консультация и доклады на педсовет
консультация

Кушхатуева-1966
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфо-функциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shapka.docx59.78 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МКДОУ№2

_________ Нагацуева А. Б.

Консультация

на педсовет

«Технология экологического образования дошкольников»

Автор С.Н.Николаева

Подготовила воспитатель

Кушхатуева А. М.

2023г


Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфо-функциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада.

Технология — это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год.

Технология — это методическое обеспечение программы, конкретно реализующая ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в конце года) повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования.

Общая направленность технологий экологического образования в ДОУ как системы эколого-педагогической работы с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем:

• ориентировка на широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение всего учебного года;

• организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природоохранной (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов), деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами), изобразительной (изодеятельность, игра, конструирование);

• широкое использование специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство детей (в течение всего года) с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви к природе, глубокого ее познания и творческого отражения;

• совместная творческая деятельность воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбомов на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами;

• систематическое ознакомление детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы по «недельной методике», выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы;

•регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах;

• оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.

Особенностью технологии является планирование: мероприятия, которые в нее включены, спланированы на весь учебный год. Исходными в этом процессе являются сезонные изменения в природе, определяющие содержание всех видов деятельности и эколого-педагогических мероприятий. Именно поэтому время проведения многих мероприятий в технологиях предопределено: циклы наблюдений за цветущими растениями участка возможны лишь в начале осени, а за первоцветами - ранней весной; цикл наблюдений за елью целесообразен в предновогоднее время и в сочетании с акцией в ее защиту; циклы наблюдений за птицами (декоративными, дикими) желательно сочетать с зимней подкормкой пернатых, создающей хорошие условия для наблюдений и т.д. Рассматривание картин, чтение литературных произведений подчиняется в технологиях той же логике - они дополняют и обогащают впечатления детей, полученные от наблюдений живой природы. При таком планировании и сочетании мероприятий технология любой возрастной группы приближается к оптимальному варианту.

Главная задача современной технологии экологического образования детей дошкольного возраста — формирование осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними.

Следует остановиться на некоторых формах работы, представленных современной технологией экологического воспитания самых старших дошкольников.

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции.

Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.). Поэтому составлению циклов, подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.

Особое внимание следует уделить такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.

Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. В данную технологию включены три акции — «Покормите птиц», предновогодняя «Зеленая елочка — живая иголочка» и «Земля — наш дом», которая приурочена к Дню Земли — 22 апреля. Значение акций в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.

Важное место в современной технологии экологического образования занимают темы Леса, Воды. Дети знакомятся с лесом как с экосистемой, познают некоторые связи ее обитателей, получают представление о значении леса в жизни человека: лес — это источник стройматериалов, сырья для изготовления бумаги; место отдыха и укрепления здоровья, получения эстетических впечатлений. Лес преподносит человеку свои дары (грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы), и поэтому человек должен знать, любить его, заботиться о нем. В зимние месяцы и в мае раскрывается тема Воды: дети уточняют представление о ее свойствах, значении в жизни всех живых существ, получают знания о водных экосистемах.

Современные технологии экологического воспитания обеспечивают всестороннее развитие ребенка. Весь учебный год совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развиваются сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи — диалог, описание, объяснение, рассказ. Конкретная забота о растениях уголка природы, участие в Панораме добрых дел помогают развить в дошкольниках такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.

Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее своими руками через разные формы изо деятельности. Не остается в стороне и физическое развитие ребенка: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.

Кроме того, большое значение имеет внедрение и использование компьютерных технологий для целенаправленной планомерной и результативной работы в процессе ознакомления детей с окружающим миром. Компьютерные технологии способствуют развитию личности, мышления дошкольников. Способствуют управлению ситуацией, планированию деятельности, целеобразованию.

При этом необходимо учитывать длительность занятий и их место в режиме дня и недели, а также профилактику зрительного и общего утомления. Компьютерные игры, направленные на формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста, вызывают большой эмоциональный отклик, живой интерес, способствуют более успешному усвоению экологических знаний.

В заключение следует отметить, что современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Применение технологии требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании экологической культуры детей.

Утверждаю

Директор МКДОУ№2

_________ Нагацуева А. Б.

Консультация для воспитателей

на тему

«Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

Кушхатуева А. М.

2021г

Экология — это наука, связывающая живые существа с окружающей их средой, человека с природой. Экологическое воспитание формирует у детей начало экологической культуры, т. е. правильное отношение ребенка к окружающей его среде, к себе и людям как части природы. Экологическая культура ребёнка как раз и является результатом экологического воспитания.

Изображение выглядит как мультфильм, рисунок, Детское искусство, иллюстрация Автоматически созданное описание

Экологическая культура дошкольника – это не только знания о природе и их экологическая направленность, но и умение детей использовать их в повседневной жизни, в разных сферах деятельности. В детском саду огромную роль воспитатели отводят именно экологическому воспитанию дошколят. Экологическое воспитание является неотъемлемой частью всего педагогического процесса, который осуществляется на занятиях и прогулках.

Огромную роль в решении задач воспитания играет природное окружение в детском саду - это уголки природы во всех возрастных группах; оформленный участок земли (мини огород, цветник), где можно соприкоснуться с природой и наблюдать за миром природы, где происходит приобщение детей к трудовой деятельности. Детям свойственно смотреть на окружающий мир с интересом, но им не дано видеть всего, ведь часто дошкольники не замечают главного. Поэтому с ними должен находиться педагог, который будет тоже удивляться всему увиденному. Воспитатель учит детей не только смотреть, но и видеть, вот почему малыши хотят узнать как можно больше. В дошкольном воспитании существует множество разных форм и методов работы с детьми. Это наблюдения, рассматривание картин, познавательные беседы, опыты и эксперименты, сюжетно – ролевые игры и т. д. Для чего нужны экскурсии? Чтобы пополнить знания об особенностях природы родного края, умения ориентироваться в своей местности: искать взаимосвязи в природе, наблюдать за народными приметами, оценивать поступки людей, наносящие вред или приносящие пользу окружающему миру. Экскурсии помогают расширять у детей знания и способствуют их взаимодействию с природой. Воспитатель подчёркивает, что человек является гостем в мире природы, и поэтому должен соблюдать ее правила и законы.

Необходимо научить каждого малыша правильно пользоваться дарами и бережно охранять этот волшебный мир под названием - природа. Что дают дидактические игры по экологическому воспитанию? Они помогают детям, как выделять признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать. Дошкольники получают полезную информацию о мире природы, при этом у них развивается память и восприятие. Малыши рассуждают о жизни животных и растений, это способствует развитию мышления и речи. Очень важную роль играет художественная литература в воспитании экологической культуры дошкольников. Она позволяет педагогу понятно и доступно поведать о непростых явлениях в природе, о взаимоотношениях природы и человека, а также о том, как важен человеческий труд. Особое место занимают сказки и рассказы, придуманные самими детьми.

Экологические познания детей закрепляются только с помощью наглядных примеров в совместной деятельности взрослого и ребенка. Чтобы экологическое развитие в дошкольном учреждении было более эффективным, оно должно быть тесно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье, где родители сами обладают экологической культурой и подают личный пример правильного отношения к природе. От всех нас зависит будущее Земли.

Утверждаю

Директор МКДОУ№2

_________ Нагацуева А. Б.

Доклад на педсовет:

«Использование подвижных игр и игровых технологии в разных видах детской деятельности».

Подготовила воспитатель

Кушхатуева А. М.

2022г

Игра – одно из самых древних занятий людей. Люди всегда играли и играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения.

Дошкольное образование как часть общего должно обеспечивать личностно-ориентированное образование. И добиться этого можно путем применения определенных педагогических технологий в процессе освоения содержания образования. Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по саморазвитию и самореализации, творческой активизации человека, что позволяет не только расширять или корректировать ограничения стандартного школьного образования, но менять контуры сферы образования в целом.

Поэтому в настоящее время педагоги дошкольного образования детей все более осознанно начинают использовать современные образовательные технологии.

Одной из самых распространённых технологий являются игровые технологии.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность дошкольников, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дошкольном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Говоря о важности значения игры для педагогов дошкольного образования, следует отметить, что значение ее позволит глубже и интереснее построить содержание работы с детьми. При использовании игры как дидактического средства в приобретении и формировании определенных умений и навыков игровые методы обучения помогут раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия; игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир; игра развивает ребенка физически, т. к. он осуществляет разнообразные движения, развивает его мускулы, освобождает от избытка энергии; игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития; игра важна как школа морали, как переход на новый период развития.

Организуя игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «Я», в игре ни в коем случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей; недопустимо унижать достоинства детей, игра должна соответствовать возрасту и особенностям детей, используемые в игре атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны, каждая игра должна создавать эмоциональный настрой даже для проигравших детей.

В организации и проведении игры важна методика объяснения игры. Не следует начинать игру с ее названия или пересказа содержания, т. к. это снижает интерес к ней. Желательно начинать объяснение игры со вступления, которое должно быть связано с темой занятия или игровой ситуацией. Лучшим вариантом считается объяснение по ходу игры и организации ее участников.

Задача педагога в объяснении игры состоит в том, чтобы организовать не только тех детей, которые участвуют, но и болельщиков. Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований: ясность и четкость в изложении; эмоциональная выразительность и достаточная громкость независимо от количества игроков; объяснение должно быть максимально показательным. В этом участвуют в зависимости от игры или сам педагог или дети. Например, педагог объясняет задание, а капитан каждой команды показывает всем остальным детям, что нужно делать,

В процессе игры между педагогом и детьми должен быть диалог. Если игра носит словесный характер, то педагог должен повторить ответ ребенка независимо от того, правильный он или нет. В таком случае дети внимательно следят за происходящим.

Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с улыбкой. Продолжительность игры зависит от интереса аудитории к игре. Если зрелищный запас исчерпан, то следует снять это задание или заменить его другим.

Педагог должен поощрять участников или группу участников словами «спасибо», «молодцы», «умницы» и т. д. Предложить поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания, раздать призы. При подведении итогов возможны следующие варианты: если проводятся тематические игры, в которые участвуют команды, то для оценки конкурсов необходимо жюри; другой формой оценки игры может быть жетонная система. Не менее значим ритуал награждения победителей. Сначала желательно высказать несколько добрых слов в адрес проигравшей команды, которая заняла «почетное место», а затем наградить победителей. Награды не должны быть равноценными. Могут быть продуманы награды для активных болельщиков, зрителей в виде вымпела, рисунка, игрушки, значка и т. д. Необходимо отметить ряд требований к педагогу-организатору. В первую очередь – это эстетика внешнего вида, особые требования предъявляются к культуре речи, выразительным средствам языка, эмоциональности. Доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и коллективу детей, добросовестная подготовка и профессионализм.

В своей работе использую малоподвижные игры. Что же такое малоподвижные игры? Это игры, в которых может участвовать различное количество детей, участники играют сидя, стоя либо же игровое пространство ограничено небольшим помещением. Малоподвижные игры используются как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Целью малоподвижных игр и игровых упражнений является :

• снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному;

• снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук, гибкости и подвижности пальцев, координации движений руки ног;

• развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;

• укрепление сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и других систем организма;

• ориентировка в пространстве;

• формирование и закрепление двигательных умений;

• получение удовольствия и создание хорошего настроения;

• сохранение и укрепление здоровья дошкольников;

• повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.

В малоподвижных играх движения выполняются в медленном темпе, интенсивность их незначительна.

Спецификой данного вида игр являются: способ организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др., движения, которые включаются в игру, методика проведения игры (выбор игры, место проведения, подготовка к игре, сбор детей на игру, объяснение игры, проведение игры, окончание игры, темп, в котором она ведется (медленный, количество повторений движений (3–6 раз).

Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, что немаловажно. Игры малой подвижности проводятся со всеми детьми одновременно на физкультурном занятии (в третьей его части, досугах и праздниках, дневной и вечерней прогулках, в процессе физкультурных минуток и физкультурных пауз, самостоятельной двигательной деятельности детей.

Немаловажное значение в развитии детей-дошкольников играют настольные и тренинговые игры. Настольные игры предназначены как для одного-двух игроков, так и для небольших групп. Это различные головоломки, лото, игры с фишками, карточками и т. д. Большим подспорьем могут служить картинки, рисунки, иллюстрации. Они обогащают детей новыми знаниями, развивают зрительную память, внимание, творчество.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Это и лото, и домино, и парные картинки. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам – самое простое задание в игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Например, две юбочки, одинаковые по фасону и цвету или две куклы, не отличающиеся ничем. Далее задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, найти среди всех картинок два яблока, два самолёта. И яблоки, и самолёты, изображённые на картинке, могут быть разные по цвету и форме, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов.

Составление разрезных кубиков и картинок. Цель этих игр –развивать у детей логическое мышление, составлять целый предмет из отдельных частей. Усложнением в этих играх является увеличение количества частей, а также усложнение сюжета картинок, их содержание. В младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, а в средней и старшей группах на 8-10 частей. Основным требованием к таким играм является то, что предметы на картинках должны быть знакомы детям. Поэтому, желательно, детям младших групп давать целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание сложить целую картинку из частей.

Рассказ, описание по картинке с показом действий. В таких играх воспитатель не только развивает у детей речь, но и воображение, творчество. Для того, чтобы дети отгадали что нарисовано на картинке, можно прибегнуть к имитации движения животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребёнок, взявший у водящего картинку, внимательно её рассматривает, затем изображает движение и звук (собаки, кошки, коровы и др.) Такое задание даётся в игре детям младших групп.

Запоминание количества, состава и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какая картинка спрятана?» дети должны запомнить содержание картинок, затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти.

Настольно – печатные игры «Лото», «Ягоды и фрукты», «Кому, что надо для работы?» и другие предоставляют возможность систематизировать знания детей о животных, растениях, профессиях, формируют умение, по словам восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом, а слово предваряет восприятие картинки или сочетается с ним.

Подобные игры использую повседневно в работе с небольшим количеством детей. Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парных картинок знакомятдетей с отдельными предметами (посуда, мебель, растения, животные, птицы и т. д.). Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы. Такие игры хороши в том случаи, когда они требует самостоятельной умственной работы.

Тренинговые игры направлены на решение нескольких задач:

– способствуют знакомству и сплочению детей в коллективе;

– создают адекватный эмоциональный фон общения, доверительность и доброжелательность в отношениях;

– развивают важные качества личности детей – умение понять состояние другого, самому выразить ту или иную эмоцию; наблюдательность, внимание, воображение, интуицию. Использование таких игр занимает немного времени, минимум подготовки, причем они могут проводиться не в специально отведенное время, а когда удобно и целесообразно с точки зрения педагога.

Приведу несколько примеров.

Игра-знакомство «Снежный ком». Дети садятся в круг. Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т. д. Игру можно усложнить, если дети уже знакомы: к имени можно добавить какое-то качество (Вася – веселый, Дима – добрый) или предмет (Вова – велосипед, Наташа – ножницы)

«Прогноз». Группа делится на две команды. Каждая команда получает 4 листка бумаги с надписями: «ссора», «грусть», «дружба», «счастье». Им нужно сделать на каждом листке небольшой рисунок, «изображающий» с их точки зрения это слово. Другая команда должна предположить (сделать прогноз, что изображено на этих рисунках.

«Найди пару». Играющим на спину крепятся таблички с именами сказочных героев (например, старик, старуха) или части имен (царь, Горох). Необходимо найти свою пару с условием: нельзя прямо спрашивать: «Что написано у меня на спине?»

Большая роль отводится интеллектуально-познавательным играм. Основными задачами интеллектуально-познавательного развития в саду являются:

-сенсорное развитие;

-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

-формирование элементарных математических представлений;

-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

- развитие речи.

В группе должны быть созданы интеллектуальные уголки, где дети используют числовые и буквенные фризы, разрезные картинки, шаблоны, трафареты, живые слоги.

Игры должны быть эстетически оформлены, иметь занимательный характер и хорошо восприниматься дошкольниками. Дети с увлечением решают головоломки, кроссворды, шарады, ребусы. Данная работа позволяет детям успешно обучаться в школах, где используется система развивающего обучения.

Использование в работе с детьми метода проектной деятельности дает положительные результаты в развитии познавательных способностей. Совместно с родителями реализуются такие проекты как «Волшебная пуговица», «Времена года», «Дерево», «Обитатели океана» и др.

В своей работе также использую сюжетные и ролевые игры

Сюжетные, ролевые игры несут большую социальную нагрузку. Главное правило организации таких игр – «побольше участников, поменьше болельщиков». Эти игры имеют какой-либо сюжет, то есть завязку, кульминацию, развязку. Каждый играющий выступает в какой-либо роли, как бы «примеряет» стиль поведения своего персонажа. Для организации сюжетно – ролевой игры необходима организация игрового пространства (организация предметно-игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; атрибуты к сюжетно- ролевой игры; создание безопасных условий игры, наличие игрушек.

Сюжетно – образная игрушка. Это игрушка, отражающая в себе образ одушевленного существа (мишки, зайцы, котики). Важный аспект таких игр – постановка определенного сюжета (сказка, жизненная ситуация). Техническая игрушка. Она отражает средства передвижения, технику, используемые в труде, средство связи и информации. Игрушка - забава. Это - смешные человечки, фигурки зверей. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Маскарадно - елочная игрушка. Она лишь напоминает тот или иной персонаж, например – хвост, клюв, ушки. Спортивно-моторная игрушка. Предназначена для осуществления задач физического воспитания. Музыкальная игрушка. Удовлетворяет интерес к звукам. Театральная игрушка. Служит для эстетического воспитания, развивает речь, мышление, воображение. Дидактическая игрушка. Предназначена для сенсорного и умственного развития детей (пирамиды, матрешки, парные картинки). Строительный материал. Для развития конструктивных способностей. Игрушка - самоделка. При изготовлении игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху.

Предметно-игровая среда в современных ДОУ должна отвечать определенным требования: это свобода движения ребенком темы, сюжета игры, игрушек, места и времени игры. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. Создавая в ДОУ условия для осуществления права на игру, необходимо выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно- игровой средой, пригодной для различных видов игр.

Принцип универсальности предметно - игровой среды позволяет трансформировать ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития. Именно поэтому, предметно - игровая среда должна быть развивающей, т. е. она должна моделировать развитие игры и ребенка через игру.

Предметно – игровая среда обязательно должна изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.

Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать игровое пространство.

Педагог, принимая участие в организации сюжетно – ролевой игры, должен передавать постепенно опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно – игровой обстановки в группе, которая является стимулом развития сюжетно – ролевой игры.

Педагогическая ценность макета в организации предметно – игровой среды ДОУ

Макет - это, уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистичного или фантастического).

Педагоги должны ориентироваться на организацию сюжетно – ролевых игр, в которых каждый ребенок сможет:

-удовлетворять свои интересы;

-реализовать свои возможности;

-создавать игровой сюжет и реализовать его;

-проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.

Создать такие условия помогают макеты, они являются более высокой степенью сюжетно – ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка.

В детских садах нужен «универсальный» макет.

«Универсальные» макеты условно делятся на два типа:

1. Макеты – модели: представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней сооружениями (дома, светофор, мелкий транспорт, деревья, цветы).

2. Макеты – карты: представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения объектов и несколькими ключевыми объектами - маркерами пространства. Так, на макете – карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий.

«Универсальные» макеты

Ландшафтный макет – карта - это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес-зеленый цвет, река – голубой цвет, земля- коричневый цвет, дополняется несколькими на ней маркерами- деревьями, цветами.

«Универсальный» макет – это всего лишь знак, «наводящий» детей на воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов.

В играх с макетами дети обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность.

Ландшафтный макет - карта

Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами:

-художественная литература;

-художественные тексты;

-мультфильмы.

Например, макет – карта «Улицы города» может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей.

Макетирование способствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым пополняя свой словарный запас.

Макетирование тесно связано с математикой: в процессе закрепляются математические понятия, как пространство, количество, размер, цвет.

Способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами, развивает мелкую моторику рук.

Потому, можно сказать, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он способствует развитию воображения и детского творчества, где педагог, выступает как создатель проблемной ситуации и помощник в реализации игровых замыслов, т. е. направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?».

Главное – создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви.

В заключении хочется еще раз напомнить об основных требованиях к любой игре, что игра должна способствовать сплочению коллектива, иметь познавательное значение, активизировать мыслительную деятельность участников. Только учитывая эти требования, можно развить творчески активную личность Также важно помнить о том, что игра должна исключать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Отражение в речи образного восприятия окружающего в процессе театрализованных игр".

Театрализованные игры вносят неоценимый вклад в речевое развитие дошкольников.Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и прав...

Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».

Предметный мир – окружающие вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная актив...

Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия....

Доклад на педсовете "Поисково-исследовательская деятельность зимой на прогулке детей среднего возраста."

Описаны возможности поисково-исследовательской деятельности зимой на прогулке детей средней группы....

Доклад на педсовете и Игровое занятие для ясельной группы

    Данные материалы являются отражением опыта работы в 1-ой младшей группе Детского Сада комбинированного вида № 3 "Радуга" г. Подольска.       Предлагаем ознаком...

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...