Ампилова Нина Фёдоровна

Сайт учителя химии ГБОУ Школы №851 города Москвы

В химии всё возможно!

Профессия: учитель химии

Профессиональные интересы: зелёная химия

Увлечения: кружевоплетение

Регион: Москва

Населенный пункт: Москва

Место работы: ГБОУ Гимназия №851

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ampilova-nf
В учебе, в труде, в науке, в беззаветном служении народу ты найдешь свое счастье.
Зелинский Николай Дмитриевич


О себе

...

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

...

Мой взгляд на мир

 

 

Почему я выбрала профессию учителя

 

…Чтобы человек был счастлив в жизни, ему должно повезти три раза: у кого родиться, у кого учиться и на ком жениться.

Народная мудрость

Учительская профессия имеет, как минимум, один общий признак сходства с работой домохозяйки: их работу видно только тогда, когда она не сделана

Собственное наблюдение

…Дискуссии о феномене учителя в социуме идут тысячелетиями, - и это несмотря на то, что классно-урочной форме (и школе – в её современном понимании) всего чуть больше 300 лет. Это вполне объяснимо: в обществе глубоко коренится вера в то, что от того, насколько будет образован человек, зависит его будущее. А так как общество состоит из конечного числа единичных людей, от меры образованности каждого человека в каждом конкретном социуме зависят уровень развития и судьба не только этого отдельного конкретного человека, но и всего общества в целом.

Этим объясняется интерес к школе и учительскому труду – как у подавляющего большинства единичных людей и семей, так и общества, государства в целом. Именно поэтому кострище интереса к школе и учительскому труду никогда не тухнет, оно постоянно тлеет и периодически вспыхивает с особенной силой, – открытым пламенем, – и, как правило, принимает форму «обличительной» критики.

Забавно: тысячелетия сменяются, а суть всей этой критики школы и учительства можно свети к двум простым, житейским формулировкам: «не тому» и «не так».

Суть критики родителей, учителей,
супругов на протяжении тысячелетий

Родители

не тому [учат];

не так [воспитывают]

Учителя

не тому [учат]

не так [учат]

Супруг

не то [делает]

не так [делает]

* –  Возвращаясь к эпиграфу статьи, вспомним о трех компонентах, без которых невозможно счастье человека в жизни: родители, учителя и супруг

 

Бесспорно, такая критика всегда оправдана временем и ситуацией в обществе: по мере развития изменяющегося общества меняются его образовательные потребности, а вместе с ними – потребности учащихся в развитии и образовании. На эти изменения школа реагирует трансформациями – обновляются содержание, формы, методы образования; вместе с техническим прогрессом совершенствуются средства обучения, повышается качество материальной базы и, в конечном счете, качество и результаты образовательного процесса.

Тем не менее, позитивно сказываясь на образовательных процессах в школе (зачастую выступая катализатором реформаций в школе), такая критика учительской работы, полемика по школьным вопросам зачастую формирует негативный имидж учительской профессии, который отторгает молодежь от учительской работы. Это вполне объяснимо: каждому человеку для полноценной жизни необходимо получать в работе удовлетворение своих потребностей – и не только финансовых, но и социальных, в числе которых есть потребность в достойном социальном статусе. Работа для каждого из нас – в общем-то, и есть сама жизнь, потому что мы значительную часть нашей жизни проводим на работе. Потому отрадно, что педагогическое общество пришло к осознанию необходимости решения на самом деле насущно необходимой задачи – повышения имиджа и статуса учительской профессии.

Вспоминая о том, что любое сообщество состоит из конечного числа лиц и о том, что все они – так или иначе, – вносят свою лепту в его развитие, я как учитель не смогла остаться в стороне от этих процессов. …И рада, что такой конкурс, как «Состоявшиеся в профессии», предоставляет мне возможность деятельностного участия в них.

Как страстный любитель и сторонник системного и целостного подхода в любой своей деятельности – будь то педагогическая работа, или исследование явлений и феноменов окружающего мира, – я бы предложила любому человеку (и не обязательно только молодежи, сейчас многие сталкиваются с необходимостью переквалификации, получения дополнительных специальностей) посмотреть на работу учителя во всей её целостности в свете пирамиды потребностей А.Маслоу (известного ученого-психолога). Предложила бы позитивный взгляд на нашу работу.

…Как известно, согласно признаваемому сегодня психологической (а следом – и педагогической) наукой во всём мире учению о потребностях человека А.Маслоу, все имеющиеся у человека потребности подлежат пяти основным группам: - физические потребности, экзистенциональные, социальные, престижные и духовные – которые выстроены иерархически. Эта иерархия и получила название пирамиды потребностей А.Маслоу. Суть её в том, что человек склонен проявлять более высокие (например, духовные) потребности тогда, когда в некоторой степени удовлетворены «низкие», см. рис.1 . 

 

…Посмотрите на пирамиду и скажите, где ещё, в какой профессии можно успешно удовлетворять одновременно все жизненно важные группы потребностей?! Школа – это комфортный, уютный дом, атмосферу и быт которой мы, учителя, сами моделируем. Сколько выдумки, оригинальных дизайнерских решений учителя воплощают вместе со своими учениками при оформлении кабинетов! Во многих школах уже в фойе тебя приветливо встречает зимний школьный сад, своеобразный «мини- дендрарий».

Школа – это разнообразные и многоплановые социальные связи. Если посмотреть шире привычных педагогу связей «учитель – ученик», «учитель – родители», то можно увидеть, что учитель взаимодействует с людьми самых разных талантов, профессий и увлечений. Здесь не трудно реализовать потребность заботы о другом, внимания к себе – это, фактически, суть педагогической работы.

В школе нет «серых однообразных будней», монотонного и утомительного труда: каждый день не похож на предыдущие. Каждый раз учитель «по-новому» заходит в класс – ставит и решает разные задачи, использует для их достижения разнообразный педагогический инструментарий. Даже если классов в параллели много, и у учителя два, три класса (и более), всё равно классы отличаются друг от друга – в той мере, в какой различны дети, их составляющие. При этом урок – это всегда ОБЩЕНИЕ, пусть и в некоторой степени ограниченное рамками учебной программы. А потому педагог – как никто другой в своей профессии – ЖИВЁТ на работе. Он всегда в курсе новомодных веяний, изменений в общественной жизни, социальных трендов развития. Он – «на острие атаки», как сейчас модно говорить: появляются сообщения о достижениях в нанотехнологиях, и педагоги разрабатывают и проводят разнообразные учебные мероприятия со школьниками, посвященными этой теме; разгулялся свиной грипп – учителя обсуждают со школьниками истоки, причины его возникновения, методы защиты… Работа – а, следовательно, и Жизнь – не упираются у учителя, как у Прошки из всем известного произведения детской литературы («Вертел» Д.Н. Мамина-Сибиряка) – в чёрное колесо, которое непременно нужно постоянно крутить. Для человека мыслящего, а тем более творческого  – это уже существенное преимущество работы.

В школе никогда не случаются «остановки в развитии»: всё время приходится осваивать, узнавать что-то новое. А потому учитель всегда хорошо социализирован и не чувствует себя «оторванным» от общества. Этот процесс интеллектуального, креативного роста – неиссякаемый источник и самоуважения (в результате личных достижений), и уважения других (коллег, школьников, их родителей), и ситуаций успеха, и высоких оценок. Внешне незаметный непосвященным – процесс служебного роста также присутствует в работе педагога: он приходит в школу «простым учителем» 7-8 разряда, но в процессе роста педагогического мастерства поднимается до 14 разряда; со второй квалификационной категории продвигается до высшей; дорастает до званий «Отличник образования», «Заслуженный учитель», «Народный учитель»…

…Поскольку образование включает в себя и воспитание учащихся, учителю постоянно приходится в своей работе находить ответы на вечные, философские вопросы бытия: «…Что есть добро и зло?», «…Как быть?»… Постоянно решая свои педагогические задачи, на пути к поставленным перед ним современной школой педагогическим целям учитель в хитросплетениях жизненных ситуаций духовно развивается и самосовершенствуется.

А потому никто другой, как учитель, не сможет быть истинно счастлив в своей работе. …Собственно, поэтому я искренне люблю всем сердцем свою профессию: сделав 32 года назад свой профессиональный выбор, я рада ему и сейчас.

Мои достижения

 

 

Моё портфолио


Добавить грамоту в портфолио