реферативно-исследовательская работа "Яблоко - это весь мир" представляет собой статью-исследование образа ЯБЛОКО в фольклоре разных народов, в мировой живописи и сопоставлении этих образов и сказки Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Вложение | Размер |
---|---|
yabloko_v_zhizni_cheloveka.docx | 45.39 КБ |
Министерство образования Республики Башкортостан
Башкирский институт образования и развития
Башкирское отделение Общероссийской организации
Малой Академии Наук
«Интеллект будущего»
Секция: Литература и культура
Яблоко – это весь Мир
Образ яблоко в фольклоре и сказке А.С.Пушкина
Янчурина Наиля
10 класс, МОБУ СОШ д.Кужанак
Муниципального района Зианчуринский район
Научный руководитель: Волкова О.С.
г. Уфа, 2009-2010 учебный год
Оглавление
11. Заключение___________________________стр. 11
12. Список использованной литературы_______стр. 12
14. Рецензия______________________________стр. 13
Яблоко – это весь Мир.
Слайд№ 1 Яблоко – это тайна
Т.Соловей
« Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях, и гор высота, и небес красота. Солнышко за солнышко катится, звезды в хоровод собираются…Так красиво, на диво, что ни в сказке сказать, ни пером описать!»
Кто из нас в детстве не замирал от восторга, представляя прочитанную картину! Кто не мечтал о волшебном яблочке! Так было и со мной…
И вдруг!..
Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь...
Это же наливное, молодое, золотое яблочко отравило царевну! Как же так! Я привыкла видеть в сказке яблоко, дающее добро, молодость, жизнь, а здесь оно несет смерть. И это, оказалось, еще не все. В 6 классе я познакомилась с мифами Древней Греции, и там появилось яблоко, ставшее причиной войны. Прошло время, я повзрослела и поняла, что во всем можно разобраться, докопаться до истины. Вот я и поставила перед собой цель:
- выяснить, как и когда зародился в фольклоре этот противоречивый образ,
- какова его смысловая нагрузка,
- проследить, какое развитие он получил в литературе,
- понаблюдать и поразмышлять над тем, что значит образ яблоко в нашей жизни; может статься, не такой уж это и противоречивый символ.
Я думаю, что это исследование обогатит меня духовно, приблизит к сокровищам народной мудрости, научит понимать мысль, заложенную в бесценных произведениях литературы. Со своей работой я постараюсь выступить и перед сверстниками, чтобы приобщить как можно больше людей к прекрасным тайнам нашего бытия.
Так какое оно, сказочное яблочко?
Оказывается, этот вопрос волнует не только меня. Собирая и изучая материал по теме, мне довелось столкнуться с большим количеством статей, публикаций, исследований. Яблоко, яблоня… эти образы-символы изучены с разных точек зрения. Меня привлекли работы Н.А. Куна «Мифы Древней Греции», А.Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», Т.Соловей «Молодильные яблоки из тридевятого царства», О. Патяниной. «Внешняя красота женщин в изображении Пушкина». Я узнала, что безграничен мир яблок, пришедший в нашу жизнь из глубины фольклора, он волнует не только поэтов и писателей, но и музыкантов, художников разных народов и живет с нами полноценной жизнью, и волнует человеческую мысль.
Пожалуй, яблоко – это действительно весь Мир.
Прежде чем начать свое исследование, я решила составить план действий. С чего начать? Исследовать образ яблока в …чем? Поэзии, песнях, беллетристике? И поняла, что это очень обширная тема, и начать необходимо со святая святых, основы основ, с бесценного клада устного народного творчества.
Итак, во-первых, прочитать произведения различных жанров фольклора и выбрать материалы, связанные с образом яблоко.
Во-вторых, изучить историю вопроса и «подковаться теоретически» для успешной аналитической работы.
В-третьих, исследовать отобранный материал с точки зрения смыслового содержания образа.
В-четвертых, обобщить полученные знания, связав их с современной общественной жизнью.
Слайд № 2 – «План исследования»
4. Символ яблоко в мифах Древней Греции
Издавна яблоко вошло в мифы народов мира, и это говорит о том, что оно, как и яйцо, связано с мировоззрением древнего человека.
Почти идеально круглая форма этого плода связывалась с представлениями о мире, вселенной, космосе; золотистый нежный цвет, «румянец» яблочка – с красотой, здоровьем и молодостью; гладкая, атласная кожица, скрывающая сочный плод, – с тайной и богатством; сладость и аромат – с удовольствием и наслаждением. Не удивительно, что многие народы видели в яблоке необыкновенный плод – плод древа жизни. А древо жизни в мифах почти всех народов – это одновременно и мировое древо, то есть ось мира, Вселенной... Именно здесь, под мировым древом, решаются судьбы человеческие, под ним собираются боги для больших советов, сюда приходят за советом и знанием; здесь ищут бессмертие и здоровье. В ветвях дерева прячутся луна и солнце...(Яблоко в переводе с романских языков обозначает «райский плод»).
Слайд № 3 – «Золотой век»
Древнегреческий герой Геракл, совершая свой двенадцатый подвиг, должен был достать яблоки вечной молодости из сада Гесперид. На краю мира, у берегов реки Океан, разместили древние греки замечательный сад с золотыми яблоками, которые принадлежали богине Гере (сама Гея преподнесла ей этот свадебный подарок). Золотые яблоки дают вечную молодость, и поэтому Гера поручила их бдительно охранять дракону Ладону и четырем сестрам-нимфам Гесперидам. Как мы знаем, Гераклу удалось похитить эти чудесные яблоки, преодолев множество препятствий, И хотя Эврисфей подарил яблоки герою, а Геракл в свою очередь – Афине Палладе, они вновь возвратились к Гесперидам, ибо эти прекрасные плоды всегда должны оставаться в заветном саду, ведь Вечность и бессмертие – удел богов, а не смертных.
Слайд№ 4, 5 – «Сад Гесперид»
В этом мифе яблоки, я думаю, с одной стороны, могут подарить вечную молодость, а с другой – провоцируют на неблаговидные поступки: Еврисфей пытается завладеть ими «чужими руками», грозит смертью за ослушание.
А вот еще одна легенда, согласно которой Парис должен был разрешить спор между Герой, Афиной и Афродитой, вручив золотое яблоко самой прекрасной их трех богинь. Каждая из них, стараясь получить это яблоко, обещала Парису: Гера - власть над Азией, Афина - воинскую славу и победу, а Афродита - прекраснейшую из смертных женщин Елену, дочь Зевса и Леды. Парис, недолго думая, отдал яблоко Афродите. Похищение Парисом Елены было причиной кровопролитной и долгой Троянской войны. Яблоко Париса с надписью «Прекраснейшей» назвали яблоком раздора.
Слайд № 6 –«Суд Париса»
И опять мы наблюдаем «двуличное» яблоко: как олицетворение красоты, женского начала (а значит и жизни) и как символ непримиримой вражды.
Прочитав мифы Древней Греции, я решила выяснить, как образ яблоко представлен в близкой мне славянской мифологии. Кроме уже названной работы Афанасьева, к сожалению, в нашей библиотеке больше ничего нет. Но зато школа подключена к сети Интернет! Посредством Интернета я познакомилась с Энциклопедией символов Дж.Купера и узнала, что в славянской мифологии яблоко выступало символом плодородия, здоровья, любви, красоты; являлось эмблемой брачного союза, здорового потомства. Плоды яблок, побеги и цвет яблони играли важную роль в свадебных обрядах. Обмен яблоками между парнем и девушкой символизировал взаимную симпатию. Принимая от сватающегося парня яблоко, девушка как бы давала согласие на брак. Белорусы, украинцы и поляки втыкали ветку яблони в каравай, а русские — в свадебную курицу. Молодожёнам дарили яблоки, желая большого потомства.
В славянской символике яблоко имеет положительное значение. Западные славяне верили, что для обеспечения здоровья всей семьи необходимо на Рождество и Новый год умываться водой, в которой лежало яблоко. Считалось, что перед тем, как набрать воду из источника, в него в качестве жертвы нужно бросить яблоко. У восточных славян в Рождество и на Новый год яблоневым прутом ударяли всех домочадцев и скот, а потом забрасывали на яблоню. Яблоко являлось даром для колядующих, приглашенных на свадьбу и крестины. Участники же обходных обрядов приносили в дом хозяев яблоко и оставляли на очаге. В Словакии переворачивала полную корзину яблок, чтобы в хозяйстве было изобилие. В энциклопедии дается обширная информация о «яблочной» и «яблоневой» символике у славян. Но ни одна легенда не содержит ничего «отрицательного» о яблоке . Яблоня – Мировое дерево, ось Вселенной, яблоко приносит здоровье, сулит продолжение рода, приносит богатство и счастье. Мне очень близка такая трактовка образа: я люблю яблоки, у нас в саду растет несколько яблонь, и я не могу представить, чтобы от яблочка исходило зло.
Я башкирка, и меня не мог не заинтересовать вопрос: «А каково яблочко в народном творчестве башкир?»
В статье Ф Надиршиной «Выбор жениха в башкирском фольклоре» я нашла песню, из которой представляю вашему вниманию такие строчки:
Слайд № 7 – «Песня девушки»
— Егет, я выбрала тебя,
А ты в мой дворец не пошел,
Яблоко подарив, знак тебе подала —
Меня равной [ровней] себе не признал.
— Егет, hине hайланым,
Ћарайыма барманыњ,
Алма биреп ымланым,
Мине тињгє алманыњ..
Девушка, дочь падишаха Катила, выбирая себе жениха, дарит ему яблоко. Так и у славян. Неслучайно наши народы, русские и башкиры, живут бок о бок уже тысячелетия.
Изучая башкирские народные сказки, эпос, песни, пословицы, поговорки, загадки, я убедилась, что яблоня и ее плоды в сознании моего народа закреплены как понятия, символизирующие женское начало в жизни, идею плодородия. Например, в сказке «Козуля (косуля) и яблоня» (эта сказка входит в сборник этиологических легенд) ни сосна, ни береза, ни ольха не позволяют козуле лечь под ними и окотиться, в качестве дерева-покровителя выступает лишь дикая яблоня, то есть она как бы участвует при рождении новой жизни, пусть даже животной:
«Пришла козуля к яблоне.
- Можно мне окотиться под твоими ветками? – попросила она.
- Пожалуйста, котись себе сколько хочешь.
Косуля окотилась и стала благодарить яблоню: Слайд № 8
Пусть твои яблоки зреют, краснея,
Пусть они лакомок взоры прельщают,
Вниманье людей на себя обращают,
Пусть радуют всех и всех восхищают.
С тех пор, благодаря косуле. Яблоня стала давать людям красные и вкусные яблоки, затем одомашнилась и насовсем переселилась в деревенские сады. Когда приходило время окотиться, косуля шла к ой яблоне. В конце концов она тоже утратила свою дикость и превратилась в домашнюю козу, говорят».
Ассоциации образов яблони и яблока с женским началом запечатлены в загадке: «Алһыу бтле ҡыҙ үçеп етте һəм «дөп» итеп ергə килеп төштө»
(выросла румяноликая девушка и со звуком «дюп» на землю упала).
В пословице «Алма ағасынан йыраҡ төшмəй» («Яблоко от яблони недалеко падает» — в смысле, каковы родители, таковы и дети), мы снова встречаемся с образами плодоносящего дерева и плода.
А теперь давайте откроем Библию. В легенде «Адам и Ева в раю» «Бог разрешил Адаму вкушать плода со всех деревьев, за исключением дерева познания добра и зла…
Среди зверей, которых создал бог, наибольшей хитростью от личался змей. Однажды он спросил у женщины, почему бог запре тил им есть плоды с дерева познания добра и зла. И женщина отве тила на это: «Чтобы мы не умерли». «Вы ни в коем случае не умре те»,— уверял ее лицемерный змей и доказывал, что бог не велит им есть плоды с этого дерева, опасаясь, что у людей откроются глаза и они познают добро и зло так же, как и сам бог. Женщина внима тельно посмотрела на дерево познания добра и зла и увидела, как прекрасно оно и его плоды, дающие мудрость. И она сорвала за претный плод, съела его, а потом уговорила мужа, чтобы он после довал ее примеру.
Тогда упала завеса с их глаз, и они заметили, что наги. Когда бог прохаживался по раю, Адам с женой спрятались. Бог спросил Адама: «Где ты?» И тот ответил так: «Я убоялся, потому что я наг, и скрылся». Бог тогда спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого я запретил тебе есть?»
Адам свалил всю вину на жену, а та в свою очередь обвинила змея. Бог рассердился на змея, проклял его и обрек ползать по земле и враждовать с человеком. А женщине бог сказал, что отныне она будет в муках рожать детей. Адаму он сказал, что за его ослушание проклята будет земля, которая его кормит. «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься!»
Как трактует научная литература, в Библии яблоко становится символом грехопадения человечества. Нет ничего удивительного в том, что все художники и скульпторы, начиная со средневековья и кончая современностью, изображают Еву под яблоней, обвитой змеем, или с яблоком в руке. Яблоко дало знание и привело к греху. Оно было заведомо запретным плодом, но Ева дерзнула и не только сорвала и попробовала сама, но и передала свое “знание” Адаму. Следствием стало изгнание из рая на землю и весь долгий и тяжкий путь человечества.
Таким образом, яблоко сыграло роковую роль. А змей на этих картинах - видимо, из греческих мифов, ведь сад Гесперид охранял дракон Ладон.
С такой оценкой роли яблока я не согласна. Я считаю, что яблоко выступает только как плод хотя и «запретный», но все же «познания». Оно дало людям мудрость и даже позволило сравняться в знаниях с Богом. А к греху привели поступки Евы и Адама. В этой легенде и Ева, и Адам ведут себя не лучшим образом: свалил вину, обвинила Змея. Грехопадение – это следствие непослушания, а яблоко познания обвинять не стоит.
В народных сказках яблоко выступает как плод жизни и бессмертия. В итальянской сказке «Яблоко и кожура» в семье вельможи не было детей. Волшебник дает ему яблоко и говорит: «Пусть жена съест это яблоко, и через девять месяцев у нее родится чудесный мальчик». Так и случилось, но появились два мальчика: один у знатной дамы, съевшей очищенное яблоко, другой – у служанки, съевшей кожуру. У дамы белолицый, как очищенное яблоко, а у служанки румяный, как яблочная кожура.
В грузинской сказке «Иван-Заря» яблоки бездетной семье приносит река: «Только наполнила кувшин доверху, видит – несет река три яблока. Понравились ей яблоки, достала их и принесла домой. Одно дала мужу, другое сама съела, а третье они поровну поделили. И родились у них три сына: Иван-Вечерний, Иван-Полночный и Иван-Заря.»
В русских сказках образ яблока встречается очень часто. И чаще всего это яблоки молодильные. В «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» Иван-царевич добывает яблоки для царя, который «очень устарел и глазами обнищал». Также и в сказке «Ведьма и Солнцева сестра»: «Отпустила его на родину понаведаться и дала ему на дорогу щетку, гребенку да два молодильных яблочка: какой бы ни был стар человек, а съест яблочко, вмиг помолодеет». В этих сказках роль яблока такая же, как и в мифе о яблоках Гесперид. А вот в сказке «Хаврошечка», как в славянских мифах, яблоко подносится суженому: «Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет». И даже несчастная бедная девушка из сказки «Безручка», отведав золотого яблочка, становится невестой своего хозяина.
В уже приведенном выше отрывке из «Сказки о серебряном блюдечке и наливном яблочке» яблоко играет роль предсказателя судьбы, так как знает обо всем, что происходит в мире. И это понятно, ведь мы уже знаем о том, что яблоня – это дерево жизни и познания, и только яблоку дано владеть всеми секретами жизни и красоты, только плод дерева жизни связан с солнцем и звездами.
Сказку «Гуси-лебеди» мы знаем с самого раннего детства. Яблоня заслоняет Аленушку с братцем от страшных Гусей-лебедей. Жар-птица в сказке «Иван-царевич и Серый волк» прилетает поклевать не что иное как золотые яблочки! Слайд № 10 – «Жар-птица»
Не удивительно, что именно яблоней и яблоками стремятся обернуться нечистые силы, чтобы соблазнить доверчивых сказочных героев и погубить их. В сказке «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» мать Змеиха обратилась яблонькой, чтобы погубить Ивана.
Какой же вывод можно сделать?
В сказках разных народов яблоко и яблоня – спасители и помощники положительных героев. В мифах чудесные яблони с золотыми яблочками растут либо на краю земли, либо в загробном мире и принадлежат богам или сверхъестественным существам, им и служат, а в сказках яблони приближены к человеческому миру, дарят свет, тепло и красоту.
Сказки Пушкина относятся к жанру литературных сказок, но говорить о яблоке и не вспомнить знаменитую «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» невозможно. Тем более, что яблоко в этой сказке «злое».
А об удивительных свойствах яблочка в народных сказках Пушкин , конечно, знал: ведь рядом с ним была замечательная сказительница – Арина Родионовна. Тогда почему именно яблоко выбрал наш любимый поэт для осуществления вероломных замыслов завистливой мачехи? Ведь наверняка можно было взять какой-то другой предмет? Ответить на этот трудный вопрос мне опять помог Интернет. Готовясь к выступлению, я прочла статью О.В. Патяниной «Внешняя красота женщины в изображении Пушкина». Мысли автора статьи оказались созвучны моим. Вот они.
Когда мачеха узнает от зеркальца, что она не самая красивая, начинается гонение царевны. Между тем сама мачеха внешне ничем не уступит своей падчерице: она тоже румяна, бела (не описание ли яблока? – Н.Я.), высока, стройна, но царевна побеждает ее внутренней красотой. Стремление к абсолютизации своей красоты, эгоизм царицы проявляются в разговорах с зеркальцем. Зеркало у Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица. Оно отражает прежде всего внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы:
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркало глядясь.
Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, потому что ее красота равноценна ее душе. В образе царевны воплощен тот народный идеал, который так ценил поэт: красота, приветливость скромность, трудолюбие, хозяйственность. Слайд № 11, 12 – «Сказка о мертвой царевне»
Мотив несоответствия внешней красоты и внутренних качеств еще раз возникает в сцене с яблоком. Яблоко, которым угостила царевну царица,
Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь...
От яблока невозможно оторвать глаз: Пушкин дважды повторяет усилительную частицу (интенсификатор) так. Казалось бы, яблоко не может принести вреда: ведь видны семечки насквозь. Но поэт недаром поставил после этой фразы многоточие: стоит насторожиться! Мачеха передала падчерице свой портрет!
Попытаемся обобщить наши наблюдения, подвести итог исследованию: так какое же оно, сказочное яблочко, «положительное» или «отрицательное?
Теперь я могу твердо заявить, что яблоко – молодильное, дарит здоровье и красоту, способствует семейному счастью и достатку. Только вот попасть оно может в руки недобрых людей. И тогда жди беды. Но яблоко-то причем! Все зависит от человека!
Теперь доказано научно, почему именно яблоко обладает удивительной силой. Взгляните на слайд! Слайд № 13
«Содержание питательных веществ в одном яблоке (150 г)»
Калории 86
Белки 0,4 г
Жиры 0,5 г
Углеводы 20 г
Кальций 8 мг
Фосфор 3 мг
Железо 0,4 мг
Витамин А 120 ME
Тиамин 0,05 мг
Рибофлавин 0,25 мг
Ниацин 0,9 мг
Аскорбиновая кислота 6 мг
Действительно, в яблоке заключена сама жизнь, молодость, здоровье.
Не удивительно, что многие художники запечатлели яблони, превратили свои райские сады в яблоневые.
Слайд № 14 С.Боттичелли «Весна»
Слайд № 3 Лукас Кранах Старший «Золотой век»
Яблоня здесь – и центр мира, и древо жизни, олицетворение здоровья, молодости, счастья;
Слайд № 15 Э.Берн-Джонса “Зловещая голова” – древо познания добра и зла.
Так как яблоко часто является символом молодости, здоровья и красоты, то многие художники изображают свои модели с яблоком в руках (Рафаэль. “Портрет молодого человека с яблоком”; В.Л.Боровиковский. “Портрет Скобеевой”).
Слайд № 16, 17, 1
Яблоко становится обязательным атрибутом граций (Рафаэль. “Три грации”), Венеры (А.Бронзино.“Аллегория”).
Слайд № 19
Красивое яблоко с червоточиной говорит о недолговечности молодости и красоты, как в натюрморте М.М. де Караваджо “Корзина с фруктами”.
Слайд № 20
Интересное прочтение яблони как древа жизни дает художник Д.Жилинский в картине “Под старой яблоней”. Под щедро усыпанной плодами яблоней расположились фигуры, символизирующие три возраста человеческой жизни.
Слайд № 21
Многомерность символа яблоко в современной жизни я попыталась передать в следующей таблице:
Слайд № 22
Чудесное наливное яблочко из тридевятого царства, обладающее великой Тайной, сокрыто не за горами и долами, а в нашей памяти и душе. Оно продолжает озарять нас своим сиянием, поить живительными соками нашу фантазию и будить неуемную любознательность. Да! На то оно и молодильное, чтобы уметь все это делать…
…по прежнему сияет чистота. Прекрасно было яблоко, что с древа
Адаму на беду сорвала Ева.
Шекспир. «Сонет о яблоке» (№93)
Список использованной литературы
Словарь русского языка, том IV
Государственное издательство иностранных и национальных словарей, Москва – 1957
Рецензия
на проблемно-реферативную исследовательскую работу
ученицы 10 класса Янчуриной Найли
«Яблоко – это весь мир. Образ яблоко в фольклоре и сказке А.С.Пушкина»
Работа ученицы полностью соответствует теме. Мысли свои ученица излагает логично и последовательно. Во введении Найля аргументирует, почему её заинтересовала данная тема, формулирует цель и задачи своей работы. В основной части – исследование образа яблоко, начиная от мифов, она последовательно изучает, анализирует легенды, сказания, сказки; сопоставляя выбранный материал, делает выводы и обобщения, связывает все это со своим жизненным опытом.
Ученица имеет «стаж» исследовательской работы: на 3, 4, 5 районных научно-практических конференциях «Шаг в будущее» Найля занимала 1 места по английскому языку, культуре Башкортостана, русскому языку. Она отличается самостоятельностью, большой работоспособностью, умением анализировать и делать выводы. Ученица обнаружила глубокий интерес к данной теме, к образу яблоко, представляющему огромный семантический пласт в фольклоре, литературе, культуре и общественной жизни человечества.
Руководитель /Волкова О.С./
Ласточка. Корейская народная сказка
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Рисуем тыкву