                                                   

Авторы: Леонтьева Татьяна Сергеевна -

педагог дополнительного образования,

высшей квалификационной категории.

п. Пурпе Пуровского района ЯНАО

2014 г.

Пояснительная записка.

       Современный ребенок погружен в новую предметную и информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информационным технологиям в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плееры, декодеры и т. д. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.

       Программа по информационным технологиям разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП). Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии с образовательным Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп:  личностных, метапредметных и предметных.    Программа нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информационных технологий в дополнительном образовании является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в данной программе входят в структуру предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информационных технологий в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.  

Программа разработана на основании следующих нормативно -правовых документов:

  1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год,
  2. Закон №55 ЗАО от 27.06.2013г. «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»;
  3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;
  4. Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.  № 373;
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;
  7. Устава МБОУ ДО «№ДДТ» п. Пурпе;
  8. Образовательной программы МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе …..

        Программа дополнительного образования по информационным технологиям МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе является модифицированной программой и составленной на основе:

  • методического пособия для учителя. Информатика. УМК для начальной школы [Электронный ресурс] : 2-4 классы. / Автор-составитель: О. А. Полежаева. —Эл. изд. —М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 136 с. : ил.;
  • примерных программ для общеобразовательных школ по курсу «Информатика» в начальных классах, и с учетом требований ФГОС начального образования:
  • Примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной        Координационным        советом        при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования;
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «ИНФОРМАТИКА» для 2-4 классов. Составитель: учитель информатики Старохмелевского филиала МБОУ Новоникольской СОШ Мичуринского района Шатрова Нина Николаевна 12/2013 уч.год;
  • Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100» А.В.Горячев;
  • Информатика. Рабочие программы. 1 – 4 классы / Т.А. Рудченко. А.Л. Семенов, 2011г.;
  • Авторская программа по информатике  Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой,  Р.Г. Чураковой  «Программы по учебным предметам» для УМК «Перспективная начальная школа»,  
  • Программа курса информатики для 2-4 классов  начальной общеобразовательной школы (Н. В. Матвеева,  Е.Н. Челак, Н. К.  Конопатова, Л. П. Панкратова)

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования;  

- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях общего и дополнительного образования.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

Программа объединения «Компьютрон -7-10» является модифицированной программой и включает следующие разделы: «Виды информации, человек и компьютер», «Информация и данные», «Компьютер, системы и сети», «Прикладные программы», «Проектная деятельность».

Особенность программы.

Программа дополнительного образования МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе (объединение «КОМПЬЮТРОН») рассчитана на 3 года, ее направленность носит научно- технической характер.  Данная программа предназначена для расширения предметных знаний по информационно-коммуникативным технологиям, развития познавательного интереса и повышения общей культуры детей. Форма организации – объединение, форма взаимодействия с учащимися – индивидуально – групповая.

Программа разработана для детей 7-10 лет, обучающихся во внеурочное время в объединении научно-технической направленности образовательного учреждения дополнительного образования. Программа составлена с учетом современных процессов обновления содержания общего информационного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к информационно-коммуникативным технологиям. (Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г).

        Отличительной особенностью программы является   формирование у учащихся способностей к адаптации в современном информационном мире, воспитание у учащихся информационной культуры и обучение компьютерной грамотности.

Актуальность программы.

        Программа дополнительного образования детей научно-технической направленности объединения «Компьютрон» Дома детского творчества направлена на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призвана обеспечить выполнение следующих основных целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

       Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками основного курса. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более, что по утверждениям психологов основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

       К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения. Отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане вплоть до начала изучения базового курса в основной школе заставляет заново вводить в базовом курсе информатики основные понятия информатики, даже если они изучались на пропедевтическом этапе.

       Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления учащихся и на освоении ими практической работы на компьютере. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем как представление информации в виде схем и таблиц, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит учащихся (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики. Технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной.

     Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, опирающимися на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (то есть то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Новизна, значимость программы.

       Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:

  • Системно-деятельностный подход;
  • Личностно – ориентированный подход.

       Внутренняя структура задач раздела «Информационные технологии» допускает модульную организацию программы. Модульная структура программы создаёт возможность варьирования числа часов, отводимых на освоение информационных технологий в рамках учебного процесса дополнительного образования.

        Изучение информатики и информационных технологий при реализации данной рабочей программы в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование общих представлений учащихся об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;

- знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;

- приобретение опыта создания и        преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;

- формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач;

- формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем;

- формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажёры, презентации в учебном процессе;

- формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.

Основные задачи программы:

- формирование обще-учебных умений: логического и алгоритмического мышления,     развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);

- формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения;

- формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;

- привитие ученикам необходимых навыков современных компьютерных и информационных решениях учебных и практических задач.

Категория учащихся: дети 7-10 лет. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и накопленного опыта информационной деятельности, и рассчитана на возрастные группы: младшую (7-8 лет), среднюю (9-10 лет). В соответствии с этим разграничением определилась и почасовая нагрузка по основным разделам внутри каждой группы.

Сроки реализации: 3 года.

С первого года обучения учащимся предлагаются занятия по различным разделам. Учащиеся могут быть приняты в объединение «Компьютрон» как на 1 год обучения, так и на 2-й год обучения, исходя из собеседования и индивидуальных способностей детей в области информационных технологий и ИКТ-компетентности.

 

      Место студии технического творчества в учебном плане.

        В соответствии с учебным планом МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе рабочая программа объединения «Компьютрон» составлена исходя из требований к образовательным программам дополнительного образования научно-технической направленности.

Занятия по программе проходят по возрастным группам 2 раза в неделю по 30 минут. Обучение проводится с группой детей в количестве 10 человек. 1-3 год обучения по программе составляет 72 часа - 2 раза в неделю по 1 учебному часу.

Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.

       Аспекты изучения информатики:

 - Технологический.

Информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информационные.

- Общеобразовательный.

Информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения     анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Программа рассчитана на 216 учебных часов: 1-4 класс – по 72 часа (1 час в неделю).

Формы организации образовательного процесса:

       Изучение курса ведется путем проведения занятий разнообразных форм: рассказ, беседа, демонстрации, объяснение, практическая работа на компьютере, самостоятельная работа, ролевые и деловые игры. Данная программа включает теоретическую и практическую части. Практическая часть        программы предусматривает выполнение непродолжительных практических работ за компьютером (не более 15 мин.)

Технологии обучения:

      Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения Инге Унт, А.С. Границкой, здоровьесберегающих технологий, а         также теории        содержательного обобщения В.В.        Давыдова, теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И. Шамова, А.К. Маркова), педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской.

Методы изучения предмета.

а) объяснительно-иллюстративный,

б) репродуктивный,

в) проблемное изложение изучаемого материала,

г) частично-поисковый,

д) исследовательский метод.

Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы занятий и методы обучения).

Формы: учебное занятие.

Типы:

- теоретические занятия;

- практические занятия;

- рефлексия (повторения, закрепления знаний и выработки умений)

- комбинированное занятие;

- мастер-классы для детей;

- контроль умений и навыков.

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

       Знания, умения и навыки по информационным технологиям оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» — посредством выполнения упражнений.

Формирование ключевых компетенций учащихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, информационной культуры.

Важным компонентом информационной культуры является ИКТ-компетентность, под которой понимается умение адекватно применять массово распространенные ИКТ-инструменты        и широко доступные информационные источники при решении основных задач, связанных с обработкой информации и коммуникацией. ИКТ-компетентность не обязательно опирается на современные электронные технические средства и цифровые технологии и устройства. Поиск информации может идти и в энциклопедии, и в библиотеке, устное выступление не обязательно использует микрофон или проектор и т. д. Освоение собственно технологий – то есть формирование ИКТ-квалификации учащегося, является частью образовательной цели формирования его ИКТ-компетентности.

Формы контроля.

- Выполнение практических заданий на компьютере;

- Работа в паре, в группе;

- Срезовые работы (тесты);

Таблица содержания программы по разделам

Разделы

Количество часов

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Виды информации, человек и компьютер

18

17

11

Информация и данные

7

4

4

Компьютер, системы и сети

11

11

6

Прикладные программы

25

29

40

Проектная деятельность

11

11

11

Итого:

72

72

72

Система оценки достижений учащихся; инструментарий для оценивания результатов.

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы дополнительного образования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Изучение информатики в начальной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

В ряде задач в качестве объектов для анализа с точки зрения информационных методов и понятий взяты объекты из окружающего мира. Это позволяет детям применять теоретические знания к повседневной жизни, лучше ориентироваться в окружающем мире, искать более рациональные подходы к практическим задачам.

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

В метапредметном направлении:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

В наибольшей степени это умение формируется в проектах, где способы решения обсуждаются и формируются в ходе целенаправленной индивидуальной или групповой деятельности.

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Действие планирования в наиболее развёрнутом виде формируется в проектной деятельности. Действия контроля и оценки формируются в любой задаче курса. Важную роль в этом играет необходимость следования правилам игры. Решение задачи должно соответствовать правилам игры, изложенным на листах определений, что учащемуся легко проверить. Кроме того, решение должно соответствовать условию задачи. В задачах, где это трудно проверить, в помощь учащимся приводятся указания к проверке.

  1.   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  2. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Средства ИКТ активно используются во всех компьютерных проектах, обычно для решения практических задач, которые часто включают коммуникативную и познавательную составляющие. Речевые средства используются в большей степени в групповых проектах, где дети вынуждены договариваться между собой, а также в проектах, которые заканчиваются выступлениями учащихся (часто с ИКТ-поддержкой).

  1.  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  2. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Наиболее активно эти умения формируются при выполнении групповых проектов и проектов, итогом которых должен стать текст и/или выступление учащихся.

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Курс имеет мощную логическую составляющую. В частности, в курсе последовательно и явно вводятся логические понятия, обсуждаются логические значения утверждений для объекта, условия задач и другие тексты анализируются с точки зрения формальной логики.

  1. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

В наиболее полной мере эти результаты обучения  формируются в процессе выполнения групповых проектов. Учащиеся при этом выполняют общую задачу, поэтому им приходится: вести диалог, договариваться о групповом разделении труда, сотрудничать, разрешать конфликты, контролировать друг друга и прочее.

  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
  2. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

В предметном направлении:

  1. владение базовым понятийным аппаратом:
  • знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;
  • знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;
  • знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
  1. овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач, предполагающее умение:
  • выделение, построение и достраивание по системе условий;
  • проведение полного перебора объектов;
  • использование имён для указания нужных объектов;
  • использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
  • сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

ИКТ-квалификация

  • сканирование изображения;
  • запись аудио-визуальной информации об объекте;  
  • подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
  • создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
  • заполнение учебной базы данных;
  • создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).


Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся.

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

Личностные универсальные учебные действия

Уровень социально-ориентированного взгляда на жизнь

гражданская идентичность, этническая принадлежность

сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на жизнь

1-4 низкий уровень - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

5-7 средний уровень -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,

8-10 высокий уровень -формирование этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Собеседование наблюдение

Уровень внутренней позиции учащегося

Развитие мотива учебной деятельности

сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо),

5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый),

8-10 высокий уровень (устойчивая учебно-познавательная мотивация)

Наблюдение, анкетирование

Нравственно-этическая ориентация

Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, обеспечивающий личностный моральный выбор

Личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

1-4 низкий уровень – ориентация избегать наказаний, не несет личную ответственность за поступки,

5-7 средний уровень – имеет представления о нормах, но не всегда следует им,

8-10 высокий уровень – самостоятельно делает свой личностный моральный выбор, высокий уровень личностной ответственности

Анкетирование

Собеседование

наблюдение

Регулятивные УУД

Целеполагание  

Постановка  учебной задачи

Умение соотносить известный и усвоенный учебный материал с неизвестным для постановки учебной задачи самостоятельно

1-4 – низкий – принимает только учебную задачу, поставленную учителем,

5-7 – средний - соотносит известное и неизвестное и иногда самостоятельно изучает новое,

8-10 – высокий – самостоятельно ставит задачу изучение нового и достигает решения этой задачи

Решение учебных задач

умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

соотнесение собственных действия с поставленными учебными задачами

1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,

8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий

наблюдение

умение планировать и корректировать свою учебную деятельность

Определение  последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления.

1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем,

5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы,

8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности.

Наблюдение

Познавательные УУД

Работа с информацией

умение осуществлять информационный поиск

Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников

1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию,

5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач,

8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

Наблюдение

Развитие логического мышления

способность к осуществлению логических операций

Степень развития умения сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям и т.д.

1-4 – низкий – в основном выполняет учебные действия по аналогии

5-7 – средний – умеет анализировать, обобщать и строит логические рассуждения с помощью учителя

8-10- высокий - строит логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей самостоятельно

Наблюдение,

тестирование

Коммуникативные УУД

Адекватная оценка учебной деятельности

Степень адекватного оценивания результатов своей работы

сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы

1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство контрольных вопросов, переоценивает качество своей работы

5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем,

8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает свою деятельность

Анкетирование наблюдение

Умение  сотрудничать

Степень взаимодействия с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем

сформированность партнерства, умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других,

5-7 – средний уровень– умеет работать с малых и больших группах, но возлагает вину за ошибки в работе на других,

8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность за результаты своих действий

Наблюдение

Мониторинг образовательных достижений учащихся (уровень метапредметных результатов и социального опыта учащегося).

  1. Морально-этическая ориентация: уровень формирования этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие толерантности.
  2. Уровень развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций.
  3. Умение слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  4. Степень мотивации к творческому труду.
  5. Уровень саморазвития творческого и интеллектуального потенциала.
  6. Уровень развития умений публичного выступления.
  7. Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  8. Уровень развития стремления к новым видам деятельности (участие в социальном проектировании, научно-исследовательской деятельности, КТД).
  9. Уровень формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  10. Уровень формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Мониторинг составляется на основе оценки тестовых работ и контрольных учащихся, уровня выполнения практикумов, конкурсных и проектных работ, наблюдения и Портфолио учащегося.


Содержание разделов. Тематическое планирование разделов.

  1.  Виды информации, человек и компьютер.

        Пути получения информации человеком: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа). Пути передачи человеком информации: звуки и речь, мимика, жесты, знаки и сигналы. Виды информации: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная.

        Источники информации. Природные источники         информации. Искусственные      источники информации. Приёмники информации. Приемники различных видов информации. Устройства для передачи информации. Радио. Телефон. Инструменты. Компьютер как инструмент. Основные части компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Носители информации.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

- пути получения информации человеком;

- пути передачи человеком информации;

 - основные виды информации;

- искусственные и естественные источники информации;

 - устройства передачи информации;

- устройство персонального компьютера;

- правила работы с компьютером и технику безопасности;

- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера.

Уметь:

- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;

- передавать информацию об объекте различными способами;

- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: запускать программы, тренажёры и тесты.

- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши.

  1. Информация и данные.

       Данные. Их виды. Текстовые данные. Память компьютера.

       Текстовая информация. Текстовый редактор. Инструменты текстового редактора.

       Кодирование графической информации. Виды графической информации. Компьютер и графика. Графические примитивы. Графический редактор. Инструменты графического редактора.

Числовая информация. Способы счета предметов в древности. Число как способ представления информации о времени, даты, календарь. Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

- виды графической информации;

- назначение и основные операции графического редактора.

- области использования числовой информации;

- основные устройства, используемые при работе с числовой информацией.

Уметь:

- использовать компьютер для решения задач обработки текстовой, графической, числовой информации.

3. Компьютер, системы и сети.

Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, перемещение файлов и каталогов (папок), удаление файлов и каталогов (папок). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

Учащиеся будут знать:    

- что такое полное имя файла.

Учащиеся будут уметь:    

- создавать папки (каталоги);

- удалять файлы и папки (каталоги);

- копировать файлы и папки (каталоги);

- перемещать файлы и папки (каталоги).

4. Прикладные программы.

Прикладная программа или приложение — программа,  предназначенная для выполнения определенных задач и рассчитанная на непосредственное взаимодействие с пользователем. В большинстве операционных систем прикладные программы не могут обращаться к ресурсам компьютера напрямую, а взаимодействуют с оборудованием и прочим посредством операционной системы. Также на простом языке — вспомогательные программы.

Учащиеся будут знать:

- программные средства общего назначения (Текстовые редакторы, процессоры; графические редакторы; электронные таблицы; программные средства развлекательного назначения; медиа-плееры; компьютерные игры

Учащиеся будут уметь:    

- запускать прикладные программы общего назначения;

- создавать текстовые, графические файлы, электронные таблицы; простейшие презентации.

5. Проектная деятельность.

В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Согласно данному подходу, сам модуль может быть определен как ряд приобретаемых в ходе обучения элементов разного опыта, связанных между собой таким образом, что сведения, полученные из одного опыта, служат развитию и обогащению новым опытом. Таким свойством обладает деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах.

Проектная деятельность заключает в себя не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение.

Учащиеся будут знать:

- этапы составления проектной работы;

- способы организации проектной деятельности;

Учащиеся будут уметь:    

- Определять тему проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

- Обсуждать возможные варианты исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

- Выполнять запланированные технологические операции, вносить необходимые изменения;

- Подготовить и защитить презентации;

- Провести анализ результатов выполнения проекта, оценить качество выполнения проекта.


Тематическое планирование раздела «Виды информации, человек и компьютер»

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

1

Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности.  Давай познакомимся. Информация – что это?

1

-

-

1

1

1

-

2

1

-

-

1

2

Сколько весит информация.

1

-

-

1

1

-

-

1

1

-

-

1

3

Виды информации.

1

-

-

1

1

-

-

1

1

-

-

1

4

Способы организации информации. Информационные процессы.

1

-

-

1

1

2

-

3

1

-

-

1

5

Средства хранения информации. Электронные носители.

1

-

-

1

1

1

-

2

-

1

-

1

6

Компьютер и его части.

2

3

1

6

1

2

-

3

1

1

-

2

7

Алгоритм

2

3

1

6

1

2

1

4

1

1

1

3

8

Обобщение по теме: «Виды информации. Человек и компьютер»

-

-

1

1

-

-

1

1

-

-

1

1

Итого:

9

6

3

18

7

8

2

17

6

3

2

11


Тематическое планирование раздела «Информация и данные»

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

1

Текстовые данные

1

1

-

2

-

1

-

1

-

1

-

1

2

Графические данные

1

1

-

2

-

1

-

1

-

1

-

1

3

Числовые данные

1

1

-

2

-

1

-

1

-

1

-

1

4

Обобщение по теме: «Информация и данные»

-

-

1

1

-

-

1

1

-

-

1

1

Итого:

3

3

1

7

0

3

1

4

0

3

1

4


Тематическое планирование раздела «Компьютер, системы и сети»

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

1

Компьютер – это система…

1

1

-

2

1

1

-

2

-

1

-

1

2

Системные программы и операционная система

1

1

-

2

1

1

-

2

-

1

-

1

3

Файловая система

1

1

-

2

1

1

-

2

-

1

-

1

4

Компьютерные сети

1

1

-

2

1

1

-

2

-

1

-

1

5

Информационные системы

1

1

-

2

1

1

-

2

-

1

-

1

6

Обобщение по теме: «Компьютер, системы и сети»

-

-

1

1

-

-

1

1

-

-

1

1

Итого:

5

5

1

11

5

5

1

11

0

5

1

6


Тематическое планирование раздела «Прикладные программы»

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

1

Стандартные приложения Windows:

- Записки

- Ножницы

- Калькулятор

1

3

-

4

1

2

-

3

1

1

-

2

2

Графические редакторы

3

6

1

10

2

3

1

6

2

4

1

7

3

Текстовые редакторы

2

5

1

8

2

4

1

7

4

8

1

13

4

Электронные таблицы

1

-

-

1

1

2

1

4

3

5

1

9

5

Создание презентации

1

-

-

1

3

4

1

8

3

4

1

8

6

Обобщение по теме: «Компьютер, системы и сети»

-

-

1

1

-

-

1

1

-

-

1

1

Итого:

8

14

3

25

9

15

5

29

13

22

5

40


Тематическое планирование раздела «Проектная деятельность»

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

1

Организационно-подготовительный этап

2

1

-

3

1

2

-

3

1

1

-

2

2

Поисковый этап

1

2

-

3

1

2

-

3

1

2

-

3

3

Итоговый этап

1

3

1

5

1

3

1

4

1

4

1

6

Итого:

4

6

1

11

3

7

1

11

3

7

1

11


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература:

  1. Матвеева Н.В. Информатика: учебник для 2 класса. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ, 2012г.
  2. Матвеева Н.В. Информатика: учебник для 3 класса. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ, 2010г.
  3. Матвеева Н.В. Информатика: учебник для 4 класса. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ, 2010г.
  4. Учебно-методический комплект «Информатика» авторов Н. В. Софронова, Н. В. Бакшаева, А. А. Бельчусов, ориентированного на изучение информатики в начальной школе, изданного в издательстве «Дрофа» в 2008 г.
  5. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 2,3,4 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2010.
  6. «Информатика», Рабочие программы 1 – 4 классы, Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнов, Москва, «Просвещение», г.2011

Дополнительная литература:

  1. Электронные        образовательные ресурсы (ЭОР).        ЭОР        включают презентации, упражнения, клавиатурный тренажер, тренажер работы с мышью, плакаты и словарь.
  2. Программа разработанная на основе авторской программы по информатике Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой,  Р.Г. Чураковой  «Программы по учебным предметам» для УМК «Перспективная начальная школа»,  М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с.), составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Методическое пособие для учителя к завершенной предметной линии учебников «Информатика» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений А в т ор ы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова, Полежаева О. А.  Автор-составитель: О. А. Полежаева. — Эл. изд. —М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 136 с. : ил.


Материально-техническое оснащение:

Аппаратные средства:

- один компьютер на рабочем месте педагога;

- компьютерный класс (сеть, сервер);

- выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет — только для педагога учреждения, для учащихся — всё приготовлено педагогом;

- устройства вывода звуковой информации;

- устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь;

- учебный кабинет должен быть оборудован мультимедийным  проектором и экраном и возможностью проводить демонстрации напрямую с компьютера педагога на экран;

- устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;

- все компьютеры класса должны быть включены в локальную сеть  и иметь (локальный) доступ к серверу;

- в учебном кабинет должен находиться цветной принтер и сканер, присоединенные к локальной сети.

Материальные средства:

- каждый учащийся должен быть обеспечен учебным местом, за которым ему удобно выполнять основные учебные действия: читать, писать, рисовать, вырезать, наклеивать;

- учебный кабинет должен быть укомплектован так, чтобы во время проектной деятельности учащимся было удобно перемещаться по кабинету, пересаживаться, собираться в группы и проч.;

- каждый учащийся на каждом занятии должен быть обеспечен компьютерным рабочим местом, специально оборудованным для учащегося 7-10 лет.

Программные средства:

- Операционная система;

- Антивирусная программа;

- Программа-архиватор;

- Клавиатурный тренажер;

- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;

- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.);

- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).