Консультация для педагогов "Общение воспитателя с родителями"
консультация

Вайтиева Александра Вячеславовна

Консультация для педагогов "Общение воспитателя с родителями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_vospitatelya_s_roditelyami.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол «Общение воспитателя с родителями»

Дошкольное детство – это главный и ответственный этап, уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими же вырастут наши дети, маленькие жители большой страны, зависит от нас – взрослых.

Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего его семья. Большинство родителей - люди грамотные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей, но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком.

Слайд 2 Посмотрите на слайд. Перед вами список основных направлений работы воспитателя детского сада. В предложенном списке вам необходимо выбрать самое сложное направление работы. (ответы педагогов причины сложности)

Работа с семьей – это кропотливый труд. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка.

От чего же будет зависеть успешность взаимодействия с родителями?

Сложности в налаживании взаимодействия с семьей связаны с уникальностью каждой семьи, особенностями построения межпоколенных, супружеских, детско-родительских отношений.

Кроме того, само восприятие и понимание семьи как социального института – у каждого педагога сугубо индивидуально и зависит от многих факторов. Чтобы помочь осознать это, предлагаю вам  сыграть в игру «Ассоциации».

Игра «Ассоциации»

Я буду начинать фразу о том, с чем у меня ассоциируется понятие «семья», а вы будете продолжать ее. Правила просты: не искать слишком правильных и красивых ответов, произносить то, что первым придет на ум; можно выкрикивать, но не хором, а по очереди. Например, я говорю: «Если семья – это постройка, то она…» (а вы продолжаете: «Крепость, общежитие…»), итак…

  • если семья – это постройка, то она… (квартира, только не дача, шалаш на двоих);
  • если семья – это цвет, то она… (серо-буро-малиновая; и цветов-то таких в природе не существует; нежно-розовая; черно-белая, как зебра; серая и унылая; кроваво-красная);
  • если семья – это музыка, то она… (скрипка; фуги Баха; тяжелый металл; цыганщина; романтическая баллада; задушевная песня у костра; «Взвейтесь кострами, синие ночи!»; мелодия, которая не кончается; «форте»);
  • если семья – это геометрическая фигура, то она… (круг, вектор, треугольник, зигзаг удачи, точка, многоточие, спираль);
  • если семья – это название фильма, то она… («Фантомас разбушевался»; «Розыгрыш»; «Богатые тоже плачут»; «Рабыня Изаура»; «Отверженные»; Семь невест ефрейтора Збруева»; «Красавица и Чудовище» и др.);
  • если семья – это настроение, то она… (радость, тоска смертная, постоянный стресс, блаженство, детский смех, праздник со слезами на глазах).

Анализ:

- Вы сейчас приводили ассоциации из своего жизненного опыта или выбирали принятые в нашем обществе ассоциации?

- предлагаемые понятия неосознанно ассоциируются у педагогов с собственной семьей, поэтому успешность общения с родителями так же зависит и от понимания педагогом  семьи не только со своей позиции, но и с учетом специфики каждой семьи. Т.е. мы должны принимать и их позицию, изучить семью, их условия, отношения. Это поможет педагогу строить доверительные партнерские отношения с семьей. Очень часто мы говорим «Я не понимаю таких родителей» и на этом фоне могут возникнуть проблемы в общении с семьей. Поэтому нам нужно научиться взглянуть на семью и с другой стороны, выяснить причины проблем и как можно помочь им.

- Думаю, что  через призму шуточных ассоциаций вам удалось выявить какие-либо личные проблемы или противоречия.

  Родители и педагоги чаще всего настроены на принятие ситуации, как есть, а не на то, чтобы выстраивать партнёрство и сотрудничество. Причин тому несколько:

  1. Разное представление того, какова роль детского сада. Родители считают, что основная причина пребывания их ребёнка там — сохранение и укрепление физического здоровья, а педагоги видят развитие способностей как основную задачу.
  2. Занятость родителей является барьером становления партнёрских отношений и причиной того, что роль инициатора почти всегда достаётся воспитателю.    

Современные родители, какие они? (ответ)

В «Законе об образовании» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.

Одна из задач, которую ставит «Закон об образовании» — взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребенка. Оно должно быть построено на доверии, а его успех зависит от того, насколько родители будут уверены в педагоге. От воспитателя это требует восприятия дошкольника как личности, умения видеть его в развитии, акцентировать внимание на его положительных чертах и создавать условия для развития.

Во всех случаях воспитатель должен самостоятельно проявить инициативу, найти индивидуальный подход к каждой семье, понять какие методы использовать.

Современный педагог по отношению к родителям воспитанников, какой он? Какие требования к нему предъявляются? (ответ)

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель  в  ситуации  взаимодействия  должен  выступать  в  двух  ролях:  как

«официальное лицо» — представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

  • развитие интересов и потребностей ребенка;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • воспитание уважения к детству и родительству;
  • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
  • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
  • оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
  • использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Успешно решать все наши проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности наших усилий.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива детского сада и членов семей воспитанников.

Формы работы с родителями в ДОУ

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Все формы с родителями подразделяются на:

  • коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
  • традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

Традиционные

  1. Родительское собрание. Важно, чтобы на каждом таком собрании были учтены возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности их родителей, а также цели самого детского сада. Помните, что это мероприятие должно просвещать родителей, а не описывать недостатки и «косяки» дошкольников, оно должно быть и теоретическим и практическим, то есть в процессе должны использоваться такие формы общения как, например, тренинги и дискуссии.

2. Индивидуальная консультация. Это — лучшая возможность познакомиться в неофициальной обстановке, помочь родителям преодолеть боязнь говорить о своём ребёнке, узнать важную информацию, которая необходима для работы, а именно:

  • особенности здоровья дошкольника;
  • его увлечения и интересы;
  • реакция на стандартные ситуации и черты характера;
  • особенности общения в семье, её моральные ценности.

3. Открытое занятие используется для того, чтобы познакомить родителей с обновлениями в программе, новыми методами преподавания, требованиями воспитателей. Это важно для того, чтобы избежать возможных конфликтов, которые происходят из-за недостаточной информированности.

4. Посещение семьи ребёнка. Это помогает установить контакт с ребёнком, его родителями, окружением, выяснить как проходит домашнее воспитание и обучение. Первое посещение нужно для того, чтобы выяснить общие условия, последующие же — должны планироваться и предусматривать более конкретные задачи, например, обсуждение педагогической литературы.

5. День открытых дверей. Самый распространённый формат — экскурсия по детскому саду, демонстрация родителям того, как и где проходит воспитание и обучение их детей, знакомство с творчеством воспитанников.

6. Родительский комитет. Он должен работать на основе Положения о родительском комитете. Его задача — помогать педагогу в организации мероприятий, установлении контактов с другими семьями, содействовать их педагогическому просвещению.

Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ

7. Совместные праздники и соревнования помогают раскрыть таланты участников, их увлечения и интересы.

Нетрадиционные

  1. Родительская конференция. Эта форма взаимодействия интересна тем, что помогает расширить педагогические знания родителей и закрепить уже полученные. Их минус — сложность организации, в их подготовке обязательно

должен участвовать психолог, который должен проводит социологические и психологические исследования и знакомить с их результатами участников, которые в свою очередь должны анализировать проблему на основании собственного опыта.

  1. Практикум нужен для того, чтобы выработать у родителей педагогические умения и тренировать их педагогическое мышление.
  2. Родительские вечера. Их цель — предоставить родителям возможность лучше познакомиться друг с другом, обсудить насущные проблемы в воспитании, совместно поискать ответы на актуальные вопросы.
  3. Сайт детского сада. Оказывается, это не только необходимость, но и площадка, на которой родители могут высказать свои пожелания, написать отзыв о работе ДОУ, познакомиться с разнообразной информацией об учреждении, фотографиями, рисунками дошкольников.
  4. Почта доверия. Это — красивое название для книги жалоб и предложений, в которой родители могут оставлять записи со своими пожеланиями или вопросами к педагогу, которые будут освещаться на родительских собраниях. Чтобы совсем круто было, можно оформить не в виде тетради, а коробки для записок.
  5. Мастер-классы. Участники выполняют педагогическое задание, например, делятся советами о том, как научить ребёнка одеваться, умываться или убирать за собой игрушки.
  6. Круглый стол. В рамках этого мероприятия обсуждаются актуальные проблемы воспитания, в нём должны участвовать не только родители, которые согласились, но и приглашённые специалисты.
  7. Брошюры и буклеты — то, что подойдёт семьям, которые постоянно заняты. Если их красиво и интересно оформить, то они помогут родителям узнать общую информацию о детском саде, не посещая его. Если выпускать их периодично, например, раз в месяц, то можно держать родителей в курсе предстоящих событий и мероприятий.
  8. Тренинг или деловая игра. Такая форма взаимодействия хороша тем, что участники получают новые педагогические знания, «пропуская» их через себя.
  9. Совместные экскурсии помогают родителям и воспитателям сблизиться на фоне общего интересного дела, которое нравится детям и способствует их развитию. Видеоролик по итогу экскурсии можно опубликовать на сайте, а фотографии там же, или в буклете.
  10. «Родительский университет»

Это        даёт        основание        для        организации        комплексной        формы        взаимодействия

«Родительский университет», которая является двусторонним процессом:

  • детский сад помогает семье оптимизировать её влияние на ребёнка путём повышения педагогической грамотности и культуры на родительских собраниях, консультациях и т. д.;
  • семьи помогают детскому саду, активно включаясь в образовательный и воспитательный процессы, организуют кружки, коллективные мероприятия, экскурсии.

В «университете» могут быть организованы специальные кафедры, например:

  • «Кафедра грамотного материнства» для мам;
  • «Кафедра эффективного родительства» для мам и пап;
  • «Кафедра семейных традиций» для бабушек и дедушек.

Цель данного проекта — создать такую форму сотрудничества, которая понравится всем участникам: и педагогам, и членам семьи.

12. Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.

13. Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, нам надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей: «Ознакомление воспитателей и родителей с играми по развитию речи»

Очень важно познакомить воспитателей и родителейс играми, в которые они могут поиграть с ребенком по дороге в детский сад, по дороге домой. Игры направлены на развитие разговорной речи, на развитие ар...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...

Консультация для воспитателей Тема: Из опыта работы воспитателей второй младшей группы «Взаимодействие воспитателей с родителями».

Консультация для воспитателей   Тема: Из опыта работы воспитателей второй младшей группы  «Взаимодействие воспитателей с родителями»....

Консультации хореографа для воспитателей и родителей ДОУ

Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естест...

Консультация для работы воспитателя с родителями.

Консультация для работы воспитателя с родителями....

Консультация для воспитателей Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника

Среди широкого круга проблем, связанных с формированием у детей навыков безопасного поведения особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и дошкольников....