Пособие__Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста(автор: А.Н.Зимина)

Основы музыкального воспитания и развития

детей младшего возраста

(А.Н.Зимина)

Раздел I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ

         МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

 

  • Глава 1. Теоретические основы музыкального воспитания детей
    • Задачи современного искусства
    • Музыка как один из видов искусства
    • Проблемы музыкально-художественного воспитания детей
    • Психологические основы музыкального воспитания детей
  • Глава 2. Предмет теории и методики музыкального воспитания детей
    • Значение музыкального воспитания
    • Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития
    • Задачи музыкального воспитания детей
    • Характеристика системы музыкального воспитания
    • Средства музыкального воспитания
  • Глава 3. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей
  • Глава 4. Методы и приемы музыкального воспитания, обучения и развития детей
  • Глава 5. Руководство работой по музыкальному воспитанию и развитию ребенка
    • Организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении
    • Планирование и учет работы по музыкально-эстетическому воспитанию и развитию ребенка
    • Организация работы по разделу "Музыкальное воспитание" в методическом кабинете города, района

Раздел II. ВИДЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Глава 6. Слушание - восприятие музыки
    • Значение и задачи слушания - восприятия музыки
    • Формы слушания музыки
    • Общая характеристика приемов воспитательной работы
    • Содержание и приемы работы по слушанию музыки в разных возрастных группах дошкольного учреждения
  • Глава 7. Пение
    • Роль и задачи пения
    • Особенности детского певческого голоса
    • Основные певческие навыки
    • Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению
    • Песенный репертуар и требования к его подбору
    • Подготовка педагога к обучению детей пению
    • Обучение пению в разных по возрасту группах
  • Глава 8. Музыкально-ритмические движения
    • Значение и задачи музыкально-ритмического воспитания
    • Виды музыкально-ритмической деятельности
    • Общие приемы обучения музыкально-ритмическим движениям
    • Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах
    • Подготовка педагога к обучению детей музыкально- ритмическим движениям
  • Глава 9. Игра на музыкальных инструментах
    • Значение игры на инструментах
    • Классификация музыкальных инструментов
    • Организация занятий по обучению игре на инструментах
    • Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах
  • Глава 10. Музыкально-дидактические игры
    • Назначение музыкально-дидактических игр
    • Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения

Раздел III. ФОРМЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Глава 11. Музыкальные занятия
    • Значение, задачи музыкальных занятий и требования, предъявляемые к их проведению
    • Виды музыкальных занятий
    • Организация и построение музыкальных занятий
    • Организация и проведение музыкальных занятий с детьми раннего возраста
    • Роль воспитателя в процессе проведения музыкальных занятий
  • Глава 12. Музыка в быту дошкольного образовательного учреждения
  • Глава 13. Вечера развлечений
    • Значение развлечений. Их виды и формы. Роль музыки на вечерах развлечений
    • Организация и проведение вечеров развлечений
  • Глава 14. Самостоятельная музыкальная деятельность
    • Общая характеристика самостоятельной музыкальной деятельности, ее условия и содержание
    • Руководство педагогом самостоятельной музыкальной деятельностью детей
  • Глава 15. Музыка на праздниках
    • Роль музыки
    • Содержание и организация праздников
    •  Подготовка и проведение праздников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnik.rar2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Глава 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

     История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой ча стью человеческой деятельности, что личность человека может пол ностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. В воспитании современного человека наряду с наукой ис кусство занимает важное место. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. Стремясь к воспитанию современного че ловека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической вос приимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения.

     Нельзя говорить об эстетическом воспитании всего народа без учета возрастного развития человека. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребенок приобщается к художественной деятельности. У него вырабатывается определенное отношение к при роде, труду, общественной жизни, быту, ребенок учится видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. Частью эстетического воспитания является художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства.

     Задачи современного искусства состоят в том, чтобы, во-первых, всесторонне осветить жизнь современного общества, раскрыть геро ику народа в труде и стремлении к миру в художественных образах. Во-вторых, влиять посредством художественных произведений ис кусства на чувства и мышление людей, воздействовать на их взгля ды, отношение к окружающему, воспитывать их мировоззрение.

     Таким образом, искусство, с одной стороны, служит средством  познания окружающего мира, а с другой - средством воспитания.

     Современному обществу нужны люди, откликающиеся на красоту жизни. А подлинная красота всегда человечна, гуманистична. Она облагораживает человека, делает его лучше, выше, чище. Че ловеческая личность не отделена от общественного прогресса, а он, в свою очередь, не отделим от гуманизма. Только в обществе, пост роенном на подлинно гуманистических началах, может быть сфор мирован поистине прекрасный человек.

     Еще Н.Г. Чернышевский писал: «...прекрасное есть жизнь; пре красно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова дол жна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни».

     Подлинный прогресс и гуманизм должны быть неразделимы. И высшей целью искусства является всестороннее развитие личнос ти, гармоническое объединение ее с историей, обществом, человече ством, одухотворение научного и технического прогресса идеями гуманизма. В чем же заключается красота искусства? Красота ис кусства заключена, прежде всего, в содержании, правдиво отра жающем действительность, утверждающем прекрасное в действи тельности. Красота искусства проявляется в форме, созданной по законам, присущим данному его виду. Красота искусства заключа ется в соответствии содержания и формы. Только все это в целом характеризует красоту искусства любого вида. Примером единства содержания и формы в музыкальном искусстве могут служить такие произведения, как VI симфония П.И. Чайковского, оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Пскови тянка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина и др.

     Основное внимание искусство уделяет человеку, его деятельности и внутреннему миру. Эстетическое освоение действительности сред ствами искусства осуществляется в процессе творческой работы. Со здавая произведение искусства, музыкант, поэт, художник концент рирует, мобилизует все свои силы, опыт, знания, вдохновение. Он глубоко познает данное явление и не только анализирует его, но и как бы сопереживает. П.И. Чайковский так говорил о процессе со здания им оперы «Пиковая дама»: «Я писал ее с небывалой горячнос тью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходя щее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака пиковой дамы) и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей».

     После выхода произведения в свет люди, воспринимая его, не остаются равнодушными. Они волнуются вместе с героями или за их судьбу, радуются или негодуют, творчески откликаются на вос принятое. В этом заключается процесс художественного освоения жизни. Художественные произведения помогают человеку уловить самое нужное, отвечающее его внутреннему миру, прийти к какому-то выводу, решению; «...в создании поэта люди, восхищающиеся им, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно пред ощущали». Сила искусства и заключается в том, что, сопереживая, человек незаметно для самого себя начинает горячо любить или ненавидеть и в соответствии с этими чувствами проявляет в своей жизни и деятельности определенное отношение к явлени ям жизни, поведению людей. Зачастую человек ощущает подъем творческих сил, желание совершить что-то значительное, напри мер, благородный поступок.

     Таким образом, мы видим, как огромна роль искусства в воспи тании чувств и сознания человека. Оно формирует личность, влияет на развитие творческой деятельности и, в соответствии с требова ниями общества, является высшей формой эстетического освоения действительности в единстве его познавательного, идейно-воспи тательного и эстетического моментов.

     Специфической для искусства формой отражения действитель ности, основной формой художественного познания, мышления является художественный образ. Он так же богат и глубок по свое му содержанию и смыслу, как глубока и многозначна сама жизнь.

     Художественный образ характеризуется неразрывным органи ческим единством общего, существенного, закономерного, конкрет ного и индивидуального. Например, образ Ивана Сусанина отра жает тип русского человека патриота. В конкретном персонаже здесь обобщены характерные черты всего русского народа.

     Каждый вид искусства, каждая область художественного твор чества обладает своими особыми средствами создания художест венных образов, которыми являются: язык слов, красок, звуков, пластических движений и т.п.

Каждый вид искусства связан с деятельностью человечес кого сознания. Являясь особой формой сознания, он закрепляет свои познавательные результаты различными средствами: поэзия - словами, скульптура - пластическими материалами, а музыка - звуками.

МУЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИСКУССТВА

     Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздейству ющее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое ме сто в его общем культурном развитии. Музыка - постоянный спутник человека во всей его жизни. Она - по выражению Стендаля, - явля ется единственным искусством, проникающим в сердце человечес кое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчер кивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение име ет музыкальная работа с детьми. Это - фундамент, без которого музы кальная пропаганда в массах никогда не будет давать полноценных результатов. Уровень музыкальной культуры подрастающего поко ления в настоящее время во многом зависит от решения проблем эсте тического воспитания и образования. Недооценка роли музыкальной культуры в формировании личности в годы застоя породила дис гармонию в формировании духовного мира молодежи, отрицательно сказалась на развитии эмоциональной сферы, играющей важную роль в трудовой, общественной и личной жизни человека.

    Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче стано вятся переживания.

    Воспитывая всесторонне развитых людей - физически совер шенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, фор мированию у них интереса и любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное раз витие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вку сов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем вос питать хороший музыкальный вкус.

    Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стрем ление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, все лить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состоя ние тоски, скорби или тихой грусти.

     Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, воз буждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая - снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую усталость.

     Но не только разнообразная по своему содержанию музыка мо жет оказывать различное воздействие на человека. Одно и то же музыкальное произведение часто действует по-разному на людей и даже на одного и того же человека при неодинаковых условиях. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эс тетического вкуса, общей культуры.

     Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями яв ляются: приобщение детей к деятельности в области искусства, раз витие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способнос тей детей.

     Учитывая огромное воздействие музыки на эмоции и стремле ние ребенка понять и почувствовать ее содержание, особенно важ но использовать музыкальные произведения, художественно конк ретно отображающие близкую и доступную ему действительность. Известно, что одним из источников возникновения музыкальных образов являются реальные звучания природы и человеческой ре чи - все то, что воспринимает слух человека в окружающем мире. «С древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышал вокруг се бя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. Главную же основу музыкального искусства составляла осмысленная и чувственно выразительная речь человека».

     Развиваясь в процессе звукового общения, музыка была внача ле неразрывна с речью и танцем. Она приспосабливалась к рит му трудовых движений, облегчала их, объединяла людей единым стремлением. Как живописец подражает формам и краскам приро ды, так и музыкант подражает звучанию - интонациям, тембру, модуляциям голоса. Однако суть музыки не в звукоподражаниях и изобразительных моментах. Музыкальный образ лишен непос редственной, конкретной видимости, но он динамичен по своей природе и обобщенно, звуковыми средствами выражает существен ные процессы жизни. «Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежит интонация человеческой речи, - такова природа му зыкального образа».

     Остановимся кратко на вопросе специфики музыкального ис кусства, выделим его основные и неповторимые черты.

     В произведениях классической русской литературы - Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, В.Г. Короленко очень ярко показана сила воздействия музыки на человека, ее спо собность в определенные моменты сближать людей в едином на строении, переживании, порыве, вызывать чувства любви, веселья, торжества, гордости, печали, ненависти.

     Вот как описывает эффект воздействия песни на слушателей И.С. Тургенев в повести «Записки охотника». «Не одна в поле до роженька пролегала, - пел он, и всем нам сладко становилось и жут ко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый, он даже сначала отзывался чем-то болезненным, но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и ды шала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его рус ские струны. Песня росла, разливалась... Он пел, совершенно за быв своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как добрый пловец волнами, нашим молчанием, страстным участием. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необоз римо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на серд це и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыдания вне запно поразили меня... я оглянулся - жена целовальника плакала, припав грудью к окну».

     Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.п.), которые обладают средствами объективного из ображения действительности, представляет собой искусство выра жения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки прежде всего является эмоциональная сто рона психических переживаний человека, и только через эти пе реживания происходит отражение образов окружающей действи тельности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание.

     Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоци онального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

     Одним из главных средств создания музыкального образа явля ется мелодия, организованная ритмически, обогащенная динами кой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами.

     Обычно уже по первым словам арий или сцен, облеченным в яр ко характерную мелодическую фразу, слушатель узнает любимых героев классических опер. Напойте фразы: «Куда, куда, куда вы удалились...», «Ты одна, голубка Лада...» и в вашей памяти сразу возникнут Ленский, князь Игорь.

     Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отра жением образов реального мира.

     Особенность музыки, ее эмоциональная сила заключается в спо собности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. «Музыка через раскрытие че ловеческих переживаний отражает породившую их жизнь».

     Психолог Б.М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка преж де всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством». Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благо родные чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состо яние мира. Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способству ет переживанию и осмыслению их.

     Характер воздействия музыкального сочинения зависит от того, насколько конкретизировано его содержание. С этой точки зрения различают музыку со словесным текстом, программную и непрог раммную чисто инструментальную музыку. К первой относят песню, романс, хор, кантату, ораторию, оперу и др. Программная музыка снабжена словесной (нередко стихотворной) программой, раскры вающей ее содержание. Программой может служить заглавие, ука зывающее на какое-либо явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живо писное или пластическое произведение. Программа и музыка про граммного сочинения находятся в единстве. Как нельзя оторвать чувства человека от его мышления, поскольку не существуют абстрактные чувства, так нельзя разрывать программу и выражающую ее музыку.

      Приведем высказывание Б.М. Теплова о симфонической поэме П.И. Чайковского «Франческа да Римини», написанной по моти вам «Божественной комедии» Данте.

     «Прямое и непосредственное содержание музыки - всегда эмоци ональное содержание. В данном случае прямым и непосредственным содержанием произведения Чайковского является эмоциональная сторона... эмоциональное содержание... Это эмоциональное содер жание может быть полностью раскрыто только в связи с самим рассказом. Поэтому можно сказать, что содержание симфонической поэмы Чайковского полностью раскрывается только в музыке, со единенной с программой. Музыка, оторванная от программы, в дан ном случае не является еще художественным целым, и всякие воп росы о том, что именно выражает музыка программного сочинения, если ее рассматривать независимо от программы, являются вопро сами искусственными, художественно бессмысленными».

     Следовательно, знание программы - необходимое условие адек ватного восприятия музыкального произведения. «Музыка (про граммная) дает возможность исключительно глубоко проникнуть в содержание самых разнообразных идей, образов, событий, но лишь при одном условии: если само это содержание заранее известно.

     Из музыки, как таковой, нельзя впервые узнать содержание ка кой-либо мысли или картины. Но когда это содержание известно, с помощью музыки можно так глубоко его прочувствовать, пере жить, сделать его своим внутренним достоянием, как может быть никаким другим путем.

     В этом мощь музыки, в этом ее великое познавательное зна чение».

     Программой может служить только заглавие. В качестве примера приведем фортепианный цикл П.И. Чайковского «Времена года», произведения малых форм и написанные для детей, других компози торов («Клоуны» Д. Кабалевского, «Весенний ручей» А. Живцова и пр.). Автор музыки, предлагая заглавие, ориентирует воображение слушателя и исполнителя в определенном направлении.

     Теперь рассмотрим, что представляют собой непрограммные инструментальные произведения, например, соната, квартет, трио, прелюдия и т. д. Содержание непрограммной музыки составля ют эмоции. Насыщенная живыми интонациями, выражающими определенные человеческие переживания, она отражает реальную   жизнь, которая является источником этих переживании, но отра жает через эмоции.

     В этом смысле о содержании своих произведений высказывался Чайковский в письме к Танееву. «...Я не хотел бы, чтобы из-под моего пера являлись симфонические произведения, ничего не вы ражающие и состоящие из пустой игры в аккорды, темпы и моду ляции. Симфония моя, разумеется, программная, но программа эта такова, что формулировать ее словами нет никакой возможности... Не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что про сится из души и хочет быть высказанным?» (датируется 17 февра ля 1878 г.).

     Б.М. Теплов, проведя глубокий анализ ряда музыкальных про изведений, писал: «Специфическим для музыкального пережива ния является переживание звуковой ткани как выражения некото рого содержания. Иначе говоря, музыки без содержания нет».

     Итак, непрограммная музыка выражает только эмоциональное содержание. Но это содержание обязательно есть. Им определяют ся особые познавательные возможности музыкального искусства.

     Музыка не дает новых конкретных фактических знаний, но она может углубить имеющиеся, эмоционально насытив их.

ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

     Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музы кального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углуб ления этих впечатлений - вот важная задача, которую стремятся осу ществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Они пользуются музыкой как одним из средств эмоцио нально-образного познания ребенком окружающей жизни, форми рования его личности. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели -воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проника ла в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубо ко связывала его с ней.

     Познание мира через художественный музыкальный образ обо гащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкаль но-художественное впечатление, каждый музыкально-художест венный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей ого жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего по коления в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятель ности, всесторонне обогащает свою личность. С помощью музы кального искусства он как бы входит внутрь жизни, отраженной в свете определенного мировоззрения. При этом очень важно то, что переживание образа создает определенное отношение к нему, формирует моральные оценки, имеющие гораздо большую силу, чем оценки просто сообщаемые и усваиваемые. Следовательно, му зыкальное воспитание необходимо использовать в целях форми рования мировоззрения детей. В результате всей суммы разнооб разного музыкального воздействия в детстве человек должен стать подлинным любителем музыки, культурным слушателем, способным иметь о ней собственное суждение. Но не всякое музыкальное про изведение по своему содержанию соответствует этим важным вос питательным задачам. Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран. Н.А. Ветлугина, рассказывая о между народной конференции по музыкальному воспитанию детей и юно шества, пишет: «Крупнейшие музыканты мира - композиторы, музыковеды, педагоги - раздумывали, какой должна быть музыка для детей. По мнению многих из них, творческие деятели должны иметь ясное представление о передовых идеалах нашего времени и создавать глубокую демократическую музыку, яркую в ее жанро вой характеристике... Детей, особенно маленьких, надо воспиты вать на народной песне с ярко выявленной ладовой основой. Писать следует в традиционно-классической манере, но совершен ствуя ее приемы.

     Вместе с тем музыка для детей строится не в отрыве от тех дос тижений в области мелодии, гармонии, полифонии и ритма, кото рыми отличаются современные произведения. Она создается про фессионалами. Нельзя допускать примитивизма, предполагая, что детям он доступен».

     Музыканты-педагоги в первую очередь используют для работы с детьми произведения, отображающие важные события в жизни народа, его героическую историю, произведения, отражающие кар тины и явления природы, народную музыку. Музыкальный мате риал для детей также тщательно подбирается с точки зрения его воспитательной и художественной ценности.

     Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим художественно-педагоги ческим требованиям:

♦  быть высокоидейными, способствовать пробуждению и раз витию гуманных чувств;

♦  быть художественными;

♦  эмоционально насыщенными;

♦  содержательными и занимательными по сюжету;

♦  мелодичными;

♦  простыми по форме и доступными по содержанию.

     Но не только разнообразный по тематике и художественный по форме музыкальный материал оказывает воспитательное воздей ствие на детей. Этому способствуют и методы его преподнесения. Мало только уделить внимание технически точному исполнению произведения. Необходимо подчинить технику сознательно-выра зительной интерпретации для того, чтобы помочь детям более глу боко воспринять музыкальный образ, осмыслить его содержание. В связи с этим первостепенное значение в процессе музыкального воспитания играют принципы сознательности и активности. Ни что не должно быть заучено без понимания смысла и значения, вы разительных свойств музыкальных явлений. Отсюда вытекает необходимость использования принципа наглядности, т. е. образо вания музыкальных впечатлений на основе конкретных музыкаль ных образов. И, наконец, все приобретенные детьми знания должны найти себе применение в практической музыкальной деятельнос ти, соответствующей возрасту ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

     Музыкально-эстетическое воспитание направлено на совершен ствование многих свойств личности ребенка. Педагоги, опираясь на данные физиологии и психологии, должны заботиться об опти мальном выборе и соотношении воспитательных воздействий, по скольку от этого зависит их эффективность. Н.А. Ветлугина пишет: «Если дети воспитываются в духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, занима ются различными видами музыкальной деятельности, то и их спе циальные способности к музыке развиваются плодотворно и ус пешно. Эти принципиальные положения кладутся в основу при организации различных видов музыкальной деятельности детей».

     Занимаясь пением, слушанием музыки и музыкально-ритмичес кими движениями, необходимо опираться на знание особенностей психики детей младшего возраста, природы возникновения их эс тетических чувств, потребностей, склонностей.

     Рассмотрим природу способностей.

     Психологическая наука определяет способности как индивиду ально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности.

     Известно, что человек не рождался и не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определенных истори ческих условиях, в которых вырабатывается потребность в них и предъявляются требования к их развитию.

     Физические и умственные способности человека развивались и процессе труда - воздействия на природу. Труд изменил собст венную природу человека, естественные силы постепенно подчиня лись его потребностям, целенаправленной деятельности. Поэтому специфические человеческие способности зависят от объективных условий жизни.

     Способности развиваются как бы в двух планах: историческом и в формировании каждого индивидуума. Развитие способнос тей - это результат присвоения всего объективного богатства, соз данного человечеством, результат опыта, накопленного рядом по колений. Однако способности - это не врожденные свойства.

     Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические за датки, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития, осуществля емого в процессе воспитания и обучения.

     На основании данных биологии и физиологии Б.М. Теплов ука зывает на разницу между врожденными задатками и наследственно стью, наследственными способностями. Задатки могут возникнуть в утробном периоде развития ребенка, а способности родителей иногда совершенно отсутствуют у их детей.

Задатки также не имеют социальной направленности. По дан ным психологии они сами по себе безразличны к той или иной профессиональной деятельности, и на основе одних и тех же задатков можно сформировать самые различные способности в зависимос ти от условий жизни, характера, деятельности и воспитания.

     В исследованиях по психологии указывается, что способнос ти, материальной основой которых являются особые свойства нервной системы, выработавшиеся в тех или иных видах деятельнос ти, составляют единую динамическую систему. Способности имеют свою специфику: их формирование предполагает сознательное, изби рательное преображение свойств нервной системы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет тот или иной вид труда.

     Исходя из положения о формировании способностей в деятель ности человека, ученые утверждают, что развитие способностей неразрывно связано с расширением знаний человека, с приобрете нием умений и навыков к действию. Материальной основой уме ний и навыков служат временные связи, образовавшиеся в коре головного мозга. Это доказывает учение И.П. Павлова. В свою оче редь быстрота образования связей, их прочность и подвижность зависят от свойств нервной системы. Они и лежат в основе психи ческой деятельности, придавая индивидуальную характеристику тем или иным реакциям в нервной деятельности.

     Несмотря на неразрывную связь процесса развития способнос тей с приобретением умений и навыков, отождествлять их нельзя.

     Навык вырабатывается в любом виде труда, в любой деятельно сти, даже если трудовой процесс совершается формально, механи чески. Способность же к тому или иному виду труда, той или иной деятельности требует активного включения мозга и сердца, мысли и чувств, творческого отношения. При формальном подходе к делу способности могу быть утрачены или остаться невыявленными, и наоборот, творческое отношение к труду поднимает способности на более высокий уровень, обусловливает их успешное развитие.

     Б.М. Теплов включает в понятие «способность» три признака:

1. «Под способностями разумеются индивидуально-психологи ческие особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь та кие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям и умени ям, которые уже выработаны у данного человека».

     Таким образом, способности - это «индивидуальные особенно сти, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков».

     Большое внимание природе способностей уделяли психологи и музыковеды СП. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, Л.Н. Ландо, Е.В. Назайкинский, Л.С. Выготский, К.В. Тарасова, Д. Б. Эльконин и др. В их работах сформулированы определения свойств личности.

1. Способности - это индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую при годность к тем или иным видам деятельности.

2. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особеннос ти человека, на основе которых можно формировать самые различ ные способности. Они не имеют социальной направленности. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности. Например, на основе прекрасного слухового аппара та могут развиваться способности радиста, музыканта, настройщи ка музыкальных инструментов. Однако оттенки этих способностей будут различными.

3. Одаренность - качественно своеобразное сочетание способ ностей, необходимых для успешного выполнения человеком какой-либо деятельности.

4. Для успешного выполнения деятельности кроме способнос тей человеку необходимо еще и обладание знаниями, умениями и навыками, которые, как и способности, приобретаются в процес се общественно-трудовой практики и прежде всего в процессе вос питания и обучения. Знания, умения и навыки не тождественны способностям.

     Итак, при организации процесса музыкального воспитания детей необходимо учитывать тот факт, что музыкальные способно сти наилучшим образом развиваются на основе анатомо-физиологических задатков в процессе разнообразной музыкальной дея тельности.

     Педагоги многих стран спорят о том, нужно ли учить музыке всех детей или только особо одаренных. Современная педагогика считает, что музыке как профессии следует обучать детей, имеющих влечение к ней и отличные музыкальные способности, но общее музыкальное воспитание должно распространяться на всех детей. И главной зада чей массового музыкального воспитания педагоги-музыканты счита ют не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.


 

Комментарии

Спасибо вам, Светлана Анатольевна за размещённый на сайте учебник. Всегда бывают нужны теоретические знания для оформления шапки к размещаемым в портфолио документам, и это прекрасно, когда у тебя под рукой есть такой учебник, и не надо бежать в библиотеку, чтобы обратиться к его страницам. Ещё раз благодарю вас!

Спасибо и Вам за благодарность. Всегда рада помочь коллегам))))
Козлов Олег Филиппович

Содержательная, весьма полезная статья. Огромное спасибо, Светлана Анатольевна. Рад за Вас...