Эстетическое воспитание дошкольников. Знакомство с искусством.
презентация для интерактивной доски

Бекасова Анастасия Юрьевна

Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным.
Но познание искусства – это наиболее ценная составляющая этой многогранной системы, которая помогает воспитать в ребенке нравственность, развить музыкально-эстетические чувства, воображение и фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание дошкольников. Знакомство с искусством.

Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным.
Но познание искусства – это наиболее ценная составляющая этой многогранной системы, которая помогает воспитать в ребенке нравственность, развить музыкально-эстетические чувства, воображение и фантазию.

Осуществление задач эстетического воспитания происходит при соблюдении следующих условий:

  • осуществление индивидуального подхода к детям;
  • благоприятная окружающая среда (помещение, одежда, игрушки);
  • содержание в быту произведений искусства;
  • личная инициатива и желание детей.

Оценить эстетический уровень и степень развития художественного вкуса помогут несколько критериев. Они подразделяются на психологические, педагогические и социальные.

  1. психологические – измеряются способности детей отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их. Степень развития психических процессов можно определить по тому насколько эмоционально реагирует ребенок на произведения искусства.
  2. педагогические – художественный вкус проявляется в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. С опорой на педагогические критерии можно узнать уровень художественно – образного мышления. Оригинальное мастерство, соединенное с импровизацией свидетельствуют о высоком уровне эстетической воспитанности.
  3. социальные – проявляются в комплексе отношений и поведения детей. Если у ребенка присутствует широкий интерес к разным видам искусства, большая потребность в контакте с эстетическими явлениями жизни, то можно говорить о высокой степени эстетической воспитанности.

Искусство является отражением жизни общества, бытия, окружающего мира и выделяется как форма общественного сознания. Лучшие достижения человеческой деятельности становятся произведениями искусства. Деятельность человека, вдохновленного искусством, способствует преобразованию окружающего пространства.

Произведение искусства содержит в себе идею и определенные нравственные ценности, которые воздействуют на духовный мир человека.

Искусство способствует пробуждению эстетического чувства и его воспитанию, развитию художественного мышления, творческой активности.

В искусстве удовлетворяются интеллектуальные, эмоциональные, эстетические, нравственные потребности человека. Выражаются эти потребности в художественной деятельности, которая характеризует не только процесс создания произведения искусства, но и процесс его воспитания, освоения его личностью и обществом.

Необходимо отметить, что деятельность ребенка при знакомстве с произведениями искусства очень сходна с деятельностью художника. Например, после чтения сказки, особенно если она была еще и с музыкальным сопровождением, ребенок стремится воплотить свои впечатления в художественной деятельности.

При знакомстве детей с произведением искусства необходимо знакомить их и с автором. Желательно оставлять, например, картины на стенде в течение продолжительного времени, чтобы ребенок мог самостоятельно общаться с ними, делиться впечатлениями с родителями, сверстниками. Это позволяет детям расширить свое общение.

Знакомя детей с произведениями искусства, следует учитывать возраст, своевременность, готовность ребенка к восприятию, информационную нагрузку произведения искусства.

А идеалами их могут стать персонажи из кино, из мультфильмов. Поэтому так важно знакомить детей с поэзией, музыкой, живописью, литературными произведениями, способствующими развитию у ребенка стремления к красоте, к идеалу, формированию положительных эмоций. Л.С. Выготский определяет искусство как «особый способ мышления, который в конце концов приводит к тому же самому, к чему приводит и научное познание», к познанию истины, только искусство во многом ускоряет этот процесс и, проникая в душу ребенка с помощью чувств, воздействует на него через эстетические категории. 

Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

  1. метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
  2. метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
  3. метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
  4.  метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире.

В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка.

В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:

1.Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

2.Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

3.Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

4.Развивать художественно-творческие способности детей.

Таким образом, цель эстетического воспитания – формирование гармоничной индивидуальности, всесторонне развитого человека, способного к рефлексии и сопереживанию, понимающего красоту жизни и красоту искусства, умеющего видеть окружающую жизнь глазами другого человека.

Достижение каждой цели не может осуществляться без решения определенной задачи. В педагогике определены три основные задачи:

 1. Создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям». Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений.

2. Формирование на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Эта задача говорит о том, что дети интересуются, например, живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Тогда как задача эстетического воспитания - избежать такого мимолетного прочтения художественного текста, а побудить учащихся к более глубокому его изучению, к переживанию того, что хотел выразить автор. Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни.

3. Формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, но он ещё должен сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.

 Как и любое другое воспитание, эстетическое воспитание придерживается определенных принципов. Н.В. Мосина утверждает, что работа по эстетическому воспитанию строится на следующих принципах:

1. Эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольной образовательной организации. Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы;

2. Детское творчество связанно с жизнью, эта связь обогащает содержание детской художественной деятельности;

3. Художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой;

4. Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности;

5. Индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребёнка;

6. Всеобщность эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством, выражающаяся в том, что эстетическим воспитанием и художественными деятельностями охватываются все дети без исключения. Это не означает, конечно, что не надо дифференцировать детей, выделять одаренных и дополнительно проводит занятия с детьми, проявляющими повышенный интерес, например, к изобразительной деятельности. Так же следует выделять детей, испытывающих затруднения в овладении той или иной деятельностью.

 В качестве важного принципа следует назвать и широкое использование созданных детьми произведений в жизни группы, детской организации в целом, чтобы дети видели нужность созданного ими. Дети должны участвовать в создании декораций к играм-драматизациям, к праздникам, изготовлять детали костюмов, готовить инсценировки, песни, хороводы и др. дети могут изготовить детские дидактические и настольно-печатные игры и т.п.

 Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется в различных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной и другие. Эстетическое воспитание является сложным процессом, который осуществляется путем использования различных форм и методов.

 В дошкольной образовательной организации используются разнообразные формы и методы эстетического воспитания.

 Методы эстетического воспитания – это способы совместной взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие эстетических представлений, эстетических чувств и художественной деятельности, предполагающей развитие основ эстетического вкуса и формирование творческих способностей. В зависимости от того как ребенок получает эстетическую  информацию: изучает произведение искусства, слушает музыкальную сказку, разглядывая красочные иллюстрации или посредством педагога, который рассказывает, задает вопросы – методы и приемы эстетического воспитания делятся на наглядные и словесные.

 К ним предъявляются следующие требования: профессионально-качественное исполнение произведений, художественно-выразительное, эмоциональное, образное. Для того, чтобы ребенок воспринимал не только содержание определенного произведения, но и переживал соответствующее настроение.

 Начальная образовательная деятельность (далее НОД) как определенная форма обучения предоставляет возможность планомерного и систематического воздействия на развитие художественного вкуса и заинтересованного отношения детей к разнообразным материалам и самому образовательно-воспитательному процессу. Это происходит не только при знакомстве с музыкальным, изобразительным, поэтическим творчеством, но и во время совместной деятельности, способствующей развитию речи, ознакомлению с общественными явлениями, природой и т. д. Это возможно при применении разнообразного материала, особенностями процесса обучения и используемым оборудованием. Обучение и учение является двусторонним процессом, в который входят: методы обучения, предпринимаемые воспитателем; способы учения, использованные детьми, которые приобретают художественные знания и умения. В практике дошкольного образования достаточно часто используются, применяются творческие задания как наиболее эффективным методом развития творческих способностей дошкольников. Педагог вызывает у ребят желание импровизировать, находить новые оригинальные движения в игре, создавать новые композиции в танце. Для оптимальной реализации замыслов в изобразительной деятельности педагог предлагает детям самостоятельно находить необходимые решения в выборе материалов, цветовых сочетаний, форм и т.д. Исполнение данных этих условий помогает сделать обучение существенным фактором, который стимулирует творческий процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему" Народное декоративно - прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольников"

Обощение опыта работы по ознакомлению детей с народным декоративно - прикладным исскуством и его роль в эстетическом воспитании дошкольников....

Выступление на Совете Педагогов "Сопровождение семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников" (на примере ознакомления с произведениями искусства)

Организуемое сопровождение семьи позволяет  родителям осознать свое место и роль в художественно-эстетическом воспитании детей, повысить уровень своей компетентности в данном направлении. Это, в ...

РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. (опыт работы)

Реализация различных видов искусства в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Художественно-эстетическое воспитание дошкольникаявляется актуальной проблемой современного общества.В п...

Роль театра, как синтеза искусств, в художественно - эстетическом воспитании дошкольников

В статье отражается роль театра в художественно - эстетическом воспитании дошкольников. Приводится примерная программа театрального кружка, цели, задачи. Показаны методы и приемы работы в работе над с...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством

Художественно-эстетическое воспитание длшкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством...

Опыт работы «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством»

Обеспечить развитие личности ребёнка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности...