Цель моей работы – исследование жизни и творчества всеми любимого чувашского поэта Михаила Сеспеля.
Методы исследования:
1. Анализ творчества М.Сеспеля.
2. Опрос среди учителей, учеников и населения.
Актуальность темы: 16 ноября 2009 года исполнилось 110 лет со дня рождения классика чувашской литературы, поэта, драматурга, прозаика, переводчика Михаила Сеспеля.
Михаил Сеспель был основоположником новой чувашской поэзии, государственным и общественным деятелем периода мировых потрясений начала ХХ века. На жизненной дороге поэту было отмерено лишь 22 года (1899-1922). Эпоха, в которой жил и творил Сеспель, была для многих народов временем национального возрождения, временем надежд и поисков путей строительства новой жизни. Не случайно поэт выбрал себе псевдоним– Сеспель, что в переводе означает подснежник. Таким Предвестником Весны Человечества сознавал себя поэт в начале творческого пути.
Вложение | Размер |
---|---|
etite_kak_arptica_ne_otstavaite_e_otstavaite_ot_zh.rar | 7.81 КБ |
Ангелина Юрьевна Ефимова
ученица 5 класса
МОБУ СОШ с.Ефремкино,
Кармаскалинского района РБ
«Летите как Жар-птица, не отставайте, Не отставайте от жизни!»
Цель моей работы – исследование жизни и творчества всеми любимого чувашского поэта Михаила Сеспеля.
Методы исследования:
1. Анализ творчества М.Сеспеля.
2. Опрос среди учителей, учеников и населения.
Актуальность темы: 16 ноября 2009 года исполнилось 110 лет со дня рождения классика чувашской литературы, поэта, драматурга, прозаика, переводчика Михаила Сеспеля.
Михаил Сеспель был основоположником новой чувашской поэзии, государственным и общественным деятелем периода мировых потрясений начала ХХ века. На жизненной дороге поэту было отмерено лишь 22 года (1899-1922). Эпоха, в которой жил и творил Сеспель, была для многих народов временем национального возрождения, временем надежд и поисков путей строительства новой жизни. Не случайно поэт выбрал себе псевдоним– Сеспель, что в переводе означает подснежник. Таким Предвестником Весны Человечества сознавал себя поэт в начале творческого пути.
Михаил Сеспель – человек, в котором убеждения, идеалы, слово, дело и творчество выступали в неразрывном единстве. Он был олицетворением нового человека и нового поэта. За свою короткую жизнь он создал произведения, которые вошли в золотой фонд чувашской литературы. Имя Михаила Сеспеля известно не только на родине, его стихи читают на 55 языках мира. Поэтика Сеспеля неповторима.
Стихотворения М.К.Кузьмина всегда звучат красиво, звучно, проникновенно. Всё это из-за того, что поэт поистине способный, одарённый. Ведь для того, чтобы стихи понравились людям, нужно иметь богатый внутренний мир, быть умным, честным, способным человеком – и все эти качества были у Михаила Сеспеля. В стихотворных строках мысли людей и природные явления взаимосвязаны между собой. Для того, чтобы передать свои мысли, чувства поэт использует разные способы. В его стихотворениях есть эпитеты, сравнения, метафоры, неологизмы и описания. Например, огненное сердце (эпитет); дрова, как птицы (сравнение); танцующее солнце (метафора).
Также Михаил Сеспель использовал богатство голоса, цвета, чувства, благодаря которым его стихотворения получились с глубоким смыслом, а звучат они мелодично.
Герои М.Кузьмина – это свободные люди. Поэт сам из народа, поэтому он хорошо знает то, о чём думают, о чём мечтают люди. И для того, чтобы всё это описать в точности он использует риторику. Риторика – это способность правильно и красиво выражаться. Риторика поэта разносторонняя и это подтверждают его стихотворения.
Михаил Кузьмич Кузьмин просит обращать внимание на некоторые слова в стихотворениях, где он ставит восклицательные знаки – риторические знаки. Такой прием он использует в стихотворениях: «Дни придут – жизнь наша будет…», «В Красном море», «Выходите все…», «Чувашке».
Благодаря тому, что поэт использует риторические восклицания, он как бы «напрямую» общается с народом. В своих стихотворениях М.К.Кузьмин учит людей, какими им быть и как вести себя в определенный момент жизни. Поэт от всей души учит, с добрыми намерениями, с возвышенным чувством говорит: «Пусть народ услышит мои слова, пусть ищет силы для того, чтобы жить свободно и красиво».
В произведениях Михаила Сеспеля большое место занимают обращения к людям. Это риторические обращения, которые вселяют в стихотворение счастье, возвышенность и чувственность. К таковым относятся стихотворения «Век минувший», «Жизнь и смерть», «Судьба солдата», «Чувашке», «Чуваш! Чуваш!..», «Голодный псалом», «Сыну чувашскому», «Тяжелые думы», «Экспромт», «Тьма. Мне душно. Невмочь…».
С кем же разговаривает Михаил Сеспель в своих стихотворениях? Кто или что даёт ему надежду в его жизни? У кого или у чего ищет спасения? Кого он считает близким? Таких «кто» или «что» в произведениях М.К.Кузьмина много, поэтому поэзия его богата и стихотворения звучны.
В поэзии М.Кузьмина есть и риторические вопросы. Риторические вопросы это вопросы, которые не требуют ответа. Такого вида вопросы задаются в стихотворениях «Судьба солдата», «Век минувший», «Чувашке».
Поэт ищет ответы на интересующие его вопросы. Эти вопросы задаёт своим персонажам: «родная мать», «моя песня» и другие. На вопросы, которые не дают ему покоя, он отвечает не один, а вместе с народом. Поэт живет вместе с ним, они делают и радость, и горе. Это выражается в стихотворении «Морю».
Михаил Сеспель говорил про себя: «Поэту, который вышел из народа, необходимо помогать, чтобы он правильно мог передавать свои мысли, чувства, чтобы правильно пользовался своим даром, чтобы развивал свои способности. Поэтому и в жизни, и в поэзии М.К.Кузьмин вместе с народом.
Главным для поэта являлась мысль о том, чтобы мечты народа осуществились в жизнь. Эта мысль выражается, чуть ли не во всех произведениях поэта. Поэзия Михаила Сеспеля вдохновляет, даёт новые силы остальным поэтам. И в наше время некоторые писатели, поэты черпают вдохновение в стихотворениях Михаила Сеспеля.
Сеспель призывает молодое поколение быть «отважными детьми своей Родины», «активными, твердо стоять на ногах», дает наставление «не отставать от жизни, летать, как птицы». Лишь только самые сильные и смелые любят «Девятый вал» моря, бросаются в объятья разбушевавшихся волн, а если надо – кидаются с головой в эту кипящую пучину. Михаил Сеспель тоже был таким лириком-романтиком, любящим свободную стихию, призывающим к борьбе. При виде бушующего моря он говорит: «Моя пламенная душа воспринимает только силу борьбы». Поэт просит помощи у моря, символизирующего революцию: просит развеять горе и печаль, дать силу и храбрость. Без этого он не видит своё будущее. Новая жизнь тоже пуста без Михаила Сеспеля. Стихотворение «Пашня нового дня» – идеал поэта, его мечта, вершина романтической поэзии. В нем Сеспель изображает новую жизнь, интересный процесс его формирования. Кажется, что социалистическая революция взращивала новую жизнь, подобно растению: Новый День (рабочий человек) начинает посев (революцию), разрыхляет затвердевшие мысли и стереотип чувашей, поливает их ключевой водой (подразумевается победа советской власти); затем Новый День «посеял пламенными руками тысячи, сотни тысяч звезд» (новые идеи), распахал землю (установил порядок) и только после этого показались первые ростки жизни (новой эпохи). Её «золотое пламя» (порыв души) «разольется по миру звучной мелодией (распространится по всему свету). Таков был у Михаила Сеспеля план построения коммунизма.
Несмотря на то, что Михаил Сеспель жил в начале XX века, он считается поэтом и XXΙ века, так как он затрагивает те проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Михаил Сеспель описал не только события своего века, но и события будущего времени. Он, как звезда манит, завет к себе. В наше время каждый поэт тянется и хочет достичь эту звезду.
В нашей школе я провела опрос среди учителей и учащихся, с целью выявления знания жизни и творчества М.Сеспеля. Все учителя и учащиеся знают поэта, но не все помнят его произведения. Так же я провела опрос среди населения. Больше всех меня впечатлил рассказ Павлова Николая, 75 лет: «Наши все знают творчество поэта. Ещё в годы войны на уроках родной литературы Терентий Алексеевич привил большую любовь к своему предмету, поэтому стихи поэта помню как сегодня. Русский язык мы плохо знали, но уроки родной литературы ждали с нетерпением. Творчество Сеспеля я помню особо с трепетом».
Поэзия Михаила Сеспеля бесценна. Так пусть же он останется в нашей памяти!
Литература.
1. Михаил Сеспель. Собрание сочинений. Составители Л.М.Волков, Г.Ф.Юмарт, - 1989.
2. Родионов В.Г. По дороге Сеспеля. – 1991. – С.62.
3. Афанасьев П. Писатели Чувашии. – 2006. – С.365.
4. Михайлова З.П., Михайлов В.М. Сочинения. Часть 2. – 2000. – С.66.
6. Антонова З.С., Метин П.Н. Родная литература. – 2002. – С.151.
Волшебная фортепианная музыка
Акварель + трафарет = ?
Что есть на свете красота?
Прекрасное далёко
Соленая снежинка