Программа дополнительного образования научно-технической направленности (объединение «Компьютрон») II СТУПЕНЬ
В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения ИТ в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов–практиков. Необходимо отметить, что информационные технологии всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в «докомпьютерную эпоху». Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин «информационные технологии» приобрел новое звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением ПК. Таким образом, появление компьютера в образовательной среде явилось своего рода каталогизатором тех тенденций, которые обнажили информационную суть процесса обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kompyutron_2_stupen_11-14_let.docx | 203.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района
Принята на педагогическом совете МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, Протокол №____ от «___» ____ 2014г. Рекомендована в качестве рабочей программы объединения «Компьютрон» | Утверждена приказом № _______ от «_____» ________________ 2014 г. Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе ________________ М.М. Костенко |
Программа дополнительного образования
научно-технической направленности
(объединение «Компьютрон»)
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 11 – 14 лет.
Срок реализации 2 года.
Автор: Леонтьева Татьяна Сергеевна -
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории.
п. Пурпе Пуровского района ЯНАО
2014 г.
Пояснительная записка.
В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения ИТ в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов–практиков. Необходимо отметить, что информационные технологии всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в «докомпьютерную эпоху». Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин «информационные технологии» приобрел новое звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением ПК. Таким образом, появление компьютера в образовательной среде явилось своего рода каталогизатором тех тенденций, которые обнажили информационную суть процесса обучения.
В педагогической деятельности среди информационных технологий особое место занимают так называемые мультимедийные технологии.
Все чаще возникает потребность в само-презентации, защиты своей творческой деятельности, наглядного представления информации для окружающих.
Школьный предмет информатика дает необходимое, но недостаточное для детей среднего возраста количества знаний по наглядному представлению информации в компьютерном варианте. В то же время процесс составления ярких презентаций, слайд фильмов процесс творческий и интересный именно для учащихся среднего возраста 11 -14 лет. Составление само-презентации способствует самоанализу собственной деятельности, стремление обогатить большим количеством информации свою презентацию, что имеет большое воспитательное значение. Знакомство с презентациями ровесников способствует расширению кругозора детей, их представление о возможностях досуговой деятельности.
Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения и воспитания, позволяют сделать процесс более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Так, согласно Г. Кирмайеру, при использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения доля усвоенного материала может составить до 75%. Вполне возможно, что это, скорее всего, явно оптимистическая оценка, но о повышении эффективности усвоения учебного материала, когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие, было известно задолго до появления компьютеров. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно–образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.
Образовательная программа разработана на основании следующих нормативно -правовых документов:
- Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год,
- Закон №55 ЗАО от 27.06.2013г. «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;
- Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.
- Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа среднего общего образования;
- Дополнительная образовательная программа «Информатика PLUS», Автор п.д.о. Карманова О.С., Направленность деятельности: естественно-научная. Продолжительность освоения программы 2 года. Возраст учащихся: 11-14 лет;
- Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Инфознайка». Авторская на 3 года обучения (учащиеся 11- 14 лет). Автор- составитель программы учитель информатики и ИКТ МБОУ ООШ №34 г. Белгорода Маслова Н.В. 2014 г.
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по ИНФОРМАТИКЕ 5-6 класса, Игнатова Михаила Сергеевича, высшая квалификационная категория. Перово 2014 год;
Программа дополнительного образования по информационным технологиям МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе является модифицированной программой и составленной на основе:
- методического пособия для учителя. Информатика. УМК для средней школы [Электронный ресурс]: 5-7 классы. / Автор-составитель: О. А. Полежаева. — Эл. изд. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 136 с. : ил.;
- примерных программ для общеобразовательных школ по курсу «Информатика» в среднем звене, и с учетом требований ФГОС среднего образования.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования;
- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Данная программа по информатике носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информационными технологиями и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Программа рассчитана на детей 11 – 14 лет.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программы курса информатики для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, авторы: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, 2012 год.
Особенность программы.
Программа дополнительного образования МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе (объединение «КОМПЬЮТРОН») рассчитана на 2 года, ее направленность носит научно- технической характер. Данная программа предназначена для расширения предметных знаний по информационно-коммуникативным технологиям, развития познавательного интереса и повышения общей культуры детей. Форма организации – объединение, форма взаимодействия с учащимися – индивидуально – групповая.
Программа разработана для детей 11-14 лет, обучающихся во внеурочное время в объединении научно-технической направленности образовательного учреждения дополнительного образования. Программа составлена с учетом современных процессов обновления содержания общего информационного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к информационно-коммуникативным технологиям. (Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г).
Отличительной особенностью программы является формирование у учащихся способностей к адаптации в современном информационном мире, воспитание информационной культуры и обучение компьютерной грамотности.
Актуальность программы.
Актуальность программы состоит в том, что современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллект ёмкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Курс вносит значимый вклад в формирование информационного компонента обще учебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, кружок, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента обще учебных умений и навыков.
Новизна, значимость программы.
Отличительной особенностью данной программы является подход в обучении, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Новизна и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы вытекает из интеграционного подхода к подаче и проработке учебного материала в рамках программы. Дополнительная образовательная программа объединения «Компьютрон» содержит 2 содержательные линии, проходящие через все темы курса: мировоззренческую, интернет-технологическую.
Мировоззренческая линия формирует у обучаемых системно-информационную картину мира, рассматривающую функционирование систем различной природы на основе получения, преобразования и целенаправленного использования информации.
Интернет-технологическая линия формирует навыки использования всего многообразия цифровых вычислительно-информационных ресурсов. Элементы каждой из линий могут присутствовать в материалах одного занятия.
Предлагаемая программа имеет системно-информационный характер, направлена на формирование системно-информационного взгляда на мир, включающего абстрагирование, моделирование, и логическое мышление, а также навыков владения компьютером на уровне "грамотного пользователя". В рамках этих задач значительное внимание уделено изучению и освоению учащимися основных информационных задач.
ЦЕЛИ программы:
- овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- развитие логики мышления и формирование информационной и коммуникативной компетентностей учащихся;
- формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач, связанных с графикой и мультимедиа;
- подготовка к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Для реализации поставленных целей решаются следующие задачи:
Образовательные:
1. Научить учащихся создавать обрабатывать информацию с использованием мультимедиа технологий;
2. Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность;
3. Развитие мотивации к сбору информации;
4. Научить учащихся пользованию Интернетом.
Воспитательные:
1. Формирование потребности в саморазвитии;
2. Формирование активной жизненной позиции;
3. Развитие культуры общения;
4. Развитие навыков сотрудничества;
Развивающие:
1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
2. Развитие чувства прекрасного;
3. Развитие у учащихся навыков критического мышления.
Категория учащихся:
Программа рассчитана на возрастную категорию 11-14 лет.
В группы принимаются все желающие, имеющие первоначальные компьютерные знания: прошедшие обучение по программе объединения «Компьютрон-1» для детей 7-10 лет, знающие структуру строения информации и умеющие создавать и сохранять документ в приложениях Microsoft Office.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации.
Возраст детей 11-12 лет – первый год обучения, 13-14 лет второй год обучения.
Сроки реализации программы - 2 года.
Место объединения технической направленности в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе рабочая программа объединения «Компьютрон» составлена исходя из требований к образовательным программам дополнительного образования научно-технической направленности.
Занятия по программе проходят по возрастным группам 2 раза в неделю по 2 занятия с 10 минутным перерывом. Обучение проводится с группой детей в количестве 10 человек. Общее количество часов в год составляет 144 часа - 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.
Аспекты изучения информатики:
- Технологический.
Информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информационные.
- Общеобразовательный.
Информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Формы организации образовательного процесса:
Для организации деятельности детей на занятии применяются следующие формы: групповая, индивидуальная, подгрупповая, работа в группах и др.
Возможны следующие формы проведения занятий: комбинированное, практическое, самостоятельная работа, конкурс, семинар, консультация, соревнования, учебно-исследовательские конференции и др.
Методы изучения предмета.
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы занятий и методы обучения).
Формы: учебное занятие.
Типы:
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- рефлексия (повторения, закрепления знаний и выработки умений)
- комбинированное занятие;
- мастер-классы для детей;
- контроль умений и навыков.
Методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- Словесные методы обучения:
- устное изложение;
- беседа;
- Наглядные методы обучения:
- показ материалов на компьютере;
- работа по образцу и др.
- Практические методы обучения:
- тренировочные упражнения, выполнение практических заданий
- лабораторные работы и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративные методы обучения.
- Репродуктивные методы обучения.
- Частично-поисковые методы обучения.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Знания, умения и навыки по информационным технологиям оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» — посредством выполнения упражнений в рабочей тетради и их электронном варианте. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными.
Формирование ключевых компетенций обучающихся.
Программа предусматривает формирование у учащихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Важным компонентом информационной культуры является ИКТ-компетентность, под которой понимается умение адекватно применять массово распространенные ИКТ-инструменты и широко доступные информационные источники при решении основных задач, связанных с обработкой информации и коммуникацией. ИКТ-компетентность не обязательно опирается на современные электронные технические средства и цифровые технологии и устройства. Поиск информации может идти и в энциклопедии, и в библиотеке, устное выступление не обязательно использует микрофон или проектор и т. д. Освоение собственно технологий – то есть формирование ИКТ-квалификации учащегося, является частью образовательной цели формирования его ИКТ-компетентности.
Формы контроля.
- Выполнение практических заданий на компьютере;
- Работа в паре, в группе;
- Срезовые работы (тесты);
Таблица содержания программы по разделам
Разделы | Количество часов | |
1-й год обучения | 2-й год обучения | |
Создание публикаций | 21 | 24 |
Мир мультимедиа: Работа с графическими изображениями | 56 | 54 |
Создание видео-роликов, видео-фильмов | 55 | 42 |
Проектная деятельность | 12 | 24 |
Итого: | 144 | 144 |
Система оценки достижений учащихся; инструментарий для оценивания результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информационных технологий
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информационных технологий, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные учающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информационных технологий в основной группе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной группе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
ИКТ-квалификация:
- сканирование изображения;
- запись аудио-визуальной информации об объекте;
- подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
- создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
- заполнение учебной базы данных;
- создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).
- Создание видео-роликов, видео-фильмов использованием возможностей компьютера;
Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики | |
Личностные универсальные учебные действия | Уровень социально-ориентированного взгляда на жизнь | гражданская идентичность, этническая принадлежность | сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на жизнь | 1-4 низкий уровень - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, 5-7 средний уровень -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, 8-10 высокий уровень -формирование этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Собеседование наблюдение |
Уровень внутренней позиции учащегося | Развитие мотива учебной деятельности | сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения | 1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо), 5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый), 8-10 высокий уровень (устойчивая учебно-познавательная мотивация) | Наблюдение, анкетирование | |
Нравственно-этическая ориентация | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, обеспечивающий личностный моральный выбор | Личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | 1-4 низкий уровень – ориентация избегать наказаний, не несет личную ответственность за поступки, 5-7 средний уровень – имеет представления о нормах, но не всегда следует им, 8-10 высокий уровень – самостоятельно делает свой личностный моральный выбор, высокий уровень личностной ответственности | Анкетирование Собеседование наблюдение | |
Регулятивные УУД | Целеполагание | Постановка учебной задачи | Умение соотносить известный и усвоенный учебный материал с неизвестным для постановки учебной задачи самостоятельно | 1-4 – низкий – принимает только учебную задачу, поставленную учителем, 5-7 – средний - соотносит известное и неизвестное и иногда самостоятельно изучает новое, 8-10 – высокий – самостоятельно ставит задачу изучение нового и достигает решения этой задачи | |
Решение учебных задач | умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную | соотнесение собственных действия с поставленными учебными задачами | 1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, 8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий | наблюдение | |
умение планировать и корректировать свою учебную деятельность | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления. | 1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем, 5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы, 8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности. | Наблюдение | |
Познавательные УУД | Работа с информацией | умение осуществлять информационный поиск | Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников | 1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию, 5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач, 8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | Наблюдение |
Развитие логического мышления | способность к осуществлению логических операций | Степень развития умения сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям и т.д. | 1-4 – низкий – в основном выполняет учебные действия по аналогии 5-7 – средний – умеет анализировать, обобщать и строит логические рассуждения с помощью учителя 8-10- высокий - строит логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей самостоятельно | Наблюдение, тестирование | |
Коммуникативные УУД | Адекватная оценка учебной деятельности | Степень адекватного оценивания результатов своей работы | сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы | 1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство контрольных вопросов, переоценивает качество своей работы 5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем, 8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает свою деятельность | Анкетирование наблюдение |
Умение сотрудничать | Степень взаимодействия с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем | сформированность партнерства, умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий. | 1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других, 5-7 – средний уровень– умеет работать с малых и больших группах, но возлагает вину за ошибки в работе на других, 8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность за результаты своих действий | Наблюдение |
Мониторинг образовательных достижений учащихся (уровень метапредметных результатов и социального опыта учащегося).
- Морально-этическая ориентация: уровень формирования этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие толерантности.
- Уровень развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций.
- Умение слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Степень мотивации к творческому труду.
- Уровень саморазвития творческого и интеллектуального потенциала.
- Уровень развития умений публичного выступления.
- Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Уровень развития стремления к новым видам деятельности (участие в социальном проектировании, научно-исследовательской деятельности, КТД).
- Уровень формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Уровень формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Мониторинг составляется на основе оценки тестовых работ и контрольных учащихся, уровня выполнения практикумов, конкурсных и проектных работ, наблюдения и Портфолио учащегося.
Содержание разделов. Тематическое планирование разделов.
- Создание публикаций.
Когда вам нужно создать красивую и впечатляющую публикацию, например, визитку, заголовок письма, новостной листок, брошюру, открытку или грамоту, то Microsoft Office Publisher сможет выполнить эту работу легко и просто.
Требования к уровню подготовки:
Учащиеся будут знать:
- возможности программы Microsoft Office Publisher;
- этапы создания различных публикаций;
Учащиеся будут уметь:
- создавать уникальные и впечатляющие документы, которые не так просто создать в любой другой программе;
- набрать и отредактировать текст внутри публикации;
- добавлять и редактировать в публикации различные объекты (текст, рисунок, диаграмму, таблицу, календарь и т.д.);
- Мир мультимедиа. Работа с графическими изображениями .
Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения и воспитания, позволяют сделать процесс более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Так, согласно Г. Кирмайеру, при использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения доля усвоенного материала может составить до 75%. Вполне возможно, что это, скорее всего, явно оптимистическая оценка, но о повышении эффективности усвоения учебного материала, когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие, было известно задолго до появления компьютеров. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно–образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.
Требования к уровню подготовки:
Учащиеся будут знать:
- графический пользовательский интерфейс;
- назначение и возможности растрового графического редактора Рhotoshop.
Учащиеся будут уметь:
- работать с ПК и его периферийным оборудованием;
- работать в растровом графическом редакторе Рhotoshop (осуществлять обработку цифровых изображений).
3. Создание видеороликов, видео-фильмов.
Создание видеороликов сложный процесс, где основные моменты: создание сценария, видеосъемка и видеомонтаж. Кроме этого необходимы: соответствующая музыка, озвучка, анимация, создание эффектов.
Процесс создания видеоролика не прост, но увлекателен, ведь вы будете создавать продукт своего творчества! Как правило, работа со всеми программами ведется по одному и тому же принципу.
Требования к уровню подготовки:
Учащиеся будут знать:
- что такое видеоролик;
- назначение и возможности видео-редактора Pinnacle Studio.
- процесс создания видеоклипа из фотографий и видео с использованием программы Pinnacle Studio.
Учащиеся будут уметь:
- создавать видеоклип из фотографий и видео с использованием программы Pinnacle Studio.
4. Проектная деятельность
Основные задачи раздела:
- Создать условия, способствующие развитию навыков самостоятельной трудовой деятельности учащихся в области технического творчества.
- Развитие общеучебных умений и навыков учащихся в процессе проектной деятельности.
- Способствовать развитию и саморазвитию, мотивации к техническому творчеству учащихся через участие продуктов проектной деятельности в различных выставках, конкурсах, конференциях.
Ожидаемые результаты по изучению раздела «Проектная деятельность».
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Тематическое планирование раздела «Создание публикаций»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||||||
Количество часов | Количество часов | ||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1 | Знакомство с программой Microsoft Office Publisher | 2 | 2 | - | 4 | 1 | 1 | - | 2 |
2 | Конструирование публикации: - настройка направляющих разметки; - создание рамки; - работа с текстом; - создание таблиц; - работа с рисунками и формами; - наслаивание объектов; | 2 | 4 | 1 | 7 | 2 | 3 | - | 5 |
3 | Создание «Визитной карточки» | 1 | 1 | - | 2 | - | 1 | - | 1 |
4 | Создание «Открытки» | 1 | 1 | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 |
5 | Создание «Почётной грамоты» | 1 | 1 | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 |
6 | Создание «Календарей» | 1 | 1 | - | 2 | 1 | 3 | - | 4 |
7 | Создание «Буклетов» | 1 | 1 | - | 2 | 1 | 2 | - | 3 |
8 | Создание «Бюллетеней» | - | - | - | - | 1 | 3 | 1 | 5 |
Итого: | 9 | 11 | 1 | 21 | 8 | 15 | 1 | 24 |
Тематическое планирование раздела «Мир мультимедиа: Работа с графическими изображениями»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||||||
Количество часов | Количество часов | ||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1 | Основные принципы работы Photoshop: пикселы, разрешение, форматы файлов и модели представления цвета | 6 | - | 1 | 7 | 3 | - | 1 | 4 |
2 | Интерфейс и инструменты редактирования | 3 | 3 | 1 | 7 | 2 | 2 | 1 | 5 |
3 | Коррекция, ретуширование и восстановление фотоизображений | 8 | 15 | 2 | 25 | 3 | 15 | 1 | 19 |
4 | Учимся выделять фрагменты изображений | 1 | 2 | - | 3 | 1 | 2 | - | 3 |
5 | Знакомство со слоями | 1 | 3 | 1 | 5 | 1 | 1 | - | 2 |
6 | Маски и каналы | 2 | 2 | 1 | 5 | 1 | 1 | - | 2 |
7 | Профессиональные приёмы работы | - | - | - | - | 4 | 10 | 1 | 15 |
8 | Практическая работа: «Создание индивидуального проекта Photoshop» | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 | 4 |
Итого: | 21 | 25 | 6 | 56 | 16 | 33 | 5 | 54 |
Тематическое планирование раздела «Мир мультимедиа: Создание видео - роликов, видео - фильмов»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||||||
Количество часов | Количество часов | ||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1 | Интерфейс и главное меню программы Pinnacle studio - Обзор интерфейса программы, главного меню; - подраздела главного меню «Альбом», «Инструментарий»; - обзор раздела «Импорт», «Монтаж», «Вывод фильма». | 2 | 3 | - | 5 | 1 | 2 | - | 3 |
2 | Захват видео. Работа с разделом «Импорт» | 1 | 1 | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 |
3 | Монтаж видео - Открытие видеофайла, разделение на сцены; | 3 | 4 | 1 | 8 | 2 | 5 | 1 | 8 |
4 | Работа с готовыми темами монтажа | 1 | 2 | - | 3 | 1 | 1 | - | 2 |
5 | Работа с аудио- и видеоэффектами | 5 | 15 | - | 20 | 3 | 10 | - | 13 |
6 | Работа с титрами | 1 | 1 | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 |
7 | Вывод фильма | 1 | 1 | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 |
8 | Практическая работа. Создание видеоролика | 2 | 10 | 1 | 13 | 2 | 7 | 1 | 10 |
Итого: | 16 | 37 | 2 | 55 | 12 | 28 | 2 | 42 |
Примерное тематическое планирование раздела «Проектная деятельность».
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||||||
Количество часов | Количество часов | ||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1. | Понятие «конструктивный проект». | 0,5 | 0,5 | - | 1 | 0,5 | 0,5 | - | 1 |
Построение плана действий | 0,5 | 0,5 | - | 1 | 0,5 | 0,5 | - | 1 | |
Проект – это «пять «П»». Поиск информации | 0,5 | 0,5 | - | 1 | 1 | 2 | - | 3 | |
Работа с собранной информацией. Работа по разработке вариантов проекта. | 0,5 | 0,5 | - | 1 | 1 | 2 | - | 3 | |
Звездочка обдумывания | 0,5 | 0,5 | - | 1 | 1 | 1 | - | 2 | |
Технологическая карта. | 0,5 | 0,5 | - | 1 | 1 | 2 | - | 3 | |
Этапы реализации проекта | 1 | - | - | 1 | - | 1 | - | 1 | |
Практикум по реализации проекта | - | 1 | - | 1 | - | 2 | - | 2 | |
Изготовление продукта проекта | - | 1 | - | 1 | - | 4 | - | 4 | |
Внесение изменений, корректировка проекта. | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | |
Оформление документации | - | 1 | - | 1 | - | 2 | - | 2 | |
Презентация проекта | - | - | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | |
Итого: | 4 | 7 | 1 | 12 | 5 | 18 | 1 | 24 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература:
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ, «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН», срок реализации программы 2 года, возраст обучающихся 15-17 лет, Преснякова Любовь Владиславовна;
- ПРОГРАММА творческого объединения учащихся «Мир мультимедиа технологий», Срок реализации программы – 3 года, возраст детей 11-14 лет, Автор: Киселева Мария Геннадьевна, учитель информатики МОУ СОШ № 2 им. И. А. Сухана;
- Организация проектной деятельности школьников в рамках школьного научного общества по информатике//Российская школа и Интернет: Материалы II Всероссийской конференции. – С.-Петербург, 2002 – с.55-56.
- Adobe Рhotoshop CS2 с нуля! Книга + Видеокурс: учеб. Пособие; под ред. Макса Владина. – Москва: Лучшие книги, 2007. – 320 с.: ил. + (1) CD. – (Книга + Видеокурс).
- Microsoft Office 2007/ Стив Джонсон; пер. с англ. М.А. Голубева. – М.: НТ Пресс, 2009. – 720 с.: ил. – (Просто и наглядно).
Дополнительная литература:
- Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, видео уроки, плакаты и словарь;
- Видеомонтаж в Pinnacle Studio 14. Обучающий видеокурс.
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
- Методическое пособие для учителя к завершенной предметной линии учебников «Информатика» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений А в т ор ы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова, Полежаева О. А. Автор-составитель: О. А. Полежаева. — Эл. изд. —М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 136 с. : ил.
Материально-техническое оснащение:
Аппаратные средства:
- один компьютер на рабочем месте учителя;
- компьютерный класс (сеть, сервер);
- выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет — только для педагога учреждения, для учащихся — всё приготовлено учителем;
- устройства вывода звуковой информации;
- устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь;
- учебный кабинет должен быть оборудован мультимедийным проектором и экраном и возможностью проводить демонстрации напрямую с компьютера педагога на экран;
- устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;
- все компьютеры класса должны быть включены в локальную сеть и иметь (локальный) доступ к серверу;
- в учебном кабинет должен находиться цветной принтер и сканер, присоединенные к локальной сети;
- цифровой фотоаппарат, видеокамера.
Материальные средства:
- каждый учащийся должен быть обеспечен учебным местом, за которым ему удобно выполнять основные учебные действия: читать, писать, рисовать, вырезать, наклеивать;
- учебный кабинет должен быть укомплектован так, чтобы во время проектной деятельности учащимся было удобно перемещаться по кабинету, пересаживаться, собираться в группы и проч.;
- каждый учащийся на каждом занятии должен быть обеспечен компьютерным рабочим местом, специально оборудованным для учащегося начальной школы.
Программные средства:
- Операционная система;
- Антивирусная программа;
- растровый графический редактор Adobe Рhotoshop;
- видео-редактора Pinnacle Studio.
- Программа-архиватор;
- Интегрированное офисное приложение, включающее программу Publisher, текстовый редактор, программу разработки презентаций;
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.);
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Приложение.
Содержание раздела «Проектная деятельность».
Темы и содержание тем (* темы с контрольными тестами) | Кол-во часов по годам обучения | Характеристика деятельности учащихся | УУД |
Занятие1. Понятие «конструктивный проект»: создание конкретного, полезного продукта. Выбор проблемы для конструктивного проекта. Определение предмета, темы, цели и задачи проекта. | 1/1 | Различать виды проектов и требования к ним. Определять проблему для конструктивного проекта. Формулировать свои желания и определять их в цели и задачи проекта. | Личностные: умение контролировать свою деятельность, учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Регулятивные: учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале; умение самостоятельно генерировать идеи. Познавательные: проводить сравнение по заданным критериям, выявлять существенные и несущественные признаки. Коммуникативные: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством постановки темы и цели проекта. |
Занятие 2. Построение плана действий по решению задач проекта. Пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков. | 1\1 | Личностные: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Регулятивные: изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; Познавательные: самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; самостоятельно запрашивать недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста); Коммуникативные: умение взаимодействовать с любым партнером. | |
Занятие 3. Проект — это «пять П». Поиск информации | 1/3 | Личностные: сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности; Регулятивные: изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; Познавательные: самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; самостоятельно запрашивать недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста); Коммуникативные: умение взаимодействовать с любым партнером. | |
Занятие 4. Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. Работа с собранной информацией. Разработка вариантов проекта. | 1/3 | Личностные: умение проектировать процесс (изделие); планировать деятельность, время, ресурсы; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов Регулятивные: умение находить и исправлять ошибки в собственной работе или в работе других участников группы, если проект коллективный Познавательные: умение принимать решения и прогнозировать их последствия Коммуникативные: навыки делового партнерского общения. | |
Занятие 5. Выбор варианта будущего продукта. Звездочка обдумывания. | 1\2 | Личностные: умение осмыслить задачу, находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: развивать навыки оценочной самостоятельности. Познавательные: самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле. Коммуникативные: умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач. | |
Занятие 6. Разработка технологической карты продукта | 1\3 | Личностные: развитие познавательных интересов и активности в области технического творчества; трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; Познавательные: развитие технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; Регулятивные: самооценка готовности к творческой деятельности в сфере технического труда. Коммуникативные: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. | |
Занятие 7-9. Изготовление продукта | 1\1 1\2 1\4 | Личностные: приобретение опыта созидательной и творческой деятельности; умение контролировать свою деятельность. Регулятивные: самооценка собственной трудовой деятельности. Познавательные: развитие технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения; умение работать в группе, умение партнерского и делового сотрудничества. | |
Занятие 10-11. Внесение изменений в ход реализации проекта и оформление документации. Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др | 1\1 1\2 | Личностные: приобретение опыта созидательной и творческой деятельности; умение контролировать свою деятельность. Регулятивные: умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов). Познавательные: проводить сравнение по заданным критериям, выявлять существенные и несущественные признаки; развитие логического мышления Коммуникативные: умение вести дискуссию; умение находить компромисс. | |
Занятие 12. Презентация проекта. | 1\1 | Создавать презентацию продукта проекта. Развивать навыки монологической речи. Формировать умение публичного выступления | Личностные: умение публичного выступления; способность отстаивать собственную точку зрения, презентовать продукт собственной деятельности Регулятивные: навыки оценочной самостоятельности (адекватная самооценка своей деятельности и качества продукта собственной деятельности) Познавательные: разработка варианта рекламы продукта деятельности Коммуникативные: умение уверенно держать себя во время выступления; использовать различные средства наглядности при выступлении; отвечать на незапланированные вопросы. |
- Мне нравится (2)