Профориентационная работа в детском саду
статья

Колобова Ольга Константиновна

«У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе» - Г. Гессе

 

 

Сколько существует на земле человек, столько он стоит перед выбором. И один из главных выборов, который он делает, кем быть и каким быть. От ответа на вопрос: «Кем быть?», который человек должен дать уже в школе, зависит благополучие всей его дальнейшей жизни.

 Е. А. Климов: «Выбор профессии – это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран профессиональный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье.

Однако недостаточно лишь выбрать. Наиболее важным является осознанное определение своих потребностей, способов и путей их реализации через профессию.

Представление о профессии начинает формироваться еще в раннем детстве и носит игровой и подражательный характер. Позже вектор направленности интересов может меняться, ребёнок осознает всю широту раскрывающихся перед ним возможностей и анализирует свои склонности и умения.

Дошкольное образование является первой ступенью образования в целом и поэтому не должно быть в стороне от данной проблемы. А проблема заключается в том, что общество столкнулось с колоссальной нехваткой квалифицированных специалистов.

Как же помочь маленькому человеку определиться в многообразии профессий?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентационная работа в детском саду

«У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе» - Г. Гессе

Сколько существует на земле человек, столько он стоит перед выбором. И один из главных выборов, который он делает, кем быть и каким быть. От ответа на вопрос: «Кем быть?», который человек должен дать уже в школе, зависит благополучие всей его дальнейшей жизни.

 Е. А. Климов: «Выбор профессии – это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран профессиональный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье.

Однако недостаточно лишь выбрать. Наиболее важным является осознанное определение своих потребностей, способов и путей их реализации через профессию.

Представление о профессии начинает формироваться еще в раннем детстве и носит игровой и подражательный характер. Позже вектор направленности интересов может меняться, ребёнок осознает всю широту раскрывающихся перед ним возможностей и анализирует свои склонности и умения.

Дошкольное образование является первой ступенью образования в целом и поэтому не должно быть в стороне от данной проблемы. А проблема заключается в том, что общество столкнулось с колоссальной нехваткой квалифицированных специалистов.

Как же помочь маленькому человеку определиться в многообразии профессий?

Разумеется, ребенок не остается один на один с грузом принятия решения. Значительную помощь на этом этапе его жизненного пути может оказать профессиональная ориентация, которая подразумевает систему мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий.

Само определение «профориентация» многоплановое понятие, но, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, правомерно рассматривать траекторию работы по данному направлению, как систему мероприятий, направленных на  ознакомление с миром профессий и раскрытие задатков и склонностей детей.

Исходя из этого, мы определили цель работы как развитие эмоционального отношения ребенка к миру профессий, создание условий для формирования любознательности, получения новых впечатлений, проявления своей силы и возможностей в различных видах деятельности и профессий.

И поставили перед собой задачи: обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда;

  • формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
  • воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
  •  показать  детям важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Свою работу по данному направлению мы выстраиваем исходя из основной образовательной программы дошкольного образования, ФГОС ДО и совместных планов с общественными институтами города: АРО ООО «СоюзМаш», общеобразовательными школами № 6, № 30, ДЮЦ, Северодвинским Кванториумом.

В рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования самые маленькие дошколята знакомятся с профессиями, которые окружают их ежедневный мир: повар, прачка, дворник, медицинский персонал детского сада. Непринуждённая беседа взрослых с детьми, непосредственное наблюдение за деятельностью хорошо знакомых взрослых обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к их трудовой деятельности.

Дошкольный возраст – уникальный возраст. Игра для дошкольника такой же труд, как для взрослых работа. Именно в сюжетной игре осваиваются нормы взаимоотношений, дошкольники учатся решать «производственные задачи», соответствовать выбранной роли врача, продавца, капитана, выполняя взятые на себя функции. Поэтому педагоги уделяют особое внимание игровой среде групп, работают над её пополнением и обновлением.

Круг интересов старших дошкольников значительно расширяется, в том числе благодаря проектной деятельности.

Так проект, реализованный на муниципальном уровне «Северодвинск: будущее в настоящем» гражданско-патриотической направленности имел своей целью расширить представления о профессиях, представленных на предприятиях города, показать значение труда конкретного человека для общего блага, воспитывать желание подражать своим родителям.

В рамках его были организованы тематические встречи с интересными людьми творческих профессий: художниками, поэтами, музыкантами. В ходе которых дети интересовались, где учатся на художника, как получаются стихи?

Очень значима профессия врача в современном мире. Врачи всегда будут нужны обществу, поэтому необходимо знакомить с этой интереснейшей и сложной профессией. Педагоги расширили рамки представлений и познакомили с профессией ветеринарного врача. Потому, что, по словам И. П. Павлова: «Врач лечит человека, а ветеринар – человечество»; и профессией врача - стоматолога.

Не может город и люди, живущие в нем обойтись без профессии продавца, учителя, библиотекаря. Дошкольникам хорошо известны эти профессии, так как нет такого ребенка, который не ходил бы с родителями в магазин, не готовился бы к поступлению в школу и не имел бы дома хотя бы маленькой библиотечки. Занятия с ТРИЗовской составляющей позволили старшим дошкольникам сделать самостоятельно вывод о значимости той или иной профессии в жизни людей.

Дети, живущие в Северодвинске, по-особому относятся к профессиям, связанным с кораблестроением. Хотя бы один член семьи обязательно связан с градообразующими предприятиями нашего города. Цикл бесед, просмотр видеороликов, тематический вечер «Северодвинск – город корабелов" продемонстрировали важность и значимость труда-корабела.

В январе этого года пошел отборочный этап муниципального конкурса Baby Skills в номинации "кондитерское дело", в котором приняли участие 24 ребенка. Участники продемонстрировали хорошие знания азов кондитерского искусства, знания в области безопасности и личной гигиены, а также практические умения в украшении различных десертов, пирожных, тортов.

Для дошкольника немаловажное значение играет форма подачи материала. Поэтому мы не ограничиваемся традиционными занятиями, а организуем учебно-игровые часы с приглашением родителей, кулинарные гостиные, вечера-встречи с интересными людьми, знакомство с профессиями не только родителей, но и бабушек, дедушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа в детском саду Березка

Профориентационная работа в детском саду Березка...

Презентация "Первые шаги в мир профессий: профориентационная работа в детском саду"

Презентация отражает формы работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых в условиях села. Отражены  задачи проекта, гипотеза рассмотрены все этапы проекта....

«Профориентационная работа в детском саду»

В дошкольном возрасте детей знакомят с профессиями, трудом взрослых, формируют положительное отношение к труду. Обращается внимание на воспитательные возможности обучения детей трудовым навыкам....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА на конкурс «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» В номинации «Первые шаги в мир профессий »

Задачи:Познавательное развитие:- познакомить детей с различными профессиями и их особенностями;- развивать познавательную активность;- развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.-...

Фотоотчёт «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Первые шаги в мир профессий» возрастная группа: подготовительная, 6-7лет

Сроки реализации: краткосрочный.Тип проекта: информационный, творческий.Участники проектной деятельности: воспитанники подготовительной к школе группе, родители, воспитатель подготовительной группы МБ...

«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Первые шаги в мир профессий» возрастная группа: подготовительная, 6-7лет

Сроки реализации: краткосрочный.Тип проекта: информационный, творческий.Участники проектной деятельности: воспитанники подготовительной к школе группе, родители, воспитатель подготовительной группы МБ...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...