МАГИЯ БАТИКА
Вы выбираете новое увлечение? Вы хотите стать оригинальным? Вы хотите быть модным? Вам нравится удивлять окружающих? Усидчивость и упорство – это ваша черта характера? Тогда вашим увлечением должен стать батик! Батик – это прием декоративной росписи по ткани. Этот вид прикладного искусства редок в наше время. Но в то же время изделия, украшенные батиком поразят всех своей оригинальностью и неповторимостью. Любая деталь вашей одежды, украшенная этой росписью, всегда будет в единственном экземпляре. Ручная работа в дизайне одежды особенно ценится в современной моде. Только полет вашей фантазии, буйство красок и оттенков, оригинальность рисунка батика выделяет вас из серой толпы и делает самой модной и экстравагантной. А как увлекателен сам процесс выполнения батика!..
Звуков шелковых жду, - тех, внимая которым,
Распишу римский шелк я тончайшим узором.
Низами.
Вначале была ткань… Такая белая, гладкая, нежная, что ее хотелось как-то украсить… И вот, повинуясь вашему вдохновению, на тонком шелковом поле с помощью кисти и красок появляются сказочные цветы, дивные птицы, радужные переходы от одного цвета к другому. Однотонная ткань оживает и радует вас своей яркостью. Попробуйте заняться этим видом искусства. Я уверена, вам это понравится.
Изумительные по изяществу пейзажи, натюрморты и другие картины привлекли мое внимание Мне захотелось узнать больше об этом волшебном искусстве и поделиться некоторыми знаниями и умениями в данной области. Заинтересовать ребят нашей школы и подготовить методический материал для уроков искусства и классных часов.
История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.
Слово «батик» яванского происхождения и означает рисование горячим воском. Многие народы развивали это искусство, но наивысшего расцвета оно достигло на острове Ява (Индонезия).. Батик – традиционная одежда жителей острова Явы и других островов Индонезии. Повсеместное распространение батик получил в XVIIвеке.
В начале XXвека в России изобрели состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика». Этот способ удобен для работы в домашних условиях.
В процессе исследования я изучила доступный мне материал по данной теме в литературе и сети Интернет. Познакомилась с разными техниками и подготовила методический материал по данной проблеме. Я заинтересовала своим увлечением учащихся 8 классов и они начали создавать свои работы в технике «Холодный и свободный батик» для оформления интерьера гимназии. Кроме того я узнала, что каждый рисунок – наш своеобразный автопортрет, благодаря которому можно лучше узнать себя, раскрыть свои способности. Ароспись шелка, благодаря яркости красок, - самая настоящая терапия цветом! Просто творите, рисуйте без страха "сделать неправильно" - и усталости, напряжения, плохого настроения как ни бывало.
Мало того: рисуя, мы автоматически включаем работу правого полушария головного мозга, расчищая дорогу нашей интуиции. Это позволяет использовать обучающие художественные мастер-классы как настоящие тренинги креативности! Ироспись шелка, пожалуй, одна из самых подходящих техник для этого.
Предлагаю свою работу, выполненную в технике холодный батик, и желаю всем успехов в освоении этого прекрасного вида искусства. Попробуйте, и вы поймете, что Батик - это магия. Магия вашего Стиля.
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_magiya_batika.doc | 350 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
гимназия №1 Г.Балашова Саратовской обл.
МАГИЯ БАТИКА
Выполнила Козырева Мария,
ученица 6 Б класса
Научный руководитель
Антипенко Ирина Петровна,
учитель ИЗО
2011г.
Оглавление
Приложение
Введение.
Звуков шелковых жду, - тех, внимая которым,
Распишу римский шелк я тончайшим узором.
Низами.
Вначале была ткань… Такая белая, гладкая, нежная, что ее хотелось как-то украсить… И вот, повинуясь вашему вдохновению, на тонком шелковом поле с помощью кисти и красок появляются сказочные цветы, дивные птицы, радужные переходы от одного цвета к другому. Однотонная ткань оживает и радует вас своей яркостью. Попробуйте заняться этим видом искусства. Я уверена, вам это понравится.
Изумительные по изяществу пейзажи, натюрморты и другие картины привлекли мое внимание. Батик широко используется в дизайне интерьеров. Благодаря батику можно создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими модную одежду.
Мне захотелось узнать больше об этом волшебном искусстве и поделиться некоторыми знаниями и умениями в данной области. Заинтересовать ребят нашей школы и подготовить методический материал для уроков искусства и классных часов.
История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.
Кроме того я узнала, что каждый рисунок – наш своеобразный автопортрет, благодаря которому можно лучше узнать себя, раскрыть свои способности. А роспись шелка, благодаря яркости красок, - самая настоящая терапия цветом! Просто творите, рисуйте без страха "сделать неправильно" - и усталости, напряжения, плохого настроения как ни бывало.
Мало того: рисуя, мы автоматически включаем работу правого полушария головного мозга, расчищая дорогу нашей интуиции. Это позволяет использовать обучающие художественные мастер-классы как настоящие тренинги креативности! И роспись шелка, пожалуй, одна из самых подходящих техник для этого. Попробуйте, и вы поймете, что Батик - это магия. Магия вашего Стиля.
Так была сформулирована тема исследования «МАГИЯ БАТИКА»
Цель исследования: изучить в каких областях нашей жизни встречается искусство росписи тканей.
В основу исследования положена гипотеза: нужна ли современному человеку красота?
Задачи исследования:
Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы подготовить методический материал для уроков искусства, занятий кружка, внеклассных мероприятий, а также заинтересовать учащихся данной проблемой.
Глава 1
1.1 Из истории батика
Слово БАТИК происходит от «ambatik», что в переводе означает «ткань с пятнышками». Суффикс «тик» означает маленькая точка, капля, пятно или пятниться. Слово батик может происходить и от яванского «tritik» - сопротивляемость окрашиванию: узоры наносятся на ткань специальной техникой еще до того, как на ткань кладется краска. Есть еще одно яванское слово, описывающее мистический опыт появления батика, - «mabtik manah», что значит «рисовать узор батика на сердце».
Интересно, что процесс росписи ткани в стиле батик развивался во многих регионах Африки, Индии и даже в некоторых странах Юго-Восточной Азии и имеет свои традиции, свою историю развития. При всем этом батик Индонезии все же является уникальным и непревзойденным по своему исполнению и стилю. Индонезийский батик создается в ряде регионов республики, но центром этого искусства является такие города Центральной Явы как Джокьякарта, Соло, Чиребон, Пекалонган.
Батик для мастеров не просто ремесло. Искусство росписи тканей передается из поколения в поколение уже много столетий. Бережно сохраняются все традиции, изобретения.
Красота батика состоит из огромного терпения, мастерства и творческого подхода женщин Явы. Мужчины так же принимают участие в этом сложном процессе: они подготавливают ткани, наносят рисунки на ткань.
Батик, как правило, рассматриваться как наиболее типично индонезийский текстиль. Мотивы цветов, раздвоенные растения, листья бутонов, цветы, птицы, бабочки, рыбы, насекомые и геометрических форм разнообразны и богаты символическими ассоциациями. Существуют около трех тысяч шаблонов индонезийского рисунка батик.
Краткая история
Хотя эксперты не сходятся на одной общей версии о происхождении батика, первые признаки техники сопротивляемости окрашиванию при нанесении узора появляются 1500 лет назад в Египте и на Ближнем Востоке. Образцы батика находили также в Турции, Индии, Китае, Японии и Западной Африке в прошлых столетиях. И хотя люди активно использовали эту технику нанесения узоров на ткани, нигде батик не был развит до современного уровня этого искусства так, как это произошло на острове Ява в Индонезии.
Хотя в голландских архивах XVII в. есть упоминание об «искусно отделанных тканях», большинство исследователей приходят к выводу, что появление замысловатых яванских узоров батика стало возможным лишь после того, как в Индонезии появилась индийская ткань тонкой выработки, что произошло в начале XIX века, а Европа стала поставлять такую ткань с 1815 г. Текстильные узоры легко разглядеть на каменных статуях, высеченных в стенах древних яванских храмов, например, храма Прамбанан (800 л. до н.э.). Тем не менее невозможно сделать вывод о том, что на статуях изображен именно батик. Это мог быть узор, исполненный ткацкой техникой, а не путем окрашивания. Но что ясно всем, так это то, что в XIX веке батик стал высоко развитым искусством и занял прочное место в яванской культурной жизни.
Некоторые исследователи утверждают, что батик производили специально для королевского двора Явы. Несомненно, батик использовался и для этих целей, ведь некоторые узоры разрешались лишь на одежде особ королевской крови. Князья и знатные дамы, наверное, положили начало чувству прекрасного, что видно по традиционным узорам. Но участие знати в производстве батика, скорее всего, было ограничено нанесением первого воска на ткань. Вся остальная сложная работа по окрашиванию и последующему вощению возлагалась на плечи дворцовых мастеров, которые работали под присмотром.
Яванские короли всегда покровительствовали искусству и оказывали всевозможную поддержку многим видам искусства, таким как украшение серебром, wayang kulit (кожаные куклы) и оркестры gamelan. Некоторые виды искусства пересекаются. Яванский davang (кукловод) отвечал не только за кожаных кукол, но и за разработку узоров батика. Куклы по традиции делаются из козлиной кожи, которая подвергается перфорации и окраске, чтобы быть похожей на одежду. Подержанные куклы часто продавались тем женщинам, которые использовали их в качестве образцов орнамента. Для этого они продували уголь сквозь отверстия в коже и, таким образом, переносили орнамент на ткань.
Некоторые исследователи не согласны с версией о том, что батик производился лишь для королевского двора. Они считают, что батик был распространен среди обычных людей. Считалось, что яванская девушка достигает совершенства, если способна умело управляться с инструментом для нанесения воска на ткань (кантингом), так же как готовить и вести хозяйство.
1.2 Подбор и подготовка ткани
Для батика используют натуральные ткани (хлопок или шелк), способные впитать воск, отталкивающий краску. Ткань должна быть плотной. Высокая плотность ткани важна для сохранения качества замысловатых орнаментов батика.
Ткань, используемую в батике, многократно стирают и кипятят еще до нанесения воска, чтобы устранить все следы крахмала, извести, мела и других разметочных материалов. До появления современных технологий ткань отбивали деревянными молотками или отутюживавали для получения эффекта мягкости и эластичности на ткани, чтобы воск ложился наилучшим образом. Но для работы на современной фабричной ткани процессы отбивки и глажки уже не требуются. Обычно этим этапом изготовления ткани занимались мужчины..
1.3. Инструменты дизайна
Несмотря на то, что художественная форма батика весьма замысловата, используемые инструменты очень просты. Кантинг (чисто яванское изобретение) представляет собой тоненький медный контейнер с горлышком, который еще иногда называют восковой карандаш, с короткой бамбуковой ручкой. Обычно он не превышает 11 см. в длину. Медный контейнер наполняется расплавленным воском, с помощью которого художник обозначает рисунок на ткани.
Горлышко кантинга бывает разных размеров (каждый размер пронумерован), что необходимо для получения разнообразных художественных эффектов. Горлышко может варьироваться от 1 мм в диаметре для тончайшей работы до более широких размеров для заполнения широких областей на рисунке. Точки и параллельные линии рисуются особым кантингом, у которого может быть до 9 горлышек. Иногда к отверстию кантинга или ручке крепится кусочек ваты, используемый в качестве кисточки для заполнения очень больших областей рисунка.
Ваджан
Ваджан представляет собой контейнер для жидкого воска. Он напоминает маленький китайский котелок. Обычно его делают из железа или глины. Ваджан ставится в небольшую кирпичную печь на углях или на спиртовку, называемую «англо». Так воск сохраняется в жидком состоянии, пока художник наносит орнамент на ткань.
Воск
В батике используются разные виды и стандарты воска. Обычно для батика применяют смесь пчелиного воска, полезного своей податливостью, и парафина, известного своей рыхлостью. В состав воска можно добавлять смолы, чтобы он лучше прилипал, а животные жиры разбавляют воск до более жидкого состояния.
Лучший воск привозится с остров Тимор, Сумбава и Суматра; используются три типа парафина, основанного на нефти (белый, желтый и черный). Объем смесей дозируется по граммам, но для различных орнаментов он может быть разным. Некоторые рецепты воска сохраняются в тайне. Применение воска разных цветов дает возможность маскировать разные части орнамента на различных стадиях окрашивания. Большая часть орнамента заполняется более дешевым воском, а наиболее замысловатая часть рисунка заполняется воском лучшего качества.
Воск должен храниться в определенном температурном режиме. Слишком охлажденный воск засоряет горлышко кантинга. А непомерно горячий воск слишком быстро выливается и не поддается контролю. Часто для того, чтобы освободить горлышко кантинга, художники дуют на него, прежде чем наносить воск на ткань.
Кэп
Создание батика занимает много времени. Для того, чтобы удовлетворить растущие потребности в батике и сделать его доступным для широких масс потребителей, в середине XIX века был изобретен кэп (медный штамп). Возникновение кэпа увеличило объем производимого батика по сравнению с традиционным методом, связанным с утомительной ручной работой кантингом.
Каждый кэп –это медный трафарет части рисунка. Кэп делается из медных полос по 1,5 см в ширину, сложенных у определенный орнамент. Узкие кусочки проволоки используются для точек. Готовый трафарет из медных полос приделывается к ручке.
Кэп должен быть очень точным. Особенно это необходимо в тех случаях, когда трафарет накладывается на обе стороны ткани. Обе стороны кэпа должны быть строго идентичны, чтобы рисунки были одинаковыми.
Некоторые кэпы привариваются к двум медным решеткам, служащим для них основой для верха и низа. Форма делится пополам по центру так, чтобы орнаменты на обеих половинках были одинаковыми. Кэпы могут быть разными по форме и размерам в зависимости от того, для какого орнамента они предназначены. Редко диаметр кэпа превосходит 24 см, иначе работа будет лишь осложнена.
Обычно воск наносится с помощью кэпа. Сложный дизайн на небольшом куске ткани может потребовать до десяти кэпов. Использование кэпа, в отличие от кантинга, сильно сокращает временные затраты на производство изделия.
На сегодняшний день качество батика определяется кэпом, тулисом (ручной работой с использованием кантинга) и комбинацией обеих техник.
Краски
Традиционные краски центрально-яванского батика изготавливались из натуральных материалов и состояли в основном из бежевого, синего, коричневого и черного цветов.
Самый первый цвет, который применялся в традиционном батике, был синий. Эта краска изготовлялась из листьев растения Индиго. Листья перемешивались с сахаром черной патоки и лаймом и оставлялись на ночь. Иногда в смесь добавлялся сок дерева Тингги в качестве загустителя. Голубой цвет получался путем помещения ткани в краску на короткое время. Помещая ткань в краску по 8-10 раз на дню в течение нескольких суток, можно было добиться более темных цветов.
Вторым по значимости в традиционном батике был коричневый цвет, называемый сога. Его палитра ранжировалась от светло-желтого до темно-коричневого. Краска производилась из коры дерева Сога. Еще один традиционный цвет – красный, называемый менгкуда. Эта краска делалась из листьев растения Моринда Цитрифолия.
Оттенок конечного цвета зависел от того, на какое время помещалась ткань в краску и как часто ее туда погружали. Опытные мастера способны создавать множество оттенков традиционных цветов. Зеленый цвет получался путем смешивания синего и желтого; фиолетовый – путем смешивания синего и красного цветов. Коричневый цвет сога в сочетании с индиго давал темный иссиня-черный цвет.
Создание эскиза
По традиции, очертания рисунка наносятся на ткань углем или графитом. Традиционный батик отображает орнаменты, передававшиеся из поколения в поколение. Редкий мастер наносит рисунок по памяти и не наносит эскиз орнамента на ткань до начала вощения. Чаще всего эскизы создаются по трафаретам и образцам, которые называются пола. Существует еще один способ нанесения рисунка: ткань кладется на стеклянный стол, на который снизу высвечивается образец. Контуры рисунка обводятся карандашом. На больших фабриках по производству батика за процесс нанесения очертаний рисунка отвечают мужчины.
Вощение
Как только очертания рисунка нанесены на ткань, можно приступать к вощению. Воск наносится на те части орнамента, которые по замыслу художника должны сохранить первичный цвет ткани. Обычно это белый или кремовый цвета.
Женщины садятся на невысокие стулья или маты при нанесении воска. Отделываемая ими ткань вешается на легкие бамбуковые рамы гаванган, на которых свеженанесенный воск охлаждается и застывает. Воск нагревается в ваджане до нужной консистенции. Затем мастер окунает кантинг в воск и наполняет сосуд.
Мастера кладут воск по схеме рисунка. На коленях женщины лежит небольшой кусок ткани, защищающий ее от горячих капель воска. Рукоятка кантинга держится в правой руке в горизонтальном положении, чтобы воск случайно не проливался, ведь цена батика может резко упасть, если воск все-таки прольется на ткань. Левая рука поддерживает ткань снизу. Горловина кантинга не прикасается к ткани, но находится строго над обрабатываемой поверхностью. Для того, чтобы рисунок получился более точным, его покрывают воском с обеих сторон ткани. Настоящий батик тулис - двухсторонний с одним и тем же рисунком на обеих сторонах.
Самые опытные мастера занимаются первым этапом вощения. Менее опытным доверяют вощение крупных элементов орнамента. Если воск все же случайно пролился, мастер пытается отмыть его горячей водой. Затем с помощью горячего утюга с изогнутым носом с ткани снимаются остатки воска. Строго говоря, пролитый воск невозможно устранить до конца, поэтом работа мастеров требует предельной осторожности.
Изготовлением батика с помощью кэпа занимаются мужчины. Кэп погружают в расплавленный воск. Прямо под воском помещается свернутая ткань площадью 30 кв. см. Впитав в себя воск, она становится сродни штемпельной подушке. Кэп вдавливается в ткань до тех пор, пока его сторона с орнаментом не покроется воском. Наполненный кэп прикладывается к ткани, оставляя на ней отпечаток рисунка на кэпе. Процесс повторяется до тех пор, пока не будет обработана вся ткань. Нередко на одной ткани применяются и кэп, и кантинг.
Самый качественный батик подвергается вощению кантингом в одной части Индонезии, а затем его отправляют в другую часть страны, где с помощью кэпа батик обретает завершенные формы. На более качественной ткани, выполненной с помощью кэпа, работа ведется с большой осторожностью для сохранения соответствующего рисунка. Для менее качественного батика характерны несовпадение полос или укороченные цветные линии, свидетельствующие о том, что работа с кэпом велась не совсем точно.
Окрашивание
После первого этапа вощения ткань готова к первому окрашиванию. По традиции окрашивание проводилось в глиняной бочке. Современные фабрики используют для этих целей бетонные баки. Над баками протянуты веревки, на которые вешается ткань после того, как она полежала в краске.
Вощеную ткань погружают в бак с первой краской. Время пребывания ткани в краске определяется требуемым оттенком; более темные цвета получаются за счет долгого пребывания или неоднократного погружения ткани в краску. Вслед за этим ткань окунают в холодную воду для того, чтобы воск затвердел.
Когда ткань обретает нужный цвет и высыхает, на нее наносится воск в тех местах, которые должны сохранить первый цвет или обрести цвет более позднего этапа окрашивания.
Если требуется окрасить прежде скрытую воском часть ткани, то этот воск снимается маленьким ножом. Эти элементы ткани обмываются горячей водой и крахмалятся перед новым погружением в соответствующую краску.
Для достижения эффекта мрамора нанесенный воск специально ломают перед тем, как ткань помещается в краску. Краска просачивается в трещины на воске, и так получаются изящные линии, характерные для батика. Традиционно считалось, что трещины свидетельствуют о невысоком качестве батика, особенно с цветом индиго. Однако эффект мрамора на коричневом батике был воспринят положительно.
Количество цветов на батике говорит о том, сколько раз ткань подвергалась окрашиванию, и сколько раз на нее наносился воск. Многоцветный батик стоит больших трудов по сравнению с одно- или двухцветным батиком. Многоразовые процессы окрашивания обычно отражаются на цене ткани. На сегодняшний день традиционные краски в основном вытеснены химическими, поэтому оттенков батика и возможностей их использования – великое множество. (О дополнительной обработке смотри в приложении)
Глава 2
2.1 Технологии
Батиком называют разнообразные виды и способы росписи ткани. Сама техника батика очень древняя, но принципы, лежащие в ее основе не меняются веками.
В своей работе мне хотелось прикоснуться к истории, на практике попробовать различные техники, существующие в этом виде искусства.
Оформление ткани в техники свободной росписи - очень творческий процесс. Этот метод основан на том, что краски могут растекаться по ткани с разной интенсивностью. Результат – универсальность и неповторимость каждой вещи.
Техника холодного батика. При оформлении изделий применяется резервирующий состав, который наносится на ткань при помощи стеклянной трубочки, замкнутым контуром по шаблону, снятому с заранее подготовленного на бумаге рисунка. Отличительной чертой холодного батика является то, что ткань покрывается красками в один прием.
Техника штампа – техника, при работе над которой рисунок штампуется.
Горячий батик. Эта техника более трудоемкая, но и более живописная. При воспроизведении изделий таким способом нельзя полностью копировать шаблон, нужно уметь импровизировать.
Техника узелкового батика. Она считается одной из древнейших техник в оформлении ткани. Этому искусству более двух тысяч лет. Ткань покрывают разнообразными узорами, создавая орнамент с помощью завязывания множества узелков.
2.2 Работа в технике свободный батик
Для работы в технике свободный батик нам потребуется: шелк 57*57 см и краски для хобби Батик акрил. Подойдут любые крупные круглые кисти для акварели. Необходимы: рама раздвижная для батика 60*95 см, скотч на бумажной основе, пульверизатор (для цветов), кнопки, крупная морская соль, пипетка и емкости для краски (подойдут баночки от йогурта).
Необходимо собрать раму, нужного размера. Оклеить раму скотчем (защищаем раму от окрашивания). Натягиваем ткань, прикрепляем к раме копками. Ткань должна быть натянута. Слегка опрыскиваем ткань из пульверизатора, если полотно сильно провисло, то подтягиваем его. Ткань не должна быть мокрой, она должна быть слегка увлажнена.
Приступаем к окрашиванию. Я рекомендую окрасить ткань желтым цветом и аккуратно разложить крупную морскую соль по полотну. Капаем из пипетки на соль красками красного, оранжевого и зеленого цвета. Соль втягивает в себя краску, и получаются красивые разноцветные пятна. На протяжении всего творческого процесса ткань должна быть влажной. После полного высыхания удаляем соль и даем выстояться изделию в течение суток. Затем снимаем ткань с рамы, закрепляем горячим утюгом с изнаночной стороны. Смываем излишки красок и соль с небольшим количеством порошка для деликатных тканей.
2.2 Работа в технике холодный батик
(Эту технику можно посмотреть в видеоприложении 2. Batic-lesson)
Начальный этап работы в технике холодный батик аналогичен свободному батику. Но в этой технике необходим предварительный подготовительный этап:
Заключение
Большинство людей считают, что искусство батика – это сложное искусство. К счастью, это не так, и искусство ручной росписи тканей все чаще и чаще встречается в нашей жизни в дизайне одежды, интерьеров. Я увлекла своей работой учащихся 8-х классов гимназии. И на занятиях кружка ребята с увлечением расписывают шелк.
В процессе исследования я убедилась, что современному человеку не только нужна красота. Но он может и должен создавать эту красоту своими руками! Батик - это магия. Магия вашего Стиля.
Список использованной литературы:
Ресурсы сети Интернет
images.yandex.ru › батик
batikworld.ru - Веб сайт для художников и энтузиастов, всех, кто любит батик.
art-batic.ru -
livemaster.ru › topic/42-batik
batikgifts.com › batik
ПРИЛОЖЕНИЕ
Император Акбар и Бирбал
Рисуем белые грибы пастелью
Как нарисовать портрет?
Агния Барто. Сережа учит уроки
Под парусами