Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
статья по музыке ( группа) на тему

Сизова Ольга Васильевна

 

 

Эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством – пение, слушание музыки и творческая импровизация. Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники чаще всего своими любимыми занятиями называют различные виды музыкальной деятельности. Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и начала творчества. Обычные. Всеми хорошо знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получаю соответствующее музыкальное оформление, приобретают требуемую поведенческую окраску и тем самым трансформируются в воодушевленные эмоциональные процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx21.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы детей. 

        Психологические особенности детей 4-7 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным познанием  окружающего их мира требуют так называемого «эмоционально насыщения». Эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством – пение, слушание музыки и творческая импровизация.                      

Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники чаще всего своими любимыми занятиями называют различные виды музыкальной деятельности.

          Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и начала творчества. Обычные. Всеми хорошо знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получаю соответствующее музыкальное оформление, приобретают требуемую поведенческую окраску и тем самым трансформируются в воодушевленные эмоциональные процессы.

          Выполняемые детьми задания, усложняя по мере надобности, становятся для них источником эстетического удовольствия.

            Еще в древности медики полагали, что музыка способна помочь человеку выздороветь, когда он болен. Считалось, например, что разные музыкальные инструменты по-разному влияют на здоровье человека. Так, звуки скрипки способны излечить плохое настроение, флейта помогает, когда у человека кашель; если звучит альт, улетучиваются неврозы; а арфа вообще способствует возвращению в доброе и бодрое расположение духа.

             Можно привести множество примеров того, как целенаправленное музыкальное воздействие способствовало благоприятным исходом болезней. Например, выдающийся греческий врач Эскулап лечил некоторых своих пациентов, специально исполняя для них музыкальные пьесы на трубе.

             Известный восточный мыслитель и врач Авиценна полагал, что звуки, выстроенные в специальной гармонической композиции, могут излечивать души и тело, избавляя от слабости и вселяя силу.

             Русские ученые И. М. Сеченов, С. П. Боткин и И. П. Павлов своими опытами также доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние больных, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает состояние, в котором человек находится после стресса. Словом, существует большое множество примеров того, что многие видные деятели, как медицины, так и искусства, считали силу правильно подобранной для воздействия музыки целебной.

             Современный мир, в котором мы вынуждены существовать, ежедневно преподносит много поводов для возникновения стрессов, которые негативно влияют не только на взрослые, но также и на детские организмы. Поэтому важно научить ребенка действиям, которые могли бы облегчить ему возникшее состояние временного напряжения, научив расслабляться и сбрасывать ощущение натянутости во всем теле.

           Именно музыка с ее фантастическим умением регулировать состояние души ребенка призвана помочь ему преодолеть собственные ощущения дискомфорта – неуверенность, растерянность, печаль, страх, боязнь ожидания чего-то.

            Психогимнастика является одной из частей раздела психотерапии, в частности, когда при этом используется воздействие какого-то из видов искусства – арттерапии. В данном случае – музыкальной арттерапии, которая поможет посильно скорректировать различные сферы психики детей. Музыка в состоянии помочь сбалансированность нервной системы ребенка. Музыкальная «подсказка», звучащая во время проведения того или иного упражнения психогимнастики, стимулирует навык вслушивания в музыку, способствует развитию воображения, фантазии, возникновению добрых и положительных ассоциаций. Умение управлять своими эмоциями является жизненно важным приобретением, пресекающим ряд заболеваний, тренируя самообладание, умение преобразовывать отрицательный очаг возбуждения в положительный.

Используя в своей работе данные упражнения по музыкальному аутотренингу, целесообразно наблюдать за правильностью не только пантомимики, но и мимики детей.              

Выражение лица должно соответствовать нужному эмоциональному состоянию.

Такие схемы помогут детям точнее изобразить нужное состояние через собственную мимику. А со временем репродуктивные действия детей перейдут в новую фазу их личного развития, и них станут проявляться элементы творчества.

          Как показали наблюдения, у детей, которые регулярно занимались психогимнастикой, стали ярче находить свое выражение положительные черты характера (смелость, решительность, доброта), а также со временем пропадали неуверенность, различные страхи и боязни. Это позволяет предложить, что такими детям в дальнейшем будет легче общаться со сверстниками и взрослыми, поскольку они будут выражать свои чувства в русле доброжелательного настроя и стремиться к лучшему пониманию других.

            Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к доброму и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

            Неуверенные дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремиться спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

            Театрализованная деятельность включает в себя:

• Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

• Игры-драматизации.

• Упражнения для социально-эмоционального развития детей.

• Коррекционно-развивающие игры.

• Упражнения по дикции.

• Задания для развития речевой интонационной выразительности.

• Игры-превращения.

• Упражнения на развитие детской пластики.

• Ритмические минутки.

• Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.

• Упражнения выразительной мимики.

• Театральные этюды.

• Отдельные упражнения по этике во время драматизации.

• Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

• Знакомство со средствами драматизациями – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

Чтобы влиять на развитие артистических способностей детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого следует фиксировать результаты с помощью:

• Постановки кукольных спектаклей.

• Драматизации сказок.

• Проведение праздников (в течении года), конкурсов, концертов.

             Главный механизм внутренней регуляции психической деятельности и поведения направленный на удовлетворение актуальных потребностей, дан человеку от рождения – это эмоции, которые в процессе жизни осознаются и развиваются. И наша задача – развивать способность понимания эмоционального состояния человека и возможность передавать свои эмоции всеми доступными средствами. Ведь эмоциональная сфера является центральным образованием личности.

           Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Неумение правильно выражать свои чувства затрудняет общение детей между собой и взрослыми. Следует помнить, что жесты, мимика и пантомимика – наши первые помощники в общении. Понимание и овладение языком жестов и движений нашего тела позволяет не только стать интересным в общении, но и познавать себя, других.

          Поэтому в план работы входят:

1. Создание образа в театрализованных представлениях.

2. Игры на тренировку умений распознавать эмоции.

3. Ряд звучащих жестов.

4. Настольные, кукольные спектакли.

5. Ряд упражнений на развитие мимических движений.

6. Слушание музыки разного жанра.

7. Различные этюды пантомимики.

           Нарушение в общении, конфликтность, обособленность - это первые признаки серьезных эмоционально-личностных проблем и слабой адаптации ребенка к окружающему миру. Здесь очевидна взаимосвязь психики и тела. Ведь изначально всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на различных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные результаты его общения с миром. Чем меньше отрицательных отметок и мышечных зажимов, тем здоровее, свободнее, благополучнее себя ощущает ребенок.              

 Поэтому в своей работе ставлю задачу развития эмоциональной сферы, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка и использую различные методы и элементы музыкальной психотерапии, игротерапии, сказкотерапии.

            Практика показывает, что взаимодействие детей и взрослых на праздниках в игровых, танцевальных, театрализованных моментах способствует укреплению доверия эмоциональных контактов, взаимопониманию.

             Метод сказкотерапии (Зинкевич, Евстегнеева) имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно, ряд занятий под названием «Волшебная страна чувств» дает возможность познания ребенку своих мыслей, чувств, собственных возможностей. Цель – научить ребенка анализировать свои «человеческие» проявления, сравнивать с формой выражения чувств человека. Большую роль играет театр (представления, куклы ростовые).

            Для создания благоприятного эмоционального климата во время занятий применяю элементы музыкальной психотерапии по В. И. Петрушину; песни с формулой радости, успеха, хорошего настроения способствуют релаксации. Элементы педагогической методики К. Орфа способствуют развитию ритма, слуха, звучания.

            Опыт моей работы показывает, что у детей заметно выросли определенные достижения, к которым относятся:

- благоприятный климат в детском коллективе;

- снижение агрессивности, тревожности;

- снижение страхов на выступлениях;

- адекватная самооценка, уверенность;

- артистичность, ритмичность, пластичность.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В наше время нравственному воспитанию детей уделяется мало внимания. В концепции дошкольного образования приоритетом педагогической работы с детьми дошкольного возраста поределяется формирование их...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера — это состояния, которые выражаются в форме переживаний удовлетворения или неудовлетворения, они же являются одним из главных регуляторов любой деятельности, поведения и стан...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера — это состояния, которые выражаются в форме переживаний удовлетворения или неудовлетворения, они же являются одним из главных регуляторов любой деятельности, поведения и стан...

Музыкальная терапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Музыкальная терапия - как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Интересный матерьял, мастер класс для воспитателей, музыкальных руководителей, учителей логопедов в рабо...