Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения для тренировки слуха

Онлайн-тренажёр (web-приложение) по сольфеджио. Теория музыки для начинающих. Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Тренировка слуха

Тренировка слуха или слуховые навыки - это изучение теории музыки, в котором музыканты учатся определять высоту тона, интервалы, мелодию, аккорды, ритмы, сольфеджио и другие основные элементы музыки исключительно на слух. Применение этого навыка аналогично написанию под диктовку письменного/устного языка. Как процесс, тренировка слуха, по сути, обратна чтению с листа, причем последнее аналогично чтению вслух письменного текста без предварительной возможности просмотреть материал. Обучение слуху обычно является компонентом формального музыкального обучения и является фундаментальным, важным навыком, необходимым в музыкальных школах.

Функциональное распознавание высоты тона

Функциональное распознавание высоты звука включает в себя определение функции или роли отдельной высоты звука в контексте установленной тоники. Как только тоника установлена, каждая последующая высота может быть классифицирована без прямой ссылки на сопутствующие высоты. Например, после того, как тоника G установлена, слушатели могут признать, что высота тона D играет роль доминанты в тональности G. Для установления этого факта не требуется никаких ссылок на какую-либо другую высоту тона.

Многие музыканты используют функциональное распознавание высоты тона, чтобы идентифицировать, понимать и оценивать роли и значения высоты тона в тональности. С этой целью могут быть весьма полезными масштабные градусные числа или подвижная сольмизация до ( до, ре, ми и т. д.). В таких системах высота звука с одинаковыми функциями (например, ключевая нота или тоника) ассоциируется с одинаковыми метками ( например, 1 или do ).

Распознавание функциональной высоты тона отличается от сольфеджио с фиксированным до , например , до, ре, ми и т. д. Распознавание функциональной высоты звука подчеркивает роль высоты тона по отношению к тонике, в то время как символы сольфеджио с фиксированным до являются метками для абсолютных значений высоты тона ( do =C, re =D и т. д. в любой тональности). В фиксированном делатьсистеме (используемой в консерваториях романоязычных народов, например, Парижа, Мадрида, Рима, а также Джульярдской школы и Института Кертиса в США), символы сольфеджио не описывают роль высоты тона по отношению к тонике, а скорее фактические смолы. В системе подвижной до существует соответствие между символом сольфеджио и ролью высоты тона. Однако нет требования, чтобы музыканты связывали символы сольфеджио со ступенями гаммы. На самом деле, музыканты могут использовать систему подвижного до для обозначения высоты тона, мысленно отслеживая интервалы, чтобы определить последовательность символов сольфеджио.

Функциональное распознавание высоты тона имеет несколько сильных сторон. Поскольку большая часть музыки является тональной, эта техника широко применима. Поскольку эталонные высоты тона не требуются, музыка может быть разбита на сложные и трудные для анализа кластеры высоты тона, например последовательность перкуссии, и анализ высоты тона может возобновляться сразу после того, как будет сыграна более легкая для идентификации высота тона, например, на трубе — нет необходимости отслеживать последнюю ноту предыдущей строки или соло, а также отслеживать серию интервалов, идущих от начала произведения. Поскольку функция классов высоты тона является ключевым элементом, проблема составных интервалов с распознаванием интервалов не является проблемой - не имеет значения, воспроизводятся ли ноты в мелодии в пределах одной октавы или во многих октавах.

Функциональное распознавание высоты тона имеет некоторые недостатки. Музыка без тоники или двусмысленной тональности[1] не обеспечивает системы отсчета, необходимой для такого типа анализа. Имея дело с изменениями тональности, учащийся должен знать, как учитывать распознавание функции высоты тона после изменения тональности: сохранить исходную тонику или изменить систему отсчета на новую тонику. Этот последний аспект, в частности, требует постоянного (даже упреждающего) анализа музыки в реальном времени, который осложнен модуляциями и является главным ущербом для системы подвижного до.

Интервальное распознавание

Распознавание интервалов также является полезным навыком для музыкантов: чтобы определять ноты в мелодии, музыкант должен иметь некоторую способность распознавать интервалы. Некоторые учителя музыки обучают своих учеников относительному слуху, заставляя их ассоциировать каждый возможный интервал с первыми двумя нотами популярной песни.[2] Однако другие показали, что такие ассоциации со знакомой мелодией весьма ограничены по объему и применимы только к определенным ступеням гаммы, присутствующим в каждой мелодии.

Кроме того, существуют различные системы (в том числе сольфеджио, саргама и числовое пение с листа), которые присваивают определенные слоги разным нотам гаммы. Среди прочего, это позволяет лучше слышать, как звучат интервалы в разных контекстах, например, начиная с разных нот одной гаммы.

Распознавание аккордов

Дополнением к распознаванию мелодии песни является прослушивание поддерживающих ее гармонических структур. Музыканты часто практикуются в прослушивании различных типов аккордов и их инверсий вне контекста, просто для того, чтобы услышать характерное звучание аккорда. Они также изучают последовательности аккордов, чтобы услышать, как аккорды соотносятся друг с другом в контексте музыкального произведения.

Распознавание микротональных аккордов и интервалов

Этот процесс похож на тренировку слуха по двенадцати тонам, но с большим количеством интервалов, которые нужно различать. Аспекты тренировки микротонального слуха описаны в книге « Гармонический опыт » В. А. Матье с упражнениями на пение с листа, такими как пение над гулом, чтобы научиться распознавать только интонационные интервалы. Также разрабатываются или завершены программные проекты, предназначенные для тренировки слуха или для помощи в микротональном исполнении.

Гро Шетелиг из Норвежской музыкальной академии работает над разработкой метода микротональной тренировки слуха для певцов[4] и разработала программное обеспечение Micropalette[5], инструмент для прослушивания микротональных тонов, аккордов и интервалов. Аарон Хант из Hi Pi tools разработал Xentone[6], еще один инструмент для микротональной тренировки слуха. Кроме того, веб-приложения Reel Ear Web Apps[7] выпустили приложение для тренировки слуха Melodic Microtone, основанное на диктовках вызова и ответа.

Распознавание ритма

Один из способов, которым музыканты отрабатывают ритмы, - это разбивать их на более мелкие, более легко идентифицируемые подпаттерны. Например, можно начать с изучения звучания всех комбинаций четырех восьмых нот и восьмых пауз, а затем перейти к объединению различных четырехнотных паттернов.

Другой способ практиковать ритмы — это мышечная память или обучение ритму различных мышц тела. Можно начать с отстукивания ритма руками и ногами по отдельности или с пения ритма по слогам (например, «та»). Более поздние стадии могут сочетать отслеживание ритма рукой, ногой или голосом с одновременным отбиванием ритма и отбиванием нескольких перекрывающихся ритмов.

Для поддержания точного темпа можно использовать метроном.

Распознавание тембра

Каждый тип музыкального инструмента имеет характерное качество звука, которое в значительной степени не зависит от высоты тона или громкости. Некоторые инструменты имеют более одного тембра, например, звук щипковой скрипки отличается от звука смычковой скрипки. В некоторых инструментах используется несколько ручных или амбушюрных техник для достижения одинаковой высоты звука с помощью различных тембров. Если эти тембры важны для мелодии или функции, как в музыке сякухати, то одной тренировки высоты тона будет недостаточно для полного распознавания музыки. Научиться определять и различать различные тембры — важный музыкальный навык, который можно приобрести и улучшить путем обучения.

Транскрипция

Учителя музыки часто рекомендуют расшифровывать записанную музыку как способ попрактиковаться во всем вышеперечисленном, включая распознавание ритма, мелодии и гармонии. Учитель также может исполнять («диктовать») короткие сочинения, а ученик слушает и записывает их на бумаге.

Современные методы обучения

Для точного определения и воспроизведения музыкальных интервалов, гамм, аккордов, ритмов и других слышимых параметров часто требуется большая практика. Упражнения, связанные с идентификацией, часто требуют, чтобы знающий партнер играл рассматриваемые отрывки и оценивал данные ответы. Специализированное программное обеспечение по теории музыки может устранить необходимость в партнере, настроить обучение в соответствии с потребностями пользователя и точно отслеживать прогресс. Музыкальные факультеты консерваторий и университетов часто лицензируют своим студентам коммерческое программное обеспечение, такое как Meludia[9], EarMaster[10], Auralia[11][12][13] и MacGAMUT[14], чтобы они могли отслеживать и управлять студентами. оценки в компьютерной сети. Также существует множество бесплатного программного обеспечения, либо в виде приложений для браузера, либо в виде загружаемых исполняемых файлов. Например, бесплатное программное обеспечение с открытым исходным кодом под лицензией GPL, такое как GNU Solfege, часто предоставляет множество функций, сравнимых с функциями популярных проприетарных продуктов. [[ править ] Большинство программ для тренировки слуха основаны на MIDI, что позволяет пользователю настраивать используемые инструменты и даже получать входные данные от MIDI-совместимых устройств, таких как электронные клавиатуры. Интерактивные приложения для тренировки слуха также доступны для смартфонов.[15][16][17]