Бельтюкова Ольга Александровна

Сайт учителя биологии

Не останавливаться на достигнутом

Профессия: Директор

Профессиональные интересы: Проводить уроки на современном уровне

Увлечения: Садоводство

Регион: Свердловская область

Населенный пункт: Екатеринбург

Место работы: МБОУ-СОШ № 36

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/beltyukova-olga-aleksandrovna
Только вперед!
Народное

В храме успеха нет открытых дверей. Каждый входящий пробивает свою дверь, которая плотно затворяется за ним для всех других и не пропускает даже его собственных детей. - О. Марден

Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Мир, в котором я живу Экология среды обитания человека»   предназначена для учащихся 9  классов, рассчитана на 9 часов.

Данный элективный курс  по экологии  относится  к межпредметному (ориентационному) виду и спо­собствует  развитию  функции познавательных возможностей девятиклассников, приобретению опыта работы на уровне повышенных требований, формирова­нию учебной и профессиональной мотивации.

Учебный  материал курса  включает новые для учащихся знания, не содержащие­ся в базовых программах, наиболее ценный опыт практической деятельности, позво­ляющие формировать исследовательские навыки  в области экологии, воспитывать экологическую культуру и гражданскую сознательность

Человечество широко расселилось по планете, создавая разно­образные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным расположением промышленной, жилой, коммунальной, природной зон. Населённое место должно быть привлекательным благодаря чистоте, красоте архитектурных ансамблей, отличаться безопасностью транспорта, снабжаться чис­той водой. Каждый житель населённого пункта должен проявлять заботу о создании эстетически привлекательной и гигиенически здоровой среды жизни.

Здоровье человека во многом зависит от состояния среды по­мещения, в котором он проводит большую часть времени. Синте­тические отделочные материалы и бытовые предметы в жилом по­мещении, выделяют газы, изменяющие состав воздуха. Оздоровле­ние современного жилища и создание благоприятной предметно-вещной среды требуют от человека соблюдения определённых пра­вил. Научно-технический прогресс обуславливает появление, на производстве всё новых профессионально-производственных вред­ных факторов и опасностей. Особенности микроклимата Осве­щенность, различные виды излучений. Химические вещества могут вызвать появление профессиональных заболеваний и многосторон­них нарушений в деятельности организма.

Во всех этих вопросах современный выпускник профильной школы должен хорошо разбираться. Должен понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места работы, отдыха, проживания. Поможет ему в приобретении этих компетенций курс по выбору « Мир, в котором живу. Экология среды обитания человека».

Цели курса:

  • заложить основы экологического мировоззрения;       
  • сформировать, первоначальные, представления, о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания.                        

Задачи  курса

- научиться выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;

   - познакомиться с методиками получения качественных и ко­личественных показателей экологического состояния среды жизни человека;

- помочь использовать полученные знания для прогнозирова­ния дальнейших изменений среды обитания человека и проектиро­вания решения экологических проблем своего поселения.

ФОРМЫ и МЕТОДЫ организации деятельности учащихся:

- Теоретические и практические занятия.

-  Анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности.

- Наблюдение.

- Приемы творческой деятельности.

 Реализация  программы  обеспечивается  учебно-методическим пособием:

М.В. Высоцкая  «Экология.9 класс: элективные курсы», Волгоград, Учитель, 2008

Знания, приобретённые в процессе изучения данного курса:

-об особенностях городской  среды;

- о классификации отходов и способах  избавления от них;

 - о влиянии городских свалок на здоровье человека;       

-об экологических проблемах, связанных с автотранспортом и путях их решения;

- об особенностях квартиры, как экосистемы;

- о производственной среде и профессиональных заболеваниях.

Умения, сформированные на основе приобретённых заданий:

- разрабатывать проекты озеленения города, школьного двора жилого дома;  

- использовать предметы бытового мусора для изготовления полезных веществ

- производить расчетную  оценку количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта;

проводить исследование собственной квартиры на соответст­вие её экологическим нормативам;

выявлять экологически опасные вещества в производственной среде и факторы воздействия;

-представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т. д.

Содержание учебной программы

Тема № 1 «Поселение как среда жизни» (2 часа)

Городской ландшафт и его зоны. Проблема бытового мусора.  Проблема     эксплуатации автомобилей

 

 

Тема №2 «Экология квартиры» (5 часов)

Строительные и отделочные материалы.          Интерьер.   Микроклимат жилища. Растения и  животные.  Препараты бытовой химии, их безопасное использование. Состав и качество питьевой воды. Компьютеры и здоровье.

 

 

Тема №3 «Производственная среда

 и профессиональные заболевания» (2 часа)

Метеорологические условия производства. Ионизирующие и электромагнитные излучения. Воздействие токсических  веществ. Плюсы и минусы  биотехнологических процессов.

 

Перечень  практических работ

п/п

Название практической  работы

Тема № 1 «Поселение как среда жизни»

1.

Изучение особенностей восприятия различных районов нашего города.

2.

Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.

Тема №2 «Экология квартиры»

3.

Оценка внутренней отделки помещения, изучение естественной освещенности квартиры.

4.

Методика исследования качества питьевой воды в квартире

Тема №3 «Производственная среда

и профессиональные заболевания»

5

Определение реакции организма при повышенной температуре в помещении.

 

 

 

Литература

1. Алексеев С. В,  Груздева, Н.В. Практикум по экологии. М. АО «МДС», 1996г.

2. Вёличковский  Б. Т., Кирдачёв В. Й.,  Суравегина И. Т. «Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. – M. «Новая школа», 1997.

3. Миркин Б. М, Наумова Л. .Г. Экология - России, - М. АО «МДС», 1996г.

 4. Самкова В. А.. Прутченков А. С. Экологический бумеранг: практические занятия для учащихся 9-1О классов. – М. Новая школа  1996.

5. Энциклопедия  комнатного цветоводства – М. Колос, 1993.

6.Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической   безопасности Волгоград, Центр экологического обучения, 2001г.

7. Еремина О. А. «Экология « здоровье: викторина для 10-х, классов». Биология 1 сентября: газ. - 2011.

8. Кузнецов В.Н. «Экология дома» Биология 1 сентября: газ. - 2010.

9. Пономарёва О. Н. «Методические рекомендации к  учебнику экологии» Биология в школе: журнал. - 2003. - № 1.

10. Федорова М.К.  «Комнатные лекарственные растения» Биология 1 сентября: газ. - 2011.

 

О себе

Оптимистка

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Русские народные сказки

Мой взгляд на мир

Жизнь прекрасна

Мои достижения

Любимые дети, внуки. Любимая работа.

Моё портфолио

1. Значение проверки знаний учащихся по биологии
Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.
Изучение состояния биологической подготовки учащихся- непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять прессом обучения.
Систематическая проверка знаний способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.
2. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся
Различают текущую, тематическую и итоговую (годовую) проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления. Как для текущей проверки, так и для итоговой проверки используются различные формы, методы и приемы: устная, письменная (текстовая и графическая), практическая.
В обучении биологии до недавнего времени применялись преимущественно традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Учитель при этом может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли учащиеся делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке учащихся.
Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов ( тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.)
Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении. Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. Например, систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.
В процессе тематической и итоговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся группы, получить объективные данные для сравнения результатов учебной подготовки учащихся одной или нескольких групп.
Нетрадиционные формы и методы проверки имеют определенные недостатки. Главный из них - высокая вероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его можно путем повышения качества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют выявить умения учащихся логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. С помощью нетрадиционных форм проверки трудно выявить степень овладения специфическими для курса биологии видами учебной деятельности, например, проводить наблюдения, определять растения и др.
В связи с этим целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний использовать в сочетании с традиционными, как при проведении текущего, так и итогового контроля. Однако, учитывая дефицит времени, отведенного на изучение курса биологии, следует более широко использовать нетрадиционные формы проверки.
3. Обучение учащихся работе с тестовыми заданиями
Нетрадиционные формы заданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этому способствует систематическое применение тестовых заданий для текущей проверки знаний, знакомство учащихся с различными видами тестов и обучение работе с ними. Прежде всего, важно обучить работе с заданиями на выбор одного правильного ответа.
Например, при выполнении заданий, ориентированных на выбор ответа, учитель предлагает учащимся прочитать его, найти в нем главную часть, составить ответ и сопоставить его с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву.
 

Добавить грамоту в портфолио