Методические указания к практическим занятиям по МДК.02.01 Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда РФ

Парфенюк Оксана Алексеевна

Методические указания к практическим занятиям  профессионального модуля ПМ. 02 «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации» МДК 02.01 Организация работы органов и учреждений социальной защиты предназначены для студентов  специальности 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_p.z._razdel_1.doc169 КБ
Файл praktich._zanyatiya.docx41.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Тюменской области

«Агротехнологический колледж»

(ГАПОУ ТО «АТК»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим занятиям

МДК 02.01 Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)

по разделам 

1.1.  Государственные органы и учреждения социальной защиты населения

 1.2.  Органы Пенсионного фонда РФ

для студентов специальности

 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

                                                 2016

Составитель: Парфенюк Оксана Алексеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания к практическим занятиям  профессионального модуля ПМ. 02 «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации» МДК 02.01 Организация работы органов и учреждений социальной защиты предназначены для студентов  специальности 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения».

Направленные на формирование учебных и профессиональных практических умений они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

Выполнение студентами практических занятий направлено на:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;

- формирование умений применять полученные знания на практике;

- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Ведущей целью практических занятий является формирование практических умений (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности).

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования и преддипломной практики.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Состав заданий для практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов. Количество часов, отводимых на практические занятия, фиксируется в тематических планах рабочих учебных программ.

Оценки за выполнение практических занятий выставляются по рейтинговой системе и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов.

Методические рекомендации по подготовке и проведению

семинарских и практических  занятий

Семинар представляет собой активную форму учебной работы, в которой сочетаются: подведение итогов самостоятельной работы студента, проверка приобретенных знаний, их закрепление, расширение и углубление.

Цель семинара состоит в том, чтобы повысить теоретический уровень студентов, научить их ориентироваться в материале, привить творческий подход к изучению соответствующей дисциплины, к осмысленному пониманию значения рассматриваемых вопросов, научить пользоваться приобретенными знаниями на практике. На семинаре студенты учатся формулировать мысли, дискутировать, овладевают культурой речи.

Семинар - это групповые практические занятия, которые проводятся  под руководством преподавателя. На усмотрение преподавателя студенты обсуждают предложенные темы семинарских занятий, рассматривая каждый вопрос.

Для эффективной работы на семинарских занятиях студентам необходима соответствующая подготовка. Не ограничиваясь повторением лекционного материала, студенту следует освоить нормативные источники, рекомендованные к соответствующей теме, а также ознакомиться с учебной, монографической и иной научной литературой, обзорами судебной практики.

В планах семинарских занятий  рекомендуются темы, обязательные для изучения. Каждая тема снабжена перечнем вопросов выносимых на обсуждение и списком литературы. По своему усмотрению студенты могут заменить указанные источники на другие, опубликованные, например, в журналах: «Государство и право», «Журнал российского права», «Российская юстиция», «Право и политика», «Правоведение» и другие. Необходимо помнить, что нормативный материал в области трудового права с течением времени дополняется, уточняется, демонстрируя тенденцию к постоянной мобильности. В этой связи студент должен регулярно знакомиться с новыми нормативными актами, отслеживая их появление в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ». Студенты в целях ознакомления могут пользоваться услугами ИНТЕРНЕТА, а также программ «Гарант» и «Консультант».

Помимо рассмотрения теоретических вопросов к семинарскому занятию может быть задано решение задач.

При решении задач очень важно выяснить предмет спора и определить круг вопросов, которые необходимо разрешить. Полезно в письменном виде сформулировать эти вопросы, чтобы выявить порядок решения задачи и максимально подробно разобрать ситуацию.

Затем необходимо изучить соответствующие нормативные правовые акты и судебную практику, относящиеся к задаче, подобрать подходящие правовые нормы и дать их толкование применительно к данному казусу.

Отвечая на поставленные в задаче вопросы необходимо дать точные ответы и конкретные ссылки на соответствующие нормативные акты, назвав статью, пункт. При этом нужно не только излагать содержание нормы, но и объяснить ее смысл, раскрыть ее регулирующее значение. Ответы должны быть полными, развернутыми, достаточно аргументированными. В заключение на основе теоретических положений и нормативного материала надо сформулировать решение, сделать четкие выводы.

Важно обратить внимание на то, что условия отдельных задач рассчитаны на несколько вариантов решений, каждый из которых необходимо проанализировать. В ряде случаев студентам можно самим ввести дополнительные условия задачи, чтобы выявить, как будет трансформироваться ее решение в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Критерии оценки при решении задач:

«3» - задача решена верно, даны ссылки на законодательные акты, юридически грамотно оформлено решение, даны развернутые ответы на дополнительные вопросы к задаче;

«2» - задача решена верно, даны ссылки на законодательные акты, допущены несущественные  ошибки в оформлении решения, даны не все ответы на дополнительные вопросы к задаче;

«1» - имеются неточности в решении задачи, проанализированы не все законодательные акты, даны не все ответы на дополнительные вопросы к задаче.

Критерии оценки при составлении документов:

 «3» -  документы составлено юридически грамотно, в соответствии с образцом;

 «2» - имеются неточности в оформлении; заполнены не все строки документов.

 «1» - в составлении документов допущены серьёзные ошибки.

Критерии оценки при составлении сравнительной таблицы:

«2» - таблица заполнена полностью; имеются исчерпывающие сведения по всем графам;

«1» - таблица содержит неполные сведения.

Критерии оценки при составлении схемы:

«2» - схема отражает все основные положения действующего законодательства по данному вопросу;

«1» - при составлении схемы упущены некоторые положения действующего законодательства по данному вопросу.

Критерии оценки работы на семинаре:

«2» - полностью раскрыт один из предложенных вопросов, даны дополнения, комментарии к ответам других студентов;

«1» - имеется один или несколько ответов на вопросы, но студент с сообщениями не выступал.

Тема: «Нормативно-правовое  регулирование организации работы  органов и учреждений социальной защиты населения»

1. Семинарское занятие

Цель: уяснить правовую базу, регламентирующую организацию деятельности органов и учреждений социальной защиты населения.

Задание: подготовить сообщение по вопросам семинара.

План

1. Социальная защита. Социальное обеспечение.

2. Правовая база,  регламентирующая организацию деятельности  органов и учреждений социальной защиты населения.

3. Источники финансирования социальной защиты населения.

Тема: «Система государственных органов и учреждений

социальной защиты населения»

1. Семинарское занятие

Цель: уяснить систему, полномочия органов и учреждений социальной защиты.

Задание: подготовить сообщение по вопросам семинара.

1. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 “О структуре федеральных органов исполнительной власти”

2. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2012 г. N 533 "О некоторых вопросах организации деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства".

3. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения"

4. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 206 "О Федеральном медико-биологическом агентстве"

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2012 г. N 535 г. Москва "Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации"

6. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости"

7. Постановление Правительства Тюменской области  от 28 декабря 2010 г. N 385-п ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

План

1. Государственные органы и учреждения социальной защиты населения.

2. Понятие, структура и полномочия Министерства здравоохранения РФ.

3.   Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения,

4. Федеральное медико-биологическое агентство.

5.  Министерство труда и социальной защиты.

6. Федеральная служба по труду и занятости.

7. Департамент социального развития.

8. Управление социальной защиты населения.

2. Практическое занятие:

«Компетенции  государственных и муниципальных органов социальной защиты населения»

Цель: определить компетенцию государственных и муниципальных органов социальной защиты населения.

Задание: заполните таблицу, отразив в ней  государственные и муниципальные органы, осуществляющие социальную защиту населения, опишите их компетенцию.

3. Практическое занятие:

«Подчиненность  органов социальной защиты населения»

Цель: установить подчиненность органов социальной защиты населения.

Задание: составить схему, отражающую иерархию органов социальной защиты населения в РФ.

4. Практическое занятие:

«Функционирование органов социальной защиты населения»

Цель: установить функции органов социальной защиты населения.

Задание: определите функции органов социальной защиты населения на федеральном, региональном и местном уровнях. Предложите способы совершенствования работы органов социальной защиты населения.

Тема: «Организация деятельности государственных органов и учреждений  социальной защиты населения»

5. Семинарское занятие

Цель: определить организацию деятельности государственных органов и учреждений социальной защиты населения.

Задание: подготовить сообщение по вопросам семинара.

План

1. Деловая репутация специалиста   учреждения социальной защиты населения.

2. Научная организация труда в системе социальной защиты населения.

3. Информационно-компьютерные технологии, используемые в  работе органов и учреждений социальной защиты населения.

4. Организация делопроизводства в работе органов и учреждений социальной защиты населения.

5. Направление дел по вопросам оказания социальной помощи вышестоящим должностным лицам.

6. Практическое занятие:

«Полномочия работников органов и учреждений

 социальной защиты населения»

Цель: определить полномочия работников и учреждений социальной защиты населения.

Задание: заполнить таблицу.

Наименование органа социальной защиты населения

Наименование должности основных специалистов данного органа

Полномочия специалиста органа социальной защиты населения

7. Практическое занятие:

«Выявление и  порядок учета лиц, нуждающихся в социальной защите органами и учреждениями социальной защиты населения»

Цель: определить порядок выявления и учета лиц, нуждающихся в социальной защите органами и учреждениями социальной защиты населения.

Задание 1: Составить список категорий граждан, нуждающихся в социальной защите в соответствии с  критериями нуждаемости по законодательству РФ.

Задание 2: Составить схему соотношения видов социального обеспечения с органами социального обеспечения с учетом нормативно-правовых актов

Задание 3: Порядок выявления граждан нуждающихся в социальной защите в зависимости от жизненной ситуации.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Охарактеризуйте законодательство РФ, определяющее уровень жизни граждан.
  2. Перечислите критерии нуждаемости граждан в социальной защите.
  3. Порядок выявления граждан, нуждающихся в социальной защите.
  4. Правила выявления граждан, нуждающихся в социальной защите на территории города (района).

8. Практическое занятие:

«Формирование базы данных получателей пособий, компенсаций, социальных выплат,  услуг»

Цель: проанализировать базы данных получателей пособий, компенсаций, социальных выплат и услуг

Задание: Заполнить таблицу.

Понятие баз данных в сфере социальной защиты населения

Содержание баз данных получателей пособий и компенсационных услуг

Содержание баз данных получателей социальных услуг.

Городской информационный центр  и правила его работы.

Организация работы базы данных  «Социальный регистр»

Правила пополнения и корректировки баз данных «Социальный регистр»

9. Практическое занятие:

«Осуществление социальной работы с применением компьютерных и телекоммуникативных технологий»

Цель: проанализировать программы компьютерных технологий, используемые в работе органов социальной защиты населения.

Задание 1: Определите ИКТ, используемые органами социальной поддержки при выявлении лиц, нуждающихся в социальной защите.

Задание 2: Определите программы компьютерных технологий, используемые в работе органов социальной защиты.

Задание 3: Охарактеризуйте основные программ, используемых в работе органов социальной защиты населения (в виде таблицы):

- Программный комплекс «Устный и письменный прием граждан»,

- Программный комплекс «Социальные пособия»,

  • Программный комплекс «Социальные выплаты»,
  • Автоматизированное рабочее место «Надомное обслуживание»,
  • Автоматизированное рабочее место «Материальная помощь и услуги»,
  • Автоматизированное рабочее место «Государственное пособие на детей»,

- Автоматизированное рабочее место «Учет и распределение технических средств реабилитации».

10. Практическое занятие:

«Взаимодействие органов социальной защиты населения с органами власти, предприятиями, учреждениями, общественными организациями»

Цель: определить взаимодействие органов социальной защиты населения с органами власти, предприятиями, учреждениями, общественными организациями.

Задание: Составьте схему взаимодействие органов и учреждений социальной защиты населения в процессе работы с органами исполнительной власти, организациями, учреждениями, общественными организациями.

11. Практическое занятие:

«Процедура направления дел по вопросам социальной  поддержки вышестоящим должностным лицам»

Цель: проанализировать процедуру направления дел по вопросам социальной поддержки вышестоящим должностным лицам

Задание: Распределите направление  сложных или спорных дел по вопросам оказания социальной помощи, вышестоящим в порядке подчиненности лицам.

12. Практическое занятие:

«Ведение отчетности в органах и учреждениях социальной защиты населения»

Цель: определить документы для ведения отчетности в органах и учреждениях социальной защиты населения.

Задание: Проанализируйте информацию и определите документы для статистической и другой отчетности.

Тема: «Органы  опеки и попечительства»

13. Семинарское занятие

Цель: определить организацию деятельности органов опеки и попечительства.

Задание: подготовить сообщение по вопросам семинара.

1. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

2. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".

План

  1. Понятие органов опеки и попечительства, их задачи и полномочия.
  2. Структура органов опеки и попечительства.
  3. Документооборот в деятельности органов опеки и попечительства.

14. Практическое занятие:

«Задачи и  полномочия органов опеки и попечительства»

Цель: проанализировать задачи и полномочия органов опеки и попечительства

Задание: Решить задачи.

1. Отец Вадима Розова погиб в бою при выводе российских войск из Афганистана. В то время Вадиму исполнился один месяц со дня рождения. Его мать Екатерина Розова через полгода после смерти его отца вышла замуж за его друга Валентина Зотова. Через год у них родился сын, которою они назвали Петром. Когда Пете Зотову исполнилось шесть лет, а Вадиму Розову — восемь лет, их родители погибли в автомобильной аварии. Орган опеки и попечительства временно поместил Вадима и Петра в воспитательное учреждение до определения их в семью. Через две недели после этого в орган опеки и попечительства поступило два заявления от лиц, изъявивших желание быть опекунами сводных братьев. Одно — от Анастасии Розовой — сестры отца Вадима, погибшего в Афганистане, другое — от Николая Зотова — брата отца Петра, погибшего в автомобильной аварии. Анастасия Розова захотела взять под свою опеку Вадима Розова, а Николай Зотов — Петра Зотова.

При рассмотрении указанных заявлений работник органа опеки и попечительства заявил Анастасии Розовой и Николаю Зотову о том, что Вадим и Петр являются сводными братьями, поэтому их нельзя разлучать. Опекуном их должно быть одно лицо. Он предложил Николаю Зотову быть опекуном сводных братьев. При этом он объяснил им, что Вадим Розов вправе временно проживать у своей тети Анастасии Розовой при условии частого общения со своим сводным братом Петром Зотовым. Через два года после назначения Николая Зотова опекуном сводных братьев Вадима и Петра органу опеки и попечительства стало известно, что Николай Зотов является наркоманом.

Правомерно ли заявление работника органа опеки и попечительства о том, что при оформлении опеки над сводными братьями Вадимом Розовым и Петром Зотовым их нельзя разлучать?

Вправе ли Вадим Розов, находящийся под опекой Николая Зотова, временно проживать у своей тети Анастасии Розовой?

Обязан ли будет Николай Зотов ежемесячно выплачивать денежные средства Анастасии Розовой на содержание Вадима Розова во время проживания последнего у нее?

До какого возраста Вадим Розов и Петр Зотов будут находиться под опекой?

Какие действия должен предпринять орган опеки и попечительства после того, как ему стало известно о том, что опекун сводных братьев Николай Зотов является наркоманом?

2. Орган опеки и попечительства заключил договор с бездетными супругами Калашниковыми о передаче им на воспитание сроком на пять лет оставшейся без попечения родителей семилетней Екатерины Карасевой. К этому времени девочка уже четыре года находилась в учреждении социальной защиты населения. Оказалась она там потому, что ее родители были слепыми и не могли ей дать полноценного воспитания и образования, а также правильно организовать ее жизнь. При передаче ребенка супругам Калашниковым выяснилось, что у девочки имеется еще младший пятилетний брат Степан, находящийся в детской больнице в связи с заболеванием церебральным параличом. При обращении супругов Калашниковых к главному врачу больницы с просьбой решить вопрос о возможности выписки Степана с целью передачи им для того, чтобы дети (брат и сестра) жили в одной семье, главный врач ответил отрицательно. Свой ответ он мотивировал тем, что мальчик нуждается в постоянном медицинском контроле и помощи, а также в специальном уходе. В первые же дни проживания Екатерины в семье Калашниковых выяснилось, что она вздорный и капризный ребенок. Это проявилось в том, что она требовала встреч с ее подружками по прежнему месту пребывания, не хотела ходить в школу, неуважительно и нервозно разговаривала со своими приемными родителями, на их замечания реагировала бурными и длительными рыданиями. Супруги Калашниковы пытались обучать ее чтению и арифметике, но она не могла сосредоточиться на предмете обучения. Через шесть месяцев после приема ребенка в семью супруги Калашниковы обратились в орган опеки и попечительства с просьбой расторгнуть договор о передаче Екатерины в их семью и взять ребенка обратно. Мотив отказа: невозможность установить контакт с ребенком.

Обоснован ли отказ главного врача детской больницы о нецелесообразности выписки Степана из больницы с целью передачи в приемную семью для совместного проживания с сестрой?

 Какое решение вправе принять орган опеки и попечительства по заявлению супругов Калашниковых о расторжении договора и возврате ими Екатерины досрочно?

Являются ли указанные в задаче обстоятельства основанием для досрочного расторжения договора супругов Калашниковых с органом опеки и попечительства?

В каком порядке должны решаться имущественные и финансовые вопросы в случае расторжения договора?

3. В 2013 году умер отец Юры, а в 2014 году мать Юры стала злоупотреблять спиртными напитками. Перестала осуществлять заботу о нем. Последние два года за Юрой присматривали соседи, кормили его, отдавали старую одежду и т.п. Орган опеки и попечительства в течение трех дней после получения сведений о таком состоянии дел в семье совместно с комиссией по делам несовершеннолетних подал в суд заявление об отобрании ребенка у матери и помещение его в социально-педагогический приют.

Дайте правовую оценку действиям органа опеки и попечительства. Каким образом возможно отобрание ребенка? Как может разрешиться дальнейшая судьба Юры?

4. Орган опеки и попечительства с супругами Стрижевыми был заключен договор о передаче им на воспитание сроком до наступления совершеннолетия детей, оставшихся без попечения родителей братьев Андреевых. В результате была образована приемная семья. Через два года 33 выяснилось, что приемные родители стали злоупотреблять спиртными напитками, перестали заботиться о приемных детях, осуществлять функции по воспитанию детей, дети перестали посещать школу и т.п.

Какое решение должен принять орган опеки и попечительства в сложившейся ситуации? Какие функции обязаны выполнять приемные родители?

5. В 2013 году умер отец Олега Петрова, а 2014 году умерла его мать. Последние два года перед смертью матери ввиду ее тяжелой болезни Олег проживал в деревне у своей бабушки Соколовой. Бабушка обратилась в орган опеки и попечительства с заявлением о назначении ее опекуном Олега. Однако эта просьба не была удовлетворена. Свой отказ орган опеки и попечительства мотивировал тем, что Соколова нетрудоспособна (пенсионерка по возрасту), а потому не может надлежащим образом исполнять обязанности опекуна. Опекуном Олега был назначен его дядя - Иванов, который проживал в г. Борисове, где находилось имущество, перешедшее к Олегу после смерти матери. Орган опеки и попечительства разъяснил Соколовой, что назначение Иванова опекуном не препятствует тому, чтобы Олег продолжал жить у нее.

Дайте правовую оценку сложившейся ситуации. Правомерны ли действия органа опеки и попечительства? Каким образом устанавливается опека над имуществом подопечного?

6. В июне 2013 года в связи с систематическим пьянством и аморальным поведением супруги Дятловы по решению суда были лишены родительских прав в отношении их сына Бориса, 2003 г.р. После этого мальчик был передан под опеку дальнего родственника Никонова и проживал более года в его семье. В течение 2013 года Дятловы прошли курс лечения от алкоголизма и трудоустроились. В марте 2014 года Дятловы обратились в суд с исковым заявлением о восстановлении их в родительских правах и возврате сына. В судебном заседании представитель органа опеки и попечительства дал заключение о возможности восстановления Дятловых в родительских правах. Однако опрошенный судом Борис заявил о своем категорическом несогласии возвращаться к родителям.

Какое решение должен принять суд по исковому заявлению Дятловых?

7. После смерти родителей над 15-летним Владимиром Шевцовым было установлено попечительство. Для покрытия расходов на содержание Владимира потребовалось реализовать наследственное имущество. Но по этому поводу сразу же возникли разногласия между попечителем и подростком. Владимир считал, что прежде всего нужно продать гостиный гарнитур, и что он уже достаточно самостоятелен, чтобы распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Попечитель же утверждал, что следует продать гараж, чтобы на длительное время обеспечить Владимира материально. Они обратились за советом в орган опеки и попечительства.

Какие разъяснения должен дать орган опеки и попечительства по поводу возникших разногласий между попечителем и подопечным? Какие гражданско-правовые обязанности имеют опекуны (попечители). При совершении каких сделок, требуется предварительное разрешение органа?

15. Практическое занятие:

«Выявление  и учет детей, оставшихся без попечения родителей»

Цель: проанализировать порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Задание:  Составьте этапы выявления, контроля и учета за усыновленными детьми, детьми, принятыми под опеку и попечительство, переданными на воспитание в приемную семью.

16. Практическое занятие:

«Организация и  координация деятельности  органов опеки и попечительства с  несовершеннолетними детьми»

Цель: определить организацию и координацию деятельности органов опеки и попечительства с несовершеннолетними детьми

Задание:  Проанализируйте Регламент деятельности органов опеки и попечительства и составьте схему, отражающую организацию и координацию деятельности органов опеки и попечительства.

Тема: «Нормативно-правовое  регулирование организации работы   органов Пенсионного фонда РФ»

17. Семинарское занятие:

«Законодательство о статусе Пенсионного фонда РФ  и его территориальных органах»

Цель: уяснить перечень нормативно-правовых актов, регулирующих статус Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов

Задание: подготовить сообщение по вопросам семинара.

1. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 200-ФЗ)

2. Федеральный Закон от 25 ноября 2008 года N 214-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ)

4. Федеральный Закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"

5. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

6. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением"

7. Постановление Верховного совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1 "Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)"

8. Проект Федерального закона "О государственных социальных фондах"

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации"

10. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 25 июня 2001 года N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г."

11. Справка о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2008 года N 1018-р "О Председателе Правления Пенсионного фонда Российской Федерации"

13. Постановление Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»

План

  1. Общая характеристика федерального законодательства о правовом статусе ПФР и его территориальных органах.
  2. Характеристика иных нормативно-правовых актов, регулирующих статус ПФР и его территориальных органов.

Тема:  «Система органов Пенсионного фонда РФ»

18. Семинарское занятие:

«Пенсионный фонд Российской Федерации»

Цель: уяснить понятие, структуру, задачи и функции ПФР.

Задание: подготовить сообщение по вопросам семинара.

План

  1. История создания ПФР.
  2. Основные задачи и функции ПФР.
  3. Основные задачи и функции отделения ПФР.
  4. Структура отделения ПФР.
  5. Основные задачи и функции  управления ПФР.
  6. Структура управления ПФР.
  7. Орган, осуществляющий контроль за средствами бюджета ПФР.

19. Практическое занятие:

«Компетенции и подчиненность органов Пенсионного фонда РФ»

Цель: определить компетенцию и подчиненность органов Пенсионного фонда РФ.

Задание: составьте схему, отразив компетенцию и подчиненность органов ПФР.

20. Практическое занятие:

«Функционирование органов Пенсионного фонда РФ»

Цель: установить функции органов ПФР.

Задание: определите функции органов ПФР на федеральном, региональном и местном уровнях. Предложите способы совершенствования работы органов ПФР.

Тема: «Организация деятельности органов Пенсионного фонда РФ»

21. Семинарское занятие

Цель: уяснить организацию деятельности органов ПФР.

Задание: подготовить сообщение по вопросам семинара.

План

1. Организация документооборота Пенсионного фонда РФ.

2. Информационно-коммуникационные технологий,  используемые в работе органов Пенсионного фонда.

3. Организация ведения базы данных получателей пенсий и ежемесячных денежных выплат.

4. Порядок  направления на рассмотрение  дел по пенсионным вопросам   вышестоящим  должностным лицам.

20. Практическое занятие:

«Полномочия работников органов Пенсионного фонда РФ»

Цель: проанализировать полномочия органов ПФР.

Задание: решить задачи.

Задача 1.

В Пенсионный Фонд за назначением пенсии по старости 26.03.2014 г. обратилась Лукьянова Валентина Викторовна (13.02.1959 г.р.). Имеет страховой стаж 9 лет и воспитывает несовершеннолетнюю дочь (22.10.1998 г.р.).

1. Определите, имеет ли право Лукьянова В.В. на страховую пенсию по старости.

2. Определите перечень документов, необходимых для назначения пенсии и сроки рассмотрения документов.

3. Назовите специалистов, которые должны быть задействованы в данной ситуации и их должностные обязанности.

Задача 2.

В Пенсионный Фонд за назначением пенсии по старости 26.01.2015 г. обратилась Попова Ирина Валерьевна (13.02.1960 г.р.). Имеет страховой стаж 7 лет.

  1. Определите, имеет ли право Попова И.В. на страховую пенсию по старости
  2. Определите перечень документов, необходимых для назначения пенсии и сроки рассмотрения документов.
  3. Назовите специалистов, которые должны быть задействованы в данной ситуации и их должностные обязанности.

Задача 3.

В Пенсионный Фонд РФ обратился гражданин Иванов П.А. с заявлением о прекращении выплаты ему пенсии по инвалидности.

Правомерно ли заявление гражданина?  

21. Практическое занятие:

«Организации работы с базой данных  получателей пенсий»

Цель: проанализировать организацию работы с базой данных получателей пенсий.

Задание: Заполнить таблицу.

Понятие базы данных получателей пенсий

Содержание базы данных получателей пенсий

Специалисты, осуществляющие работу с базой данных получателей пенсий

Организация работы базы данных  

Правила пополнения и корректировки базы данных

22. Практическое занятие:

«Процедура направления    дел  по пенсионным вопросам

вышестоящим  должностным лицам»

Цель: проанализировать процедуру направления дел по пенсионным вопросам  вышестоящим должностным лицам

Задание: Распределите направление  сложных или спорных дел по пенсионным вопросам, вышестоящим в порядке подчиненности лицам.

23. Практическое занятие:

«Взаимодействие органов Пенсионного фонда РФ с органами власти, предприятиями, учреждениями, общественными организациями»

Цель: определить взаимодействие органов Пенсионного фонда РФ с органами власти, предприятиями, учреждениями, общественными организациями.

Задание: Составьте схему взаимодействие органов Пенсионного фонда РФ в процессе работы с органами исполнительной власти, организациями, учреждениями, общественными организациями.

24. Практическое занятие:

«Ведение  отчетности работниками  Пенсионного фонда РФ»

Цель: определить документы для ведения отчетности в органах ПФР.

Задание: Проанализируйте информацию и определите документы для статистической и другой отчетности.

Тема: «Социальные программы»

25. Семинарское занятие

Цель: проанализировать основные социальные программы в РФ.

Задание: подготовить сообщение по вопросам семинара.

План

1. Федеральные целевые программы.  

2. Программы социально-экономического развития регионов России.  

3. Муниципальные целевые программы в социальной сфере.

4. Источники финансирования социальных программ.  

Литература

Основные источники:

  1. Гуслова, М.Н. Организация и содержание работы по социальной работы с населением: учебник.- 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2010. - 256 с.
  2. Савинов, А. Н. Организация работы органов социальной защиты : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Н. Савинов. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 224 с.
  3. Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите престарелых и инвалидов: учебное пособие.- М.: Академия, 2010. - 240 с.

Дополнительные источники:

  1. Павленок, П. Д., Куканова, Е. В., Шаповалов, В. К. Введение в специальность. Социальная работа : учебное пособие. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2010. - 128 с.
  2. Нестерова, Г. Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами : учебник для студ. сред. проф. образования. - М. : Академия, 2009. - 288 с.
  3. Гуслова, М. Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи : учеб. пособие / М. Н. Гуслова. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 272 с.

Периодические издания (журналы):

  1. Научно-популярный журнал //Социальная работа
  2. Просветительский журнал по социальным вопросам //Социальная защита

Интернет-ресурсы:

  1. Бесплатная электронная библиотека онлайн "Единое окно доступа к образовательным ресурсам windo.edu.ru - свободный доступ к каталогу образовательных интернет- ресурсов и полнотекстовой электронной учебно- методической библиотеке для общего и профессионального образования.
  2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов school. collection. edu.ru
  3. Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов (ФЦИОР) fcior. edu.ru



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Тюменской области

«Агротехнологический колледж»

(ГАПОУ ТО «АТК»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим занятиям

МДК 02.01 Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)

по разделу «Муниципальное право»

для студентов специальности

 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

                                                 2016

Составитель: Парфенюк Оксана Алексеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания к практическим занятиям  профессионального модуля ПМ. 02 «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации»  по разделу  «Муниципальное право» предназначены для студентов  специальности 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения».

Направленные на формирование учебных и профессиональных практических умений они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

Выполнение студентами практических занятий направлено на:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;

- формирование умений применять полученные знания на практике;

- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Ведущей целью практических занятий является формирование практических умений (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности).

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования и преддипломной практики.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Состав заданий для практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов. Количество часов, отводимых на практические занятия, фиксируется в тематических планах рабочих учебных программ.

Оценки за выполнение практических занятий выставляются по рейтинговой системе и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов.

Методические рекомендации по подготовке и проведению

семинарских и практических  занятий

Семинар представляет собой активную форму учебной работы, в которой сочетаются: подведение итогов самостоятельной работы студента, проверка приобретенных знаний, их закрепление, расширение и углубление.

Цель семинара состоит в том, чтобы повысить теоретический уровень студентов, научить их ориентироваться в материале, привить творческий подход к изучению соответствующей дисциплины, к осмысленному пониманию значения рассматриваемых вопросов, научить пользоваться приобретенными знаниями на практике. На семинаре студенты учатся формулировать мысли, дискутировать, овладевают культурой речи.

Семинар - это групповые практические занятия, которые проводятся  под руководством преподавателя. На усмотрение преподавателя студенты обсуждают предложенные темы семинарских занятий, рассматривая каждый вопрос.

Для эффективной работы на семинарских занятиях студентам необходима соответствующая подготовка. Не ограничиваясь повторением лекционного материала, студенту следует освоить нормативные источники, рекомендованные к соответствующей теме, а также ознакомиться с учебной, монографической и иной научной литературой, обзорами судебной практики.

В планах семинарских занятий  рекомендуются темы, обязательные для изучения. Каждая тема снабжена перечнем вопросов выносимых на обсуждение и списком литературы. По своему усмотрению студенты могут заменить указанные источники на другие, опубликованные, например, в журналах: «Государство и право», «Журнал российского права», «Российская юстиция», «Право и политика», «Правоведение» и другие. Необходимо помнить, что нормативный материал в области трудового права с течением времени дополняется, уточняется, демонстрируя тенденцию к постоянной мобильности. В этой связи студент должен регулярно знакомиться с новыми нормативными актами, отслеживая их появление в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ». Студенты в целях ознакомления могут пользоваться услугами ИНТЕРНЕТА, а также программ «Гарант» и «Консультант».

Помимо рассмотрения теоретических вопросов к семинарскому занятию может быть задано решение задач.

При решении задач очень важно выяснить предмет спора и определить круг вопросов, которые необходимо разрешить. Полезно в письменном виде сформулировать эти вопросы, чтобы выявить порядок решения задачи и максимально подробно разобрать ситуацию.

Затем необходимо изучить соответствующие нормативные правовые акты и судебную практику, относящиеся к задаче, подобрать подходящие правовые нормы и дать их толкование применительно к данному казусу.

Отвечая на поставленные в задаче вопросы необходимо дать точные ответы и конкретные ссылки на соответствующие нормативные акты, назвав статью, пункт. При этом нужно не только излагать содержание нормы, но и объяснить ее смысл, раскрыть ее регулирующее значение. Ответы должны быть полными, развернутыми, достаточно аргументированными. В заключение на основе теоретических положений и нормативного материала надо сформулировать решение, сделать четкие выводы.

Важно обратить внимание на то, что условия отдельных задач рассчитаны на несколько вариантов решений, каждый из которых необходимо проанализировать. В ряде случаев студентам можно самим ввести дополнительные условия задачи, чтобы выявить, как будет трансформироваться ее решение в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Наиболее эффективным средством проверки знаний студентами содержания курса «Муниципальное право» являются тесты - задания стандартной формы, по результатам которых можно сделать вывод о знаниях, умениях и навыках студентов. Тесты способствуют объективности оценки результатов, обусловленной конкретностью измерителей ответа. С их помощью возможно проверить знания по компонентам (понятия, концепции и пр.), либо в комплексе. Использование тестов фронтально и индивидуально, на всех этапах обучения способствует не только контролю и оценке знаний, но и первичному закреплению, обобщению, систематизации и нового материала; развитию специальных умений.

Тестовая система курса является одним из способов промежуточного или итогового контроля, проверки знаний студентов по разделу. Тест представляет собой пробное задание, построенное в форме вопросов, которые в некоторых случаях снабжены вариантами ответов. Специфика прохождения тестирования заключается в том, что студент должен проявить как способности к комбинаторному мышлению, так и навыки самостоятельного формулирования категориальных свойств объекта, определений, проблем

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: «Правое регулирование муниципальных отношений»

План:

  1. Понятие и зарождение муниципального права в РФ.
  2. Способы правового регулирования на местном уровне.
  3. Источники муниципального права.
  4. Понятие нормативно-правовых актов в сфере муниципального управления.
  5. Понятие муниципальных правовых отношений.
  6. Признаки отношений в сфере местного самоуправления.
  7. Субъекты муниципальных правовых отношений на примере города Ялуторовска.
  8. Правовые основы местного самоуправления в РФ.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: «Понятие, сущность, формы, принципы и функции  местного самоуправления»

План:

1. Понятие местного самоуправления.

2. Формы местного самоуправления.

3. Значение местного самоуправления в России.

4. Проблемы местного самоуправления в городе Ялуторовске и России.

5. Принципы местного самоуправления.

6.Задачи местного самоуправления.

7.Функции местного самоуправления.

8.Методы, применяемые на местном уровне.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: « Основы местного самоуправления»

План:

  1. Понятие  основ местного самоуправления.
  2. Административно-территориальное деление субъектов РФ.
  3. Установление и изменение границ муниципальных образований
  4. Значение инвестиций для города Ялуторовска.
  5. Понятие местного бюджета.
  6. Доходы и расходы местных бюджетов.
  7. Понятие муниципальной собственности

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: «Структура и организация работы местного самоуправления»

План:

  1. Полномочия Главы муниципального образования.
  2. Функции исполнительного органа муниципального образования.
  3. Функции представительного органа муниципального образования.
  4. Контрольный орган в городе Ялуторовске.
  5. Взаимодействие государства с органами местного самоуправления .

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

 

Тема: «Муниципальные выборы»

План:

  1. Понятие демократических основ в России.
  2. Значение и роль муниципальных выборов.
  3. Права и обязанности гражданина РФ в сфере муниципальных выборов.
  4. Предназначение избирательных округов и избирательных комиссий.
  5. Подсчет голосов, подведение итогов выборов.

Деловая игра

«Правовое регулирование муниципальных отношений»

В начале проведения деловой игры участники повторяют материал, активизируют знания по обозначенной теме «Правовое регулирование муниципальных отношений», определяют проблемное поле. Затем учебная группа делится на рабочие подгруппы, каждая из них получает для коллективного решения одну из проблем, которые в совокупности составляют проблемное поле по изучаемой теме.

В каждой подгруппе выделяется организатор групповой работы - докладчик. Методом мозгового штурма рабочая подгруппа в течение 20 - 30 минут обдумывает, анализирует, ищет в предложенном вопросе не менее 3-х основных проблем. Далее предлагает технологию, сценарий или проект решения обозначенной проблемы. По истечении времени каждая группа докладывает о своих наработках. Все группы участвуют в обсуждении разработанного доклада, задают друг другу вопросы. В конце деловой игры, студенты сдают в письменном виде свои доклады, при этом подписывая свои фамилии и номер рабочей подгруппы.

Аргументы студентов могут отличаться, что создает основу для обмена мнениями, обогащается дискуссия. Преподаватель направляет процесс обсуждения решения данной проблемы и оценивает качество ответов, новизну подходов к решению выбранных проблем, их теоретическую и практическую глубину, оригинальность аргументации, логику и обоснованность.

Тематика проблем:

  1. Конституционные основы местного самоуправления
  2. Федеральное законодательство местного самоуправления
  3. Региональное законодательство в сфере местного самоуправления
  4. Устав муниципального образования
  5. Органы местного самоуправления
  6. Территориальная организация местного самоуправления
  7. Использование местного имущества

Ситуационные  задачи

Задача 1


В селе Сосновка - административном центре Сосновского сельского поселения был построен крупный деревообрабатывающий комбинат, в связи, с чем численность жителей села увеличилась до 3,5 тысяч человек за счет работников комбината, приехавших из других мест. Директор комбината обратился в администрацию района с заявлением о придании селу статуса рабочего поселка, а также самостоятельного муниципального образования.
Может ли быть удовлетворено заявление директора деревообрабатывающего комплекса? Каков порядок решения данного вопроса?

Задача 2


По результатам выборов в городскую думу большинство составили представители коммунистической партии. На ближайшем заседании вновь избранного представительного органа было принято решение главу города, избранного ранее непосредственно населением, понизить до главы администрации. Кроме того, депутаты решили, что при назначении всех работников исполнительных органов необходимо получение их предварительного согласия.

Оцените законность и целесообразность решения депутатов.

Задача 3

Прокурор, обнаружив незаконное решение поселкового Совета, предложил отменить его на ближайшее время. Однако председатель совета с этим предложением не согласился, пояснив, что отменять решение может только вышестоящий районный совет. Тогда прокурор направил материалы в народный суд. Проанализируйте ситуацию и решите дело.


Задача 4


Глава Кемеровской области неоднократно заявлял, что местное самоуправление ломает систему управления государством, разрушает государство, ломает жесткую властную вертикаль. На неоднократные просьбы Новокузнецка, Междуреченска о проведении выборов в органы местного самоуправления областная администрация отвечала неизменным отказом.

Какие действия могут предпринять граждане по защите своего права на местное самоуправление?

Задача 5

Уставом города предусмотрено, что городские районы не являются муниципальными образованиями. В соответствии с уставом в районах города в качестве структурных подразделений городской администрации были образованы районные администрации, глав которых назначал глава городской администрации. Однако жители одного районов посчитали, что в этом случае нарушается их право на местное самоуправление, и обратились в областную думу с просьбой изменить устав города.

Как должен быть решен вопрос? Вправе ли областная дума вносить изменения в устав города?


Задача 6

Муниципальный служащий Петров был выдвинут кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования города. В городской избирательной комиссии ему разъяснили, что он как муниципальный служащий не в праве быть депутатом и в случае его избрания должен уйти с муниципальной службы. Петров выразил протест, заявив, что этим будет нарушено его избирательное право. Кто прав? Охарактеризуйте институт избирательного права, а также принципы проведения муниципальных выборов.


Задача 7

В целях повышения собираемости налогов и укрепления доходной части городского бюджета городская дума приняла решение о создании муниципальной налоговой инспекции для сбора местных налогов. Однако руководство областной налоговой инспекции сочло данное решение незаконным, поскольку оно было принято без его согласия, и обратилось в суд с просьбой об его отмене. Какое решение должен вынести суд?

Задача 8

При обсуждении проекта закона об административно-территориальном устройстве области депутат областной Думы внес предложение, чтобы муниципальными образованиями считать только городские и сельские поселения, а в районах области должно существовать только государственное управление.

Соответствует ли данное предложение депутата действующему законодательству?

Задача 9.

В какой ситуации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться?

Задача 10

В какой ситуации осуществляется контроль за соответствием устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам субъекта Российской Федерации?

Задача 11

В какой ситуации каждый гражданин имеет право проголосовать досрочно в местном референдуме?

Задача 12

В какой ситуации на муниципальных служащих распространяются ограничения, установленные федеральным законодательством для государственных служащих?

Задача 13

Поясните ситуацию, в которой законодательством было введено понятие «консолидированный бюджет».

Задача 14

В какой ситуации наступает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления?

Задача 15

Какие меры может принять население в ситуации утраты доверия у населения выборными органами и должностными лицами местного самоуправления?

Задача 16

Что следует понимать под предметом ведения органа местного самоуправления?

Задача 17

В процессе исполнения местного бюджета может возникнуть необходимость в уточнении бюджета в связи с недостаточностью доходов, превышением доходов запланированного уровня. Как следует поступить представительному органу местного самоуправления в этой ситуации?

Задача 18

Как поступают органы местного самоуправления в ситуации недостаточности средств для финансового обеспечения местных программ, строительства муниципальных объектов?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

«Правое регулирование муниципальных отношений»

1. Термин «муниципальное право» впервые введен в России в:

А- 1985 году

Б- 1988 году

В- 1995 году

Г- 1998 году

2. Предметом муниципального права являются:

А- общественные отношения

Б- правовые нормы

В- исторические традиции местного самоуправления

Г- соблюдение прав и свобод человека и гражданина

3. Важный фактор формирования муниципального права в России определяется:

А- историческими традициями МСУ

Б- особенностями муниципального образования

В- климатическими особенностями нашей страны

Г- особенностями предмета правового регулирования

4. Местное самоуправление осуществляется:

А- в отдельных регионах России

Б- на всей территории РФ

В- в центральных регионах РФ

5. Дайте определение: Муниципальное право – это …

6. Соотнесите методы правового регулирования:

А- дозволение                   1- возложение на лицо обязанности определенного поведения

Б- запрещение                   2- предоставление лицу права на определенное собственное поведение

В- обязывание                   3- возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного поведения

7. Народ является единственным источником власти в РФ и может осуществлять ее:

А- непосредственно

Б- через органы государственной власти

В- в соответствии с занимаемой должностью

8. Главенствующее положение в системе юридических норм, регулирующих местное самоуправление, занимают:

А- международные договоры

Б- конституционные нормы

В- уставы МО

9. Какой закон является наиболее важным для становления и развития МСУ в РФ?

А- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Б- ФЗ «О принципах местного самоуправления»

В- ФЗ «Об основных законах местного самоуправления в РФ»

10. Муниципальное право как отрасль права не имеет своей системы

А- верно

Б- неверно

11. Местное самоуправление осуществляется только на отдельных территориях в РФ

А- верно

Б- неверно

12. На уровне МСУ наиболее важным представляется устав МО

А- верно

Б- неверно

Контрольная работа

1. Муниципальные отношения воплощают в себе:

а) Муниципальное сообщество

б) Единство власти населения по месту жительства

в) Функционирование муниципальных органов

г) Социально-политическую организацию

2. Имущественные муниципальные отношения характеризуют:

а) Политическое содержание МСУ

б) Социальное содержание МСУ

в) Экономическое содержание МСУ

г) Финансовое содержание МСУ

3. Личные неимущественные отношения определяют:

а) Положение человека в системе МСУ как субъекта нематериальных благ

б) Методы финансирования в МСУ

в) Развитие человека в системе МСУ как объекта нематериальных благ

г) Методы экономического развития в МСУ

4. Имущественные муниципальные отношения регулируются:

а) Административным кодексом РФ, п. 3 ст. 4

б) Уголовным кодексом РФ, п. 5 ст. 3

в) Гражданским кодексом РФ, п. 3 ст. 2

г) Земельным кодексом РФ, п. 5 ст. 1

5. К источникам муниципального права относятся:

а) Указы и распоряжения Президента РФ, Европейская Хартия

б) Конституция РФ, библиотечные фонды РФ

в) Уставы МО, постановления и распоряжения Правительства РФ

г) Федеральные законы, Европейская Хартия

6. Дополните предложение: Муниципальное право РФ представляет собой __________

7. Дополните предложение: Процесс развития МСУ сдерживается __________________

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

«Местное самоуправление»

1. Самоуправление представляет собой:

А- развитие демократических основ

Б- управление социальной системой

В- управление политической системой

Г- олицетворение публичного порядка

2. Местное самоуправление осуществляется:

А- самостоятельно

Б- самостоятельно, но в рамках закона

В- государственной властью

Г- региональной властью

3. Право граждан РФ на осуществление МСУ, установленное конституцией РФ, конкретизируется в Федеральном законе:

А- "О финансовых основах местного самоуправления в РФ"

Б- "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

В- "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации"

4. Термин «основы местного самоуправления» впервые был введен на территории нашей страны в союзных республиках:

А- Казахстане и Узбекистане

Б- Литве и Эстонии

В- Украине и Белоруссии

5. Местное самоуправление рассматривается как одна из форм народовластия, через которую воплощается, выражается власть народа

А- верно

Б- неверно

6. На уровне местного самоуправления отсутствует самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения

А- верно

Б- неверно

7. К вопросам местного значения не относится регулирование планировки и застройки территорий МО

А- верно

Б- неверно

Тестовая контрольная работа к теме

«Структура и организация органов местного самоуправления»

1. Структура органов МСУ состоит из:

а) Главы МО, депутата представительного органа, исполнительного органа

б) Главы МО, представительного органа, контрольного органа

в) Главы МО, депутата представительного органа, исполнительного органа, контрольного органа, муниципального служащего

г) Главы МО, представительного органа, исполнительного органа, контрольного органа и иных органов, предусмотренных уставом МО

2. Муниципальная служба представляет собой:

а) Должность, предусмотренную Уставом МО

б) Профессиональную деятельность, осуществляемую на постоянной основе

в) Выборную муниципальную должность

г) Обязанности, которые выполняет гражданин РФ

3.Контрольный орган МО является:

а) Ревизионной комиссией

б) Избирательной комиссией

в) Ревизионным участком

г) Избирательным блоком

4. К ведению исполнительных органов МО отнесены:

а) Утверждение местного бюджета

б) Принятие планов и программ развития МО

в) Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета

г) Контроль за деятельностью органов и должностных лиц МСУ

5.  Перечислите основные полномочия главы муниципального образования _______

Литература

Основные источники:

  1. Миронов Муниципальное право РФ: : учебное пособие.-2-е изд., перер. и доп., М. ИД. Форум: ИНФРА-М, 2010.-208 с.

Дополнительные источники:

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : текст с изм. и доп. на 15 января 2014 г. - М : Эксмо, 2014.- 224 с.
  1. Шкатулла В.И. Основы права: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений.- 4-е изд., испр. и доп. - М.Академия, 2007.- 240 с.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М. : проспект, КноРус, 2013.- 496 с.

        

        Периодические издания (журналы):

  1. Научно-популярный журнал //Социальная работа
  2. Просветительский журнал по социальным вопросам //Социальная защита

        Интернет-ресурсы:

  1. Бесплатная электронная библиотека онлайн "Единое окно доступа к образовательным ресурсам windo.edu.ru - свободный доступ к каталогу образовательных интернет- ресурсов и полнотекстовой электронной учебно- методической библиотеке для общего и профессионального образования.
  2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов school. collection. edu.ru
  3. Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов (ФЦИОР) fcior. edu.ru