ПРОЕКТ на тему: «Интерактивная доска в детском саду» в старшей группе
проект по информатике (старшая группа)

Надежкина Светлана Игоревна

Проект предназначен для старшей группы с продолжением...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx50 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ  

на тему: «Интерактивная доска в детском саду»

  в старшей группе                

                                                               

 

Содержание  

                                                                                                                            СТР.

I. Введение……………………………………………………………………3 -4

2. Актуальность проекта………………………………………………………..4

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты……………………….5 - 7

4. Интерактивная доска как средство развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………8 -20

4.1. Интерактивная доска и как с ней работать………………………………..8

4.2. Технологический инструментарий………………………………………11

4.3. Дизайн мультимедийных ресурсов………………………………………...13

4.4. Опыт использования интерактивной доски в образовательной практики16

5. Этапы реализации проекта и мероприятия…………………………...21 - 24

6.Выводы…………………………………………………………………….25 - 26

7.Литература……………………………………………………………….27 – 28

8.Приложения……………………………………………………………….29 - 32

1. Введение.

Расскажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
                      Дай мне действовать самому, и я пойму.

Катайская  пословица.

Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют  способы и средства детской деятельности, обеспечивают всестороннее  развитие личности ребёнка – дошкольника, а также готовят  его к  жизни в информационном обществе.

Дошкольники в большей степени, чем дети школьного возраста, нуждаются в ярком разнообразном демонстрационном материале.  Воспитатели, владея информационно – коммуникационными  технологиями,  создают презентации по той или иной теме. Видеоряд  помогает заинтересовать,    включиться в тему совместной деятельности, но не дает возможности действовать, что необходимо для любого ребенка, а особенно  дошкольника. Другое дело, интерактивная доска.  Обучение детей дошкольного  возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства увлекают и  вдохновляют детей. Дети пытаются самостоятельно овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. 

Проблема.

Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а особенно детей-дошкольников, т. к. такие они отличаются плохой устойчивостью внимания и  им тяжело подолгу сосредотачиваться на одном упражнении,  дети быстро утомляются и допускают ошибки, что ведёт к снижению эффективности работы в целом.

Гипотеза.

Если разработать систему  работы с детьми  с использованием интерактивной доски, то значительно повысится эффективность образовательного процесса, по новому будут использованы в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания, воспитанники научатся высказывать свои суждения, т. к. они становятся полноправными участниками образовательного процесса, активными субъектами, а не пассивными объектами педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

2. Актуальность создания проекта

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии активно внедряются в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций. Создано множество простых и сложных компьютерных программ для разных областей познания в каждом возрастном периоде. Существуют различные интерактивные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста. Именно поэтому актуально становится разработка проекта.

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.

Цель проекта – создание методических рекомендаций по использованию интерактивной доски при проведении образовательной деятельности в ДОО.

Задачи  проекта:

  • изучить и систематизировать информационные источники по данному вопросу;
  • проанализировать опыт использования интерактивной доски;
  • разработать методические  рекомендации по использованию интерактивной доски для дошкольников.

В результате реализации направления будут разработаны:

  • серия конспектов по ООД с использованием ИКТ по видам деятельности;
  • дидактические пособия для занятий с ИКТ;
  • тематические рекомендации для родителей по проблеме «Информационные технологии детям».

Итоговый продукт по этому направлению будет представлен как:

— комплексная методика проведения занятий с использованием ИКТ.

В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Ряд авторов (фамилии и инициалы) рассматривают проекты с детьми, во-первых:… ., во-вторых: … .

Пути решения проекта:

• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

• разработать систему реализации идей на основе реальной

практики и возможностей конкретного ДОУ;

• оценить риски реализации проекта.

4. Интерактивная доска как средство развития детей дошкольного возраста.

4.1. Интерактивная доска и как с ней работать.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. Каждый современный воспитатель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть современные ключевые компетенции.

Одним из рычагов, позволяющим осуществить данные цели, является обращение к новым образовательным технологиям.

Одной из таких технологий является интерактивные средства обучения. Они широко используется при обучении дошкольников, так как позволяют воспитателю применять новые методы и приемы в своей профессиональной деятельности, а также сделать более доступной для понимания любую информацию.

Одним из примеров реализации таких форм работы является использование интерактивной Flash - анимации, где реализуется технология свободного перемещения объектов. Мы предлагаем для рассмотрения несколько примеров элементарных разработок. Для их создания можно использовать программное обеспечение AdobeFlash, а практическая реализация осуществляется с помощью интерактивной доски Smart.

Интерактивная доска - это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске.

Это дает вам возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:

  • Презентационное программное обеспечение.
  • Текстовые редакторы.
  • CD-ROMы.
  • Интернет.
  • Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана).
  • Видео-файлы (отрывки телевизионных программ, видео-кассеты VHS или цифровые видео-изображения).
  • Звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные учениками или другими преподавателями). Любой звук с CD-ROMа или Интернет-страницы также будет слышен, если у вас есть громкоговорители.
  • Программное обеспечение для интерактивной доски.
  • Программное обеспечение, относящееся к различным предметам.

Возможно, занятия привлекут сразу несколько ресурсов, и преподаватель будет выбирать то, что ему нужно.

Первый вопрос, который возникает у человека, когда он слышит словосочетание «интерактивная доска» – как с ней работать? На первый взгляд устройство кажется очень сложным и недоступным для многих пользователей. Однако, разобравшись, можно сделать вывод, что это очередная техническая новинка, освоить которую под силу не только ребенку, но и пожилому человеку консервативных взглядов.

В комплект входит проектор и сенсорный интерактивный экран. Они одновременно подключаются к персональному компьютеру или ноутбуку. Некоторые модели снабжаются специальной лазерной указкой, которая способна воздействовать на чувствительный экран. Соответственно, проектор передает на экран картинку, а пользователь с помощью указки, ручки или пальцев рук, делая прикосновения к экрану, осуществляет полное управление содержимым картинки.

Разные производители, как это принято в сфере ИТ, создали устройство, используя собственные технологии, которые немного отличают их от конкурентов. Естественно, заявив, что их разработка намного эффективнее. Придется разобраться в отличиях.

  1. Электромагнитная технология. Твердая поверхность интерактивной доски имеет многослойную структуру, очень чувствительную к касаниям. Время отклика доски, как и разрешение, очень высокое, что позволяет ей быстро реагировать на прикосновения. Для работы нужен специальный маркер, а производительность зависит напрямую от мощности компьютера.
  2. Лазерная технология. Два инфракрасных лазера считывают информацию о действиях пользователя путем определения координат касания. Нечаянно перекрыв луч, можно заблокировать использование интерактивной доски.
  3. Ультразвуковая технология. Принцип работы отличается от лазерной технологии только использованием ультразвука вместо лазерного луча.

Комната для интерактивных занятий в детском саду может выполнять следующие задачи:

  • обучать детей при помощи новейших образовательных технологий;
  • служить развлекательным и игровым центром;
  • в ней может выполняться максимально широкий круг образовательных и развлекательных задач;
  • обладать максимальным удобством работы, как для детей, так и для преподавателей;
  • знакомить детей с возможностями и навыками компьютерных технологий.

Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски:

  • Начальные знания устройства компьютера
  • Работа в программах: Word, PowerPoint
  • Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

Таким образом, интерактивная доска – это новое слово в мире обучения детей дошкольного возраста.

4.2. Технологический инструментарий.

Интерактивная доска – одно из средств обучения нового поколения. Она помогает воспитатель не только чувствовать себя комфортно при управлении компьютером, но и позволяет разнообразить формы учебной работы, использовать собственные материалы поверх демонстрируемых электронных пособий, активно влиять на образовательное содержание, включать дошкольников в активный познавательный процесс. В течение всего времени можно поддерживать высокую мотивацию детей, которые чувствуют себя полноправными творцами познавательного процесса. Благодаря этому техническому средству воспитатель может добиться максимальной визуализации  процесса. Особенно следует отметить, что проектируя пооцесс с использованием интерактивной доски, педагог может легче обеспечить последовательность технологических операций, разнообразить формы и способы подачи информации. Интерактивная доска позволяет больше уделять внимания тому, как он будет управлять  процессом обучения, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение, постоянная обратная связь, развивающий эффект обучения.

Использование интерактивной доски требует нового уровня информационно-технологической подготовки.

Несколько технологических приемов описаны в статье А.В.Лузгиной «Структура контента медиалекции». (ЛузгинаА.В. Структура контента медиалекции//http://conf.cpic.ru/eva2007//rus/reports/theme_1092.html): 

Интерактивные плакаты – современные многофункциональные средства обучения. Плакат может быть многоуровневым и многофункциональным, обеспечивающим как изучение нового материала, так и закрепление, обратную связь. Интерактивный плакат может охватывать несколько занятий.

Анимационная ретроспекция  (ретроспекция – от лат.reto – назад и cpecio – смотрю), обращение к прошлому, обзор прошедших событий. Такой возврат позволяет не только закрепить пройденный материал, но и проверить его усвоение дошкольниками. Технически это возможно при помощи гиперссылок или с использованием технологии «горячих зон», когда по щелчку мыши мы можем вызвать появление картинки.

Прием «Лупа» используется, когда нужно сконцентрировать внимание на детали иллюстрации при сохранении её общей панорамы.

Анимационная эвристика (эвристика – от греческого heuresko – отыскиваю, открываю). В ходе обсуждения дошкольники выходят на решение  задачи.  И только после этого появляется иллюстрация, формула, схема, таблица  и т.п.

Интеллектуальная разминка. «Вхождение  в процесс» начинается с одной или нескольких небольших остроумных  загадок, с беглого опроса определений, понятий, дат, решения и т.д. «Вхождение  в процесс» способствует оперативному созданию единого информационного поля с детьми.

Лови ошибку (Гин А. Приемы педагогической техники.-М.,1999). На доске появляется  эпизод, в котором воспитатель намеренно допускает ошибки. Дошкольники не только замечают ошибку, но и доказывают, правильный ответ. Завершить выполнение задания необходимо демонстрация правильного ответа, выделить его цветов, шрифтом или другими способами.

«Мордашки» (Гин А. Приемы педагогической техники.-М.,1999). Дошкольники сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью «веселой», «грустной» и «непосредственной» мордашек. Дети видят внимание к себе, а воспитателю дается возможность подкорректировать настроение, дополнительно настроить на работу.

Эпиграф должен быть запоминающимся, задающим тон всему уроку, может сопровождаться видеорядом, символом.

Дорисуй фигуру. К неопределенной фигуре детям предлагается дорисовать ее. Прием помогает стимулировать творческое воображение.

Анимированные тесты приобретают новое качество. Вариантами ответов должны быть не слова, а графические объекты, иллюстрации и т.д.

Совершенствование навыков использования данных приемов в образовательной практике способствует развитию технологической культуры педагога. Одним из элементов технологической культуры является знание основ дизайна.

4.3. Дизайн мультимедийных ресурсов.

Современный дизайн стремиться создать комфортную среду для деятельности человека.

Основным элементом структуры с использованием интерактивной доски является страница. Элементами страницы являются текст, таблицы, диаграммы, графические объекты, картинки, рисунки, фотографии, фильмы и звуки, видеоклипы и т.п.

Давно очевидно, что большой объем написанного плохо воспринимается с экрана. Воспитатель должен стремиться по возможности заменить печатный текст наглядностью. По сути это тоже текст, но предъявленный другим языком. Напомним определение текста в энциклопедических справочниках как последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением (лат.Textus - соединение…).

Графические данные на странице должны содержать не более 1-2 изображений. Большее количество изображений отвлекает внимание учащихся.  Очень важно следить за размером и качеством используемых графических объектов. Большие таблицы на странице плохо читаются. Лучше использовать диаграммы, разбивая их на несколько логически завершенных частей для демонстрации на отдельных слайдах.

В представлении текстовой и графической информации есть отличия, но существует четыре основные принципа, которые относятся и к той, и другой форме. Вильям Робин изложил эти принципы в своей книге:

Принцип контраста – включать контрастные элементы, то есть использовать разный размер, цвета, символы. Контраст – это то, что привлекает внимание.

Принцип повторяемости – в одной теме использовать повторение некоторых элементов оформления, например, одинаковые рамки, цвет, поля. Это создает ощущение организованности и единства.

Принцип упорядоченности – элементы на странице на должны быть расположены произвольно (хаотично), они должны иметь некоторую видимую связь между собой.

Принцип близости – элементы, связанные общим смыслом, должны быть сгруппированы вместе, образуя как бы некоторую визуальную единицу.

Занимаясь подготовкой мультимедийного занятия, разработчик должен иметь хотя бы элементарные представления о цвете, цветовой гамме, что может успешно сказаться на  проектировании цветового сценария образовательного эпизода. Не следует пренебрегать рекомендациями психологов, дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность дощкольников, о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране и т.д. Следует обратить внимание и на то, что цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на экран доски.

Немаловажное значение имеет и  использование  звука. Звук может играть роль:

  • шумового эффекта;
  • звуковой иллюстрации;
  • звукового сопровождения.

В качестве шумового эффекта звук может использоваться для привлечения внимания, переключения на другой вид деятельности. Наличие мультимедийной коллекции Microsoft Office звуковых эффектов отнюдь не означает обязательное их применение. Шумовой эффект должен быть дидактически оправдан. Очень важно, чтобы дети были приучены к этому, чтобы звук не вызывал у них излишнего возбуждения.

Важную роль играет звуковая иллюстрация, как дополнительный канал информации. Рисунок или фотография исторического деятеля может сопровождаться его записанной речью. Звук может играть роль звукового сопровождения наглядного изображения, анимации, видеоролика.

Современные технологии, как известно,  позволяют успешно использовать фрагменты видеофильмов. Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем воспитателю  необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с детьми. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Не стоит допускать превращения детей  в пассивных созерцателей. Предпочтительнее заменить звуковое сопровождение видеофрагмента живой речью воспитателя и детей.

4.4. Опыт использования интерактивной доски в образовательной практике.

    Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций.

Небольшой опыт применения интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание дошкольников стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Мы используем доску практически во всех ООД – «Ознакомлении с окружающим миром», «Формирование элементарных математических представлений», «Развитии речи», «Подготовке к обучению грамоте», интегрированных занятиях.

Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет нам моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультмедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Например, при погружении в лексическую тему «Домашние птицы» на занятии по ознакомлению с окружающим дети с удовольствием составляли на доске птичьи семьи, играли в интерактивную игру «Четвёртый лишний», обобщали знания о внешнем виде домашних птиц в игре «Клювы, лапки и хвосты» - составляли на доске из отдельных частей тела птицу. На занятиях по ФЭМП составляли на интерактивной доске числовой ряд под рядом из домашних птиц, соотносили число с количеством птиц, учились находить место числа в числовом ряду, «соседей» числа и птиц, считали домашних птиц в прямом и обратном порядке. На занятии по развитию речи с успехом прошла интерактивная игра «Птичья столовая» (с провокациями), «Подбери маму и детёныша». В интерактивной игре «Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании. При развитии связной речи составляли описательный рассказ о домашней птице, предварительно посмотрев мультимедийную презентацию. На занятии по подготовке к обучению грамоте при знакомстве со звуками {К - КЬ} и буквой К наши воспитанники группировали картинки на интерактивной доске в зависимости от твёрдости-мягкости звука в слове, с помощью схемы определяли место звуков {К - КЬ} в слове  (начало, середина, конец), выполняли звуко-буквенный анализ слов по лексической теме «Домашние птицы». В течение всей недели мы отмечали стойкий познавательный интерес на занятиях. Нам было проще привлечь и удерживать более длительное время внимание детей. При работе с интерактивной доской снизилась утомляемость и пресыщаемость детей, так как учебный материал предъявляемый детям отличался наглядностью, яркостью образов и динамичностью.

Таким образом, на наших занятиях происходит индивидуализация обучения, развитие психических процессов у  воспитанников, создание благоприятного эмоционального фона.  

Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий. Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно. У них повышается скорость приёма и переработки информации, они лучше её запоминают. На таком же высоком познавательном интересе прошли все занятия недели по лексической теме «Космос». Незабываемые впечатления дети получили во время виртуального космического путешествия на ракете.

Мы стараемся делать все наши занятия интересными, привлекательными, насыщенными. На групповых и индивидуальных занятиях с использованием интерактивной доски  и других информационно-коммуникационных технологий активно развиваем умения детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с доской и различного рода информацией.

Использование интерактивной доски даёт возможность педагогу самостоятельно создавать интерактивные ресурсы для использования на занятиях. Это открывает большие просторы для творчества, самореализации педагога. При желании педагог может создавать свою коллекцию иллюстраций, развивающих заданий, видеоматериалов или воспользоваться уже готовой; создавать свои разработки занятий, мультимедийные слайд-презентации, развивающие интерактивные игры. В настоящее время имеется не так много готовых интерактивных ресурсов, созданных непосредственно в программном обеспечении интерактивной доски для работы с дошкольниками. Поэтому мы пытаемся создать свою коллекцию разработанных нами занятий с использованием ЦОР. Конечно, первые материалы создавались нами методом «проб и ошибок» и при их создании нам приходилось преодолевать некоторые трудности, которые невозможно было предвидеть, из-за отсутствия опыта. Но с каждым днём становилось работать всё легче и интереснее. Мы научились создавать проекты в графических и программных средах, используя все возможности интерактивной доски.

Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивной доски в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и инновационными технологиями значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, развитие графо-моторных навыков и ориентировки в пространстве. С помощью интерактивной доски повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень её понимания детьми, что способствует развитию всех форм мышления.

Данный материал дает возможность детям — дошкольникам открыть для себя удивительный мир, который охватит все области психолого-педагогической работы с детьми:

«Коммуникация»:

  • работа по составлению предложений по картинкам с использованием предлогов+ моделирование,
  • рассказов с опорой на картинку и личный опыт, творческого рассказа; описательных рассказов.
  • работа по словообразованию с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов; образованию прилагательных.

«Здоровье»:

  • ценность  для здоровья человека.

«Социализация»:

 - эмоциональное отношение к окружающему.

«Познания» -

 -  элементарные математические познания — число и цифра, согласование числительных с существительными; умение составлять и решать задачи на наглядной основе; знакомство с математическими знаками;

  • знания об особенностях природы;
  • умение отгадывать загадки, опираясь на свои знания и опыт.
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

«Труд»:

  • знания о труде людей;
  • сельскохозяйственной технике.

«Чтение художественной литературы»:

  • приобщение к словесному искусству с элементами моделирования;
  • использование загадок.

«Художественное творчество»:

  • приобщение к изобразительному искусству (картины известных русских художников.

«Музыка»:

  • приобщение к музыкальному искусству. А также в проект включены материалы для развития зрительного и конструктивного праксиса.

5. Этапы реализации проекта и  мероприятия.

Реализация проекта рассчитана на 1,5 года.

1 этап (январь – ноябрь) – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы;

Задача:

1. Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования интерактивной доски в работе с дошкольниками.

2. Составить Мини-медиатеку на интерактивной доске Smart Notebook в ДОУ и персональном компьютере (ПК) в домашних условиях.

Мероприятия:

1. Подбор и изучение научно - методической литературы по использованию интерактивного оборудования в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Составление правил работы с интерактивной доской.

3. Составить карты наблюдения и выявить заинтересованность детей при выполнении заданий в ООД.

4. Подбор мультимедийных презентаций по каждой теме.

5.  Составление необходимых методических и дидактических материалов для проведения развивающих занятий.

Участники:  воспитатели, дети, родители.

Результат:

1. Для педагогов - Памятки по использованию интерактивной доски в работе с дошкольниками (Приложение 1).

- Карты наблюдения по выявлению заинтересованности детей с использованием современных ИКТ. (Приложение 2).

- Конспекты ООД.

. -Рекомендации родителям по использованию ИКТ. (Приложение 3) .

2. Для детей - Правила работы с интерактивной доской. (Приложение 4) .

- Мини-медиатека. (Приложение 5) .

2 этап (сентябрь  – январь) – наблюдение за результативностью использования интерактивной доски в ООД, фиксация наблюдений в картах.

Задача:

1. Внедрение в систему  работы с детьми подготовительной к школе группы конспектов ООД.

Мероприятия:

1. Использование в ООД развивающих программ.

2. Использование в ООД видеоролики для профилактики зрительных расстройств.

3. Разработка рекомендаций для родителей по дальнейшему использованию ИКТ в домашних условиях, а также рекомендаций для педагогов применению ИКТ в воспитательно-образовательной работе.

Участники:  воспитатели, дети, родители.

Результат:

1. Для педагогов

- Внедрение в систему работы подготовительной к школе группы конспектов ООД,

 2. Для детей

- Практическое выполнение  упражнений с использованием данных развивающих программ.

- Практическое применение гимнастики для.

3 этап (февраль  – май) – анализ результатов работы, формулирование выводов о результатах работы по использованию интерактивной доски в работе с детьми.

Задача:

1. Проанализировать эффективность и использования интерактивной доски в работе с детьми-дошкольниками.

2. Повысить компетентность родителей в вопросах использования интерактивных игр в работе на интерактивной доске в ДОУ и персональном компьютере (ПК) в домашних условиях

Мероприятия:

1. Анализ карт наблюдения.

2. Мастер – класс для родителей по использованию интерактивных игр.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Результат:

1. Для педагогов – повысилась эффективность образовательного процесса за счёт

систематизации работы с дошкольниками с

использованием интерактивной доски.

- Использование информационных технологий в

образовательной деятельности позволило расширить собственные творческие

возможности, обеспечивает максимальную наглядность изучаемого

материала и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников.

2. Для родителей: - Использование родителями мини-медиатеки интерактивных игр в домашних условиях.

3. Для детей - использование интерактивных средств помогает создать у детей положительную мотивацию, повысить качество обучения детей.

6. Выводы.

Дошкольная образовательная деятельность — это всегда таинство, волшебство, это неповторимый педагогический шедевр, который возникает благодаря личности воспитателя, его профессиональному мастерству, а также методическому уровню и техническому оснащению.

ООД с использованием интерактивной доски имеет рад преимуществ:

  1. Повышается интерес дошкольников к обучению. Современные дети – дети экранной информации. Информация с экрана интерактивной доски воспринимается ими лучше.
  2. Усиливается обучающий эффект. Мы можем использовать анимацию, видеоизображения, звук.
  3. Значительно увеличиваются возможности для конструирования и проектирования ОД, так как все эти ресурсы воспитатель имеет возможность располагать во вложении к доске.
  4. В среднем на 30% увеличивается плотность ОД, в основном, за счет более рациональной организации работы . Заранее подготовленная информация с добротным дизайном может появиться в нужный момент в удобном режиме. Сэкономленное время можно исполвоспитателяьзовать для повторения и закрепления материала или для увеличения предъявляемой информации
  5. положительно влиять на рабочий ритм.
  6. Активизируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность дощкольников.
  7. Удобство хранения  и каталогизации материалов (все материалы, включая вложения, сохраняются в одном файле).

Наряду с преимуществами использования интерактивной доски, выявляется ряд отрицательных моментов:

  1. Стоимость оборудования  (доска, проектор, компьютер) достаточно велика.
  2. Велики временные затраты при поиске и подготовке материалов.
  3. Недостаточное количество иллюстративного материала по определенным темам.
  4. В устройстве доски не учтены беспроводные технологии.
  5. Небольшое количество учеников, которые могут работать одновременно на доске (новые модели досок уже предоставляют такую возможность).

Но лучший способ понять все плюсы и минусы интерактивной  доски -  просто попробовать поработать с ней.

Творческое и глубоко продуманное использование воспитателями интерактивных образовательных систем создает прекрасные развивающие возможности, как для дошкольников, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности.

Интерактивная доска в умелых руках педагога поможет в создании новых образовательных ресурсов и отработки методов их эффективного использования. Но главное – интерактивная доска значительно поможет продвинуться в вопросах технологизации образовательного процесса.

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.

7. Список литературы.

  1. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчество учителя.- Армавир, 2002
  2. Аствацатуров Г.О.Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков. - Волгоград: Учитель, 2009
  3. Бабанский  Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
  4. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. – Челябинск, 2004.
  5. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.
  6. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
  7. Гин А.А. Приемы педагогической техники.-М.: Вита-Пресс, 2009
  8. Интерактивные технологии в образовании// учебно-методический ком-плекс// Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2005. – 21с.
  9. Кукушкина О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3.
  10. Ликитина М. Ребенок за компьютером. - М., Эксмо, 2006.
  11. Лузгина А.В. Структура контента медиалекции//http://conf.cpic.ru/eva2007//rus/reports/theme_1092.html
  12. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13) .
  13. Федорович Л. А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду – Л., 2005. – № 5-6 (8-9) .
  14. Шалыгина И.В. Актуальные проблемы современной современной дидактики //http://didaktika.edu3000.ru/kr_stol.htm.
  15. http://www.panaboard.ru/
  16. .
  17. http://www.pebstudio.ru/.
  18. http://edu.panaboard.ru/.
  19. http://shkola.edu.ru/.
  20. http://fcior.edu.ru/.
  21. http://school-collection.edu.ru/catalog/.
  22. http://www.delight2000.com.
  23. http://olivin.spb.ru/interaktivnoe-obutsenie.
  24. http://festival.1september.ru.

 

Приложение 1.

Памятки по использованию интерактивной доски.

Использование интерактивной доски предъявляет особые требования к созданию в учебных помещениях комфортных условий для восприятия информации:

  1. Согласно нормам СанПиН 2.4.2.1178-02 допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающих гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить ее равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
  2. Длительность непрерывного применения на занятиях различных технических средств обучения для дошкольников 7 - 10 минут. После занятий необходимо проводить гимнастику для глаз.
  3. Педагог, использующий в своей практике интерактивную доску, должен обладать представлениями об эргономических требованиях к оформлению экранной информации (размер и гарнитура шрифта, цветовые решения, сочетание шрифта и фона и др.) .
  4. Во избежание явлений утомления и снижения работоспособности пользователей интерактивной доской НЕЛЬЗЯ использовать следующие сочетания цветов: желтый шрифт на белом фоне, черный шрифт на сером фоне, одновременное применение большого количества различных цветов и малый размер шрифта.

Приложение 2.

Карты наблюдения по выявлению заинтересованности детей с использованием современных ИКТ.

Критерии наблюдения Фиксация результатов наблюдения:

- Без использования.

- С использованием интерактивной доски интерактивной доски.

1. Проявляет внимательность во время инструкции воспитателя.

2. Проявляет активность при выполнении заданий.

3. Активность ребёнка в течение всего занятия.

4. Проявляет удовлетворение, эмоции во время всего задания.

5. Проявляет напряжённость, уклоняется от выполнения задания.

6. Реакция детей на анимационные эффекты.

7. Соблюдает правила работы с интерактивной доской.

Приложение 3.

Десять правил безопасной работы в Интернете для детей

(рекомендации для родителей).

  1. Безопасность детей в сети важно обеспечивать всегда, независимо от того, с какой целью они используют Интернет: для поиска информации, разработки школьных проектов, игр или беседы с друзьями. Прежде чем позволять своим детям выходить в Интернет без Вашего контроля, составьте вместе с ними правила, которых они должны будут придерживаться. Если Вы не знаете, с чего начать, предлагаем ознакомиться с приведенными ниже советами, которые помогут Вам научить детей принципам безопасной работы в Интернете (подробные советы по безопасности детей разного возраста см. tp://www.microsoft.com/rus/protect/athome/children/default.mspx) :
  2. Объясните детям и установите четкие правила — какие сайты они не должны посещать.
  3. Помогите детям выбрать правильное регистрационное имя и пароль, если это необходимо для общения детей посредством программ мгновенного обмена сообщениями или сетевых игр. Убедитесь в том, что они не содержат никакой личной информации.
  4. Объясните Вашим детям необходимость защиты их конфиденциальности в сети Интернет. Настаивайте на том, чтобы они никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки.
  5. Объясните детям, что люди в Интернете не всегда являются теми, за кого они себя выдают. Не позволяйте детям встречаться лично с их «знакомыми» по Интернету без Вашего наблюдения.
  6. Научите детей доверять интуиции. Если что-нибудь в Интернете будет вызывать у них психологический дискомфорт, пусть дети рассказывают Вам об этом.
  7. Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.
  8. Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование использование чужой работы — текста, музыки, компьютерных игр и других программ — является кражей.
  9. Обращайте внимание, сколько времени проводят Ваши дети в Интернете, чтобы вовремя заметить признаки возникающей интернет-зависимости.
  10. Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредный контент, выяснить, какие сайты посещает ребенок и с какой целью. Однако открытое, честное общение всегда предпочтительнее вторжения в личную жизнь.
  11. Поощряйте детей делиться с Вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в детском саду (консультация для родителей)

Многие родители считают единственным вариантом использования интерактивной доски в детском саду просмотр мультфильмов и относятся к такой доске крайне негативно. В своей консультации я постаралась отр...

Комментарии и методические рекомендации по работе с интерактивной доской в детском саду

Комментарии и методические рекомендации по работе с интерактивной доской в детском саду...

Летнее развлечение в детском саду в старшей группе детского сада.

В развлечение дети знакомятся сперсонажем злыдней злючкой -колючкой, пытаются сделать ее доброй. Когда дети отгадывают загадки, играют в игры и поют летние песни,то Злючка- колючкапревращается в добру...

Использование интерактивной доски в детском саду

В статье говорится о возможностях использования интерактивной доски в детском саду, какие задачи можно решить при помощи интерактивной доски и способах их решения. В ней содержатся рекомендации по исп...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада воспитанников старшей группы».

Цель: ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет.Задачи: Формировать у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми. Развивать интерес к познанию своего ребенка, ...