Познавательно-исследовательская деятельность детей через экспериментирование как средство стимулирования интеллектуальных способностей старших дошкольников
презентация к уроку (старшая группа)

Елеулова Алтын Кужамуратовна

 Познавательно-исследовательская деятельность детей через экспериментирование как средство стимулирования интеллектуальных способностей старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportal.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сал № 55» Энгельского муниципального района Саратовской области Воспитатель Елеулова Алтын Кужамуратовна Познавательно-исследовательская деятельность детей через экспериментирование как средство стимулирования интеллектуальных способностей старших дошкольников

Слайд 2

«….дети любят искать, сами находить. В этом их сила» А.Энштейн . Основная идея опыта: включить ребенка в исследовательскую деятельность и научить его рациональному варианту поиска информации. Актуальность работы определяется федеральным образовательным стандартом дошкольного образования в области «Познавательное развитие», направлена на решение у детей дошкольного возраста познавательных интересов, формирование исследовательской деятельности, развитие любознательности и инициативы.

Слайд 3

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний. Главное достоинство применения этого метода заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. развивается речь. формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Слайд 4

Цель : развитие познавательной активности и способностей детей в процессе экспериментирования. Задачи Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности. Развивать мышление, речь. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов .

Слайд 5

Для реализации поставленных задач создаются условия для экспериментирования: лаборатория: разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки т. учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сотрудничество и целенаправленная работа с родителями;

Слайд 7

Эксперимент (от лат. еxperimentum ) - опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким - либо способом, один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.

Слайд 8

Направления опытно – экспериментальной работы: живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др .); неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.); человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

Слайд 9

Правила выбора темы Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его . 2 . Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки ). 3 . Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности (оригинальность в данном случае следует понимать, не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления).

Слайд 10

Методы и приемы: Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. Экспериментальные игры «Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В каком виде легче плавать» и др., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей. Действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют детям самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности. Наблюдение природных явлений в реальной жизни пробуждают детей к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами. Рассматривание схем к опытам, таблицы, упрощенные рисунки позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.. Использование энциклопедических данных в разделах «Знаете ли вы?» и «В мире интересного» повышает интерес к обсуждению проблем, развивает интеллектуальную рефлексию. Драматизация: ребенок берет на себя: то роль Незнайки - Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснять и отвечать на вопросы.

Слайд 11

Экспериментирование тесно связано с разными образовательными областями: « Познание » «Труд », « Безопасность », « Художественное творчество», « Коммуникация ».

Слайд 12

Принципы составления опыта: 1.Принцип научности. 2.Принцип целостности. 3. Принцип систематичности и последовательности. 4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. 5. Принцип доступности. 6. Принцип активного обучения. 7. Принцип креативности. 8. Принцип результативности.

Слайд 13

Применение экспериментирования оказывает влияние на: - повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты и т.п.); - совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы и т.п.); - развитие личностных характеристик воспитанников (умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения и т.д.); - углубление и расширение знаний детей о неживой и живой природе; - повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Слайд 14

«То, что я слышу – забываю. То, что я вижу – я помню. То, что я делаю – я понимаю.» Конфуций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через дидактические игры

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через дидактические игры...

Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности в группе старшего возраста «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к реш...

Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. «Танграм»

В данной статье представлена история появления такой игры как "Танграм", описание составляющих геометрических фигур, примерные задания для детей....

Программа работы кружковой деятельности «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников по средствам дидактических игр»

Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве г...

Значение использования математических средств обучения в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников

В данной статье говориться о значение использования математических средств обучения в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дршкольного возраста. Так же предложены конспекты НОД....

"Скоро в школу!" Коррекционно-развивающая программа по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через совместную деятельность детей с родителями на психолого-логопедических занятиях; повышение психолого-педагогической ко...

Инновационный педагогический проект по теме: «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через использование игровых приёмов программы «ЛОГОша» (логика и мышление)».

Разработка и внедрение игр на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности...