Исследовательская работа младших школьников приняла участие в районной научно-практической конференции исследовательских работ.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.docx | 214.65 КБ |
СОДЕРЖАНИЕ
Осенне-зимнее или зимне-весеннее время - это период, когда наблюдается
наибольший подъём заболеваемости гриппом и другими простудными заболеваниями. Они приводят к осложнениям не только органов дыхания, но и организма в целом. Почему так происходит?
В октябре в нашей школе была проведена вакцинация против гриппа. Нас заинтересовало, для чего нам делают прививку, что такое грипп и какими средствами и способами ещё можно воспользоваться, чтобы не заболеть гриппом и другими простудными заболеваниями. Поэтому мы выбрали для исследования тему «Как победить грипп?»
Основная цель исследования: получить знания о гриппе, способах предупреждения и лечения болезни.
Задачи исследования:
План работы:
Объект исследования: человек
Предмет исследования: здоровье младшего школьника.
Гипотеза исследования строится на следующем предположении: если мы будем знать ВСЁ о гриппе, то будем реже им болеть.
Методы исследования:
В январе на уроках окружающего мира мы изучали строение тела человека, правила здорового образа жизни. Один из уроков был посвящен гриппу.
Возбудитель гриппа – мельчайший микроб - вирус (Приложение №1). Ежегодно грипп поражает до 15% населения нашей планеты. [3, стр.24 ]. Грипп не имеет возрастных ограничений. Особенно восприимчивы к вирусу дети и пожилые люди. Заразиться можно от больного человека: при разговоре, чихании, кашле больной гриппом выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, слизи. А другой человек может вдохнуть этот зараженный воздух. Такой путь заражения гриппом и другими заболеваниями называется воздушно-капельным. Грипп так заразен, что одновременно могут заболеть очень многие люди. Быстрое распространение инфекции среди населения называется эпидемией. Не следует относиться к гриппу легкомысленно. Грипп постепенно подрывает здоровье, влияет на сердце, дыхательные органы. [2, стр.6] (Приложение №2)
Чтобы подробнее узнать, как происходит заражение гриппом, мы отправилась к медицинскому работнику школы. Посетив кабинет Гомон Натальи Васильевны, выяснилось следующее: вирус гриппа, поселяясь в организме, размножается очень быстро и выделяет в кровь ядовитые вещества – токсины, отравляющие весь организм. Происходит угнетение кровеносной и иммунной системы. Грипп – инфекционное заболевание. Обычно грипп начинается остро. Практически здоровый человек в течение нескольких часов превращается в тяжелобольного. Первые симптомы болезни - озноб, повышение температуры тела, головокружение, головная боль, боли в суставах и мышцах, общая слабость. В большинстве случаев появляются выделения из носа, кашель, першение в горле, боль при глотании. [1, стр.69]
Грипп часто осложняется пневмонией, отитом, пиелонефритом, бронхитом, ринитом.
3.Профилактика болезни
Давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому нужно заниматься профилактикой. Профилактика – это меры, которые нужно предпринять, чтобы не заболеть.
В любой аптеке нашего города имеются лекарственные препараты для лечения и профилактики гриппа и простудных заболеваний.
Эффективными профилактическими и лечебными свойствами обладают интерфероны. Препарат закапывают в носовые ходы или распыляют, также для профилактики гриппа используется оксолиновая мазь, которая наносится на слизистую оболочку носа 2 раза в день. Большое значение в профилактике гриппа и других вирусных заболеваний отводится препаратам, которые оказывают защитное действие от вирусной инфекции. Такими препаратами являются арбидол и афлубин. [4, 76]
Ведущее место среди мер профилактики занимает вакцинация. Прививки значительно снижают заболеваемость гриппом, а среди заболевших существенно смягчают его течение. Иммунитет формируется в течение двух недель после прививки. Единственное противопоказание к вакцинации – аллергия.
В октябре в нашей школе была проведена бесплатная вакцинация учащихся. Во время беседы с медсестрой Гомон Натальей Васильевной было выявлено, что, к-сожалению, привита лишь половина учащихся школы. Это связано с тем, что вакцинация – добровольная мера профилактики, и многие родители не написали письменного согласия на прививку своего ребенка.
Любой препарат для профилактики гриппа не может обеспечить стопроцентную защиту от вирусной инфекции. Поэтому профилактика гриппа не должна быть комбинированной, комплексной. [2, 7].
Профилактика заболевания заключается в выполнении следующих рекомендаций:
- занятия физкультурой на свежем воздухе,
- закаливающие процедуры,
- рациональное и сбалансированное питание,
- витаминизация организма,
- использование целебных растений,
- ароматерапия,
- точечный массаж и самомассаж.
Ежедневные физические упражнения укрепляют сердечно - сосудистую и дыхательную систему, что повышает сопротивляемость человека к инфекциям. Из закаливающихся процедур рекомендуется ежедневное полоскание горла прохладной кипячёной водой, хождение босиком по полу. Полезен сон с открытой форточкой, плавание в бассейне, прогулки на свежем воздухе. Но при этом следует помнить, что в холодное время нужно избегать переохлаждения организма. Ноги должны быть всегда сухими.
Большое значение в деле профилактики гриппа является рациональное питание. Избежать болезни поможет дополнительный прием аскорбиновой кислоты, поливитаминов. Больше всего витамина С в соке квашенной капусты, а также в цитрусовых - лимонах, апельсинах, грейпфрутах, в черной смородине, шиповнике.
И все же, если кто-то в семье заболел гриппом, то необходимо:
- изоляция больного,
- частое проветривание помещения,
- ежедневная влажная уборка помещения.
Если вы вынуждены находиться рядом с больным гриппом, можно использовать следующие рекомендации:
4.Народные средства, помогающие в профилактике и лечении гриппа.
Наши предки не имели сильнодействующих лекарств, они не знали, что такое интерфероны и вакцинация, но они успешно боролись с простудными заболеваниями. Вот некоторые из старинных рецептов: (Приложение №4)
Описанные выше средства народные средства подходят для профилактики и лечения неосложненных форм гриппа и простуды и могут применяться в дополнение к другим рекомендациям врача.
5.Экспериментальная часть
Для того чтобы оценить эффективность профилактических средств против гриппа среди учащихся начальной школы и выявить их отношение к своему здоровью, мы разработали анкету - вопросник. (Приложение №5 ). Данная анкета была предложена учащимся начальной школы и их родителями. Проанализировав ответы, мы получили следующие результаты:
Многие отдают предпочтение таким средствам профилактики, как медикаментозные препараты, старинные рецепты, витаминизация организма, вакцинация. Мы предлагаем вам диаграмму, из которой видно какие средства профилактики гриппа наиболее популярны. (Приложение №6,7). Таким образом, можно сделать вывод, что многие родители заботятся о здоровье своих детей, приучая их с детства к здоровому образу жизни.
Также, чтобы оценить эффективность профилактических средств против гриппа мы провели эксперимент в своём классе. Выяснив основные средства профилактики гриппа, мы составили календарь-таблицу (Приложение 8), где ежедневно каждый учащийся отмечал те меры и средства, которые он использовал в течение двух месяцев. Самые популярные средства среди второклассников:
Они же оказались и эффективными, так как никто из нас в январе-марте не заболел простудой и гриппом.
В процессе работы над данной темой, изучая дополнительную литературу, мы проанализировали средства и способы профилактики гриппа, оценили эффективность профилактических средств против гриппа, познакомили одноклассников с рекомендациями по профилактике гриппа.
Мы составили памятку «Как уберечься от гриппа?» (Приложение № 9)
Конечно, к простудным инфекциям восприимчивы почти все из нас. Вот почему в случае появления предвестников заболевания и при надвигающейся эпидемии гриппа необходимо предпринять вышеперечисленные профилактические меры, чтобы не заболеть.
Мы можем повысить устойчивость собственного организма таким простым средством, как здоровый образ жизни.
Хочется также отметить тот факт, что за время проведения данного исследования и освоения методов профилактики гриппа никто из нас не заболел ни гриппом, ни простудой и не пропустил ни одного учебного дня без уважительной причины.
Таким образом, гипотеза исследования «Если мы будем знать ВСЁ о гриппе, то будем реже им болеть» подтвердилась.
1. Козьмин В.Д. « Грипп, ОРЗ и их осложнения
2. Медицинская газета № 5 - 2006 г.
3. Журнал «Справочник акушера и фельдшера» № 3 , 2007г.
4. Энциклопедия «Я познаю мир», медицина.
Приложение №1
«Вирус гриппа под микроскопом»
(увеличение в 30 000 раз)
Приложение № 2
Влияние гриппа на сердце и легкие
Вывод: грипп постепенно подрывает здоровье, влияет на сердце и легкие, происходит угнетение кроветворной и иммунной системы.
Приложение № 3
Динамика заболеваемости гриппом
среди учащихся начальных классов
Вывод: значительно снизилось количество учащихся начальных классов, болеющих гриппом
Приложение № 4
Старинные рецепты:
Приложение № 5
Анкета - вопросник
Подчеркни: ДА, НЕТ
Допиши предложение, если ответил ДА..
Грипп – это ____________________________________________________
_________________________________________________________________
(нужное подчеркни)
Да, часто (3-5раз в год), нет, редко (1-2 раза в год)
Подчеркни: ДА, НЕТ
занятия физической культурой
закаливание организма
соблюдение правил личной гигиены
витаминизация организма
массаж и самомассаж
прием медицинских препаратов
вакцинация (прививка против гриппа)
старинные народные средства
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №6
Результаты исследования
Вопрос | да | нет | |
Знаешь ли ты, что такое грипп | 47 (94) | 3(6%) | |
Пользуешься ли ты и твоя семья средствами и способами профилактики гриппа? | 47 (94) | 3 (6%) | |
Часто ли ты болеешь простудными заболеваниями? | Да часто 9(18%) | Редко 36(72%) | Совсем не болею 5 (10%) |
ВЫВОД : большинство учащихся знают, что такое грипп и пользуются основными способами профилактики.
Приложение №7
Результаты анкетирования учащихся начальных классов о профилактике гриппа
Вывод: многие родители заботятся о здоровье своих детей, приучая их с детства к здоровому образу жизни.
Приложение №8
Памятка «Как уберечься от гриппа?»
Приложение №9
Приложение №10
ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ
Весёлая кукушка
Весенняя сказка
Загадка Бабы-Яги
Домик зимней ночью
Снегири и коты