Обеспечение избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями

Солодина Елена Александровна
Демократические выборы – основа современного государства, и каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, должен иметь возможность его осуществить. Поэтому актуальность данного исследования не подвергается сомнению. Целью данной работы является комплексное исследование вопросов, затрагивающих обеспечение избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации. Предмет исследования – общественные отношения, регулирующие избирательные права лиц с ограниченными физическими возможностями. Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что в результате исследования изучены и проанализированы вопросы обеспечения избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации. С учетом результатов анализа избирательного законодательства и судебной практики внесены предложения по совершенствованию законодательного регулирования правоотношений, связанных с проведенным исследованием. Существует очевидная необходимость совершенствования избирательного законодательства РФ в части обеспечения и реализации конституционных прав граждан, являющихся инвалидами, избирать, быть избранными и участвовать в референдумах, обусловленная нормами международного законодательства. В целях преодоления данного пробела, и признавая нецелесообразность расширения законодательства Российской Федерации и разработки самостоятельного нормативного акта, регламентирующего избирательные права граждан с ограниченными возможностями здоровья, предлагается дополнить Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав нормами, посвященными обеспечению голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями. В содержании поправок отразить все требования, предъявляемые к обеспечению избирательных участков и избирательных комиссий, необходимые для обеспечения права лица на осуществление своих конституционных избирательных прав. Специфицировать конструкции и технические устройства, которыми должны быть оборудованы избирательные участки для осуществления голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями. Также определить круг лиц, осуществляющих поддержку и координацию деятельности по обеспечению прав граждан, являющихся инвалидами, в избирательных комиссиях субъектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

XII ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ МОЛОДЁЖИ

«МЕНЯ ОЦЕНЯТ В XXI ВЕКЕ»

_______________________________________________________

Секция: Правоведение

Тема: Обеспечение избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями

Автор: Солодин Артем Сергеевич

Научный руководитель: Солодина Елена Александровна

Место выполнения работы: ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж», Республика Мордовия,  г. Ковылкино

2018

        Содержание

Введение                                    3

                        3              3

1 «Лицо с ограниченными физическими возможностями»: понятие и правовое регулирование избирательных прав

  1.1 Определение понятия «лица с ограниченными физическими возможностями» в соответствии с законодательством Российской Федерации

5  

5

 1.2 Правовое регулирование избирательных прав «лиц с ограниченными физическими возможностями» в Российской Федерации

7  

2 Проблемы обеспечения избирательных прав «лиц с ограниченными физическими возможностями»

2.1 Обеспечение избирательных прав «лиц с ограниченными физическими возможностями»: понятие и преграды к осуществлению

2.2 Приоритетные направления деятельности избирательных комиссий в области обеспечения избирательных прав «лиц с ограниченными физическими возможностями» в Российской Федерации

Заключение

  9

9

   

10

15

Список использованных источников

 17             23

Введение

Защита и обеспечение прав человека является одним из самых важных направлений деятельности любого правового государства.

Всеобщая декларация прав человека[1] предусматривает право на равенство возможностей каждого человека, включая инвалидов[2].

Конституция Российской Федерации также гарантирует равенство прав и свобод граждан Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации указанное равенство относится к избирательным правам всех граждан Российской Федерации, в том числе тех, которые в силу своего физического состояния имеют определенные трудности с самостоятельной реализацией своих прав.

Каждый гражданин Российской Федерации без ограничений по его физическому состоянию имеет право (и ему должна быть предоставлена возможность) участвовать в управлении делами государства через свободно избранных им тайным голосованием представителей, лично участвовать в тайном голосовании на выборах, основанном на всеобщем и равном праве, гарантированном, в частности, и такими международно-правовыми актами, как Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, ратифицированная Российской Федерацией 1 июля 2003 года, Конвенция ООН о правах инвалидов, подписанная Российской Федерацией в сентябре 2008 года, а также Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами.

По данным Организации Объединенных Наций (ООН), около 650 млн. человек являются инвалидами, что составляет около 10 процентов населения всего мира[3]. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), эта цифра растет в связи с ростом численности населения и процессом старения[4]. В РФ лиц с ограниченными физическими возможностями около 14 млн., из них около 12,5 млн. обладают правом избирать, быть избранными и участвовать в референдуме.

Демократические выборы – основа современного государства, и каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, должен иметь возможность его осуществить. Поэтому актуальность данного исследования не подвергается сомнению.

Целью данной работы является комплексное исследование вопросов, затрагивающих обеспечение избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации.

Данную  цель  предполагается  достичь  путем последовательного решения следующих задач:

– во-первых, определиться с понятиями «инвалид», «лицо с ограниченными возможностями здоровья» и «лицо с ограниченными физическими возможностями»;

– во-вторых, изучить и проанализировать законодательную базу в области обеспечения избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями;

– в-третьих, обозначить проблемы обеспечения избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями.

Объектом исследования  являются избирательные права лиц с ограниченными физическими возможностями.

Предмет исследования – общественные отношения, регулирующие избирательные права лиц с ограниченными физическими возможностями.

Вопросы обеспечения и реализации избирательных прав инвалидов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - (далее выборы депутатов Государственной Думы) и выборов Президента Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о выборах депутатов), "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о выборах Президента).

Методологическую основу исследования составил диалектический метод научного познания, предполагающий изучение явлений в их развитии и взаимосвязи, а также частно-научные методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системный и статистический.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что в результате исследования изучены и проанализированы вопросы обеспечения избирательных прав лиц  с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации. С учетом результатов анализа избирательного законодательства и судебной практики внесены  предложения по совершенствованию законодательного регулирования правоотношений, связанных с  проведенным исследованием.

1 «Лицо с ограниченными физическими возможностями»: понятие и правовое регулирование избирательных прав

1.1 Определение понятия «лица с ограниченными физическими возможностями» в соответствии с законодательством Российской Федерации

Согласно Декларации прав инвалидов[5] понятие «инвалид» означает «любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей».В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О социальной защите инвалидов») «инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»[6]. В действующем законодательстве определение «лица с ограниченными физическими возможностями» отсутствует. В постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23.11.1999 № 4576-II ГД «О проекте Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»[7] содержится определение понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья»: лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования». Постановление ЦИК России от 29.06.2011 № 18/194-6 «О Рекомендациях по обеспечению прав избирателей Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации» вводит понятие «граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами». Под ними, по смыслу нормативного акта, понимаются пожилые люди, временно нетрудоспособные граждане, иные маломобильные группы населения и другие лица, испытывающие трудности при осуществлении своих прав.

Исходя из толкования этого термина по аналогии, можно сделать вывод об идентичности понятий «инвалид», «лицо с ограниченными возможностями здоровья» и «лицо с ограниченными физическими возможностями» в части нарушения физических функций организма. Далее по тексту понятия применяются как синонимичные в той части, в которой не противоречат друг другу и смыслу данного исследования.

Для целей данного исследования имеет значение категория ограничения функций гражданина. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»[8] принято разделять ограничения функций здоровья по нескольким категориям. В сфере обеспечения избирательных прав речь идет только об отдельных категориях граждан с ограниченными физическими возможностями, обладающих дееспособностью и испытывающих препятствия в осуществлении своих конституционных избирательных прав. Таким образом, ограничение возможностей здоровья может быть связано с нарушением сенсорных функций (зрение, слух) и функций опорно-двигательного аппарата.

 

1.2 Правовое регулирование избирательных прав «лиц с ограниченными физическими возможностями» в Российской Федерации

Для успешной реализации любого права необходима соответствующая законодательная база, подкрепленная грамотной и своевременной правоприменительной практикой. На данном этапе основными нормативными актами, закрепляющими избирательные права в Российской Федерации, являются:

  • Конституция Российской Федерации[9] (далее – Конституция РФ);
  • Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»[10] (далее – ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»);
  • Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права участие в референдуме граждан Российской Федерации»[11] (далее – Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав);
  • Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"[12] (далее – Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы);
  • Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[13] (далее – Федеральный закон о выборах Президента РФ) и др.

Исходя из анализа норм вышеуказанных правовых актов, можно сделать вывод о том, что данные законы не содержат в полной мере информации о необходимости оснащения избирательных участков конструкциями, обеспечивающими доступ к голосованию гражданам с ограничениями физических возможностей всех категорий. Согласно ст. 64 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, ст. 75 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы; ст. 69 Федерального закона о выборах Президента РФ избирательные участки, в случае необходимости, могут быть выборочно оснащены материалами, напечатанными более крупным шрифтом либо с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля. Однако условий по оснащению избирательных участков конструкциями для голосования избирателей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нормативно-правовые акты не предусматривают. Таким образом, мы можем судить о дискриминационном подходе законодателя как к толкованию понятия «лицо с ограниченными физическими возможностями», так и к оснащению избирательных участков в соответствии с этим толкованием.

Указанные пробелы с определенной долей успеха компенсируют акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Например:

Постановление ЦИК России от 29 июня 2011 г. № 18/194-6 «О Рекомендациях по обеспечению прав избирателей Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации» (далее – постановление ЦИК России «О Рекомендациях по обеспечению прав избирателей, являющихся инвалидами...»)[14].

Постановление определило главные цели и задачи осуществления работы по обеспечению активных избирательных прав лиц, являющихся инвалидами, выделило, наряду с гражданами с ограниченными физическими возможностями, категорию граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами, гарантируя их право на равный доступ к осуществлению волеизъявления с использованием всех предусмотренных законом возможностей содействия и поддержки. Более того, нормативный акт предусмотрел возможность создания избирательными комиссиями рабочих групп по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами. В состав группы могут входить представители отделов социальной защиты исполнительных органов субъектов РФ, представители отделений Фонда социального страхования Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, а также общественных организаций и специализированных учреждений инвалидов;

Постановление ЦИК России от 28 мая 2009 г. № 162/1152-5 «О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации»[15].

Постановлением были утверждены нормативы технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, которые устанавливают основные требования к кабинам, ящикам и специально оборудованным местам для тайного голосования, в том числе при проведении голосования избирателей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, функций зрения и слуха;

Постановление ЦИК России от 23 декабря 2009 г. № 186/1309-5 «О работе ряда избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с интернет-сайтами»[16].

В Республике Мордовия также было принято Постановление ЦИК РМ от 15 января 2013 г. № 67/501-5 «О Плане мероприятий Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия по обеспечению прав избирателей Республики Мордовия, являющихся инвалидами, и взаимодействию с региональными общественными организациями инвалидов в Республике Мордовия на 2013-2015 годы», в котором названы мероприятия в области обеспечения прав избирателей Республики Мордовия, являющихся инвалидами.

К сожалению, многие из названных актов либо носят краткосрочный и узкоцелевой характер либо не обладают общеобязательным характером и являются рекомендательными.

2 Проблемы обеспечения избирательных прав «лиц с ограниченными физическими возможностями»

2.1 Обеспечение избирательных прав «лиц с ограниченными физическими возможностями»: понятие и преграды к осуществлению

Под обеспечением избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями следует понимать активное содействие эффективными методами и способами реализации целей равенства и полного участия инвалидов в политической жизни общества, созданию «безбарьерного» пространства в целях осуществления избирательных прав гражданина с ограниченными физическими возможностями. На сегодняшний день проблемами обеспечения прав лиц, являющихся инвалидами, озабочено все мировое сообщество. В 2011 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала «Всемирный доклад об инвалидности»[17]. В этом докладе выделены основные барьеры, связанные с инвалидностью. Среди них:

  • неадекватные меры государственной политики и стандарты социального обеспечения и защиты лиц, являющихся инвалидами;
  • общее негативное отношение к лицам, являющимся инвалидами;
  • недостаток услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья и проблемы с их предоставлением;
  • недостаточное финансирование программ по обеспечению доступной окружающей среды для лиц с ограниченными физическими возможностями;
  • отсутствие доступности основных социальных услуг (медицинское обслуживание, общественный транспорт, объекты культуры);
  • неадекватные меры по информированию и коммуникации с лицами, являющимися инвалидами (недоступные формы и методы распространения информации, отсутствие специализированных знаков и указателей);
  • отсутствие опыта взаимодействия с лицами с ограниченными физическими возможностями у работников государственных органов и служб;
  • отсутствие включенности в общественную жизнь (вытекает из всех вышеперечисленных факторов).

В соответствии с докладом одна из наиболее существенных преград на пути к осуществлению прав лиц, являющихся инвалидами, – это отсутствие возможности доступа к большинству услуг. Так, отсутствие конструкций, необходимых для передвижения лиц, использующих инвалидное кресло, становится причиной нарушения процесса интеграции инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в общество. А отсутствие в местах общественного пользования знаков и указателей, изготовленных с использованием более крупного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, ограничивает возможности участия в жизни общества лиц с нарушениями функций зрения. Аналогичные проблемы наблюдаются при попытке осуществления гражданином с ограниченными физическими возможностями своих избирательных прав. Так, порядка 90% лиц, являющихся инвалидами, вынуждены осуществлять голосование вне помещения избирательного участка в связи с отсутствием на территории участка необходимых конструкций для передвижения и ориентации граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и функций зрения и слуха.

2.2 Приоритетные направления деятельности избирательных комиссий в области обеспечения избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации

В Российской Федерации на сегодняшний день ведется успешная работа по преодолению существующих барьеров для голосования лиц с ограниченными физическими возможностями. Стоит особо отметить проекты, реализуемые по инициативе Центральной избирательной комиссии РФ совместно с комиссиями субъектов РФ. В сборнике «Рекомендации избирательным комиссиям по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами. Опыт правоприменительной практики», выпущенном Центральной избирательной комиссией РФ в 2011 г.[18], было определено четыре приоритетных направления деятельности:

  1. Совместная работа избирательных комиссий с Пенсионным фондом Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по составлению списка избирателей, являющихся инвалидами.

Данный вид взаимодействия предусмотрен положениями Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, постановлением ЦИК России «О Рекомендациях по обеспечению прав избирателей, являющихся инвалидами...».

Суть взаимодействия заключается в составлении и уточнении списков избирателей с ограниченными физическими возможностями, выяснении желания избирателей, являющихся инвалидами, проголосовать вне помещения для голосования либо в помещении для голосования избирательного участка, а также выявлении необходимости организационного содействия в предоставлении специального автотранспорта.

  1. Создание условий для голосования лиц с различными ограничениями физических возможностей (нарушение слуха, нарушение зрения, нарушение функций опорно-двигательного аппарата).

На сегодняшний день одним из наиболее перспективных проектов Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации представляется проект по техническому оснащению избирательных участков Комплексами электронного голосования (КЭГ). Среди прочих преимуществ данной системы голосования выделяют следующие:

• Возможность использования КЭГ для голосования вне помещения избирательного участка.

Преимущества данной возможности относительно существующего на данный момент выездного способа голосования с использованием переносной урны для бюллетеней очевидны. В первую очередь, это упрощает процедуру осуществление голосования для лиц преклонного возраста и лиц, которые испытывают трудности при осуществлении голосования по состоянию здоровья (т.к. основанием для голосования вне помещения избирательного участка является уважительная причина, которую законодатель разъясняет как состояние здоровья и преклонный возраст [19]);

•Опция по дополнительному фиксированию голосов избирателей на бумажном носителе.

Данное нововведение позволяет избежать ошибок и сбоев системы при электронном способе голосования. Более того, возможность дополнительного фиксирования голоса избирателя на контрольной ленте позволяет проверить соответствие принятого избирателем решения тому, что фиксирует КЭГ. Существенным также является потенциальная возможность повторной проверки и пересчета голосов, зафиксированных электронным средством при помощи контрольной ленты КЭГ;

  • Функция автоматического подсчета голосов избирателей.

Автоматический подсчет голосов позволяет существенно сократить время, затрачиваемое на подсчет голосов избирателей. Средний промежуток времени, необходимый для первичного ручного подсчета голосов, зафиксированных на материальных бюллетенях, составляет порядка 12–14 часов. В то время как на избирательных участках, которые применяют электронные способы учета голосов избирателей, итоги голосования могут быть получены почти сразу после того, как последний голосующий избиратель ввел данные своего выбора в машину для голосования (КЭГ)[20];

  • Расширенные возможности для осуществления голосования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее существенным, с точки зрения обеспечения избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями, являются новые функции КЭГ, позволяющие упростить доступ к осуществлению процесса выбора избирателям, обладающим расстройством сенсорных функций (зрение, слух). Переносные комплексы для электронного голосования оснащены сенсорным экраном, отображающим пошаговую инструкцию по осуществлению голосования. Это обеспечивает граждан с нарушением слуха практической возможностью произвести свой выбор. Крупный шрифт позволяет самостоятельно осуществить голосование лицам с ослабленным зрением. Голосовое сопровождение устройства и оснащение всех кнопок надписями с использованием азбуки Брайля дает возможность осуществления голосования без посторонней помощи слепым гражданам.

Еще одной потенциально новой возможностью для осуществления голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями можно считать электронное дистанционное голосование. Среди возможных способов электронного дистанционного голосования технически выделяют три: голосование с использованием устройства мобильной связи стандарта GSM 900/1800; с использованием сети общего пользования Интернет; с использованием социальных карт. В 2008–2009 гг. были проведены первые эксперименты по электронному дистанционному голосованию. По результатам опыта был разработан проект Концепции внедрения дистанционного электронного голосования в рамках Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». Цель концепции – внедрение дистанционного электронного голосования, предоставляющего возможность избирателям осуществлять свое волеизъявление дистанционно, используя индивидуальные технические средства и общедоступные сети связи[21].

С 2010 г. в России реализуется пилотный проект по выпуску универсальных электронных карт (УЭК). Идея создания подобной карты не является новой. Успешное функционирование подобных систем в зарубежных странах позволяет судить о широких возможностях данных карт. В феврале 2011 г. Дмитрий Медведев на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики допустил возможность участия в выборах при помощи универсальной электронной карты, однако признал, что «личная информация граждан защищена чрезвычайно слабо и активно циркулирует в Интернете»[22].

Существенным преимуществом всех видов электронного дистанционного голосования является обеспечение избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями, где бы они ни находились. Однако следует иметь в виду, что «личное посещение инвалидами помещений для голосования избирательных участков благотворно влияет на их социализацию и служит хорошим стимулом для активной общественной жизни»[23], что, к сожалению, исключается при осуществлении дистанционного голосования.

  1. Информирование данной категории избирателей, адаптированное к потребностям лиц с различными категориями инвалидности.

Функции по информированию избирателей, являющихся инвалидами, о ходе избирательного процесса, способах голосования, правилах заполнения избирательного бюллетеня и результатах проведения выборов, согласно постановлению ЦИК России «О Рекомендациях по обеспечению прав избирателей, являющихся инвалидами...», осуществляют избирательные комиссии, в том числе через общественные организации инвалидов.

  1. Осуществление проекта «Дорога на избирательный участок».

В соответствии с постановлением ЦИК России «О Рекомендациях по обеспечению прав избирателей, являющихся инвалидами...», органами социальной защиты населения, общественными организациями инвалидов совместно с избирательными комиссиями проводится работа по составлению «паспорта маршрута избирателя, являющегося инвалидом, на избирательный участок».

В паспорте рекомендуется указывать следующую информацию: фамилия, имя, отчество; адрес проживания; возраст; категория инвалидности (зрение, нарушение функций опорно-двигательного аппарата); проживает в квартире: один/с семьей; этаж проживания; наличие телефона; наличие специального транспортного средства/сопровождающего до избирательного участка; тип дома (частный/благоустроенный); наличие приспособлений, позволяющих выйти из квартиры на улицу (лифты, подъемники, перила, пандусы, соответствующие действующим строительным нормам и правилам); наличие на маршруте следования: звуковых светофоров, оборудованных подземных переходов, наземных переходов с тактильными указателями, специально оборудованного муниципального автотранспорта с подъемниками, удобных подъездных путей к избирательному участку; наличие доступа на избирательный участок (лифты, подъемники, поручни, пандусы, соответствующие действующим строительным нормам и правилам); иные проблемы, возникающие при передвижении.
Заполненный паспорт может быть подписан избирателем, являющимся инвалидом, представителем органов социальной защиты населения, представителем общественной организации инвалидов, председателем участковой избирательной комиссии.

По результатам анализа данных, указанных в паспорте (паспортах), в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления направляются предложения для принятия мер по обеспечению доступа инвалидов на избирательный участок, в органы социальной защиты населения - о выделении специализированного транспорта с подъемником для передвижения инвалидов-колясочников, социального такси (с указанием количества).

Участковые избирательные комиссии после получения из территориальной избирательной комиссии соответствующих данных об избирателях, являющихся инвалидами, до дня голосования уточняют сведения о месте голосования инвалидов (в помещении для голосования избирательного участка или вне помещения для голосования) и о необходимости оказания содействия при голосований.

Избиратели, являющиеся инвалидами, в соответствии со статьей 71 Федерального закона о выборах Президента имеют право обратиться с письменным заявлением или устным обращением (в том числе переданным при содействии других лиц) о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования в день голосования. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить это право в соответствии с вышеназванными нормами Федеральных законов.

На избирательном участке в день голосования избиратель, являющийся инвалидом по зрению, либо избиратель, имеющий другие нарушения здоровья, не позволяющие ему самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем.

Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.
На избирательном участке члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса могут оказывать содействие инвалидам по их просьбе в ознакомлении с информацией о политических партиях, наименования которых включены в избирательный бюллетень, и о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации, в том числе с информацией, изготовленной специально для слепых и слабовидящих избирателей, а также сопроводить их до кабины для тайного голосования, стационарного ящика для голосования, организовать помощь при входе и выходе из здания, в котором расположено помещение для голосования избирательного участка.

Для организации самостоятельного голосования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, в помещении либо вне помещения для голосования избирательным комиссиям рекомендуется использовать трафареты для заполнения избирательных бюллетеней.

Поместив незаполненный бюллетень в папку-трафарет, избиратель сможет найти наименование политической партии, зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации и поставить знак в квадрате соответствующей прорези. Заполнив избирательный бюллетень, избиратель достает его из папки и опускает в ящик для голосования.
Трафареты для заполнения избирательного бюллетеня, изготовленные как с рельефно-точечным шрифтом Брайля, так и без него, могут быть использованы в зависимости от потребности. Они могут быть применены для голосования избирателей с глубоким нарушением зрения, не являющихся инвалидами.

На избирательные участки, на которых предполагается участие в голосовании значительного количества глухих и слабослышащих избирателей, при содействии органов социальной защиты населения, общественных организаций инвалидов рекомендуется привлекать к работе переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков), социальных и медицинских работников.

В случае нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений граждан, являющихся инвалидами, и других маломобильных граждан избирательным комиссиям следует обеспечить реализацию их избирательных прав с учетом особенностей категории инвалидности, ограничений по здоровью.

Проект, запущенный Центральной избирательной комиссией РФ, прошел период первой апробации на выборах в 2011–2012 гг. Это позволило оценить уровень оснащенности избирательных участков необходимыми конструкциями для голосования избирателей, являющихся инвалидами, а также выявить степень доступности уже имеющихся устройств для пользования лицами с ограниченными физическими возможностями. Анализ материалов по реализации пилотного проекта «Дорога на избирательный участок» показал, что на данном этапе существует достаточно большое количество общих проблем. В основном они связаны с отсутствием необходимых конструкций, позволяющих беспрепятственно осуществлять передвижение лицам, являющимся инвалидами, как в местах проживания, так и на избирательных участках. Практика внедрения подобных проектов ложится в основу взаимодействия органов государственной власти субъектов, органов социальной защиты населения, общественных объединений инвалидов и избирательных комиссий, что порождает разработку и принятие мер по устранению препятствий к осуществлению лицами с ограниченными физическими возможностями своих избирательных прав.

Заключение

По итогам проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Избирательное законодательство Российской Федерации не регламентирует в достаточной мере методов и способов осуществления своих избирательных прав лицами с ограниченными физическими возможностями. Это является нарушением п. «с» Конвенции о правах инвалидов[24], которая провозглашает всеобщность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать инвалидам полное пользование ими без дискриминации.

Более того, п. «a» ч. 1 ст. 3 Конвенции о правах инвалидов предусматривает обязанность государств – участников по обеспечению поощрения полной реализации всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. «С этой целью государства участники обязуются принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в настоящей Конвенции»[25].

84Таким образом, существует очевидная необходимость совершенствования избирательного законодательства РФ в части обеспечения и реализации конституционных прав граждан, являющихся инвалидами, избирать, быть избранными и участвовать в референдумах, обусловленная нормами международного законодательства. В целях преодоления данного пробела, и признавая нецелесообразность расширения законодательства Российской Федерации и разработки самостоятельного нормативного акта, регламентирующего избирательные права граждан с ограниченными возможностями здоровья, предлагается дополнить Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав нормами, посвященными обеспечению голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями. В содержании поправок отразить все требования, предъявляемые к обеспечению избирательных участков и избирательных комиссий, необходимые для обеспечения права лица на осуществление своих конституционных избирательных прав. Специфицировать конструкции и технические устройства, которыми должны быть оборудованы избирательные участки для осуществления голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями. Также определить круг лиц, осуществляющих поддержку и координацию деятельности по обеспечению прав граждан, являющихся инвалидами, в избирательных комиссиях субъектов.

Во избежание нарушений на стадии правоприменения и в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов» определить солидарное финансирование мероприятий, вытекающих из требований по техническому оснащению избирательных участков и избирательных комиссий, между бюджетом Российской Федерации и бюджетом субъектов РФ. Внести соответствующие поправки в бюджетное законодательство Российской Федерации.

В целях обеспечения реализации указанных положений предусмотреть ответственность за нарушение норм избирательного законодательства, связанных с осуществлением прав лиц с ограниченными физическими возможностями. Для этого предлагается внести изменения в гл. 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Административные правонарушения, посягающие на права граждан», содержащие норму о наложении штрафа на лиц, ответственных за обеспечение избирательных участков конструкциями и устройствами, необходимыми для голосования лиц с ограниченными физическими возможностями, на период проведения выборов. Ввести в текст статьи «Дискриминация» (ст. 5.62) дополнительный критерий «инвалидности»:

«Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, инвалидности, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».

  1. Существующая на данный момент в Российской Федерации практика обеспечения избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями весьма обширна, но, к сожалению, не удовлетворяет требованиям международных конвенций о защите прав инвалидов. Более того, вызывает опасения тенденция к снижению роли гражданина в процессе осуществления своих избирательных прав. В то время как для осуществления активного избирательного права лицу необходимо создавать два условия: доступ на избирательный участок и системы для голосования, которые позволяют его осуществить. С учетом этого факта и в целях совершенствования сложившейся практики по обеспечению равенства и самостоятельности лиц, являющихся инвалидами, предлагается уделить особое внимание следующим аспектам:
  • организация информационного обеспечения о ходе избирательных кампаний, кандидатах и избирательных блоках, формах и методах осуществления голосования, а также о результатах выборов способами, доступными для восприятия лицами с различными категориями инвалидности;
  • оснащение избирательных участков, избирательных комиссий субъектов и территорий, прилегающих к ним, конструкциями постоянного и временного характера, обеспечивающими доступ лица, являющегося инвалидом;
  • организация пространства внутри избирательного участка с учетом потребностей свободного перемещения лица, использующего инвалидное кресло, или лица, сопровождаемого специально обученной собакой-поводырем;
  • обеспечение избирательных участков электронным оборудованием, позволяющим самостоятельно осуществлять голосование лицам с ограниченными возможностями здоровья;
  • разработка и внедрение защищенных методов электронного дистанционного голосования, доступных для лиц с ограниченными физическими возможностями;
  • организация присутствия на избирательном участке социальных работников и специалистов, способных оказать помощь и содействие в голосовании с использованием электронных приборов и бюллетеней лицам, являющимся инвалидами;
  1. Существенным представляется введение института контроля за соблюдением требований законодательства об оснащении избирательных участков электронными устройствами и специализированными конструкциями, позволяющими осуществлять самостоятельное голосование лицам с ограниченными физическими возможностями.

Список использованных источников

  1. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. URL интернет-ресурса: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
  2. Декларация прав инвалидов принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (XXX) от 9 декабря 1975 года. URL интернет-ресурса:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml
  3. Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006).
  4. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
  5. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
  6. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс, по состоянию на 13.02.2012 г.
  7. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  8. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
  9. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 8. Ст. 740.
  10. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23.11.1999 № 4576-II ГД «О проекте Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» // СПС Консультант Плюс по состоянию на 13.02.2012 г.
  11. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован в Минюсте России 11.03.2010 № 16603).
  12. Постановление ЦИК России от 28.05.2009 г. № 162/1152-5 «О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2009. № 5.
  13. Постановление ЦИК России от 23 декабря 2009 г. № 186/1309-5 «О работе ряда избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с интернет-сайтами».
  14. Постановление ЦИК России от 29.06.2011 № 18/194-6 «О Рекомендациях по обеспечению прав избирателей Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2011. № 10.
  15. Выписка из протокола заседания ЦИК России от 11.07.2007 № 20-4-5 «О Рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и выборов Президента Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2007. № 11.
  16. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 37/52 от 3 декабря 1982 г. URL интернет-ресурса: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ prog2.shtml
  17. ООН. Enable: Фактологический бюллетень по вопросам инвалидов. URL интернет-ресурса: http://www. un.org/russian/disabilities/default.asp?navid=31&pid=1186
  18. ВОЗ: Всемирный доклад об инвалидности. URL интернет-ресурса: http://www.who.int/disabilities/world_ report/2011/report/ru/index.html
  19. ВОЗ: Всемирный доклад об инвалидности. URL интернет-ресурса: ttp://www.who.int/disabilities/world_ report/2011/summary_ru.pdf
  20. Материалы к выступлению Председателя ЦИК России В.Е. Чурова «Дистанционное электронное голосование – перспективы использования для расширения возможностей голосования граждан Российской Федерации за рубежом». URL интернет-ресурса: http://cikrf.ru/about/board/int/churov/int_churov_dist.html
  21. По материалам новостного портала Газета.ru. URL интернет-ресурса: http://www.gazeta.ru/news/ lenta/2011/02/28/n_1724485.shtml
  22. Рекомендации избирательным комиссиям по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами. Опыт правоприменительной практики. М., 2011.
  23. Смахтина Н.С. Обеспечение избирательных прав лиц  с ограниченными физическими возможностями:  опыт Российской Федерации и США // Сборник конкурсных работ в области избирательного права и избирательного процесса, повышения правовой и политической культуры избирателей (участников референдума), организаторов выборов, участников избирательных кампаний, выполненных студентами, аспирантами  и преподавателями высших учебных заведений Российской Федерации в 2012/2013 учебном году. – М.: РЦОИТ, 2013. – 192 с.
  24. Чуров В.Е. Виды, способы и методы электронного голосования в современных условиях: Российский подход к электронному голосованию: Доклад Председателя ЦИК РФ: URL интернет-ресурса: http://www.cikrf.ru/banners/duma_2011/international/materials/churov_doc_vena. html


[1] Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. URL интернет-ресурса: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

[2] Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 37/52 от 3 декабря 1982 г. URL интернет-ресурса: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ prog2.shtml

[3] ООН. Enable: Фактологический бюллетень по вопросам инвалидов. URL интернет-ресурса: http://www. un.org/russian/disabilities/default.asp?navid=31&pid=1186

[4] ВОЗ: Всемирный доклад об инвалидности. URL интернет-ресурса: ttp://www.who.int/disabilities/world_ report/2011/report/ru/index.html

[5] Декларация прав инвалидов принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (XXX) от 9 декабря 1975 года. URL интернет-ресурса:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml

[6] Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс, по состоянию на 13.02.2012 г.

[7] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23.11.1999 № 4576-II ГД «О проекте Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» // СПС Консультант Плюс по состоянию на 13.02.2012 г.

[8] Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован в Минюсте России 11.03.2010 № 16603).

[9] Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

[10] Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

[11] Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

[12] Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 8. Ст. 740.

[13] Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

[14] Постановление ЦИК России от 29.06.2011 № 18/194-6 «О Рекомендациях по обеспечению прав избирателей Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2011. № 10.

[15] Постановление ЦИК России от 28.05.2009 г. № 162/1152-5 «О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2009. № 5.

[16] Постановление ЦИК России от 23 декабря 2009 г. № 186/1309-5 «О работе ряда избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с интернет-сайтами».

[17] ВОЗ: Всемирный доклад об инвалидности. URL интернет-ресурса: ttp://www.who.int/disabilities/world_ report/2011/summary_ru.pdf

[18] Рекомендации избирательным комиссиям по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами. Опыт правоприменительной практики. М., 2011.

[19] См.: П. 1 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

[20]Чуров В.Е. Виды, способы и методы электронного голосования в современных условиях: Российский подход к электронному голосованию: Доклад Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. URL интернет-ресурса: http://www.cikrf.ru/banners/duma_2011/international/materials/churov_doc_vena. html

[21] Материалы к выступлению Председателя ЦИК России В.Е. Чурова «Дистанционное электронное голосование – перспективы использования для расширения возможностей голосования граждан Российской Федерации за рубежом». URL интернет-ресурса: http://cikrf.ru/about/board/int/churov/int_churov_dist.html

[22] По материалам новостного портала Газета.ru. URL интернет-ресурса: http://www.gazeta.ru/news/ lenta/2011/02/28/n_1724485.shtml

[23] Выписка из протокола заседания ЦИК России от 11.07.2007 № 20-4-5 «О Рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и выборов Президента Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2007. № 11.

[24] Россия подписала Конвенцию 24.09.2008 (распоряжение Президента РФ от 05.08.2008 № 450-рп), ратифицировала (Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ). Ратификационная грамота передана на хранение Генеральному секретарю ООН 25.09.2012.Конвенция вступила в силу для России 25.10.2012.

[25] Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006).