Программа дополнительного образования научно-технической направленности (объединение «Компьютрон») I СТУПЕНЬ
Современный ребенок погружен в новую предметную и информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информационным технологиям в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плееры, декодеры и т. д. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kompyutron_1_stupen_7-10_let.doc | 809.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района
Принята на педагогическом совете МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, Протокол №____ от «___» ____ 2014г. Рекомендована в качестве рабочей программы объединения «Компьютрон» | Утверждена приказом № _______ от «_____» ________________ 2014 г. Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе ________________ М.М. Костенко |
Программа дополнительного образования
научно-технической направленности
(объединение «Компьютрон»)
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 7 – 10 лет.
Срок реализации 3 года.
Авторы: Леонтьева Татьяна Сергеевна -
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории.
п. Пурпе Пуровского района ЯНАО
2014 г.
Пояснительная записка.
Современный ребенок погружен в новую предметную и информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информационным технологиям в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плееры, декодеры и т. д. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.
Программа по информационным технологиям разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП). Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии с образовательным Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информационных технологий в дополнительном образовании является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в данной программе входят в структуру предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информационных технологий в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.
Программа разработана на основании следующих нормативно -правовых документов:
- Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год,
- Закон №55 ЗАО от 27.06.2013г. «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;
- Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;
- Устава МБОУ ДО «№ДДТ» п. Пурпе;
- Образовательной программы МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе …..
Программа дополнительного образования по информационным технологиям МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе является модифицированной программой и составленной на основе:
- методического пособия для учителя. Информатика. УМК для начальной школы [Электронный ресурс] : 2-4 классы. / Автор-составитель: О. А. Полежаева. —Эл. изд. —М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 136 с. : ил.;
- примерных программ для общеобразовательных школ по курсу «Информатика» в начальных классах, и с учетом требований ФГОС начального образования:
- Примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования;
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «ИНФОРМАТИКА» для 2-4 классов. Составитель: учитель информатики Старохмелевского филиала МБОУ Новоникольской СОШ Мичуринского района Шатрова Нина Николаевна 12/2013 уч.год;
- Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100» А.В.Горячев;
- Информатика. Рабочие программы. 1 – 4 классы / Т.А. Рудченко. А.Л. Семенов, 2011г.;
- Авторская программа по информатике Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам» для УМК «Перспективная начальная школа»,
- Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова)
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования;
- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях общего и дополнительного образования.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Программа объединения «Компьютрон -7-10» является модифицированной программой и включает следующие разделы: «Виды информации, человек и компьютер», «Информация и данные», «Компьютер, системы и сети», «Прикладные программы», «Проектная деятельность».
Особенность программы.
Программа дополнительного образования МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе (объединение «КОМПЬЮТРОН») рассчитана на 3 года, ее направленность носит научно- технической характер. Данная программа предназначена для расширения предметных знаний по информационно-коммуникативным технологиям, развития познавательного интереса и повышения общей культуры детей. Форма организации – объединение, форма взаимодействия с учащимися – индивидуально – групповая.
Программа разработана для детей 7-10 лет, обучающихся во внеурочное время в объединении научно-технической направленности образовательного учреждения дополнительного образования. Программа составлена с учетом современных процессов обновления содержания общего информационного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к информационно-коммуникативным технологиям. (Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г).
Отличительной особенностью программы является формирование у учащихся способностей к адаптации в современном информационном мире, воспитание у учащихся информационной культуры и обучение компьютерной грамотности.
Актуальность программы.
Программа дополнительного образования детей научно-технической направленности объединения «Компьютрон» Дома детского творчества направлена на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призвана обеспечить выполнение следующих основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками основного курса. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более, что по утверждениям психологов основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.
К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения. Отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане вплоть до начала изучения базового курса в основной школе заставляет заново вводить в базовом курсе информатики основные понятия информатики, даже если они изучались на пропедевтическом этапе.
Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления учащихся и на освоении ими практической работы на компьютере. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем как представление информации в виде схем и таблиц, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит учащихся (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики. Технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной.
Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, опирающимися на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (то есть то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Новизна, значимость программы.
Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:
- Системно-деятельностный подход;
- Личностно – ориентированный подход.
Внутренняя структура задач раздела «Информационные технологии» допускает модульную организацию программы. Модульная структура программы создаёт возможность варьирования числа часов, отводимых на освоение информационных технологий в рамках учебного процесса дополнительного образования.
Изучение информатики и информационных технологий при реализации данной рабочей программы в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование общих представлений учащихся об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
- знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;
- приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;
- формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач;
- формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем;
- формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажёры, презентации в учебном процессе;
- формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.
Основные задачи программы:
- формирование обще-учебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
- формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения;
- формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
- привитие ученикам необходимых навыков современных компьютерных и информационных решениях учебных и практических задач.
Категория учащихся: дети 7-10 лет. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и накопленного опыта информационной деятельности, и рассчитана на возрастные группы: младшую (7-8 лет), среднюю (9-10 лет). В соответствии с этим разграничением определилась и почасовая нагрузка по основным разделам внутри каждой группы.
Сроки реализации: 3 года.
С первого года обучения учащимся предлагаются занятия по различным разделам. Учащиеся могут быть приняты в объединение «Компьютрон» как на 1 год обучения, так и на 2-й год обучения, исходя из собеседования и индивидуальных способностей детей в области информационных технологий и ИКТ-компетентности.
Место студии технического творчества в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе рабочая программа объединения «Компьютрон» составлена исходя из требований к образовательным программам дополнительного образования научно-технической направленности.
Занятия по программе проходят по возрастным группам 2 раза в неделю по 30 минут. Обучение проводится с группой детей в количестве 10 человек. 1-3 год обучения по программе составляет 72 часа - 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.
Аспекты изучения информатики:
- Технологический.
Информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информационные.
- Общеобразовательный.
Информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Программа рассчитана на 216 учебных часов: 1-4 класс – по 72 часа (1 час в неделю).
Формы организации образовательного процесса:
Изучение курса ведется путем проведения занятий разнообразных форм: рассказ, беседа, демонстрации, объяснение, практическая работа на компьютере, самостоятельная работа, ролевые и деловые игры. Данная программа включает теоретическую и практическую части. Практическая часть программы предусматривает выполнение непродолжительных практических работ за компьютером (не более 15 мин.)
Технологии обучения:
Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения Инге Унт, А.С. Границкой, здоровьесберегающих технологий, а также теории содержательного обобщения В.В. Давыдова, теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И. Шамова, А.К. Маркова), педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской.
Методы изучения предмета.
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы занятий и методы обучения).
Формы: учебное занятие.
Типы:
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- рефлексия (повторения, закрепления знаний и выработки умений)
- комбинированное занятие;
- мастер-классы для детей;
- контроль умений и навыков.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Знания, умения и навыки по информационным технологиям оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» — посредством выполнения упражнений.
Формирование ключевых компетенций учащихся.
Программа предусматривает формирование у учащихся, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, информационной культуры.
Важным компонентом информационной культуры является ИКТ-компетентность, под которой понимается умение адекватно применять массово распространенные ИКТ-инструменты и широко доступные информационные источники при решении основных задач, связанных с обработкой информации и коммуникацией. ИКТ-компетентность не обязательно опирается на современные электронные технические средства и цифровые технологии и устройства. Поиск информации может идти и в энциклопедии, и в библиотеке, устное выступление не обязательно использует микрофон или проектор и т. д. Освоение собственно технологий – то есть формирование ИКТ-квалификации учащегося, является частью образовательной цели формирования его ИКТ-компетентности.
Формы контроля.
- Выполнение практических заданий на компьютере;
- Работа в паре, в группе;
- Срезовые работы (тесты);
Таблица содержания программы по разделам
Разделы | Количество часов | ||
1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | |
Виды информации, человек и компьютер | 18 | 17 | 11 |
Информация и данные | 7 | 4 | 4 |
Компьютер, системы и сети | 11 | 11 | 6 |
Прикладные программы | 25 | 29 | 40 |
Проектная деятельность | 11 | 11 | 11 |
Итого: | 72 | 72 | 72 |
Система оценки достижений учащихся; инструментарий для оценивания результатов.
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы дополнительного образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Изучение информатики в начальной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
В ряде задач в качестве объектов для анализа с точки зрения информационных методов и понятий взяты объекты из окружающего мира. Это позволяет детям применять теоретические знания к повседневной жизни, лучше ориентироваться в окружающем мире, искать более рациональные подходы к практическим задачам.
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
В метапредметном направлении:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
В наибольшей степени это умение формируется в проектах, где способы решения обсуждаются и формируются в ходе целенаправленной индивидуальной или групповой деятельности.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Действие планирования в наиболее развёрнутом виде формируется в проектной деятельности. Действия контроля и оценки формируются в любой задаче курса. Важную роль в этом играет необходимость следования правилам игры. Решение задачи должно соответствовать правилам игры, изложенным на листах определений, что учащемуся легко проверить. Кроме того, решение должно соответствовать условию задачи. В задачах, где это трудно проверить, в помощь учащимся приводятся указания к проверке.
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Средства ИКТ активно используются во всех компьютерных проектах, обычно для решения практических задач, которые часто включают коммуникативную и познавательную составляющие. Речевые средства используются в большей степени в групповых проектах, где дети вынуждены договариваться между собой, а также в проектах, которые заканчиваются выступлениями учащихся (часто с ИКТ-поддержкой).
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
Наиболее активно эти умения формируются при выполнении групповых проектов и проектов, итогом которых должен стать текст и/или выступление учащихся.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Курс имеет мощную логическую составляющую. В частности, в курсе последовательно и явно вводятся логические понятия, обсуждаются логические значения утверждений для объекта, условия задач и другие тексты анализируются с точки зрения формальной логики.
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
В наиболее полной мере эти результаты обучения формируются в процессе выполнения групповых проектов. Учащиеся при этом выполняют общую задачу, поэтому им приходится: вести диалог, договариваться о групповом разделении труда, сотрудничать, разрешать конфликты, контролировать друг друга и прочее.
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
В предметном направлении:
- владение базовым понятийным аппаратом:
- знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;
- знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;
- знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
- овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач, предполагающее умение:
- выделение, построение и достраивание по системе условий;
- проведение полного перебора объектов;
- использование имён для указания нужных объектов;
- использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
- сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
ИКТ-квалификация
- сканирование изображения;
- запись аудио-визуальной информации об объекте;
- подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
- создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
- заполнение учебной базы данных;
- создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).
Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики | |
Личностные универсальные учебные действия | Уровень социально-ориентированного взгляда на жизнь | гражданская идентичность, этническая принадлежность | сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на жизнь | 1-4 низкий уровень - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, 5-7 средний уровень -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, 8-10 высокий уровень -формирование этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Собеседование наблюдение |
Уровень внутренней позиции учащегося | Развитие мотива учебной деятельности | сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения | 1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо), 5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый), 8-10 высокий уровень (устойчивая учебно-познавательная мотивация) | Наблюдение, анкетирование | |
Нравственно-этическая ориентация | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, обеспечивающий личностный моральный выбор | Личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | 1-4 низкий уровень – ориентация избегать наказаний, не несет личную ответственность за поступки, 5-7 средний уровень – имеет представления о нормах, но не всегда следует им, 8-10 высокий уровень – самостоятельно делает свой личностный моральный выбор, высокий уровень личностной ответственности | Анкетирование Собеседование наблюдение | |
Регулятивные УУД | Целеполагание | Постановка учебной задачи | Умение соотносить известный и усвоенный учебный материал с неизвестным для постановки учебной задачи самостоятельно | 1-4 – низкий – принимает только учебную задачу, поставленную учителем, 5-7 – средний - соотносит известное и неизвестное и иногда самостоятельно изучает новое, 8-10 – высокий – самостоятельно ставит задачу изучение нового и достигает решения этой задачи | |
Решение учебных задач | умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную | соотнесение собственных действия с поставленными учебными задачами | 1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, 8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий | наблюдение | |
умение планировать и корректировать свою учебную деятельность | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления. | 1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем, 5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы, 8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности. | Наблюдение | |
Познавательные УУД | Работа с информацией | умение осуществлять информационный поиск | Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников | 1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию, 5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач, 8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | Наблюдение |
Развитие логического мышления | способность к осуществлению логических операций | Степень развития умения сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям и т.д. | 1-4 – низкий – в основном выполняет учебные действия по аналогии 5-7 – средний – умеет анализировать, обобщать и строит логические рассуждения с помощью учителя 8-10- высокий - строит логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей самостоятельно | Наблюдение, тестирование | |
Коммуникативные УУД | Адекватная оценка учебной деятельности | Степень адекватного оценивания результатов своей работы | сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы | 1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство контрольных вопросов, переоценивает качество своей работы 5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем, 8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает свою деятельность | Анкетирование наблюдение |
Умение сотрудничать | Степень взаимодействия с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем | сформированность партнерства, умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий. | 1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других, 5-7 – средний уровень– умеет работать с малых и больших группах, но возлагает вину за ошибки в работе на других, 8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность за результаты своих действий | Наблюдение |
Мониторинг образовательных достижений учащихся (уровень метапредметных результатов и социального опыта учащегося).
- Морально-этическая ориентация: уровень формирования этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие толерантности.
- Уровень развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций.
- Умение слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Степень мотивации к творческому труду.
- Уровень саморазвития творческого и интеллектуального потенциала.
- Уровень развития умений публичного выступления.
- Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Уровень развития стремления к новым видам деятельности (участие в социальном проектировании, научно-исследовательской деятельности, КТД).
- Уровень формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Уровень формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Мониторинг составляется на основе оценки тестовых работ и контрольных учащихся, уровня выполнения практикумов, конкурсных и проектных работ, наблюдения и Портфолио учащегося.
Содержание разделов. Тематическое планирование разделов.
- Виды информации, человек и компьютер.
Пути получения информации человеком: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа). Пути передачи человеком информации: звуки и речь, мимика, жесты, знаки и сигналы. Виды информации: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная.
Источники информации. Природные источники информации. Искусственные источники информации. Приёмники информации. Приемники различных видов информации. Устройства для передачи информации. Радио. Телефон. Инструменты. Компьютер как инструмент. Основные части компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Носители информации.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- пути получения информации человеком;
- пути передачи человеком информации;
- основные виды информации;
- искусственные и естественные источники информации;
- устройства передачи информации;
- устройство персонального компьютера;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера.
Уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
- передавать информацию об объекте различными способами;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: запускать программы, тренажёры и тесты.
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши.
- Информация и данные.
Данные. Их виды. Текстовые данные. Память компьютера.
Текстовая информация. Текстовый редактор. Инструменты текстового редактора.
Кодирование графической информации. Виды графической информации. Компьютер и графика. Графические примитивы. Графический редактор. Инструменты графического редактора.
Числовая информация. Способы счета предметов в древности. Число как способ представления информации о времени, даты, календарь. Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- виды графической информации;
- назначение и основные операции графического редактора.
- области использования числовой информации;
- основные устройства, используемые при работе с числовой информацией.
Уметь:
- использовать компьютер для решения задач обработки текстовой, графической, числовой информации.
3. Компьютер, системы и сети.
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, перемещение файлов и каталогов (папок), удаление файлов и каталогов (папок). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).
Учащиеся будут знать:
- что такое полное имя файла.
Учащиеся будут уметь:
- создавать папки (каталоги);
- удалять файлы и папки (каталоги);
- копировать файлы и папки (каталоги);
- перемещать файлы и папки (каталоги).
4. Прикладные программы.
Прикладная программа или приложение — программа, предназначенная для выполнения определенных задач и рассчитанная на непосредственное взаимодействие с пользователем. В большинстве операционных систем прикладные программы не могут обращаться к ресурсам компьютера напрямую, а взаимодействуют с оборудованием и прочим посредством операционной системы. Также на простом языке — вспомогательные программы.
Учащиеся будут знать:
- программные средства общего назначения (Текстовые редакторы, процессоры; графические редакторы; электронные таблицы; программные средства развлекательного назначения; медиа-плееры; компьютерные игры
Учащиеся будут уметь:
- запускать прикладные программы общего назначения;
- создавать текстовые, графические файлы, электронные таблицы; простейшие презентации.
5. Проектная деятельность.
В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.
Согласно данному подходу, сам модуль может быть определен как ряд приобретаемых в ходе обучения элементов разного опыта, связанных между собой таким образом, что сведения, полученные из одного опыта, служат развитию и обогащению новым опытом. Таким свойством обладает деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах.
Проектная деятельность заключает в себя не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение.
Учащиеся будут знать:
- этапы составления проектной работы;
- способы организации проектной деятельности;
Учащиеся будут уметь:
- Определять тему проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
- Обсуждать возможные варианты исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
- Выполнять запланированные технологические операции, вносить необходимые изменения;
- Подготовить и защитить презентации;
- Провести анализ результатов выполнения проекта, оценить качество выполнения проекта.
Тематическое планирование раздела «Виды информации, человек и компьютер»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | |||||||||
Количество часов | Количество часов | Количество часов | |||||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1 | Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности. Давай познакомимся. Информация – что это? | 1 | - | - | 1 | 1 | 1 | - | 2 | 1 | - | - | 1 |
2 | Сколько весит информация. | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - | 1 |
3 | Виды информации. | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - | 1 |
4 | Способы организации информации. Информационные процессы. | 1 | - | - | 1 | 1 | 2 | - | 3 | 1 | - | - | 1 |
5 | Средства хранения информации. Электронные носители. | 1 | - | - | 1 | 1 | 1 | - | 2 | - | 1 | - | 1 |
6 | Компьютер и его части. | 2 | 3 | 1 | 6 | 1 | 2 | - | 3 | 1 | 1 | - | 2 |
7 | Алгоритм | 2 | 3 | 1 | 6 | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 3 |
8 | Обобщение по теме: «Виды информации. Человек и компьютер» | - | - | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 |
Итого: | 9 | 6 | 3 | 18 | 7 | 8 | 2 | 17 | 6 | 3 | 2 | 11 |
Тематическое планирование раздела «Информация и данные»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | ||||||||||
Количество часов | Количество часов | Количество часов | ||||||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | |||
1 | Текстовые данные | 1 | 1 | - | 2 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | |
2 | Графические данные | 1 | 1 | - | 2 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | |
3 | Числовые данные | 1 | 1 | - | 2 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | |
4 | Обобщение по теме: «Информация и данные» | - | - | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | |
Итого: | 3 | 3 | 1 | 7 | 0 | 3 | 1 | 4 | 0 | 3 | 1 | 4 |
Тематическое планирование раздела «Компьютер, системы и сети»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | |||||||||
Количество часов | Количество часов | Количество часов | |||||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1 | Компьютер – это система… | 1 | 1 | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 | - | 1 | - | 1 |
2 | Системные программы и операционная система | 1 | 1 | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 | - | 1 | - | 1 |
3 | Файловая система | 1 | 1 | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 | - | 1 | - | 1 |
4 | Компьютерные сети | 1 | 1 | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 | - | 1 | - | 1 |
5 | Информационные системы | 1 | 1 | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 | - | 1 | - | 1 |
6 | Обобщение по теме: «Компьютер, системы и сети» | - | - | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 |
Итого: | 5 | 5 | 1 | 11 | 5 | 5 | 1 | 11 | 0 | 5 | 1 | 6 |
Тематическое планирование раздела «Прикладные программы»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | |||||||||
Количество часов | Количество часов | Количество часов | |||||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1 | Стандартные приложения Windows: - Записки - Ножницы - Калькулятор | 1 | 3 | - | 4 | 1 | 2 | - | 3 | 1 | 1 | - | 2 |
2 | Графические редакторы | 3 | 6 | 1 | 10 | 2 | 3 | 1 | 6 | 2 | 4 | 1 | 7 |
3 | Текстовые редакторы | 2 | 5 | 1 | 8 | 2 | 4 | 1 | 7 | 4 | 8 | 1 | 13 |
4 | Электронные таблицы | 1 | - | - | 1 | 1 | 2 | 1 | 4 | 3 | 5 | 1 | 9 |
5 | Создание презентации | 1 | - | - | 1 | 3 | 4 | 1 | 8 | 3 | 4 | 1 | 8 |
6 | Обобщение по теме: «Компьютер, системы и сети» | - | - | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 |
Итого: | 8 | 14 | 3 | 25 | 9 | 15 | 5 | 29 | 13 | 22 | 5 | 40 |
Тематическое планирование раздела «Проектная деятельность»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | |||||||||
Количество часов | Количество часов | Количество часов | |||||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1 | Организационно-подготовительный этап | 2 | 1 | - | 3 | 1 | 2 | - | 3 | 1 | 1 | - | 2 |
2 | Поисковый этап | 1 | 2 | - | 3 | 1 | 2 | - | 3 | 1 | 2 | - | 3 |
3 | Итоговый этап | 1 | 3 | 1 | 5 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 6 |
Итого: | 4 | 6 | 1 | 11 | 3 | 7 | 1 | 11 | 3 | 7 | 1 | 11 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература:
- Матвеева Н.В. Информатика: учебник для 2 класса. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ, 2012г.
- Матвеева Н.В. Информатика: учебник для 3 класса. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ, 2010г.
- Матвеева Н.В. Информатика: учебник для 4 класса. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ, 2010г.
- Учебно-методический комплект «Информатика» авторов Н. В. Софронова, Н. В. Бакшаева, А. А. Бельчусов, ориентированного на изучение информатики в начальной школе, изданного в издательстве «Дрофа» в 2008 г.
- Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 2,3,4 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2010.
- «Информатика», Рабочие программы 1 – 4 классы, Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнов, Москва, «Просвещение», г.2011
Дополнительная литература:
- Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, клавиатурный тренажер, тренажер работы с мышью, плакаты и словарь.
- Программа разработанная на основе авторской программы по информатике Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам» для УМК «Перспективная начальная школа», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с.), составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
- Методическое пособие для учителя к завершенной предметной линии учебников «Информатика» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений А в т ор ы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова, Полежаева О. А. Автор-составитель: О. А. Полежаева. — Эл. изд. —М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 136 с. : ил.
Материально-техническое оснащение:
Аппаратные средства:
- один компьютер на рабочем месте педагога;
- компьютерный класс (сеть, сервер);
- выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет — только для педагога учреждения, для учащихся — всё приготовлено педагогом;
- устройства вывода звуковой информации;
- устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь;
- учебный кабинет должен быть оборудован мультимедийным проектором и экраном и возможностью проводить демонстрации напрямую с компьютера педагога на экран;
- устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;
- все компьютеры класса должны быть включены в локальную сеть и иметь (локальный) доступ к серверу;
- в учебном кабинет должен находиться цветной принтер и сканер, присоединенные к локальной сети.
Материальные средства:
- каждый учащийся должен быть обеспечен учебным местом, за которым ему удобно выполнять основные учебные действия: читать, писать, рисовать, вырезать, наклеивать;
- учебный кабинет должен быть укомплектован так, чтобы во время проектной деятельности учащимся было удобно перемещаться по кабинету, пересаживаться, собираться в группы и проч.;
- каждый учащийся на каждом занятии должен быть обеспечен компьютерным рабочим местом, специально оборудованным для учащегося 7-10 лет.
Программные средства:
- Операционная система;
- Антивирусная программа;
- Программа-архиватор;
- Клавиатурный тренажер;
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.);
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Мне нравится (2)