Обучение дошкольников регуляции своего эмоционального состояния.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Рысева Ольга Николаевна

Представлены разработки в сфере обучения дошкольников регуляции соего эмойионального состояния через работу с телом, создания образов через погружения в мир чувств .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotki.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников регуляции своего эмоционального состояния.

Актуальность.

      Что такое психология взаимодействия с дошкольниками ? Для родителей, для детей, для воспитателей, для специалистов. Для меня, как психолога- практика- это лечение душой, лечение души, «самоисцеление» души. Занимаюсь я этим вопросом по данной системе занятий с 2001 года1

      На своих занятиях с детьми самым главным своим предназначением считаю самораскрытие, самопознание и как следствие формирование интереса к окружающим, формирование способности понять мир другого человека, через его эмоциональную сферу. Самое важное в дошкольном возрасте – это эмоциональное восприятие. Ребенок получает  знания, только если будут включены его эмоции, его чувства.

       В представленной работе совместно с детьми мы вначале своего пути познаем себя, через образы, через телесные ощущения. Затем я ориентирую детей на мысли, образы, эмоциональное состояние каждого из присутствующих. Далее мы учимся транслировать свое эмоциональное состояние, а затем и воспринимать эмоциональное состояние окружающих. Но и самое главное мы учимся сначала менять свое эмоциональное состояние, а затем и состояние других. Зачем это надо?В повседневной жизни мы часто огорчаемся, испытываем подавленность, грусть. А как изменить наше состояние осознанно – многие не умеют. А что уж говорить о наших детях. За день . Они испытывают гамму как положительных, так и отрицательных эмоций. И поменять отрицательное состояние на положительное зачастую  не могут не только самостоятельно, но и с помощью взрослого.

       Именно поэтому  на первых этапах мы учимся регуляции своего эмоционального состояния с помощью упражнений, игр, танцев. А далее и обучаем этому взрослых. Чтобы воспитатели, педагоги могли использовать , полученные знания как на своих занятиях, так и в повседневной жизни.

    Я изучила много работ психологов и педагогов по развитию эмоционального мира дошкольников. Это и «Азбука общения» Шипициной, Защиринской, Вороновой, Ниловой, это и программы помощи детям  Лютовой , Мониной, это и серии тренингов по сказкотерапии Т.Д. Зинкевич, это и программа Игры в школе и дома Н.В. Самоукиной.  Подходов много. В них используются упражнения, игры, очень много дополнительных материалов.

         Я в своей работе использую синтез упражнений игр и танцев, также очень много речевой деятельности и пантомимики. Начиная со среднего возраста, опираясь на теорию Л. Выготского о зоне ближайшего развития, мы используем метод ассоциаций. Таким образом, формируются предпосылки абстрактного мышления. Также осознанно провоцируем детей на погружение в свой внутренний мир- вслушивание в себя, и внимательного восприятия других, как уникальных личностей, тем самым, работая над своей самооценкой и самооценкой других детей.

       Проговаривание «по кругу» служит источником формирование смелости, собранности, дисциплины и уважительного отношения друг к другу.

       Действия по подражанию для застенчивых детей  способствуют развитию  таких личностных качеств, как смелость, эмоциональная поддержка.

Дети учатся говорить о своих чувствах, желаниях, мечтах..

        Выполняя, упражнения на мышечное расслабление , упражнения на дыхание, ребята учатся навыкам релаксации, приходят в гармоничное состояние.

        С помощью танцев самовыражаются, снимают барьеры общения.

 Именно комплекс целенаправленных действий способствует снижению тревожности, а не их отдельные элементы. Главное , чего я добиваюсь своей работой, чтобы ребенок в дальнейшем мог самостоятельно использовать, полученные знания, умения, навыки. Когда возникнут трудности мог помочь себе и близкому – расслабиться или сконцентрироваться, повысить настроение или наоборот успокоиться, настроится на деятельность. А еще, чтобы видел в каждом человеке личность со своим характером и мировоззрением.

        В представленной системе занятий я опиралась на работы Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Ш.и Ш. Левис, Н.В. Самоукину и многих других педагогов и психологов, которые непосредственно работают с детьми.

       Работа по обучению навыкам регуляции своего эмоционального состояния  я начинаю уже со среднего возраста. Когда у детей формируется интерес к общению с другими детьми и способность к сюжетно-ролевым перевоплощениям. Мы используем упражнения на мышечное расслабление,  учимся расслабляющему дыханию. Используем коммуникативные игры. Используем технику « танец-стоп». Очень много пантомимы и ролевых перевоплощений. Но и конечно же беседы « по кругу».

За три месяца работы с детьми мы повышаем самооценку, снижаем тревожность, развиваем игровую деятельность, способность к фантазированию и воображение, а также личностное восприятие.  На своих занятиях я свела до минимума использование дополнительных предметов и материалов. Наш материал это: язык жестов, тела , воображения. Ведь в конечном итоге мы становимся волшебниками, волшебниками своего тела.

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Задачи: Развитие эмоциональности.

  1. Развитие  умений контролировать свои эмоции.
  2. Обучение детей снятию эмоционального и мышечного напряжения.
  3. Развитие коммуникативных умений.
  4. Развитие  образного мышления .
  5. Обучение навыкам расслабляющего и мобилизующего дыхания.
  6. Обучение концентрации внимания, путем мобилизации внутренних сил.
  7. Обучение визуализации, развитие внутреннего зрения.

Адресат:

Программа  для детей дошкольного возраста, начиная со средней группы.

Временные рамки:

Программа рассчитана на срок от 3 до 5 месяцев. Количество занятий30 – 40 .  Длительность занятий  до 25 минут. Занятия проводятся 2-3  раза в неделю в кабинете психолога.

Технологии обучения.

  1. Беседа по кругу.

Описание технологии:

Каждое занятие начинается с «Общением с волшебным шаром» по кругу. Ребенок обязательно  называет свое имя и далее по заданию ( как правило ассоциации)

Проговаривание своего имени является настроем на эмоциональное общение, погружением во внутренний мир, своего рода -ключом. Ведь для людей нет ничего приятнее и интимнее, чем собственное имя. Определенный, жесткий порядок тоже является элементом настройки, каждый знает ,когда он начнет говорить, что снижает тревожность и способствует формированию самоконтроля. «Волшебный шар» служит символом общения, катализатором эмоций. Тревожные дети стесняются говорить о своих внутренних ощущениях с другими людьми, а данный символ снимает барьеры общения, снижает напряженность. Также проговаривание по кругу служит элементом привлечения внимания, как к себе, так и к другим детям как к личностям, таким образом формируя , личностную наблюдательность и внимательное отношение к другим .

Каждое занятие заканчивается ритуалом прощания. Которое тоже состоит из проговаривания по кругу , но уже приятного для собеседника . «Скажи приятное соседу с права». Ритуал служит выходом из состояния погруженности ., также формирует  умение увидеть , подчеркнуть, сказать приятное, внимательное отношение к собеседнику, повышает самооценку участников.

  1. Игра.

Ведущей формой общения является игровая деятельность . Поэтому главные задачи по развитию навыков общения выполняют игры.

  1. Упражнения.

Упражнения  делятся на несколько видов:

  • Упражнения на мышечное расслабление
  • Упражнения на расслабляющее дыхание
  • Упражнение на концентрацию внимания
  • Упражнения на мышечную концентрацию

Упражнения на мышечное расслабление выполняются в строгом порядке, все слова произносятся хором и на выдохе, выражены в стихотворной форме. Дети сидят на стульчиках по кругу и без обуви. Отсутствие обуви на занятии является  своего рода, переходом на другой вид общения- более личностный, интимный. Также способствует снижению тревожности, способствует расслаблению.

  1. Визуализации.

Визуализация- это создание  по представлению четко направленного образа. Целью визуализации является снижение тревожности, релаксация, развитие воображения, формирование образного мышления.

Описание технологии:

Дети принимают расслабленное положения- либо сидя на стульчиках, чаще лежа на ковре. Под звуковое сопровождение в зависимости от цели и темы визуализации психолог  спокойным голосом говорит  специальный текст .

  1. Танец-стоп.

Описание технологии.

Танец-стоп – это резкое чредование танца с паузой. Причем пауза устанавливается взрослым и является внезапной для детей. Во время паузы дети замирают в позах, которые были заданы в начале процедуры.Данная технология способствует развитию самоконтроля,  формированиею дисциплины и стимулирует воображение. Помимо всего она стимулирует развитие воображения.

Результативность программы.

Перед началом обучения и по его окончании проводятся следующие диагностики:

  1. Диагностика определения эмоционального состояния Люшер.
  2. Тэммл, Дорки, Амен.  Диагностика определения тревожности « Выбери нужное лицо»

Взаимодействие с детьми проходит ряд этапов:

1 этап.

Направлен на налаживание эмоционально- позитивного контакта, на создание определенной мотивации и установлению групповых взаимоотношений.

Обучение мышечному расслаблению с помощью упражнений. Обучение упражнениям на дыхание.

2 этап.

Формирование эмоциональности путем изучения эмоциональных состояний сначала сказочных персонажей, затем своих эмоций  и эмоций других детей. Разыгрывание эмоциональных проявлений с помощью игр.

Развитие сопереживания и умения пожалеть. Обучение направленному вниманию к окружающим. Закрепление выполнения упражнений  на расслабление. Обучение концентрации внимания и мобилизации внутренних сил. Обучение визуализациям.

3 этап.

Закрепление полученных умений. Обучение  использованию полученных знаний в реальной жизни. Обучение воспитателей и педагогов знаниям, полученными детьми  на занятиях.

Структура взаимодействия:

1 этап:

  1. Общение по кругу. Ассоциации
  2. Танец-стоп. С использованием ранее выбранной ассоциации.
  3. Упражнения на общемышечную релаксацию.
  4. Игра.
  5. Ритуал прощания.

2 этап.

  1. Общение по кругу. Ассоциации
  2. Танец-стоп.  С обыгрыванием эмоциональных состояний.
  3. Упражнения на общемышечную релаксацию.
  4. Упражнения на расслабляющее дыхание.
  5. Визуализация.
  6. Упражнение на концентрацию.
  7. Игра.

3 этап.

  1. Общение по кругу. Ассоциации
  2. Танец-стоп.  С обыгрыванием эмоциональных состояний.
  3. Упражнения на общемышечную релаксацию.
  4. Упражнения на расслабляющее дыхание.
  5. Визуализация.
  6. Упражнение на концентрацию.
  7. Игра или рисунок по ощущениям после визуализации.

На последнем этапе обязательное обучение данными техниками воспитателей и закрепление в повседневной жизни.

Программное содержание:

1 этап

Занятия 1,2. /вводные/

Задачи:

  1. Установление эмоционально-позитивного контакта с детьми.
  2. Ориентировка детей в правилах и нормах занятий.
  3. Установление первичных групповых взаимоотношений.

  1. Знакомство с волшебным шаром.
  2. Упражнение на дыхание : «Воздушный шар»
  3. Игры: «гусеница», «Улыбка по кругу»,

«Угадай по голосу»

Занятия 3,4,5

Задачи:

1.Обучение техникам общемышечной релаксации

2.Предоставление возможности ребенку почувствовать облегчение при выполнении техник на расслабление.

  1. Приветствие.

«Что я люблю делать», «Что мне нравится», «моя любимая игрушка»

2.Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Пружинки»

3.Упражнения на дыхание: «Воздушный шар», «Глубокое дыхание»

4.Игры: «Угадай по голосу», «Насос и мяч», «Медвежата»

Занятия 6-16

Задачи:

  1. Продолжение обучения техникам релаксации.
  2. Обучение техникам расслабляющего дыхания

3.Обучение определения своего эмоционального состояния с помощью проективной методики «Солнышко»

4. Развитие сострадания.

5. Развитие дисциплины и самоконтроля с помощью технологии «Танец-стоп»

  1. Приветствие. Ассоциации: «Игрушка», «Имена», «Цветок», «Дерево»
  2. Упражнения на дыхание: «Глубокое дыхание», «Волшебный шар», «Песенка буквы А», «Песенка буквы О».
  3. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Любопытная Варвара»

  1. Упражнения на расслабление мышц лица и языка: «Хоботок», « Рот на замочке», «Лягушки», «Орешек», «Сердитый язык», «Горошина», «Горка», «Чашечка.»
  2. Игры: повторение ранее разученных +

«Путаница», «Белые медведи», «Гусеница», «Котята», «Гномики»

2 этап

Занятия 16-30

Задачи:

  1. Закрепление изученных техник на общемыщечное расслабление.

2.Обучение и владение техниками парциального и плавного дыхания.

3.Обучение техникам концентрации внимания.

4.Обучение владению визуализации.

5. Формирование эмоциональности.

  1. Приветствие.
Ассоциации:     -имена

-сказка и игровой персонаж

  • картина
  • времена года
  • животные
  • стихии
  • вид транспорта
  • цвет
  • одежда
  • геометрические фигуры

2. Танец-стоп /в соответствии с выбранной ассоциацией/

3..Упражнения на релаксацию.

4..Упражнения на расслабление мышц лица и языка

5.Упражнения на дыхание: «Глубокое дыхание», «Волшебный шар», «Песенка буквы А», «Песенка буквы О».

«Слон» , «Лифт», «Цветок»

  1. Техники на визуализацию:

«Облака», «Водопад», «Океан», «Небо», « по Джейкобсону».

7. Упражнения на концентрацию внимания: «Дерево», «Скала», «Гора», «Марионетка», «Рожицы», «Жираф»

8. Игры: повторение ранее разученных +

«Комплименты», «Зоопарк», «Дракон кусает свой хвост», «Поводырь».

3 этап

Занятия 30-40

Задачи:

  1. Активное владение изученными техниками релаксации.

2.Активное владение изученными техниками дыхания.

3.Закрепление владения техниками концентрации внимания.

4.Закрепление умений визуализации.

5.Обучение простейшим техникам снятия напряжения и концентрации внимания воспитателей данной группы.

6 Обучение самовыражению и выражению своих чувств  через рисунок

  1. Приветствие.

Ассоциации.

2. Упражнения на релаксацию/по выбору/.

3.Упражнения на расслабление мышц лица и языка /по выбору/

4.Упражнения на дыхание /по выбору/.

5.Техники визуализации:

/по выбору/

6. Рисунок по представлению

7. Упражнения на концентрацию внимания /по выбору/

8. Игры /по выбору/.

Количество занятий можно сократить до 30. При условии хорошей динамики усвоения.

Используемая литература:

1.Н. В. Клюева, Ю.В. Касаткина « Учим детей общению»

2.Шелдон Левис, Шейла Левис   « Ребенок и стресс»

3.Окслиндер « Окно в мир ребенка»

4.Н.В. Самоукина.»Игры в школе и дома»

5.Сорник «Развивающие игры»//Дельта1998 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум. Регуляция эмоционального состояния

В статье  рассмотрены теоретические вопросы саморегуляции и практические упражнения которые просты и доступны в своём применении....

Особенности восприятия и понимания дошкольниками старшего возраста эмоционального состояния человека.

Одной из основ взаимопонимания и взаимопринятия людьми друг друга является их способность воспринимать, распознавать и понимать экспрессивные движения и поведение людей. В связи с этим весьма актуальн...

Методическая разработка «Обучение педагогов методам стабилизации эмоционального состояния в стрессовых ситуациях» в рамках проведения тренинга по профилактике эмоционального выгорания.

Специфика работы в детском дошкольном учреждении такова, что требует от педагогов постоянного эмоционального вовлечения в ситуации общения с большим количеством людей: детей, родителей, коллег. Оплата...

Аутогенная тренировка как методика регуляции эмоционального состояния дошкольников

Обучать управлять своим психофизическим состоянием надо начинать с детских лет. Большинство упражнений по психической саморегуляции предлагается детям в игровой форме.Исключение составляет аутогенная ...

Диагностика эмоционального развития дошкольников. Цветовой тест эмоциональных состояний. Рекомендации для педагогов.

Определение настроения ребенка на занятиях проводится с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера....

Памятка для педагогов «Способы саморегуляции своего эмоционального состояния при помощи дыхательных упражнений»

Тренинговые упражнения для педагогов, направленные на регуляцию эмоционального состояния при помощи дыхания....